Урок самопознания в 6 классе. Урок начинается с позитивнонго настроя на урок, На уроке присутствует творческая групповая работа, групповое пение.Урок заканчивается заключительной минутой тишины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания "Природа-бесценный дар"»
Урок №20
Дата:
Класс: 6
Тема: «ПРИРОДА- БЕСЦЕННЫЙ ДАР»
Ценность: ненасилие
Качества: бережное отношение к природе, эмоционально-чувственное восприятие природы, социальная и гражданская ответственность
Цель: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатств природы, через ценность - ненасилие
Задачи:
Раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы;
Развитие эмоционально-чувственное восприятия природы;
Воспитание заботливого бережного отношения к природе.
Ресурсы урока (материалы, источники): листы формата А3, фломастеры, стикеры, магнитики для выставки рисунков домашнего задания, аудиозапись музыкальной композиции для позитивного настроя, видеоклип о природе, презентация урока, клип песни Ю.Антонова «Не рвите цветы»
Ход урока
1.Организационный момент.
Позитивный настрой. (Мысленная прогулка в лес)
Учитель приглашает детей поприветствовать друг друга, затем сесть, принять удобное положение и совершить мысленную прогулку в лес на фоне музыкальной композиции.
Учитель:Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Приступим к уроку.
1)Опишите, пожалуйста, своё состояние.
2)Какие чувства вы испытали?
По окончании позитивного настроя учитель читает стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» и просит сформулировать основную мысль стихотворения и тему урока:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березы,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
1)О чем пойдет на уроке сегодня речь?
(Ответы учащихся )
Тема нашего урока «ПРИРОДА- БЕСЦЕННЫЙ ДАР» (слайд №1)
Как вы думаете, что является бесценным в природе?
Что значит бережно относиться к природе?
В чем смысл ценности природы для человека?
Природа- бесценный дар , источник живительной силы человека. В природе все продумано и устроено.
Общение с природой благотворно влияет на человека, рождает в его душе гамму прекрасных чувств, которые повышают настроение, жизненный тонус, работоспособность.
Бережное отношение человека к природе не только преумножает ее красоту и богатство, но и облагораживает самого человека духовно и физически.
2.Проверка домашнего задания (слайд №2)
1)Выставка рисунков учащихся о природе. Учащиеся размещают свои рисунки в специально отведенном для этого месте. Целесообразно заслушать нескольких учащихся, изобразивших свои впечатления.
2)В качестве домашнего задания учащимся было дано найти, записать и выучить стихотворение о природе.
«Природа как книга, страницы которой полны глубокого содержания» Иоганн Вольфранг Гете
Почему автор изречения сравнивает природу с книгой?
Как влияет природа на человека?
(Ответы учащихся)
Вывод учителя: постижение природы - это увлекательный познавательный процесс. Живая природа благотворно влияет на человека, щедро даря ему свою любовь.
Почему автор изречения сравнивает природу с книгой? (можно бесконечно изучать природу, наблюдать и каждый раз будешь открывать для себя что-то новое, неизведанное)
4. Рассказывание истории. Подарок детям.(слайд №4)
Один человек отдыхал у водоема, когда увидел, как скорпион упал в воду и старается выбраться, но у него ничего не получалось и он стал тонуть. Человеку захотелось спасти скорпиона, он протянул руку, чтобы вытащить его, но, когда почти вытащил, скорпион его укусил.
Реагируя на боль, спасатель разжал пальцы, и скорпион опять упал в воду и стал тонуть. Человек во второй раз попытался вытащить скорпиона, и во второй раз скорпион укусил спасающую его руку.
Наблюдавший за происходящим путник подошел к монаху со словами:
— Извините, но вы упрямы! Не понимаете, что всякий раз, как будете стараться вытащить его из воды, он будет вас кусать?
На это человек спокойно ответил:
— В природе скорпиона — кусать, нападает ли он или защищается. Но это не изменит природы ЧЕЛОВЕКА — любить и помогать.
Произнося эти слова, он подобрал с земли опавший лист и помог себе подцепить им скорпиона, вытащил его из воды и отпустил.
Беседа по вопросам:
- Какими качествами обладает человек, который спас скорпиона?
- Прав ли был путник, что осуждал монаха?
- Как нужно вести себя по отношению к природе?
Бережное отношение человека к природе не только преумножает ее красоту и богатство, но и облагораживает самого человека духовно и физически.
Древние люди всегда поклонялись матушке природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и даже карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Наступила цивилизация.
- Что–то изменилось в природе? Всё ли в порядке? Каково состояние окружающей природы сейчас?
Мы чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрениями» овощи и фрукты. Печальную эстафету примет от нас с вами век грядущий, новое поколение детей и взрослых.
- А как природа реагирует на все происходящее? Как она отвечает ? Как она реагирует на такое отношение к ней?
Человек стал потребительски относиться к природе, использует её недра, а взамен ничего не даёт, хотя природа при этом благотворно влияет на человека, щедро даря ему свою любовь.
4. Просмотр видеоролика. Песня «Прости, Земля!»(Слайд №5)
Вы знаете, что на планете безвозвратно исчезают один за другим некоторые виды живой природы. Взрослые оказывают помощь: устраивают заповедники, заказники, дают деньги на содержание питомников, а как вы можете помочь?
В наше стремительное время, когда человек все время торопится и спешит, эффективными методами борьбы за экологию стали социальные рекламы, они не занимают много времени, но их яркое содержание заставляет людей остановиться на мгновение и задуматься
Давайте и мы поработаем в роли составителей рекламы. Нарисуйте любимый уголок природы. Расскажите о нем так, чтобы в нем захотелось побывать вашим одноклассникам. И ни у кого не поднялась бы рука погубить ваш уголок,
Вопросы:
- Какие растения и цветы растут в вашем любимом уголке природы?
- Как часто вы там бываете?
- Как вы ухаживаете за своим уголком природы?
-Что вы там делаете?
-О чём вы там думаете или мечтаете?
А) Самостоятельная работа.
Б) Защита работ.
Учитель:
Какой вывод мы можем сделать из наших работ?
ВЫВОД: бережное отношение человека к природе не только преумножит её красоту и богатство, но и облагораживает самого человека духовно и физически.
Природа-бесценный дар, и к ней нужно относиться БЕРЕЖНО!
Значит, что мы можем поставить между человеком и природой? (+) – они находятся в постоянном взаимодействии, неразрывно связаны, присутствуют в жизни друг друга.
6. Групповое пение. Видеоклип с песней (Слайд № 7)
Учащиеся исполняют песню Ю. Антонова «Не рвите цветы…»
7. Домашнее задание. (слайд №8)
- Представьте, что цветы, деревья и птицы решили написать пожелания людям. Запишите эти пожелания.
(слайд №9)
8.Рефлексия
Общение с природой для меня – это… Природа для меня – это… Природа дает мне … Я буду беречь природу, потому что…
Учитель:Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в свое сердце и живите с ними! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу!
Учитель читает стихотворение
Екатерины Федотовой «Диалог с природой»
Хочу побыть наедине с тобою,
Чтоб состоялся молчаливый диалог.
Хочу послушать я сегодня,
Что мне нашепчет ветерок.
Что скажет нежная трава,
Что скажут мудрые деревья.
Что скажет желтая листва,
Что ей сказать прикажет ветер.
Прохладной, мягкою струей
Коснется рук моих рука.
Задумчиво качнется дуб
И на меня посмотрит с высока.
И ноги обожжет роса
Своим дыханием прохладным.
И жаворонок в небеса
Мои мечты несет собратьям.
Благодарю природу мать
За то, что так великодушна.
За то, что может нас принять,
За то, что может нас послушать.
Все эти травы и цветы,
Река и небо голубое.
Стрекозы, пчелы, соловьи
Об этом шепчут мне сегодня.
О том, что есть живой рассвет,
Что есть закат багрово-красный.
И для меня дороже нет
Часов вечерних казахстанских.
Учитель: Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в свое сердце и живите с ними! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу!