Усвоение нового материала мин) | Предтекстовая работа 1.Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…» Евгений Евтушенко написал в 1961 г.. Произведение посвящено Сергею Преображенскому – советскому журналисту и публицисту. Он также был редактором литературно-художественного журнала «Юность». Сергей Николаевич очень любил поэзию, способствовал ее печати в периодике. Произведение относится к философской лирике, так как автор размышляет над вечными философскими проблемами человеческой судьбы, жизни и смерти, смысла человеческой жизни. Жанр стихотворения – элегия. 2.Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью. Лирический герой размышляет о любви, о жизни, о людях. 3.Лирический герой – образ того героя лирического произведения, переживания, мысли, чувства которого в нём отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создаётся представление о творчестве поэта, а не о его личности. 2. Чтение текста Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой… Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная все, не знаем ничего. Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать. | - знакомятся с историей создания стихотворения и особенностями жанра; - читают текст для понимания основных деталей темы и основной мысли текста; | Слайд 3 Слайд 4 |
Практическая часть | Задание 1. Выпишите из стихотворения выделенные слова. Объясните их лексическое значение, используя контекст (словесное окружение). Неинтересных Незаметностью Неинтересностью Неведомо Безжалостной Миры Невозвратности Примерный ответ Неинтересный – скучный, не вызывающий интереса к своей личности; Незаметность – непримечательность; Неинтересность – отсутствие ярких особенностей; Неведомо – неизвестно; Безжалостная (игра) – игра, которая не щадит, причиняет вред; Миры – души (душа) Невозвратность – безысходность. Задание 2. Основная мысль стихотворения: Е. Евтушенко показывает, что одинаковых судеб, характеров нет, поэтому уважать нужно личность каждого. Поэт грустит и одновременно восхищается многогранностью, необъятностью человека как личности. Заполните «Таблицу - синтез». Ключевые слова, помогающие передать грусть поэта и одновременно его восхищение многогранностью, необъятностью человека как личности | Толкование | Выписки из текста | | | | Примерный ответ Ключевые слова, помогающие передать грусть поэта и одновременно его восхищение многогранностью, необъятностью человека как личности | Толкование | Выписки из текста | 1. Особое, своё 2. Личный мир 3. Забирает с собой 4. Остаются 5. Не возродить | 1.Индивидуальное, неповторимое; 2. Личное пространство, в которое никто не вхож. Поэтому никто не знает, что там происходит, и никто не имеет права судить. 3. Умирая, уносит с собой в иной мир свои воспоминания, духовные ценности. 4. Увековечиваются после смерти материальные ценности, созданные при жизни; 5. Полностью забываются, стираются из памяти (уходят в забвенье) 6. Не восстановить, не вернуть. | 1. У каждой всё особое, своё,/и нет планет, похожих на неё. 2. Есть в мире этом самый лучший миг./Есть в мире этом самый страшный час,/но это всё неведомо для нас. 3…с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой…/Всё это забирает он с собой. 4. Да, остаются книги и мосты,/машины и ххудожников холсты, /Да многому остаться суждено… 5. Но что-то ведь уходит всё равно! 6. Уходят люди…Их не возвратить…И каждый раз мне хочется опять/от этой невозвратности кричать. | Консультация Правописание НЕ с разными частями речи Пример из текста: Незаметность – НЕ с существительным пишется слитно, потому что это существительное можно заменить синонимом без НЕ – СКРЫТНОСТЬ Задание 3 Выпишите из текста слова с НЕ. Объясните их правописание. Верный ответ: Неинтересный – НЕ с прилагательным пишется слитно, потому что это слово можно заменить синонимом без НЕ – СКУЧНЫЙ, а также нет противопоставления. Неведомо – НЕ с наречием пишется слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ – скрыто, безызвестно. Не возвратить – не с глаголом пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются. Задание 4 Взяв за основу идею стихотворения «Людей неинтересных в мире нет…», напишите эссе на тему «Человек – это… живая загадка» (С.Н. Булгаков) Используйте стратегию «ПОПС-формула» . Используйте в речи слова с изученной орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» Примерный ответ Эссе «Человек – это…живая загадка» Я считаю, что С.Н. Булгаков совершенно прав, утверждая, что «человек – это…живая загадка» . Потому что человек есть тайна, его душа неоднозначна, двойственна. Разгадке этой тайны можно посвятить всю жизнь. В стихотворении «Людей неинтересных в мире нет…» Е. Евтушенко утверждает, что узнать человека полностью невозможно так же, как сохранить его неповторимость после его смерти. У каждого из нас есть «тайный личный мир», в котором хранятся и самые лучшие мгновения, и самые страшные часы. Только всё это невидимо для глаз окружающих. Умирая, человек уносит с собой самое сокровенное: «и первый поцелуй, и первый бой». Материальные вещи остаются, но они не могут рассказать о человеке так много, как душевные тайны. Поэтому зачастую не удаётся возродить тайные миры, и от осознания этого, надо признаться, хочется кричать, как и лирическому герою стихотворения Е. Евтушенко. | - объясняют лексическое значение слов, используя контекст - выписывают ключевые слова, раскрывающие основную мысль текста; - объясняют правописание НЕ с разными частями речи, применяя правило; - пишут эссе на предложенную тему, соблюдая структуру ПОПС-формулы; используют в тексте глаголы изъявительного, условного, повелительного наклонений. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8-9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |