kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выполнение облицовки поверхностей керамическими, бетонными и каменными плитками. Удаление возможных дефектов облицовочных поверхностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устройство покрытий полов и облицовка стен. Технология выполнения плиточных, облицовочных и обойных работ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выполнение облицовки поверхностей керамическими, бетонными и каменными плитками. Удаление возможных дефектов облицовочных поверхностей»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛЕБЕЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


по профессии «Мастер сухого строительства»


ПМ.04 Устройство покрытий полов и облицовка стен.


Тема № 2: Технология выполнения плиточных, облицовочных и обойных работ.


Урок: «Выполнение облицовки поверхностей керамическими, бетонными и каменными плитками. Удаление возможных дефектов облицовочных поверхностей».





Разработал :

мастер производственного обучения

Уваровская И.Н.

первая квалификационная категория








г.Белебей 2017

Тема по программе № 2: «Технология выполнения плиточных ,облицовочных и обойных работ».

Тема урока: Выполнение облицовки поверхностей керамическими, бетонными и каменными плитками. Удаление возможных дефектов облицовочных поверхностей.

Цели:

Образовательная: Сформировать у обучающихся знания о технологическом процессе облицовке вертикальных поверхностей плитками

Закрепить знания о понятиях технологическая операция ,технологическая дисциплина

Формирование умений применять полученные ранее знания для решения учебно-производственных задач

Создать условия к овладению новой технологии мотивированного практического применения знаний, навыков и умений.

Развивающая: способствовать формированию у учащихся рациональных приемов и способов мышления, развитию познавательной активности и самостоятельности, контроля и взаимоконтроля, развитие способностей анализа и самоанализа выполненных работ с умением определять ошибки, внимания, памяти, речи.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся культуры труда; воспитывать умение работать индивидуально и в группах, бережно относиться к инструменту, оборудованию и материалам.


Тип урока: усвоение новых знаний на основе имеющихся, изучение трудовых приемов и операций.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Методы обучения: словесные, показательные, наглядно-демонстрационные, объяснительно-иллюстративные, практические.


Материально-техническое оснащение урока:

карточки-задания, карта трудовых приемов , плакаты по плиточным работам и технике безопасности, плакат -таблица требований к качеству облицовочных плиток.

инструкционная карта по теме: выполнение облицовки поверхностей керамическими, бетонными, каменными плитами.

инструмент: лопатка плиточника, кисть-ручник, киянка, шпатель обычный резиновый и зубчатый, молоток резиновый, кусачки;

Контрольно-измерительный инструмент: двухметровая рейка, рулетка, угольник, уровень, правило, отвес, шнур-причалка;

Материалы: металлический профиль, клей плиточный, плитка, грунтовка, затирка для швов;

Оборудование: плиткорез, металлические штыри, шаблоны для швов, точильный брусок, дрель с миксером, ветошь, тара для клея, карандаш.



Межпредметные связи.

Техника безопасности и пожаробезопасность .

Безопасные условия труда, электро и пожаробезопасность при обслуживании оборудования.

Основы экономики труда и производства.

Экономия материалов.

Здоровьесберегающая среда достигается через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм и охрану труда.

Материаловедение




Ход урока:


Организационная часть.(2-3 мин)

Построение учащихся; приветствие учащихся;

доклад командира о наличии учащихся;

проверка внешнего вида, наличие специальной формы, перчаток, готовности к уроку.



Вводный инструктаж. (50мин)

Мотивация деятельности учащихся.

Сообщить тему урока и учебную цель.

Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Беседа по материалу, изученному на предыдущих уроках производственного и теоретического обучения.

б) Объяснение нового материала.



Текущий инструктаж.

Самостоятельная практическая работа учащихся.

Первый обход рабочих мест: проверка организации рабочего места.

Второй обход рабочих мест: проверка качества выполнения трудовых приемов и соблюдение правил техники безопасности.

Третий обход рабочих мест: проверить правильность ведения самоконтроля, выяснить причины затруднений в работе и оказать помощь.

Четвертый обход рабочих мест: произвести приемку и оценку работ..




Заключительный инструктаж.

Подведение итогов дня:

отметить учащихся, показавших хорошие результаты в выполнении упражнений.

анализ ошибок, допущенных учащимися при облицовки поверхности плитками, самоанализ, объявление оценок.

Задание на дом.



 Вводный инструктаж.

Слово мастера: 

Тема сегодняшнего урока – Выполнение облицовки поверхностей керамическими, бетонными и каменными плитами. Но сначала – основные вопросы:

- Расскажите какие виды строительных работ должны быть закончены до облицовочных работ?

Монтажные, штукатурные, столярные, малярные, стекольные, сантехнические.

- Назовите виды плитки:

*Керамические: глазурованные и неглазурованные;

*Стеклянные

*Керамическая плитка представляет собой строительный облицовочный материал, изготавливаемый путем стекания каолиновой глины, кварцевого песка, флюсов, красителей и др. минерального сырья.

*По форме плитки бывают: квадратные, прямоугольные, трехгранные, восьмигранные.

- Что называется облицовкой?

Покрытие поверхности стен, перегородок и других конструкций элементов изделиями из природного камня, керамической плитке, синтетических материалов.


-Перечислите где применяется облицовка.

Ванная комната, кухня ,вестибюли и коридоры в жилом доме ,прачечные ,операционные, т.е. там где предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования, повышенная влажность.


-Какие клеящие материалы применяют для облицовочных работ?

Цементно-песчаный раствор состав от 1:3 до 1:6. Мастики: 1. карбоксицементно-песчаная. 2.поливенилацетатная. 3.мастика-синтелакс. 4.клей плиточный .


-Какие виды облицовки вы знаете?

 Вразбежку, шов в шов, по диагонали.



-Как подготавливают поверхности, имеющие отклонения свыше допустимых?

Поверхности, имеющие отклонения свыше допустимых, выравнивают оштукатуриванием.

-Назовите инструменты для плиточных работ и расскажите его назначение?

Лопатка плиточника (для нанесения раствора на плитку).

Киянка (для постукивания облицовки,),зубчатый шпатель (для нанесения клея на поверхность), резиновый шпатель (для затирки швов).

-Как подготавливают плитку к облицовке?

Сортируют по размеру, цвету .Осуществляют резку плиток, сверление отверстий.


-Для чего устраивают швы между плитками?

Для осуществления вентиляции и высыхания раствора.


Объяснение нового материала.

Прежде всего, вспомним, что перед тем как облицовывать поверхность кирпичных стен, их нужно выровнять при помощи оштукатуривания, что мы и сделали предварительно. При этом отклонение штукатурки при прикладывании 2-х метрового правила не должны превышать 2 мм, т.к. толщина клея под плиткой не должна быть более 3 мм, которая достигается нанесением клея на поверхность зубчатым шпателем.

Облицовка способом «шов в шов» самый актуальный и самый распространенный вид в облицовочных работах, он применяется как в общественных зданиях, так и в жилых помещениях. Это твид облицовки красив по внешнему виду, декоративен, если ее выполнять, используя одноцветные плитки и плитки с рисунком, а швы выполнять цветными в тон с рисунком .На уроке мы применяем современные материалы: сухая строительная смесь-плиточный клей, затирка для швов, грунтовка глубокого проникновения.

При облицовке вертикальных поверхностей плиткой необходимо выполнить следующие операции, которые показаны на инструкционной карте:

  1. Организация рабочего места и подготовка инструмента и оборудования.

  2. Подготовка поверхности к работе.

  3. Подготовка облицовочных плиток.

  4. Приготовление плиточного клея.

  5. Провешивание поверхности и установка маяков.

  6. Соблюдение технологического процесса облицовки.

  7. Контроль качества.

В организацию рабочего места и подготовку оборудования входит:


- оборудование должно быть в исправном состоянии.

-на рабочем месте не должно быть посторонних предметов.

-рабочее место при облицовке вертикальных поверхностей организуют так, чтобы необходимые материалы и инструменты были удобно размещены и находились под рукой и только те, которые используются при работе.


В подготовку поверхности к облицовке входит:

- бетонные поверхности, необходимо тщательно выверить при помощи рейки;

- выявленные на стене впадины следует выравнить выравнивающими составами;

- перед нанесением выравнивающего состава, поверхность обрабатывают 15% раствором ПВА или грунтовкой;


- удаление масляных пятен 5% раствором кальцинированной соды;

- на поверхность наносят насечки, на расстоянии 2-3 см друг от друга;

Если поверхность деревянная, то

- прибивают бруски, толщиной 2-2,25 см, на расстоянии 40-45 см друг от друга. Предварительно рейки и стену обрабатывают антисептиками;

- к рейкам крепят полотна рубероида для гидроизоляции;

- поверх рубероида натягивают и закрепляют гвоздями мелкоячеистую металлическую сетку;

- поверхность штукатурится, затем наносится насечка. Толщина штукатурного слоя не должна превышать;

Кирпичная поверхность:

- тщательно выверить поверхность- при помощи рейки-правила;

- срубить выступающие элементы кирпичной кладки;

- впадины необходимо выровнять цементно-песчаным раствором;


В подготовку облицовочных плиток входит:


-отсортировка керамической плитки для резки, используя в целях бережного отношения к материалам и стремление к экономному их расходованию, мастер должен предусмотреть последующее использование плиток-доборов, а также подчеркнуть необходимость использовать для доборов отбракованные плитки.

-разметка

-плитки сортируют по цвету, оттенку, качеству лицевой поверхности и по размерам (калибруют)

-для сортировки плиток по размерам, используют шаблон или специальное приспособление

-особое внимание обращают на внешний вид плиток. Они должны быть правильной формы, не иметь выпуклостей, выбоин и трещин

-в ходе облицовки, требуются неполномерные плитки, получаемые разрезанием целых

-плитку режут стеклорезом или плиткорезом.


В подготовку плиточного клея входит:


-для крепления плиток при облицовке стен применяют цементно-песчаные растворы или готовый плиточный клей;

-специальные растворы, приготавливают для защиты от агрессивных воздействий среды;


Провешивание поверхности и установка маяков:


-облицовку стен начинают с провешивания- временного закрепления вертикальной поверхности марками из раствора или гвоздей;

-при разметке покрытия, определяют контуры облицовываемой поверхности;

-низ облицовки располагают на уровне чистого пола;

-выше верха облицовки забивают штыри, от них натягивают по отвесу шнуры, которые закрепляют к штырям забитым у пола;

-в помещении, где не уложены полы, нижний маячный ряд облицовки опирают на рейку, высота которой равна толщине пола;

-в каждом ряду устанавливают сначала крайние плитки и по ним натягивают причальный шнур.


Итак, как происходит технологический процесс облицовки.

Выполнение

1) Смачивание вертикальной поверхности водой

2) Тыльную сторону плитки очищают от пыли и тоже смачивают водой

3) Накладывают раствор или клей в виде усеченной пирамидки на плитку

4) Плитку с раствором в горизонтальном положении подносят к стене, затем поворачивают, прикладывают к стене и осаживают

5) Плитку ориентируют по уложению ранее рядом и по натянутому вверху причальному шнуру

6) Легкими ударами, ручки лопатки, плитку осаживают до уровня уложенной плитки

7) Стены с уширенными швами до 3 мм, облицовывают с использованием крестиков

8) Заполнение швов

Резка плиток резцом. Сильно нажимая на плитку резцом с роликом из твердого сплава, прорезают глазурь и часть черепка (при необходимости режут дважды). Затем нижней стороной плитки ударяют о ребро доски или крышки верстака так, чтобы линия надреза попала на ребро доски. При этом плитка раскалывается точно по надрезу. Для отламывания узких надрезанных полос керамической плитки используют плитколом.

Разрезка неглазурованных плиток отличается лишь способом их разламывания. По надрезанной плитке постукивают молоточком с торцов, перпендикулярных линии надреза, после чего плитка при нажатии легко разламывается по линии надреза.

Резка плиток с использованием приспособлений. При прямой и диагональной резке плитку вставляют в зазор приспособления. Левой рукой поддерживают плитки, а резцом, который держат в правой руке, выполняют надрез вдоль направляющей планки. Затем плитку постукивают молоточком вдоль линии надреза с нелицевой стороны и разламывают с помощью захвата.

Резка плиток роликовым плиткорезом. Для разрезки плитки жвижок на стержнях резца закрепляют так, чтобы расстояние от резца до направляющего уголка соответствовало ширине отрезаемой полосы. Зажимным винтом сближают стержни резца, чтобы зазор между резцом и резиновым роликом был на 1 мм меньше толщины плитки. Плитку, поддерживая левой рукой, вставляют в промежуток между резцом и валиком и упирают в направляющий уголок. Правой рукой плиткорез двигают на себя, делая надрез на плитке. Затем легким нажимом плитку разламывают по линии надреза.

Резка плиток рычажным плиткорезом. Плитку после нанесения разметочной линии вставляют в пазы основания лицевой стороной вверх, чтобы роликовый нож находился точно над линией разреза. Каретку устанавливают в исходное положение. Нажимая на прижимной рычаг с роликовым ножом, передвигают каретку вдоль плитки. Затем плитку надрезом смещают на ребро основания и нажимом руки или с помощью плитколома разламывают.

Рубка плиток. Рубку выполняют по ходу облицовочных работ в тех случаях, когда нужно заделать отдельные места у наличников, в углах, у водоразборных кранов и стандартные плитки непригодны. На тыльной стороне плитки делают карандашом риску. По этой риске легкими ударами острым концом молоточка плиточника делают насечки так, чтобы каждый удар несколько находил на предыдущий, после чего сильным ударом тупого конца молоточка сначала по середине, а затем по всей линии переруба раскалывают плитку.

В конце вводного инструктажа мастер еще раз предупреждает о том, что все показанные приемы требуют точности и аккуратности в работе, которые должны стать профессиональными качествами плиточника-облицовщика. Воспитанию этих качеств способствуют упражнения, требующие особенно тщательного выполнения: например получить плитки-доборы, размеры которых должны быть точными до миллиметра.


Контроль качества резки плиток.


- Цвет и рисунок облицовочной плитки и всей облицовочной поверхности должен соответствовать рисунку.

- Швы должны быть заполненными, прямолинейными, взаимно-перпендикулярными и иметь одинаковую ширину.

- облицованная поверхность должна быть: жесткой, без трещин, пятен, потеков клея.

- Допустимые отклонения поверхности облицовки при проверке 2-х метровым правилом:

До 3мм для плоскости облицовки;

1-2 мм от прямолинейности и вертикальности;

Не более 1 мм для лузгов и усенок;

- Толщина швов не должна превышать 2,5-3 мм;

- Отклонения ширины шва от заданной проектом +- 0,5 мм;

- Толщина прослойки под плитками должна быть не более 15 мм и не менее 7 мм.

- Кромки разрезанных (перерубленных) плиток должны быть прямыми, без значительных выщербин и сколов. Лицевая поверхность плиток не должна иметь повреждений.

- Соответствие размеров полученных плиток-доборов заданным размерам.


Возможные дефекты и способы их устранения .

- отслоение плиток от растворной прослойки

Причины:

- усадка при твердении утолщенного слоя

- применение жирного раствора

- резкий нагрев облицованной поверхности ( в местах расположения отопительных приборов)

- грязная, плохо очищенная от пыли тыльная сторона плитки.

Способы устранения:

Осторожно, чтобы не повредить грани смежных плиток, при помощи скальпеля и молотка снимают дефектную плитку, на это место приклеивают ту же очищенную плитку или новую на тонкий слой мастики, чтобы плитка не выставлялась в плоскости облицовки. А можно аккуратно выдолбить раствор и плитку приклеить на раствор – это наиболее надежный способ ремонта.

- отслоение плиток вместе с растворной прослойкой (вспучивание)

Причины:

- неравномерная осадка здания

- вибрационные колебания конструкции

- зыбкость основания

Способы устранения:

Чтобы устранить данный дефект, поврежденную облицовку необходимо разобрать, а основанию придать необходимую прочность, как правило путем устройства цементной стяжки. Или облицовку из керамических плиток удалить совсем и заменить ее на менее тяжелый отделочный материал.

- сквозные трещины в облицованной поверхности

- по линии швов или через облицованную плитку в результате осадочных деформаций здания

- между плитками и облицовываемой поверхностью не должно быть пустот ( проверяется постукиванием)

Причины:

- повреждение швов в результате небрежного заполнения швов раствором

- незаполнение швов: неправильное выполнение технологии заполнения швов

- повреждение плиток

Причина:

Небрежность при облицовке или сильный нажим плитки к поверхности.

Способы устранения:

- в первую очередь зависит от типа облицовочного покрытия

- поврежденные плитки удаляют, на их место кладут новые

-Искажение рисунка ,укладка дефектных плиток.

- не совпадают по цвету.

- кромки разрезанных (перерубленных) плиток недостаточно прямые, имеют выщербины и сколы.

- лицевая поверхность плиток имеет незначительные повреждения.

Техника безопасности.

Рабочее место организуют так, чтобы была обеспечена техника безопасности

Сортировку плитки выполняют в плотных рукавицах, рубку, резку и подточку плиток выполняют в защитных очках с небьющимися стеклами.

Рабочий инструмент должен быть исправен, ручки плотно насажены, деревянные поверхности не должны иметь зазубрин.

При выполнении работ должна быть правильная организация труда. Инструменты и инвентарь должны находиться в местах, отведенных для них, рабочее место должно быть чистым, незахламленным.

Обрабатывают кромки, рубят плитки, выбивают заменяемые плитки в дефектных местах-в рукавицах и защитных очках.

Устанавливают плитки в резиновых перчатках, для защиты рук от соприкосновения с растворами и мастиками.

При облицовке используют переносимые подмости с ограждениями.

Запрещается выполнять облицовку со случайных опор.

По окончании работы, рабочее место должно быть убрано, инструмент очищен от клея и складирован в отведенное для него место.


Одежда должна состоять из брюк, куртки, головного убора, закрытой обуви, резиновых перчаток. Спецодежда должна быть в исправном состоянии, застегнута на все пуговицы.

Все части тела должны быть хорошо защищены.



Следить, чтобы обувь и одежда были всегда чистыми, сухими.



ПОКАЗ мастера.

(Мастер переходит к показу приема выполнения облицовки керамических плиток, комментируя все свои действия.)



Для закрепления материала прошу выполнить резку плиток одному из вас. Кто желает?

(Ученик подходит к рабочему месту и выполняет резку. Мастер контролирует правильность выполнения и при необходимости оказывает помощь, после выполнения работы проводит самоанализ).


Слово мастера: Во время текущего инструктажа вы будете самостоятельно выполнять работу. Оцениваться ваша работа будет по пятибалльной системе по следующим критериям:

-организация рабочего места;

-соблюдение безопасных условий труда;

-правильное выполнение технологии резки плиток, обработки кромок разрезанных и перерубленных плиток.

-результат работы.

-контроль качества будем производить визуально.

Выполненную работу будете сдавать командиру.

А сейчас, если нет вопросов, можно разойтись по рабочим местам и приступить к самостоятельному выполнению задания.


 

Текущий инструктаж.

Первый обход рабочих мест: проверка организации рабочего места.

Второй обход рабочих мест: проверка правильности выполнения и качества выполнения трудовых приемов и соблюдение безопасных условий труда.

Третий обход рабочих мест: проверить правильность ведения самоконтроля, выяснить причины затруднений в работе и оказать помощь.

Четвертый обход рабочих мест: произвести приемку и оценку работ.

Пятый обход рабочих мест: дать указания по уборке рабочих мест.

При обходе рабочих мест мастер обращает внимание на то, что все показанные приемы требуют точности и аккуратности в работе, которые должны стать профессиональными качествами плиточника-облицовщика. Воспитанию этих качеств способствуют упражнения, требующие особенно тщательного выполнения, например получить плитки-доборы, размеры которых должны быть точными до миллиметра.

Во время инструктажа наряду с проверкой освоения приемов и их элементов (рабочая поза, держание инструмента, последовательность и характер движений, выполнение требований безопасности труда), мастер обращает внимание и на результат труда, т. е. на соответствие размеров полученных плиток-доборов заданным размерам.


 Заключительный инструктаж.


Подведение итогов учебно-производственного дня.

Мастер совместно с учащимися анализирует выполнение самостоятельной практической работы, разбирает типичные ошибки.

Отмечает лучшие работы.

Объявляются и аргументируются оценки за выполненную работу.

Мастер объявляет домашнее задание: повторить тему «Выполнение облицовки поверхностей керамическими, бетонными и каменными плитками. Удаление возможных дефектов облицовочных поверхностей».

Уборка рабочих мест.


Оценочный лист.









Ф.И.О.

Оценка теоретической части

Организация рабочего места

Соблюдение безопасных условий труда

Правильное выполнение технологии облицовки плиток


Контроль качества

Результат работы.


Оценка практической части (общий балл)

1









2









3









4









5









6









7









8









9









10









11









12









2-5 2-5 2-5 2-5 2-5 2-5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уваровская Ирина Николаевна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства