Урок осетинского языка в 10 классе в невладеющей группе "Сокровища русского изобразительного искусства". Цели урока: знакомить детей с творчествеом выдающихся русских художников-живописцев Шишкина, Репина, Васнецова, Кустодиева и.т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Музыка дает душевное спокойствие, рождает в нас приятные чувства, услаждает наш слух. Но не только музыка нам доставляет приятные минуты, но также живопись и художественная литература. Все это относится к культуре.
Абон мах базонгæ уыдзыстæм нывгæнджытимæ æмæ се сфæлдыстадимæ.
1. Радзурын цыбыртæй И.И.Шишкины тыххæй.
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
Шишкин Иван Иванович родился 25 января 1832 года в Елабуге - маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В 1848 году, не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом.
В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. В 1856-1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ...".
2. Текст кæсыны размæ дзырдуатон куыст бакæнын, 2-3 дзырдимæ
Дзырдбæстытæ æрхъуыды кæнын.
Нывкæнынад - живопись
Пейзажист - æрдзы нывтæ чи æвдисы, ахæм нывгæнæг
Сабибонтæ - детство
Æмдугон - современник
Цæст уайтагъд ацахста – сразу бросилось в глаза
Нæзы - сосна
Ахорæнтæ - краски
Удыхъæд - душеные качества, характер
Сфæлдыстад - творчество
Аивад - искусство
Æнкъарын - чувствовать
3. Бакæсын текст И.Шишкины тыххæй, ратæлмац æй кæнын,
фæрстытæн раттын дзуæппытæ.
1) Шишкин цавæр нывтæ кодта?
2) Йæ зындгонддæр ныв цавæр у? («Утро в сосновом бору»)
Фенæм ма уæдæ, Кустодиев Барисы та цы разæнгард кодта.
Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина. А.Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа:
«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…».
5. Бакæсын текст Кустодиевы тыххæй, ратæлмц æй кæнын.
Действительно, он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни. Воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915). Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.
Он рисовал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне». В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Ахуыргæнæг.
Ныр та базонгæ уæм иннæ нывгæнæгимæ.
1. Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - великий русский художник.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе в Петербурге и в Петербургской Академии художеств (1868–1875).
Васнецов В.М.- основоположник особого «русского стиля» и модерна.
Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" ,"После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897) и мн.других картин.
А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу. Интересный факт состоит в том, что для изображения медвежат И.Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.