kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родного языка в 7 классе Группы лексических единиц по степени устарелости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родному языку расширяет знания детей об устаревших словах, позволяет закрепить знания. Содержить разноуровневое домашнее задание, тест для проверки знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка в 7 классе Группы лексических единиц по степени устарелости»

Группы лексических единиц по степени устарелости.


Цель: расширить знания по лексике современного русского языка,

Задачи: уметь различать понятия «историзмы» и «архаизмы», «устаревшие и новые слова» и др.,

отработать орфографические и пунктуационные навыки,

способствовать воспитанию интереса к изучению истории русского языка.

Оборудование: дополнительный материал по лексике современного русского языка.

Ход урока

I. Актуализация.

Словарная работа.

Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга.


Составление предложений с данными словами.

II. Работа по теме урока.

План

1. Активная лексика русского языка.

2. Пассивная лексика русского языка.

3. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

1) Работа с теоретическим материалом. (раздаточный материал у каждого уч-ся)


Словарный состав языка подвержен различным изменениям. Эти изменения выражаются не только в том, что лексика русского языка непрерывно обогащается за счет внутренних ресурсов и иноязычных заимствований, но и одновременно переключает в пассивный запас отдельные группы слов, которые устаревают и постепенно выходят из общенародного употребления. Поэтому в языке всегда сосуществуют активная и пассивная лексика.


К активной лексике относятся все общенародные слова, значения которых понятно всем говорящим на русском языке: земля, человек, бежать, работа, красивый и многие другие. Кроме того, в активный запас входит некоторое количество слов из различных пластов специальной лексики. Так, в результате широкого распространения образования активно используются многие лингвистические, физические, математические, медицинские, философские и политические термины (грамматика, суффикс; атом, радиоактивность; идеология, депутат и др.).


К пассивной лексике относятся слова, сравнительно редко употребляемые в языке повседневной жизни. К этой лексике относятся все устаревшие слова, а также некоторая часть новых слов, не вошедших в общелитературное употребление. Следовательно, слова пассивного словаря образуют две основные группы: устаревшие и новые (неологизмы).


 Устаревшие слова.

Процесс перехода слов из активного словаря в группу пассивного употребления длительный, постепенный.

Этот процесс не всегда протекает однородно: в ряде случаев устаревшие слова впоследствии вновь возвращаются в активный запас лексики. Естественно, что при этом происходит, как правило, и резкое изменение их значений.

Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичность слова лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).

Например, лицей - 1) уст. в царской России: мужское привилегированное учебное заведение; 2) общеобразовательное учебное заведение; департамент - отдел министерства, высшего государственного учреждения; дума - название некоторых государственных учреждений (в старой России; Государственная дума) выборное представительное учреждение, которому формально принадлежат законодательные функции.


Однако возвращение устаревших слов в активный лексический запас возможно лишь в особых случаях и всегда обусловлено внеязыковыми факторами. Если же архаизация слова продиктована лингвистическими законами и получила отражение в системных связях лексики, то его возрождение исключено.

Устаревшие слова неоднородны с точки зрения: 1) степени их устарелости; 2) причин их архаизации; 3) возможности и характера их использования.

По степени устарелости выделяются:

1) слова, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовым носителем современного русского языка и поэтому непонятны без соответствующих справок. Это так называемые старинные слова. Сюда относятся:

а) слова, исчезнувшие из языка, не встречающиеся в настоящее время даже в составе производных слов (локы – лужи, рака – могила; просинец – февраль; котора – ссора и т.д.);

б) слова, не употребляющиеся в языке как отдельные слова, но встречающиеся в качестве корневых частей производных слов (худог (прилаг. из готск. языка) – умелый, искусный; художник, художественный; говядо (общ.слав. – бык) – скот: говядина, говяжий; скора – шкура: сорняк и т.п.);

в) слова, исчезнувшие из языка как отдельные значимые слова, как отдельные значимые единицы, но употребляющиеся ещё в составе фразеологизмов (карачки – ноги: ползать на карачках; просак – прядильный верёвочный станок: попасть в просак; зга – дорога: ни зги не видно; жир – богатство: с жиру беситься и т.д.)

Все эти слова совершенно выпали из лексики языка и в настоящее время прочно забыты. Они никакого отношения к лексической системе современного русского языка не имеют и не входят в его пассивный словарный запас, являются фактами предшествующих отдельных эпох развития русского языка.

2) Старинным словам противостоят по степени устарелости устаревшие слова.

Это уже реальные единицы языка, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства: брадобрей, токмо (только), городовой (в царской России: нижний чин городской полиции); верста (русская мера длинны, равная 1,06 км.) и т.д.

Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга, ликбез, МЭП и т.п.

Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).

Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в совр. языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.

Различают архаизмы разнокорневые и однокорневые. К разнокорневым относятся собственно лексические архаизмы, имеющие устарелый корень: рамена – плечи, длань – ладонь, десница – правая рука.

В состав однокорневых архаизмов входят слова, могущие архаизироваться лишь частично, например, в своём суффиксальном оформлении, по своему звучанию, в отдельных своих значениях. Это даёт основание выделить в составе архаизмов несколько групп:

1) лексико-семантические архаизмы - слова, утратившие отдельные значения многозначного слова, т.е. имеющие иное совр. название: оператор – хирург (совр.: специалист, производящий съёмку кино картины), глагол – слово; гость – заморский торговец, купец; красный – красивый; живот – жизнь и др.


2) лексико-фонетические архаизмы – слова, отличающиеся от соответствующих современных вариантов звуками или ударением: пиит – поэт, зерцало – зеркало, ироизм – героизм, стора – штора, гошпиталь – госпиталь, осьмь – восемь, музы́ка – му́зыка, кладби́ще – кла́дбище и др.


3) лексико-словообразовательные архаизмы – слова однокоренные с современными русскими, но отличающиеся суффиксальными и префиксальными морфемами: безлюдство – безлюдие, воитель – воин, свирепство – свирепость, ответствовать – отвечать, позабывать – забывать и др.


4) лексико-морфологические архаизмы – грамматические варианты слов, отличающиеся от современных устаревшими морфологическими категориями и формами слов: лебедь (ж.р.); зала (ж.р.); зало(с.р.); роѓи (мн.ч.).


Архаизмы и историзмы как стил. средство для создания колорита эпохи, речевой характеристики персонажей исторических произведений используются в языке художественной литературы. Например, в произведениях А.Н.Толстого “Петр I”, А.С.Пушкина ”Пророк”, ”Арап Петра Великого”

Иногда устаревшие слова в художественных произведениях используются для создания насмешки, иронии. Например, в сатирах М.Е.Салтыкова- Щедрина: Всякий человек да имеет сердце сокрушенно (сокрушение-печаль, скорбь). Несть глупости, яко глупость! ("История одного города").

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, фиксируются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое). Специальных словарей архаизмов и историзмов пока нет.


Вопросы:

1. Какие слова относятся к активному запасу лексики, а какие – к пассивному?

2. Чем различаются историзмы и архаизмы и какие существуют типы архаизмов?

3.Опорные слова и словосочетания: активная и пассивная лексика; устаревшие слова; старинные слова, историзмы, архаизмы, разнокорневые и однокорневые (лексико-семантические, лексико-фонетические, лексико-морфологические) архаизмы;


III. Закрепление.

Задание № 1:Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму, распределите и запишите: 1вариант - архаизмы, 2вариант - историзмы. Значение слова можно посмотреть в толковом словаре.

1). Собором пол_жили в последний раз отведать силу про_ьбы. 2). Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. 3). Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха. 4). См_трит в поле, инда очи ра_б_лелись глядючи5). Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы д_ходит мой свободный глас6). В сенях, на лес_ницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных – стольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7). Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к нам. 8). Раскольники читали соловецкие тетради.


Задание № 2: Архаизмы историзмы


Отведать, собор, зрит, дьяк, инда, венец, глядючи, бармы, дружество, глас, огневое зелье, худородные, стольник, мушкет, раскольники.


(попробовать, глядя, смотрит, старообрядец, даже, секретарь, бракосочетание, ружье, дружба, оплечье, голос, порох, неродовитый, царедворец, сход)

Задание № 3:

Исследовательская работа с текстом
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.

Лучина

-ы, ж., также собир. Тонкая длинная щепка от сухого полена. Засветить лучину (в старину: для освещения избы). II уменьш. лучинка, -и, ж. II уменьш.-ласк. лучинушка, -и, ж. (о лучине, освещающей избу). II прил. лучинный, -ая, -ое.

Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме – за неё садились уже с 6 – 7 лет. 
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
 Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.


IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание. Разноуровневые карточки для домашнего задания

1-й вариант.

Задание 1. Восстановите соответствие. Можно: молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами.

Задание 3. Найди лишнее слово. Боярин, крестьянин, колчан, царь.

Задание 3. Найди лишнее слово. Ланиты, чело, онучи, маковка.

Задание 3. Найди лишнее слово. Шлем, кика, щит, кольчуга.

2-й вариант.

Задание: распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словарём.

                          Еда:

                          Посуда:

                          Одежда:

                          Женские головные уборы:

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, корчага, ушат, повойник.

3-й вариант.

Карточки с заданием: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть устаревшие слова.

В..р..тился  ст..рик ко ст..рухе.

                  Что ж он вид..т? Высокий терем.

                   На крыльце ст..ит его ст..руха

                    В д..р..гой  с..больей душегрейке,

                    Парчовая  на маковке кичка,

                          Жемчуги  огрузили шею,

                          На руках з..л..тые перстни,

                          На н..гах красные сапо..ки.

                          Перед нею усердные слуги;

                          Она б..ёт их за чупрун таска..





II) Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком.


Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.

Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.


Не все слова, получившие сначала некоторое распространение, надолго закрепляются в языке. Часть из них в силу тех или иных причин может скоро переходить в пассивный словарный запас. Например, перестройка (изменение получила в экономическом смысле), ваучер (документ на право владения доли собственности) бывшие неологизмами, а затем общеупотребительными словами, в настоящее время относятся к устаревшим.


В зависимости от способа появления различают неологизмы лексические и семантические.


Лексические неологизмы – это новые слова, которые создаются по продуктивным моделям или заимствуются из других языков. Например, из русских слов по продуктивным словообразовательным моделям образовались неологизмы: прилуниться, лунодром, луноход (путем сложения), ОМОН, спецназ, СНГ (сложносокращенные слова); лимит- лимитировать, лимитчик, лимитчица, видеоукмен – портативный видеомагнитофон и др.


Семантические неологизмы – это уже известные слова в новом значении.


Например, штрих – 1) тонкая черта; 2) паста для исправления ошибок в тексте;

конверсия (лат. превращение, изменение) – 1) обмен, превращение, перерасчет (конверсия валюты); 2)изменение политического мышления в мирных целях и др.


В зависимости от условий создания неологизмы делятся на общеязыковые (узуальные) и индивидуально-авторские, контекстуальные (окказиональные).


Общеязыковые неологизмы не имеют автора, образуются чаще продуктивными способами, входят в синонимические, антонимические, тематические ряды, регистрируются словарями и находятся в пассивном словарном запасе до перехода их в активный состав словаря.


Индивидуально-авторские неологизмы обладают авторством, могут образовываться продуктивными / непродуктивными способами, не образуют лексических системных организаций, индивидуальны в употреблении, фиксируются лишь словарями языка автора ( например, “Словарь языка А.С.Пушкина” ) и остаются в пассивном запасе языка. Например, подшофейное состояние (А.Чехов); переживатель, магазинус, сундукявичус (В.Шукшин); осенебри, Поэтарх, зимарь (А.Вознесенский).


Выступая как средство художественной выразительности речи, они не теряют своей свежести и новизны на протяжении веков.







Группы лексических единиц по степени устарелости.


Словарный состав языка подвержен различным изменениям. Эти изменения выражаются не только в том, что лексика русского языка непрерывно обогащается за счет внутренних ресурсов и иноязычных заимствований, но и одновременно переключает в пассивный запас отдельные группы слов, которые устаревают и постепенно выходят из общенародного употребления. Поэтому в языке всегда сосуществуют активная и пассивная лексика.


К активной лексике относятся все общенародные слова, значения которых понятно всем говорящим на русском языке: земля, человек, бежать, работа, красивый и многие другие. Кроме того, в активный запас входит некоторое количество слов из различных пластов специальной лексики. Так, в результате широкого распространения образования активно используются многие лингвистические, физические, математические, медицинские, философские и политические термины (грамматика, суффикс; атом, радиоактивность; идеология, депутат и др.).


К пассивной лексике относятся слова, сравнительно редко употребляемые в языке повседневной жизни. К этой лексике относятся все устаревшие слова, а также некоторая часть новых слов, не вошедших в общелитературное употребление. Следовательно, слова пассивного словаря образуют две основные группы: устаревшие и новые (неологизмы).


 Устаревшие слова.

Процесс перехода слов из активного словаря в группу пассивного употребления длительный, постепенный.

Этот процесс не всегда протекает однородно: в ряде случаев устаревшие слова впоследствии вновь возвращаются в активный запас лексики. Естественно, что при этом происходит, как правило, и резкое изменение их значений.

Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичность слова лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).

Например, лицей - 1) уст. в царской России: мужское привилегированное учебное заведение; 2) общеобразовательное учебное заведение; департамент - отдел министерства, высшего государственного учреждения; дума - название некоторых государственных учреждений (в старой России; Государственная дума) выборное представительное учреждение, которому формально принадлежат законодательные функции.


Однако возвращение устаревших слов в активный лексический запас возможно лишь в особых случаях и всегда обусловлено внеязыковыми факторами. Если же архаизация слова продиктована лингвистическими законами и получила отражение в системных связях лексики, то его возрождение исключено.

Устаревшие слова неоднородны с точки зрения: 1) степени их устарелости; 2) причин их архаизации; 3) возможности и характера их использования.

По степени устарелости выделяются:

1) слова, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовым носителем современного русского языка и поэтому непонятны без соответствующих справок. Это так называемые старинные слова. Сюда относятся:

а) слова, исчезнувшие из языка, не встречающиеся в настоящее время даже в составе производных слов (уй – дядя по матери; стрый – дядя по отцу; просинец – февраль; котора – ссора и т.д.);

б) слова, не употребляющиеся в языке как отдельные слова, но встречающиеся в качестве корневых частей производных слов (худог (прилаг. из готск. языка) – умелый, искусный; художник, художественный; говядо (общ.слав. – бык) – скот: говядина, говяжий; скора – шкура: сорняк и т.п.);

в) слова, исчезнувшие из языка как отдельные значимые слова, как отдельные значимые единицы, но употребляющиеся ещё в составе фразеологизмов (карачки – ноги: ползать на карачках; просак – прядильный верёвочный станок: попасть в просак; зга – дорога: ни зги не видно; жир – богатство: с жиру беситься и т.д.)

Все эти слова совершенно выпали из лексики языка и в настоящее время прочно забыты. Они никакого отношения к лексической системе современного русского языка не имеют и не входят в его пассивный словарный запас, являются фактами предшествующих отдельных эпох развития русского языка.

2) Старинным словам противостоят по степени устарелости устаревшие слова.

Это уже реальные единицы языка, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства: брадобрей, токмо (только), городовой (в царской России: нижний чин городской полиции); верста (русская мера длинны, равная 1,06 км.) и т.д.

Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга, ликбез, МЭП и т.п.

Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).

Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в совр. языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.

Различают архаизмы разнокорневые и однокорневые. К разнокорневым относятся собственно лексические архаизмы, имеющие устарелый корень: рамена – плечи, длань – ладонь, десница – правая рука.

В состав однокорневых архаизмов входят слова, могущие архаизироваться лишь частично, например, в своём суффиксальном оформлении, по своему звучанию, в отдельных своих значениях. Это даёт основание выделить в составе архаизмов несколько групп:

1) лексико-семантические архаизмы - слова, утратившие отдельные значения многозначного слова, т.е. имеющие иное совр. название: оператор – хирург (совр.: специалист, производящий съёмку кино картины), глагол – слово; гость – заморский торговец, купец; красный – красивый; живот – жизнь и др.


2) лексико-фонетические архаизмы – слова, отличающиеся от соответствующих современных вариантов звуками или ударением: пиит – поэт, зерцало – зеркало, ироизм – героизм, стора – штора, гошпиталь – госпиталь, осьмь – восемь, музы́ка – му́зыка, кладби́ще – кла́дбище и др.


3) лексико-словообразовательные архаизмы – слова однокоренные с современными русскими, но отличающиеся суффиксальными и префиксальными морфемами: безлюдство – безлюдие, воитель – воин, свирепство – свирепость, ответствовать – отвечать, позабывать – забывать и др.


4) лексико-морфологические архаизмы – грамматические варианты слов, отличающиеся от современных устаревшими морфологическими категориями и формами слов: лебедь (ж.р.); зала (ж.р.); зало(с.р.); роѓи (мн.ч.).


Архаизмы и историзмы как стил. средство для создания колорита эпохи, речевой характеристики персонажей исторических произведений используются в языке художественной литературы. Например, в произведениях А.Н.Толстого “Петр I”, А.С.Пушкина ”Пророк”, ”Арап Петра Великого”

Иногда устаревшие слова в художественных произведениях используются для создания насмешки, иронии. Например, в сатирах М.Е.Салтыкова- Щедрина: Всякий человек да имеет сердце сокрушенно (сокрушение-печаль, скорбь). Несть глупости, яко глупость! ("История одного города").

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, фиксируются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое). Специальных словарей архаизмов и историзмов пока нет.




Тест. Устаревшие слова.

1. Устаревшие названия предметов и явлений, у которых есть другие, современные названия, называются:

                          а) неологизмы

                          б) архаизмы

                          в) омонимы

                          г) заимствованные

2. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов и явлений, которые они обозначали, называются

                          а) неологизмы

                          б) архаизмы

                          в) омонимы

                          г) историзмы

3. Какое из устаревших слов является историзмом?

                          а) чело

                          б) ветрило

                          в) очи

                          г) армяк

4. Какое из устаревших слов является историзмом?

                          а) чело

                          б) длань

                          в) барщина

                          г) ланиты

5. Какое из устаревших слов является архаизмом?

                          а) крепостник

                          б) перст

                          в) кольчуга

                          г) конка

6. Какое из устаревших слов является архаизмом?

                          а) оброк

                          б) боярин

                          в) дщерь

                          г) воевода

7. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.

Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы...… (А.Пушкин)

                          а) устарела одна из морфем слова;

                          б) устарело значение слова;

                          в) устарело все слово.

8. Что такое десница?

                          а) посланник;

                          б) правая рука;

                          в) рулевой;

                          г) вестник.

9. Укажите строку, в которой все слова являются устаревшими.

                          а)  редут, холоп, династия, пищаль

                          б)  боярин, фимиам, вратарь, пансион

                          в) армяк, шуйца, рыбарь, выя

                          г)  стрелец, сибирка, целовальник, спутник













Задание № 3:

Исследовательская работа с текстом
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.

Лучина

-ы, ж., также собир. Тонкая длинная щепка от сухого полена. Засветить лучину (в старину: для освещения избы). II уменьш. лучинка, -и, ж. II уменьш.-ласк. лучинушка, -и, ж. (о лучине, освещающей избу). II прил. лучинный, -ая, -ое.

Домашнее задание.

1-й вариант.

Задание 1. Восстановите соответствие. Можно: молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами.

Задание 3. Найди лишнее слово. Боярин, крестьянин, колчан, царь.

Задание 3. Найди лишнее слово. Ланиты, чело, онучи, маковка.

Задание 3. Найди лишнее слово. Шлем, кика, щит, кольчуга.

2-й вариант.

Задание: распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словарём.

                          Еда:

                          Посуда:

                          Одежда:

                          Женские головные уборы:

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, корчага, ушат, повойник.

3-й вариант.

Карточки с заданием: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть устаревшие слова.

В..р..тился  ст..рик ко ст..рухе.

                  Что ж он вид..т? Высокий терем.

                   На крыльце ст..ит его ст..руха

                    В д..р..гой  с..больей душегрейке,

                    Парчовая  на маковке кичка,

                          Жемчуги  огрузили шею,

                          На руках з..л..тые перстни,

                          На н..гах красные сапо..ки.

                          Перед нею усердные слуги;

                          Она б..ёт их за чупрун таска..















Задание № 3:

Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме – за неё садились уже с 6 – 7 лет. 
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
 Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.

Лучина

-ы, ж., также собир. Тонкая длинная щепка от сухого полена. Засветить лучину (в старину: для освещения избы). II уменьш. лучинка, -и, ж. II уменьш.-ласк. лучинушка, -и, ж. (о лучине, освещающей избу). II прил. лучинный, -ая, -ое.



Домашнее задание.

1-й вариант.

Задание 1. Восстановите соответствие. Можно: молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами.

Задание 3. Найди лишнее слово. Боярин, крестьянин, колчан, царь.

Задание 3. Найди лишнее слово. Ланиты, чело, онучи, маковка.

Задание 3. Найди лишнее слово. Шлем, кика, щит, кольчуга.

2-й вариант.

Задание: распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словарём.

                          Еда:

                          Посуда:

                          Одежда:

                          Женские головные уборы:

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, корчага, ушат, повойник.

3-й вариант.

Карточки с заданием: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть устаревшие слова.

В..р..тился  ст..рик ко ст..рухе.

                  Что ж он вид..т? Высокий терем.

                   На крыльце ст..ит его ст..руха

                    В д..р..гой  с..больей душегрейке,

                    Парчовая  на маковке кичка,

                          Жемчуги  огрузили шею,

                          На руках з..л..тые перстни,

                          На н..гах красные сапо..ки.

                          Перед нею усердные слуги;

                          Она б..ёт их за чупрун таска..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок родного языка в 7 классе Группы лексических единиц по степени устарелости

Автор: Фадеева Татьяна Григорьевна

Дата: 02.01.2020

Номер свидетельства: 534259


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства