kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по родной литературе в 8 классе «Историческая казачья песня – частица России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Лежа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмо­сфере песен, которые про подвиги казаков пел ему дед. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или, как у казаков говорят, «играть» песни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной литературе в 8 классе «Историческая казачья песня – частица России».»

Урок по родной литературе в 8 классе «Историческая казачья песня – частица России».

Цели урока: углубление   и     расширение     знаний     учащихся      о произведениях, отображающих жизнь донских казаков;  показать историческую обоснованность и психологическую точность характеристик героев казачьих исторических песен; ознакомление с особенностями жанра исторической песни; обучение аналитическому чтению и определению жанровых особенностей и роли художественных средств выразительности в казачьих исторических песнях; формирование у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к героическому прошлому русского народа и донского казачества.

Задачи:

Предметные УУД:

- совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать материал в исторических песнях;

- развитие познавательного интереса и приобщение к культуре донского казачества; 

- развитие интереса учащихся к урокам родной литературы через разнообразные формы урока;

- развитие умений школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом.

Личностные УУД:

- формировать бережное, уважительное отношение к родному языку;

- умение соотносить теоретические знания с жизненной ситуацией;

- развивать мотивацию к обучению;

- развивать интеллектуальные способности;

- раскрыть творческий потенциал учащихся.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- организовать работу в группах;

- контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные УУД:

- обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников;

- развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать).

Коммуникативные УУД:

- развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли;

- строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности.

Предметные области: русский язык, литература, история, музыка, ИЗО.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи и тексты исторических песен, картины художников.



Ход урока.

Историческая казачья песня.

На слайде эпиграф: «Покажите, какие песни вы поете, и я скажу вам, что вас ждёт впереди».

  1. Оргмомент.

Добрый день, ребята. Давайте вместе прослушаем музыкальное произведение. (Аудиозапись. Ансамбль "Казачий круг" – «Ты, Россия, матушка Россия» (историческая песня донских казаков).

  1. Проверка д/з. Фронтальный опрос.

- Как называется такой жанр устного народного творчества?

- Что такое песня?

( Небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.)

- На какие группы делятся народные песни?

(Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.)

- Что сближает народные песни с другими произведениями фольклора?

(С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих, повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

  1. Объяснение нового материала.

- Что такое Родина? (Родной дом, улица, город, милый сердцу край).

- Кто и как защищал нашу Родину? (Ответы детей).

- Какими были русские воины, одержавшие победу над врагами во многих войнах? (Ответы детей).

Слово учителя.

Во многих произведениях описывается патриотизм русских людей, в том числе и в исторической казачьей песне.

«Песня — это не писаная, а спетая история народа», — сказал классик и был прав. В песнях донских казаков отражена вся их жизнь, их история. Из всех русских песен именно в казачьей в такой полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанных живым, эмоциональным, понятным языком. «Если вы услышите, как кто-то запел каза­чью песню, да еще стройно и свободно, эта песня становится частью вашей жизни, даже если по происхождению вы не казак. Такое чувство единения возникает, причем, с какими-то инте­ресными, сильными, красивыми предками, с какой-то очень зна­чительной культурой и историей. Это вас охватывает целиком, и вы уже не можете не изучать эту культуру, не пробовать вос­производить эту сочную, яркую традицию», — писал фолькло­рист, знаток и собиратель казачьих песен А.С. Кабанов.


Существует несколько крупных тематических циклов исторических песен:



- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);

- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");

- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);

- восстания К. Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева...", "Емельян ты наш, родной батюшка!");

- события Отечественной войны 1812 года.

Сегодня мы поговорим о трех наиболее значимых событиях в истории казачества.

3.1 Первый этап – СОБЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 14 ВЕКА

Слово учителя.

Это период появления казачества на Дону.

       Каждый человек должен знать историю своего края, помнить своих героев, их храбрые подвиги. Нужно равняться на них, ведь, по словам М. Горького, в жизни каждого человека есть место подвигам.

       Немало национальных героев есть и на Донской земле. С их славными именами связаны многие события, значимые для всего российского государства. Одним из таких национальных героев является Ермак, покоритель сибирского ханства, донской казак. Его подвиг до сих пор остаётся в памяти людей. Он действительно стал народным героем.

Согласно многочисленным преданиям, Ермак освобождает Дон, заселяет его беглыми, организует Войско Донское, изобретает порох, помогает взять Казань и Астрахань, покоряет Сибирь, чтобы было куда переселить казаков с Дона.

        Как бы ни объяснялся в преданиях факт появления казачества, Ермаку отводится первостепенная роль: Ермак Тимофеевич привёл наших предков на Дон при Грозном… Ермак возглавил первых вольников… До Ермака казаков не было… Казаки пошли от Ермака… Ермак создал казачество…

Читая эти строки, невольно вспоминаешь слова из народной песни «Ермак у Ивана Грозного»:

                              Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,

                              Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!

                              Я прощаю тебя да и со войском твоим,

                              За твою-то ли службу мне за верную,

                              И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон!


Образ Ермака привлекал внимание многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Беседа по картине.

- Каким изобразил художник Суриков Ермака?

- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?

- Что служит фоном картины?

- Какое чувство вызывает картина?

Слово учителя.

Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга...".

Ермак - личность неординарная, и в русской истории оставила заметный след.

    1. Вторым важным этапом в истории казачества была Русско-турецкая война. Памятным событием того времени было АЗОВСКОЕ ОСАДНОЕ СИДЕНИЕ. События, связанные с захватом донскими и запорожскими казаками турецкой крепости Азов и героической обороной её от турецко-татарских войск с 24 июня по 26 сентября 1641года.

Сообщение ученика.

Донские казаки регулярно нападали на Азов (Азаз), принадлежавший в то время крымскому хану, турецкому вассалу. 18 июня 1637 года донские казаки под предводительством атамана Михаила Татаринова, воспользовавшись тем, что турецкий султан Мурад IV был отвлечен войной с Персией, без ведома русского правительства при поддержке четырехтысячного отряда запорожских казаков после двухмесячной осады штурмом овладели Азовом. Казаки неоднократно обращались к царю Михаилу Федоровичу с просьбой взять Азов «под свою руку», однако это означало для Москвы начало войны с сильным противником, на что она не решалась. Положение обострилось после того, как преемник Мурада IV Ибрагим I в 1641году двинул под Азов огромную хорошо снаряженную армию и флот. Казачий гарнизон выдержал четырехмесячную осаду, за это время турки потеряли до 30 тыс. чел. Противостояние в Азове довело до истощения обе стороны. Не ждавшие подмоги казаки, решили «Азова не отдавать и помереть всем заодно». Тяжёлым было положение турецко-крымской армии. Боевой дух был подорван, назревал бунт янычар, начались эпидемия и голод, наступали сентябрьские холода. Суровая зима и морозы могли заковать Азовское море. Военный совет турецкой армии вынес решение о прекращении осады.

26 сентября ранним утром все оставшиеся в живых защитники крепости, одев, по русскому обычаю, чистые рубахи, поднялись на крепостной вал на свой последний бой и увидели, что турецко-татарское войско ушло из-под Азова к устью Дона грузиться на корабли, а часть турок отправилась степью. Командующий турецкой армией Хусейн-паша не смог пережить поражения и скончался по пути в Очаков 27 апреля 1642 был принят царский указ, предписывающий казакам оставить Азов, что и было выполнено 28 мая 1642 года. Пятилетнее Азовское осадное сидение было воспето в песнях.

Песни этого периода полны героизма и патриотизма.

Прослушивание аудиозаписи « Повесть об Азовском осадном сидении Донских казаков» Казачий Круг.



Беседа.

Какое впечатление произвела на вас эта песня?

Какими вы представили героев этой песни?

    1. Слово учителя.

Последней, мощной вспышкой казачьих песен исторического жанра был цикл песен, посвященных Отечественной войне 1812 года. В конце августа на Дон пришло распоряжение атамана Плато­ва о сборе казачьего ополчения на помощь русской армии, вы­нужденной оставить Наполеону Москву. И старые, и молодые, богатые и бедные становились под станичные знамена. Шли люди, давно уволенные в отставку, шли единственные сыновья — опора всей семьи. Дон опустел, по станицам и хуторам оста­вались старики, женщины, да малые дети. Символом всена­родного горя в песнях казаков становится образ Тихого Дона:

Ой, ты батюшка наш, славный Тихий Дон!

Ты кормилец наш, Дон Иванович,

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая!

Как бывало ты все быстер бежишь,

Ты быстер бежишь, все чистехонек,

А теперь ты, кормилец, все мутен течешь.

Помутился ты, Дон, сверху донизу,

Речь возговорит славный Тихий Дон:

«Уж как-то мне все мутну не быть:

Распустил я своих ясных соколов,

Ясных соколов, донских казаков.

Размываются без них мои круты бережки,

Высыпаются без них косы желтым песком!»


Сообщение ученика.

Одним из самых любимых героев песен исторического цик­ла был атаман Матвей Иванович Платов, Он родился в столь­ном казачьем городе Черкасске, с четырнадцати лет начал бо­евую деятельность, дослужившись от простого казака до пол­ного генерала и графа Российской империи.

В 1774 году 23-летний полковник Платов попал на Кубань и здесь, в битве на реке Калалах, показал и мужество, и стойкость, и распорядительность. С Кубани был назначен в отряд Суворова... Здесь начал Платов учиться науке побеждать, начал понимать, в чем состоит обязанность полководца. Начало второй турецкой войны Платов провел с Потемкиным, а потом, в 1790 году, командовал казаками, шедшими на штурм Измаила. С этого времени имя Платова уже становится известным всему Дону.

Чтение учителем отрывка А.Ф. Корольченко « Измаил. 1790 г.».

Стояла глубокая декабрьская ночь. Войска уже находились на условленных местах. Казаки ждали команды, офицеры поглядывали на часы.

За два часа до рассвета с Турбаева кургана, где находилась палатка Суворова, взвилась ракета.

- Ну, с Богом, ребятушки, - сказал Платов, перекрестился и широким шагом пошел впереди колонны по разведанной накануне тропке с проводниками из казаков.

Полторы сотни рабочих (так звали сапёров) с топорами, ломами, лопатами, согласно диспозиции, ушли к крепости раньше. По-прежнему палили орудия, нехотя отвечали терки: то ли устали, то ли берегли заряды до решающего часа. Над крепостью пылало зарево пожаров, горело сразу в нескольких местах.

Казаки подошли к крепости. Приближался рассвет, от Дуная наполз белесый туман, в котором скрылись и стены крепости и всё, что лежало ближе.

И вот команда на штурм. Пошли на сближение тихо, в надежде без шума преодолеть ров, забросав его фашинами – туго стянутыми вязанками хвороста из прутьев. Впереди перед ними простирался ров, а в нём была вода. Сверху, справа и слева зачастили выстрелы, они слились в пальбу. Потом ядро угодило в людскую гущу. Кто-то вскрикнул, послышался стон. Люди отшатнулись.

- Что, казаки, дрогнули? Аль простуды испугались? – послышался голос Платова. – А ну-ка, пропустите!- Он решительно шагнул ко рву, ступил в воду.

- Да тут, братцы, только по грудки!

И сразу же пошли все, будто перед ними не было ни рва, ни воды, ни турецких пуль да ядер. Матвей Иванович, как и все, мокрый по макушку, выбравшись изо рва, подбежал к стене. Действуя саблями и укороченными пиками, они выбрались на стену, где тянулась широкая площадка. Отбиваясь от турок, не допускали их к лестницам.

… Сражение кипело на всём протяжении крепостной стены. Самый мощный – западный бастион Табия штурмовала колонна генерала Львова. А на самом левом фланге, где шестая колонна Кутузова атаковала бастионы у Килийских ворот, тоже кипело сражение. Сокрушив неприятеля, егеря и казаки ворвались в окраинные улочки Измаила…

Сверху, с бастиона и крепостной стены палили в казаков турецкие стрелки и били пушки. Из-за каменной стены выскочило четверо турок, с устрашающими криками бросились к нему. Одного он зарубил сам, , остальных посекли подоспевшие казаки.

…Был уже полдень, а сражение продолжалось. Казаки с трудом продвигались к Дунаю. Свой полк Платов повёл в сражение сам.

- За мной, братцы! К Дунаю!

За командиром лавиной бежали казаки… К полудню крепость пала. Было уничтожено 26 тысяч солдат. Русским войскам досталась богатая добыча: 265 пушек, 345 знамён, 3 тысячи пудов пороха.

В донесении главнокомандующему о штурме Измаила Суворов писал: «Бригадир и кавалер Платов, поощряя подчинённых своих к порядку и твёрдости, служил примером и влез на вал, разделяя на три части колонну, поражая неприятеля. Платов повсюду был примером храбрости».

Вскоре последовал приказ о награждении Матвея Ивановича Платова орденом Георгия 3-й степени.

( так описывал подвиг атамана Платова А.Ф. Корольченко).

На основе этого подвига была написана историческая песня «Взятие Измаила».

Взятие Измаила

Ночи темны, тучи грозны

По поднебесью плывут –

Наши стройные казаки

Под Измаил-город идут,

Идут-идут казаченьки

Своим тихим маршем,

Идут-идут, маршируют,

Меж собою говорят:

«Трудна служба нам, казакам,-

Под Измаил-город поход,

Да ещё того раструднее

Под пушечки подбежать».

Под пушечки подбежали,

Закричали враз «ура».

«Ура! Ура! Город взяли,

Потрясли мы стены, вал».

Когда в сентябре 1812 года русские оставили Москву (это были горькие и тяже­лые дни для России) Платов издал приказ, который гласил, что за казака или другого воина, который возьмет в плен или убьет Наполеона, он отдаст замуж свою младшую дочь, краса­вицу Марию. В этот же период вышла гравюра с изображени­ем дочери атамана, под которым шла надпись: «Из любви к отцу отдам руку, из любви к Отечеству отдам сердце». До сих пор в казачьих станицах можно услышать песню:

Слава Платову-герою!

Победитель был врагам!

Победитель был врагам!

Слава донским казакам!

О донском «вихре-атамане» писали и наши земляки: А.Ф.Короленко в повести «Атаман Платов» (см.приложение 1) и П.Н.Краснов в очерке «Станицы былого тихого Дона».

Атаман Платов - герой войны 1812 года скончался

3 января 1818 года на хуторе Еланчик под Таганрогом.


В Таганроге установлен памятник этому славному атаману.



4.Работа в группах.


Устный анализ песни по предложенному плану.


1 группа

КАЗАКИ ИДУТ К КАЗАНИ

Не полно ли нам, братцы, на морях стоять,

Не пора ли нам, братцы, возвратиться?

Под Казанью-городочком стоит

Белый царь Иван Васильевич.

Мы пойдемте-ка на помочь к нему!

Мы Астрахань-городочек пройдем с вечера,

А Саратов-городочек на белой заре,

А Самаре-городочку мы поклонимся,

В Жигулевских горах мы остановимся.

Шатрики раскинем шелковые,

Приколочки поставим дубовые.

Сядемте, братцы, позавтракаемте,

По рюмочке мы выпьем — поздраствуем,

По другой мы выпьем — песни запоем,

Погуляем да в путь пойдем

Под Казань-городок!

Не жалуй ты меня городами,

Поселками и большими поместьями,

Пожалуй ты нам батюшку Тихий Дон

Со вершины до низу со всеми реками, притоками

Со всеми лугами зелеными,

И с теми лесами темными!

Вы не жалуйте меня генералушкой,

Не хочу я вашей золотой казны,

А жалуйте меня рекой-Доном,

Прикажите заселить людьми вольными,

И назваться донскими казаками.


2 группа

У НАС, БРАТЦЫ, НА ДОНУ...
У нас, братцы, на Дону, во Черкасском городу,
Проявилась у нас, братцы, прирожоная тума,
Он из тум, братцы, тума, Сенька Маноцков злодей,
Крепкой думушки со стариками он не думывал,
Думывал крепкую он думушку с ярыжками.
Перекинулся, собака, ко азовскому паше,
А азовский-то паша стал его спрашивать:
«Ты скажи, скажи, приятель, правду истинную –
Что-то думают у вас во Черкасском городу?» —
«Да у нас-то на Дону, во Черкасском городу,
Старики-то пьют-гуляют, по беседушкам сидят,
По беседушкам сидят, про Азов ваш говорят:
«Ой не дай боже азовцам ума-разума того,
Не поставили б они башенки на усть-речки Каланчи,
Не перекинули бы цепи через славный тихий Дон,
Не подвели бы они струны ко звонким колоколам.
Уж нельзя нам, братцы, будет во сине море пройтить,
По синю морю гулять, зипунов-то доставать».
Как у нас было на Дону, во Черкасском городу,
Войсковой наш атаман во всю ночушку не спал,
Как со вечеру сокол наш Роговые проплывал,
Ко белу свету сокол наш, по синю морю гулял,
По синю морю гулял, кораблики разбивал.


Тума - выродок. Ярыжка - низший служитель в московских приказах, выполнявший полицейские функции; пьяница, беспутный человек. Зипуны доставать - захватывать военную добычу.


3 группа – Смерть атамана …

Помутился наш славный тихий Дон,

Приумолк, затих, призадумался;

Струи быстрые волной бурною

С прежней легкостью не колышатся;

И залег туман по лугам его,

Застонал, завыл ветер по полю, -

Что ж кормилец наш, Дон Иванович,

Затужил ты так, закручинился?

Сила ль прежняя поубавилась,

Степь ли вольную, степь свободную,

Полонил-забрал враг непрошенный?

Иль сыны твои посрамилися,

Пред насильем ли возмутилися?

- Нет, доволен я своей славою,

Честью-мужеством родных детушек!

Но один из них атаман лихой

Богатырь-баян во гробу лежит.

План анализа.

  1. Выразительное чтение песни.

  2. Какой период истории казачества описан в песне?

  3. Смысл названия песни.

  4. Кто и когда мог ее исполнять?

  5. Каким чувством проникнута песня?

  6. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Подведение итогов работы детей в группах.



  1. Подведение итогов урока.

Слово учителя. Говоря об исполнении казачьих песен, следует сказать, что преобладала мужская традиция. Самым ценным в казачьей песне является этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура, летящий дискант.

Основу песенного репертуара казаков составляли песни, созданные ими самими: об их делах и боевых подвигах, о вол­новавших социальных проблемах.

Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Лежа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмо­сфере песен, которые про подвиги казаков пел ему дед. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или, как у казаков говорят, «играть» песни. Когда у одной казачки спросили, почему песни «играют», а не поют, она ответила, что понятие петь песни связано с пением по нотам, а вот «иг­рать» песни — это то, что идет от души и сердца, то, чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей.

  1. Рефлексия.

Беседа по вопросам.

- В чем, на ваш взгляд, особенность казачьих песен?

- Какие жизненные обстоятельства вызвали появление казачьих песен?

- Что является предметом изображения в песнях?

- Какие художественные особенности казачьих песен вы заметили?

- Как казачья песня связана с историей?

Оценочный лист.

ВСЕ ПОНЯТНО

НЕ ВСЕ ПОНЯТНО

(пояснение)

НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО




Поставьте плюсик под верным утверждением. Подведение работы в оценочных листах.

7. Домашнее задание: выразительное чтение казачьей песни наизусть; найти казачьи загадки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по родной литературе в 8 классе «Историческая казачья песня – частица России».

Автор: Симонова Светлана Михайловна

Дата: 26.07.2021

Номер свидетельства: 584843


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства