kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа над фразировкой и динамикой, от которых зависят цельность, красота и яркость художественного образа.Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа над фразировкой и динамикой, от которых зависят цельность, красота и яркость художественного образа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»»



















Урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»






































Цель урока: Работа над динамическими оттенками и фразировкой.

Задачи:

1. Развить динамический слух;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

3. Воспитать музыкальный вкус.


Ход урока:


  1. Вводная часть:

Приветствие преподавателем. Объяснение темы урока, его цели и задач.



Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

Работа над каждым вокальным произведением начинается с ознакомления .

Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа над фразировкой и динамикой, от которых зависят цельность, красота и яркость художественного образа.

В начале работы над правильной фразировкой и над динамикой проводится осмысление формы, в которую композитор облёк поэтический текст, а так же определение наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии музыки, т.е. динамической кульминации. Проводится разбор произведения по частям: периодам, куплетам, предложениям и фразам, в которых также выявляется их динамическое и смысловое развитие.

Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками.



  1. Основная часть:

В начале хочется сказать пару слов об ученице Кочкиной Виктории, с которой будет проходит урок.

Вика занимается в 1 классе по предмету «Специальность» Сольный вокал ДООП в области искусств «Общее музыкальное образование».

У ученицы очень сильный, развитый голос. Рабочий диапазон ми малой октавы - соль 2 октавы.

Иногда возникают некоторые трудности (хрипы и срыв на верхних нотах) при пении в головном регистре.


Упражнения

Упражнения на дыхание:

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила:

следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся.

  1. Стоя в правильной позиции (ноги чуть расставлены, плечи в расслабленном положении) нащупать руками нижние ребра, поставить на них ладони. При вдохе следить за тем, чтобы ребра немного раздвигались в стороны.

  2. «Греем ладони». Подставляем ладони ко рту и дышим так, словно пытаемся их согреть.

Приступаем к распеванию.

Упражнение 3

  1. Расположить кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Мышцы рта расслаблены. Используя звук «у» вибрировать губами свободно и как можно более равномерно во время всего упражнения.























  1. Поём на слоги «ни -ре -ни -ре - лё» в правильной певческой постановке, округлым звуком, подключая головной резонатор.

У пражнение 4

















  1. Упражнение на подготовку к работе с вокализом. Поём на «ни -ии- и» округлым звуком.

Упражнение 5



























Работа над вокализом.

  1. Краткая биография автора вокализа.

Автор данного вокализа (Приложение 1) Гаэтано Зейдлер - известный преподаватель 19 века. Его метод рассчитан не только на развитие голоса, но также на развитие дыхания, что играет большую роль в воспитании хорошего вокалиста. Его учебное пособие адресовано студентам вокальных отделений, певцам и педагогам по вокалу.

  1. Исполнение вокализа Кочкиной Викторией.

  2. Анализ музыкального текста, динамических оттенков. Анализ дыхания, определение трудных мест.

Темп вокализа - Mosso, что означаете - с движением, воодушевлённо.

Все динамические оттенки указаны в тексте. Динамика очень разнообразна, постоянно меняется. Петь необходимо на legato,плавно, связно. В 11 такте автор даёт указание петь с акцентом на каждую ноту, а также петь тяжело - Stentando. В аккомпанементе указано, что концертмейстеру необходимо играть под голос вокалиста (col canto). В 13 такте мы возвращаемся к исходному темпу. Весь вокализ поделён на 3 части. Первая и третья части звучат в лирическом, напевном характере. Характер второй части - подвижный, хоть темп и не меняется. Очень яркая смена динамики от f доpp . В 27 такте - rall. , что означает постепенное замедление темпа. В 30 такте мелодия возвращается к исходному темпу.

  1. Практическая работа над трудными местами.

  2. Исполнение вокализа Кочкиной Виктории с учётом всех замечаний.

Работа над романсом «Колокольчик» (Приложение 2) композитора Александра Львовича Гурилёва. Слова Ивана Макарова.

  1. Сообщение о композиторе и истории создания романса. Анализ литературного содержания.

Творчество Александра Львовича Гурилёва (1803 - 1858) отмечено яркими чертами своеобразия. Оно является одновременно и параллелью и антиподом к вокальной лирике Варламова, дополняет её и контрастирует ей. Сочиняя преимущественно романсы и песни, А. Гурилёв сближает эти жанры с народной традицией. С одной стороны, его творчество доступно самым широким массам слушателей и может считаться почти народным, с другой - оно несло с собой иные черты, заставляющие нас ценить в Гурилёве художника самостоятельного, оригинального  склада.В своих романсах Гурилёв сумел обобщить то ценное, что таилось в глубинах простой бытовой песенности его времени.

            Глубокой проникновенностью отличается песня »Колокольчик», рисующая традиционные для русской поэзии образы дальней дороги. С поэтической грустью передаёт композитор картину русской природы, «родные звуки» унылой песня ямщика. В песне мы ощущаем полное слияние текста и музыки, напева и слова.

Романс больше известен как "Однозвучно гремит колокольчик", и его непременно включают в свои репертуары исполнители-лирики. Что интересно, оперные артисты поют "Колокольчик" на музыку Гурилёва (как сёстры Лисициан), а эстрадные исполнители - на музыку композитора Константина Сидоровича. У Сидоровича романс звучит красиво, задушевно, мелодично … именно так поют "Колокольчик" Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Юрий Морфесси, Анастасия Вяльцева, Иван Козловский … но лично мне по душе музыка Александра Гурилёва.

Если под мелодию Сидоровича мы видим картину бескрайней степи, бегущую вдаль ямщицкую тройку и слышу звонкий голос колокольчика под дугой, то под романс Гурилёва идиллическая картина становится невесёлой.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,
Что в груди моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнём.
/Из песни/


Под мелодию Гулилёва слушателям видится автор слов Иван Макаров, крепостной ямщик, перевозивший арестантов по Сибирскому тракту в любое время года. Он замёрз насмерть во время одной из зимних поездок - из донесения: "Ивашка Ивашкин сын Макаркин Божьей милостью до Суксуна помре".

Композитор Александр Гурилёв ам был крепостным, и только в 28 лет после смерти своего хозяина обрёл свободу. Перестав быть рабом, Гурилёв узнал, что такое быть свободным и принадлежать только самому себе. Он развил свой музыкальный дар, стал известным композитором, общался с артистами, живописцами, музыкантами, подружился с композитором Варламовым.

Александр Львович был читателем театрального журнала "Пантеон", основателем и редактором которого был Фёдор Алексеевич Кони (1809-1879). В 1853 году в журнале было опубликовано стихотворение "Колокольчик" никому неизвестного Ивана Макарова. Гурилёв прочёл стихотворение, и оно понравилось ему своей лиричностью, напевностью, и так пленило его, что к словам родилась музыка. На нотах было проставлено имя лишь композитора, а информация об авторе слов отсутствовала, так как имя крепостного, солдатского поэта указывать в царское время было не принято и даже опасно.
Романс быстро стал популярным, его стали исполнять, называя по первой строчке - "Однозвучно гремит колокольчик", но славы своей песни поэт никогда не узнал. Иван Иванович Макаров прожил чуть больше тридцати лет, но ничего хорошего не увидел в своей короткой жизни – ни радости отчего дома, ни любви, ни признания, ни свободы!

  1. Исполнение романса Кочкиной Викторией.

  2. Работа над технически трудными местами.

В 13 - 14 тактах могут возникнуть интонационные трудности, потому что мелодия повторяет мелодию в 3 - 4 тактах, но с изменениями. Вокалист может допустить ошибку в интонировании мелодии.

В 19 - 20 тактах - кульминация каждого куплета. В этом эмоционально сложном месте ещё и технические сложности: скачок на октаву, и самая высокая нота всего произведения, которая является самой высокой нотой рабочего диапазона ученицы.

21 такт в разных куплетах будет звучать по-разному. Сложность этого места в том, что дыхание нужно брать очень аккуратно и исходя из литературного текста. В первом куплете дыхание берётся перед последними шестнадцатыми нотами фа ми на словах : огнём; а во втором куплете дыхание необходимо взять перед словом : далека, это последние 4 шестнадцатых соль ре фа ми .

  1. Работа над фразировкой и динамическими оттенками.

  2. Темп романса - Allegretto, что означает темп медленнее Allegro, но скорее чем Andante.

Мелодия очень подвижна, аккомпанемент лёгок, похож на вальс. В оригинале аккомпанемент исполняется на гитаре, поэтому фортепиано имитирует гитару. В 4 и 6 тактах в аккомпанементе написано указание - imitare leggiero , что означает «подражание лёгкости и грациозности».

Динамика романса очень разнообразная и яркая. Мелодия меняется по силе звука от piano доrf - rinforzando ( внезапно усиливая звучание) в 12 такте. В 20 такте кульминационный момент всего романса звучит громко и ярко.

В 12 такте мелодия замедляется и расширяется. Так же замедление в конце каждого куплете.

Что касается фразировки, то в каждом куплете музыкальная мысль излагается по своему, так как многое зависит от литературного текста.

В 8 - 12 тактах в первом куплете поётся «... заливается песнь ямщика...» ,а во втором «...набежала как искра слеза...» Мелодически и динамически это звучит одинаково, но вот смысловая нагрузка в каждом куплете своя, и исполнять это нужно по разному.

То же самое происходит в 18 - 21 тактах. В первом куплете мы слышим «...разгорелося сердце огнём...», что нужно спеть громко, ярко и с «дерзновением», а вот втором куплете - «...дорога предо мной далека, далека...». В этих строках грусть и тоска, ямщик замолк - петь необходимо громко, но без надрыва, скорее затаённо.

  1. Исполнение романса с учётом всех рекомендаций Кочкиной Викторией.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Анализ работы ученицы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»

Автор: Файзрахманова Альфия Фаритовна

Дата: 01.06.2022

Номер свидетельства: 608603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок по вокалу: Работа над динамическими оттенками и фразировкой."
    ["seo_title"] => string(64) "urok_po_vokalu_rabota_nad_dinamicheskimi_ottenkami_i_frazirovkoi"
    ["file_id"] => string(6) "608609"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654110313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства