kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Цель урока:

1. Активизация интереса учащегося к работе над освоением технических навыков.

2. Развитие технических навыков учащихся первого года обучения в сочетании с задачей постановки игрового аппарата.

 

Задачи урока:

Образовательная:

1. Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.

2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.

Воспитательная:

1. Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

Развивающая:

1. Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов »









Конспект открытого урока

"Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов"











Преподаватель по классу фортепиано

Фогорош Л.В.







Январь. 2014г.



















Цель урока:

1. Активизация интереса учащегося к работе над освоением технических навыков.

2. Развитие технических навыков учащихся первого года обучения в сочетании с задачей постановки игрового аппарата.


Задачи урока:

Образовательная:

1. Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.

2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.

Воспитательная:

1. Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

Развивающая:

1. Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.


Форма урока - индивидуальный урок.


Тип урока - урок закрепления полученных навыков.

Методы урока:

1. Практический.

2. Словесный.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

3. Работа над техническими формулами.

3. Заключение.

Оборудование: фортепиано, ноты с иллюстрациями.








Ход урока


Вступление:


Наш урок мне хотелось бы посвятить решению технических проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.

В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мы понимаем, что развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть систематичность приобретения навыков.

С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа - работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой.

В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия.

На этом уроке мне хотелось бы представить упражнения из сборника "Веселая музыкальная гимнастика" С.А.Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка как с различными техническими формулами, так и разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.

Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнения, зато они любят музицировать. Им нравиться заниматься физкультурой - бегать, прыгать, приседать. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют массу удовольствия. Эта любовь к движениям положена в основу всех упражнений сборника. Ассоциации с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают почувствовать приятные ощущения в пальцах и руках при игре на фортепиано. Кроме этого упражнения очень полезны для развития координации маленького пианиста, его ощущения клавиатуры. Позволяют ребенку почувствовать себя настоящим музыкантом исполняя упражнения сразу двумя руками в параллельном и расходящемся движении в доступных ему темпах, исполнению различных штрихов, двойных нот, аккордов, гаммообразного движения.

Достоинством данного пособия является то, что нотный материал постигается очень легко, благодаря тому, что упражнения состоят из 5-6 нот, которые играются на белых клавишах в одной позиции. Все упражнения ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, раскачивание и т.д. Эти пьесы иллюстрируются картинками, которые способствуют усвоению материала и развивают образное мышление учащегося.


Теперь разрешите вам представить Полякову Катю, ей 6 лет, девочка обучается первый год. Катя поможет мне представить упражнения из этого сборника. Сейчас мы покажем вам упражнение на non legato, 3-м пальцем играются ноты расположенные через 2 октавы подряд и обратно. Упр. 2 с картинкой и текстом

Все упражнения в сборнике сопровождаются подтекстовкой.

Лапку вправо потяни, а потом назад верни.

Лапку влево потяни, а потом назад верни.

Педагог: Катя, постарайся сыграть ноты мягко с хорошей амплитудой, как бы "рисуя" над клавиатурой радугу. фото

Ученица играет упражнение правой рукой.

Педагог: Молодец, у тебя все хорошо получилось. Как ты думаешь достаточно ли свободной и пластичной была твоя рука?

Ученица: Нет, мне кажется рука у меня была зажатая и не пластичная.

Педагог: Сыграй еще раз и постарайся учесть замечания.

Ученица играет упражнение правильно. После этого упражнение исполняется левой рукой с учетом всех замечаний.

Педагог: Молодец, Катя, ты хорошо справилась с задачей. Теперь наша задача усложняется. Мы будем играть упражнение одновременно двумя руками. Упр. 4 Картинка текст

Лапки в стороны тяни, а потом соедини.

Упражнение можно играть как в зеркальном так и в параллельном движении, кроме этого следующие упражнения из сборника, являясь вариацией первого, открывают просторы для творчества как педагога, так и для ученика. Упражнения 5, 6:

Прыгай, прыгай, не зевай,

Выше лапки поднимай.

Упражнения 11-17 из сборника помогают отработать самостоятельные движения 1,2,3 и 4 пальцев. Задержанный 5 палец готовит к исполнению двухголосия.

Педагог: Катя, давай покажем самый сложный вариант этого упражнения. Очень важно обратить внимание на задержанный бас в левой руке и длинные ноты в правой. Они должны быть дослушаны до конца. А значит четвертные ноты в обеих руках нужно сыграть легче и бережнее. Попробуй. упр 17

Педагог: Все ли у тебя получилось?

Ученица: Мне кажется, я недостаточно хорошо послушала длинные ноты.

Педагог: Правильно, а еще слишком тяжело сыграла четвертные ноты, попробуй еще раз. Обрати внимание на руки. Локти держи выше, но не зажимай их играй свободной рукой. Кисть опирается на 5 палец, а остальные пальцы двигаются по клавишам свободно на non legato. Пальцы собраны, не должны торчать в разные стороны.

Педагог: Молодец Катя. Ты хорошо справилась с заданием.

Упражнения на non legato помогают усваивать правильные пианистические движения, воспитывают хорошее ощущение клавиатуры, устойчивость пальцев, а главное - ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.

Упражнения 21

Постепенно упражнения в сборнике усложняются, и мы переходим к упражнениям на legato. Главная задача на этом этапе - умение плавно соединять звуки, добиваться "слышимого" legato, а не формального переступания с пальца на палец. Сейчас Катя покажет несколько упражнений. Здесь важно сочетать приготовленные пальцы с гибким движением кисти, всей руки, которая как бы "идет за пальцами".

Ученица исполняет упражнения, сложная задача требует от нее обостренного слухового контроля. (Приложение 2.Упр.27-34)упр 29, 4

Педагог: Катя, постарайся ,чтобы рука была мягкой, плавно переноси ес руки с пальца на палец.

Все эти упражнения, как и предыдущие, можно играть двумя руками в расходящемся и параллельном движении.

Сейчас Катя сыграет для вас мини-пьесу в двухручном исполнении, текс помогает освоить ритмический рисунок: Я хочу учиться» №41

Далее в сборнике представлено несколько коротких этюдов, обобщающих пройденный материал, закрепляющих исполнение штриха legato.

Следующие упражнения готовят ученика к исполнению двойных нот и аккордов в различных гармонических вариациях. Здесь нужно работать над одновременным звучанием всех голосов, а так же уделять внимание пианистическому "дыханию": упражнение 44

Чтобы в хоре распевать

Глубже нужно подышать

Педагог: Катя, сыграй пожалуйста следующее упражнение. Обрати внимание на дыхание между легатными мотивами и аккордами. А аккорды постарайся сыграть как один звук. Перед тем как взять аккорд нужно сначала найти его глазами.

Давай прочитаем какие стихи сопровождают эти упражнения:


Педагог: Катя, ты забыла, что при движении по звукам трезвучия нужно следить за разворотом в запястье к 1 и 5 пальцам, за свободой движения рук. А в аккорд нужно погрузиться всем весом руки, контролируя каждый палец, но бить нельзя - получится очень грубо.

аккорды еще пока немного "квакают".

Над этим нам еще нужно поработать.

Далее автор сборника предлагает упражнения напрямую подготавливающие детей к исполнению гамм. Детям играть гаммы сложно, так как детское внимание очень непросто удержать на протяжении длинных однотипных построений. Однако ценность этого материала неоценима. В гаммах закрепляются и развиваются навыки игры legato, вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно знакомится с закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т. д.

Упражнения на подкладывание 1 пальца сопровождаются интересными стихами и дети с удовольствием их выполняют.

Картинку и упр. 50, 51

Делай, делай, барсучок,

Повороты на бочок.

Через голову и вниз

Не спеша перевернись.

Педагог: Катя, давай исполним это упражнение и постарайся, чтобы при подкладывании и перекладывании пальцев у тебя руки двигались без толчков, ровно; 1 палец готовим заранее, он должен быть свободен во время игры других пальцев. В момент взятия звука 1 пальцем важно не допускать "ныряния" запястья вместе с пальцем. При перекладывания 3 пальца проследи, чтобы 1-й держался на клавише уверенно и кисть была развернута по направлению движения.

Теперь Катя сыграет упражнение 62.

Прыгай выше, как лягушка,

Как лягушка-попрыгушка.

Упражнение на освоение фаршлагов: 64

Раз поскок и два поскок,

Не спеша скачи дружок.

На последок Катя сыграет мини-пьесу «Хорошее настроение» №66. Текст помогает освоить ритмический рисунок.


Молодец, Катя. Ты сегодня очень хорошо работала на уроке. Я ставлю тебе за урок пятерку, спасибо тебе за старание.


Мы познакомили вас с наиболее интересными упражнениями из этого сборника. Но этим работа над техникой в нашем классе не заканчивается. Известно, что одним из главных недостатков в техническом развитии пианиста является скованность, зажатость аппарата. Необходимо с первых занятий приучать детей к осмысленной работе над техникой - не столько скорость, сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь, какими бы длительностями не был записан пассаж, это прежде всего музыка. Развивая технику начинающих музыкантов, необходимо прежде всего развивать их музыкальность в широком понимании этого слова.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов

Автор: Фогорош Лилия Владимировна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов"
    ["seo_title"] => string(63) "veselaia_muzykalnaia_gimnastika_dlia_nachinaiushchikh_pianistov"
    ["file_id"] => string(6) "563743"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605724986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства