kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Урок по МДК 01. 04 "Пожилой человек в семье.Типология пожилой семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль.  Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека, способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой социальной роли.

Просмотр содержимого документа
«Урок по МДК 01. 04 "Пожилой человек в семье.Типология пожилой семьи.»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 3

Дата- _________________

Группа- ________________

Дисциплина: ПМ 01 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ»

МДК 01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.



Тема: «Пожилой человек в семье. Типология пожилой семьи. Особенности семейного статуса пожилого человека»

Цели урока:

Обучающая - формирование общих и профессиональных компетенций по теме психологии и андрагогики лиц пожилого возраста и инвалидов;

Развивающая - развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельнее выводы;

Воспитательные - привитие интереса к предмету, формирование политической культуры и гражданской позиции у студентов.

На занятии предусмотрено применение преподавателем презентации и

- для лиц с нарушениями зрения материал предоставлен в печатной форме увеличенным шрифтом, а также наличие экранной лупы для просмотра материалов на мониторе;

- для лиц с нарушениями слуха наличие аудиотехники (колонки, наушники, (гарнитура), формы электронных документов, формы с увеличенным печатным шрифтом; - для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: беседа, индивидуальная работа.

Методы и методические приемы:

- словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, дискуссия);

- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос);

- рефлексивный метод.

Педагогические технологии: т. личностно-ориентированного обучения, т. дифференцированного обучения, т. игрового моделирования.



1.Организация занятия. 2 мин

- Приветствие обучающихся.

- Отметка отсутствующих обучающихся на занятии.

  1. Проверка готовности обучающихся к занятию. 1 мин

  2. Сообщение темы занятия, цели занятия. 1 мин

  3. Контроль знаний обучающихся 15 мин

Метод: устный опрос

  1. Как вы понимаете понятие «постарение населения»?

  2. Что такое демографическое старение?

  3. Назовите классификацию общества по степени старения.

  4. Что является тенденцией в изменении возрастной структуры населения?

  5. Назовите одно из главных последствий старения населения.



5. Изложение нового материала 55 мин

План урока

  1. Пожилой человек в семье.

Метод: рассказ с элементами беседы

  1. Типология пожилой семьи.

Метод: рассказ с элементами беседы

  1. Особенности семейного статуса пожилого человека.

Метод: рассказ с элементами беседы


Ход занятия.

Вступительное слово преподавателя: 2 мин

  1. Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека, способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой социальной роли.

Семейные контакты и связи пожилых и старых людей поддерживаются главным образом по прямой линии, отношения с братьями и сестрами активизируются в случае, когда нет близких родственников.

Проживая вместе, или недалеко друг от друга, и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети оказывают взаимные услуги и помощь – не только материальную, но и моральную.

Возможность принимать участие в жизни семьи (давать советы, помогать финансово, присматривать за маленькими внуками и т.п.) вызывают у пожилых и старых людей не только естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и даёт им чувство безопасности и признания своей роли в семье.

Самочувствие пожилых людей также в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье — доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между дедушками (бабушками), их детьми и внуками.

Семья - уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожилых и старых людей. Хотя многие пожилые люди стремятся к автономии от детей: социальной, экономической, территориальной, для большинства из них семья по-прежнему - притягательный центр их интересов, место удовлетворения многих фундаментальных человеческих потребностей, одна из главных социальных и психологических ценностей, важная сфера деятельности. Удовлетворенность своим положением в семье, принятие семейных ролей и функций - эти факторы не только определяют степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной деятельностью.

Тем не менее, значение родственных связей в последнее время упало, а сами они сильно изменились в течение последних десятилетий.

Современные тенденции в развитии семейных отношений приводят к разрушению старых патриархальных семей, в которых совместно проживают несколько поколений, - современная молодёжь стремиться к экономической независимости и самостоятельности. Во многих семьях молодёжь уже не проявляет прежнего сочувствия и почтения к старшему поколению, далеко не все готовы их принять в свою семью.

Отношения между детьми и родителями (между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно классифицировать по простейшему, но вечному основанию - отношению родства.

Российские геронтологи установили интересный факт: состояние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самостоятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родственников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно. 

Итак, в качестве геронтологических социальных практик (отношение к старости) можно выделить следующие:

геронтофилия – особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий.

геронтофобия – неприятие старых людей, боязнь старости, ассоциирующееся с нарастанием физической и духовной немощности.

агглютинативные модели поведения – смешанное сочетание, к примеру геронтократии и неприязни к старикам, не имеющим высокого социального статуса.

рефлексия старости как социокультурной ценности – признание высоких статусных характеристик старого человека как опытного, мудрого, одобрение его наставнических и посреднических функций.

 Основными причинами конфликтов в семьях с пожилыми и старыми людьми являются: материально-бытовая неустроенность, алкоголизация отдельных членов семьи, вынужденное существование в одной квартире.

Ухудшение здоровья ставит пожилого человека в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и помощи, особенно во время обострения болезней.

Само присутствие старого человека в семье является осложняющим моментом в личной жизни взрослых детей или близких родственников, особенно если в прошлом их взаимоотношения не отличались особым уважением друг к другу. Моральный климат семей, в которых молодые члены семьи расценивают пребывание старого человека как бремя, обузу, осложняющие их личные проблемы, ограничивающие их материальные и бытовые возможности, очень тяжел для всех без исключения.

Эмоциональное напряжение - наиболее распространенное и тяжелое последствие этой ситуации. Нехватка времени, ограничение свободы действий, изоляция от друзей, необходимость выполнять одновременно различные обязанности способствуют возникновению депрессии, чувства тревоги, безнадежности, упорной бессонницы. Влиянию этих негативных последствий подвержены больше дочери, чем сыновья. Одинаково острая для обеих сторон ситуация не может разрешиться нередко без специально организованных форм социальной помощи старым людям. Одна из таких возможностей - переход старого человека на полное иждивение общества и поступление в дом для престарелых. 
     Американские геронтологи отрицают распространенное мнение, что старые люди якобы «выбрасываются» в дома для престарелых. Специальные исследования этого вопроса показывают, что подобное решение принимается родственниками после длительных и настойчивых попыток найти альтернативу. Об этом свидетельствуют и данные, что лиц в возрасте старше 65 лет в стационарных социальных учреждениях почти в три раза меньше, чем старых людей, о которых заботятся семьи.

О роли семьи в оказании необходимой помощи, физической поддержки свидетельствует то, что подавляющее большинство старых людей, проживающих в домах для престарелых, не состоят в браке: это вдовы, разведенные или никогда не состоявшие в браке, а около половины из них не имеют детей или близких родственников.

Исследования также убедительно свидетельствуют о том, что с помещением старых людей в дом для престарелых, семейные связи не прерываются. Семьи продолжают проявлять внимание и заботу о старых родителях, посещают их, одни чаще, другие - не очень, третьи - совсем редко в зависимости от своих личных проблем и соматического здоровья. Но, вне всякого сомнения, большинство из детей испытывают чувство вины.

2) Облик семьи зависит от того, городская она или сельская, к какой этнической и имущественной группе принадлежит, каков ее образовательный и культурный уровень, есть ли в ней дети и сколько их, кто старше по возрасту — муж или жена (или они ровесники), какой характер и темперамент у супругов, сколько лет они прожили вместе, влияют и другие привходящие обстоя­тельства и превратности судьбы, пережитые супругами вместе.

Льву Толстому принадлежит фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая се­мья несчастлива по-своему». Приходится не согласиться с клас­сиком: счастливыми люди тоже бывают по-разному. Счастье — не имя, не фамилия, оно не дается человеку один раз и на всю жизнь.

Могут ли быть счастливы пожилые супруги? Любимая кон­цовка рассказов Александра Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». И счастье, и несчастье во многом относи­тельны. Одному человеку достаточного косого взгляда, не во­время полученной пенсии, разбившейся чашки, чтобы почув­ствовать себя несчастным. Другой будет счастлив, проснувшись утром и услышав рядом спокойное дыхание жены.

Демографы свидетельствуют, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума — в возрасте старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно пере­плетается с продолжительностью брака: максимум разводов при­ходится на первые 5—10 лет, минимум разводов, приближаю­щийся к нулю, — при длительности брака 30 и более лет. Но ни в каком возрасте никто не даст полных гарантий семейного мира и доброго согласия. Коварно и обманчиво мнение о том, что у пожилой пары все мели уже позади. И в пожилом возрасте люди доходят до предела полной неприязни, другое дело, что это не вызывает развода.

Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Дейл Карнеги пишет: «Из всех безошибочно действующих ухищрений, когда-либо изобретенных дья­волами ада, чтобы погубить любовь, самыми смертоносными яв­ляются придирки. Этот прием никогда не подводит. Подобно укусу королевской кобры, он всегда отравляет, всегда убивает».

Жена графа Толстого обнаружила пагубность своих манер для семейного счастья, когда было уже слишком поздно. Перед кон­чиной она призналась своим дочерям: «Я была причиной смерти вашего отца». Дочери не спорили с ней. Они знали, что мать имела в виду свои бесконечные жалобы, беспрерывную критику, постоянные упреки. Судя по дневникам писателя и его жены, в первые годы совместной жизни они трогательно и нежно лю­били друг друга. Какой трагический финал когда-то большой, чистой, поэтической любви: графиня мечется перед окнами стан­ционного дома, пытаясь в последний раз хотя бы увидеть своего старого возлюбленного, а он в предсмертной мольбе, еле выго­варивая слова, отказывается ее видеть.

Супружество — это сад, в котором надо постоянно вспахи­вать землю, но ни в коем случае не копать могилу собственного супружеского счастья. Семейная лодка тихо и плавно скользит вниз по течению, ей не страшны ни ветреность, ни вспыльчи­вость. Но у этой лодки должен быть руль, и им следует пользо­ваться.

До тех пор, пока человек жив и его мозг нормально работает, в нем происходят изменения, пусть микроскопические, под вли­янием субъективных и объективных обстоятельств. Наблюдает­ся частичное, незначительное, вполне естественное ухудшение зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изме­нение походки (как когда-то пел Окуджава, «когда моя походка мне не была смешна»). Все это отражается на характере и манере поведения, старики становятся раздражительнее, капризнее. Беда в том, что человек сам себе по-прежнему видится мало изменив­шимся, хотя спутники жизни замечают и фиксируют эту эволю­цию, внутреннюю и внешнюю, — кто с сожалением и горечью, некоторые с удовольствием и злорадством.

Отношения между пожилыми супругами можно условно раз­делить на три типа: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.

К типу сосуществователей относятся пары, которые живут по привычке. За долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось то первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Они уже не выясняют отношений, потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Примером может послужить следую­щий рассказ.

Это безразличие возникло задолго до старости. Вероятно, при­чиной были его романы — военно-полевые, послевоенно-курортные. Внешне она реагировала на эти удары по женскому самолюбию спо­койно, без истерик и попыток ответить тем же. Возможно, его раздражал ее мещанский вкус, любовь к салфеточкам, слоникам, статуэткам и абсолютное непонимание того, чем интересовался он: книги, рыбалка, футбол. Скорее всего, причиной было отсут­ствие детей.

Никто никому не мешал. Отдыхали всегда порознь, но ежегод­но. Только однажды поехали вместе в туристской группе, на фо­тографиях, оставшихся от той поездки, они везде стоят с разных сторон группы. Так и жили — вместе, но порознь; на пенсии мая­лись от совместной жизни, не ссорились, но и не разговаривали — не о чем было говорить. Кто-то сказал о подобных супругах, что каждый из них, глядя безразличными глазами в такие же безраз­личные глаза другого, видит только свое отражение.

В последние годы он быстро, стремительно старел, со всеми вытекающими последствиями этого процесса, потерял полностью свой былой лоск «любимца женщин», стал редко бриться и следить за одеждой, шаркал при ходьбе и был неаккуратен в быту. Она без раздражения, напротив, с каким-то чувством удовлетворения отмечала все погрешности в его манерах, а про себя думала: «Ну вот, видели бы теперь тебя мои соперницы. Где они?» Он все чаще нуждался в ее помощи, но она не спешила ему навстречу, не стре­милась приукрасить, скрыть его старческие огрехи, хотя замеча­ний не делала. От безысходности и беспомощности он злился, сры­вался на крик, чего раньше никогда и ни при каких обстоятель­ствах себе не позволял, с каким-то садистским удовольствием раз­бивал ее «дурацкие безделушки-погремушки». Привыкший к жен­скому обожанию, он понимал трагизм конечного жизненного ре­зультата. Винил не себя — ее; мечтал вырваться из этого одиночества. Часто ему вспоминались двери московского метро с табличкой «Нет выхода».

Второй тип — партнеры-конкуренты. Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло общее дело, чаще всего одна специальность; они и поженились, понимая, что вместе соста­вят хороший тандем, в котором им легче будет двигаться по жиз­ни, — своего рода «брак по расчету». Они постоянно следили друг за другом, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, совершалась на паритетных началах, чтобы партнер не выбрал себе более легкое задание. Вот пример такого финала.

Старость нарушила саму основу их супружеского согласия — равное распределение обязанностей. Он стал плохим компаньоном. Она была до глубины души недовольна такой ситуацией. Ей хоте­лось крикнуть, не ему, куда-то в пространство, может быть, самому Господу: «Я так не договаривалась!» Она постоянно выго­варивала ему все недочеты и недоделки, он терпеливо сносил все «постановки на вид» и «строгие выговоры», про себя думал: «Ста­руха. А старухе положено ворчать». До больших скандалов не дохо­дило, и жизнь текла по своим законам.

Третий тип — влюбленные друзья. Отношения, построенные на любви и дружбе, эти люди сумели пронести через всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: «Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настоль­ко хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, по­тому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же доро­га, как в свое время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадается. В одно и то же время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравствен­ных переживаний другого. Какое чудо встретить мужчину (женщину), который ни разу в жизни не разочаровал и не обманул вас!»

У этой пары всегда ровные ласковые отношения, которые с годами не ухудшаются, а напротив, становятся все более орга­ничными: силы обоих супругов направлены на понимание парт­нера.

Они никогда не рассказывают о своих отношениях, стесня­ются, может быть, все еще опасаются «сглазить» свое счастье и больше всего боятся умереть позже супруга. Страх остаться од­ному, пережить любимого человека заставляет проявлять порой излишнюю заботу о здоровье супруга. Иногда эта забота перера­стает разумные пределы, она может вызвать раздражение, но не конфликт, потому что каждый из них живет с аналогичным чув­ством. Они — те две половинки, которым улыбнулась удача, они нашли друг друга. Они любят, и потому не стареют. Права пословица: «от плохой жены состаришься, от хорошей помолоде­ешь», и жена от хорошего мужа тоже молодеет.

Кому-то, особенно молодым людям, разговор о любви в пре­клонном возрасте может показаться пустой фантазией, слаща­вой сказкой, но вот свидетельство человека, которому можно верить, учитывая хотя бы его возраст. Это поэт Расул Гамзатов. «Я думаю, как красива любовь молодых, как она интересна! Но ей не сравниться со старческой любовью. Она уважительная, любовь стариков и старух, она мудрая и прекрасная. Любовь в молодости делает мальчишку взрослым, а взрослых мальчишками. Старческая устойчивей и постоянней — это то, чего так не хватает нам в юности».

И.И. Мечников на основе собственных наблюдений отме­чал, что «долговечность часто обнаруживается у супругов, не име­ющих ничего общего, кроме образа жизни».

И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное иссле­дователями самых разных стран — от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холос­тых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Более того, смертность женатых мужчин от сердечно-сосудистой недостаточности, рака пищевода в два раза ниже, чем у разведенных, и что самое уди­вительное — в четыре раза ниже от дорожных катастроф.

Пожилая семья - это зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. Это период, когда супруги выходят на пенсию. Возникает ряд объективных условий для решения тех или иных проблем в жизни семьи, когда она должна адаптироваться к новым условиям (смена образа жизни, социального статуса, режима работы и социальной среды и т.д.).

Этот период характерен для одних семей активизацией трудовой деятельности, как дома, так и в социуме (появление внуков и участие в их воспитании, участие в общественной работе), а для других - забвением и самореализацией в обретенном микроокружении преимущественно из своих старых знакомых и друзей. В этот период у многих людей появляются проблемы со здоровьем. Жизнедеятельность пожилой семьи с точки зрения ее организации довольно сложна. Особенно проблематично, если она проживает отдельно после ухода детей, с характерной для нее затяжной адаптацией, как к микроокружению, так и к социальной среде в целом: выраженная поляризованность настроений и категоричность суждений - от крайне упаднических до эгоцентрических. Среди многих приобретенных за последние годы одинокой жизни супругами психогенных отклонений наиболее выражено "расширение сферы родительских чувств".

3) На последних этапах жизненного цикла индивида исключительно большую роль играет семья. Она представляет для пожилого человека ближайшее социальное окружение, оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни.

К тому же часто наступающее в этот период ухудшение здоровья и усиливающееся снижение мобильности ограничивает интересы и виды деятельности пожилых людей, все внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты. Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление, ставят пожилого человека всё в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться. В тоже время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определенной мере адаптироваться к периоду старости.

Семья может представлять пожилым людям прямую и косвенную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. Этим, однако, не ограничиваются функции семьи по отношению к пожилым людям. В семье они сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интенсивного межличностного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддерживают свой престиж, а, обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную деятельность, находят применение своему опыту, в том числе и профессиональному. В семье пожилой человек в дополнении к собственным использует и ее социальные контакты, что позволяет вести ему более активный образ жизни. А если человек, ушедший на пенсию, живет в семье, то она может служить лучшим средством от «пенсионной болезни».

Место пожилого человека в семье, так же как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим и культурным развитием, материальными и хозяйственными взаимоотношениями, местными и, в частности, национальными обычаями.

Современные тенденции в развитии семейных отношений приводят к тому, что разрушаются старые патриархальные двух- и трехпоколенные семьи. Это происходит из-за более ранней независимости (полной или частичной) молодого поколения и его самостоятельности. Изменилось понятие семьи: семья – это не только люди, живущие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи создали возможности нового вида семейных объединений. Например, 80-летняя мать живет одна, самостоятельно; ее 60-летняя дочь с мужем живут на расстоянии трех кварталов; женатый 50-летний сын живет несколько дальше; есть еще внуки и правнуки. Все считают себя членами одной большой семьи, поддерживают постоянные контакты друг с другом и по мере надобности оказывают друг другу помощь, вместе проводят праздники и семейные торжества. Эта семья включает в себя несколько нуклеарных семей (нуклеарная – от латинского слова «ядро»). Современная семья стала многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной или мультифамильной.



5. Закрепление нового материала. 20 мин

Метод: решение ситуационной задачи

  1. Ваши клиенты пожилая супружеская пара. Главная проблема семьи – ограниченный круг общения.

Продумайте план работы с данной супружеской парой.

Метод: блиц опрос

  1. Какую роль семья играет в жизни пожилого человека?

  2. Перечислите геронтологические социальные практики.

  3. Какие три типа отношений между пожилыми супругами можно выделить? Охарактеризуйте их.

  4. Чем можно определить место пожилого человека в семье?

  5. Поясните, как вы понимаете «мультинуклеарная» семья.


6. Подведение итогов урока. 1 мин

Выставление оценок.


7.Домашнее задание: 1 мин


Подпись преподавателя ______________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по МДК 01. 04 "Пожилой человек в семье.Типология пожилой семьи.

Автор: Храпова Елена Алексеевна

Дата: 22.10.2018

Номер свидетельства: 481628

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства