kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Функции основных систем органов" (Наука о здоровье. Элективный курс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Функции основных систем органов" для 7 класса. Элективный курс "Наука о здоровье". 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Функции основных систем органов" (Наука о здоровье. Элективный курс)»

Тема: Функции основных систем органов. Гомеостаз.

Цель урока: рассказать о функциях основных систем органов, дать понятие «гомеостаз». Развивать умение участвовать в обсуждении информации, соотносить поступок с моральной нормой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Ход урока:

  1. Орг.момент: Всем доброго дня!

  2. Новый материал:


Организм человека состоит из органов. Сердце, легкие, почки, рука, глаз – все это органы, т.е. части организма, выполняющие определенные функции. Орган имеет только ему свойственную фор-му, строение и положение в организме. Форма руки отличается от формы ноги, сердце не похоже на легкие или желудок. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Обычно орган состоит из нескольких тканей, нередко из четырех основных. Одна из них играет пер-востепенную роль. Так, преобладающая ткань кости – костная, главная ткань железы – эпителиаль-ная, главная ткань мускула – мышечная. В то же время в каждом органе есть соединительная нервная и эпителиальная ткани (кровеносные сосуды).

Орган является частью целостного организма и поэтому вне организма работать не может. В то же время организм способен обходиться без некоторых органов. Каждый из органов является составной частью более сложной физиологической системы органов.

Системы органов. Жизнь организма обеспечивается взаимодействием большого числа разных органов. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологи-ческую систему. Различают следующие физиологические системы: покровную, систему опоры и дви-жения, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную, нервную, иммунную.

В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки. Кожа покрывает тело снаружи. Слизис-тые оболочки выстилают изнутри полости носа, рта, дыхательных путей и пищеварительной систе-мы. Кожа и слизистые оболочки предохраняют организм от внешних воздействий – высыхания, коле-баний температуры, повреждений, проникновения в организм различных возбудителей болезней и ядовитых веществ.

Система опоры и движения представлена большим числом костей и мышц. Кости, соединяясь между собой, образуют скелет соответствующих частей тела. При любых положениях тела, н-р при стоянии, сидении, лежании, все его органы опираются на кости. В этом состоит опорная функция скелета. Скелет выполняет и защитную функцию, ограничивая полости, занятые внутренними орга-нами. Например, ребра, позвонки, грудина образуют грудную клетку, в полости которой располага-ются такие органы, как сердце, легкие. Скелет и мышцы обеспечивают движение тела. Соединенные между собой кости являются рычагами, которые приводятся в движение сокращением прикрепляю-щихся к ним мышц.

Пищеварительная система включает органы ротовой полости – язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, кишечник, печень, поджелудочную железу. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается слюной, на нее воздействуют желудочный и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечнике и доставляются кровью ко всем тканям и клеткам организма.

Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталкивает кровь по сосудам к органам и тканям, где происходит непрерывный обмен веществ. Благодаря такому обмену клетки постоянно получают кислород и другие необходимые вещества и освобождаются от ненужных веществ, таких, как углекислый газ и продукты распада.

Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа. Воздух поступает сначала в носовую полость, затем в носоглотку, гортань и дальше в трахею и легкие. В легких воздух соприкасается с огромной сетью кровеносных сосудов. Здесь происходит обмен кислородом и углекислым газом.

Выделительная система выполняет функцию удаления жидких продуктов обмена веществ. Ос-новными органами этой системы являются почки. В них образуется моча, которая по мочеточникам стекает в мочевой пузырь. Там она накапливается и в определенный момент выбрасывается наружу.

Половая система выполняет функции размножения. В половой системе формируются половые клетки. К этой системе относятся мужские половые железы – семенники, женские половые железы – яичники. В матке происходит развитие плода.

Эндокринная система включает различные железы внутренней секреции. Каждая из желез выра-батывает и выделяет в кровь особые химические вещества. Эти вещества участвуют в регуляции функций всех клеток и тканей организма.

Нервная система объединяет все другие системы, регулирует и согласовывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной системой и органом приводит к прекращению его нормаль-ного функционирования. Посредством чувствительных клеток – рецепторов, расположенных в ор-ганах зрения, слуха, равновесия, обоняния, осязания, поддерживается постоянная связь организма с окружающей средой. Благодаря нервной системе осуществляется психическая деятельность челове-ка, его поведение.

Иммунная система. Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорга-низмов. Если микробы все же проникают в организм, то там они встречаются с его защитными си-лами – иммунитетом. Центральная иммунная система представлена красным костным мозгом и ти-мусом, периферическая – лимфатическими узлами, селезенкой.

Функциональная система. На уроке физкультуры, например, усиливается не только работа мышц, но и кровеносной, дыхательной системы. Несколько систем органов, совместно работающих для вы-полнения какой либо задачи и называется функциональной системой.

! Давайте вспомним схему построения организма: клетки – ткани – органы – системы органов – организм.

Связь между строением и функциями органов

Между строением органов и их функциями существует тесная связь. Рассмотрим это на примерах.

Хорошо известно, что при недостаточном развитии мышц, которые сгибают руку в локте, их функции ослаблены и человек не способен к выполнению физической работы и подъему тяжестей. Но если эти мышцы развивать, постепенно упражняя и нагружая их, то мышцы станут развиваться, расти и все более отчетливо выделяться под кожей плеча. Значит, не только строение мышцы обус-лавливает ее функцию, но и функция влияет на строение мышцы.

Этот пример говорит о том, что нельзя понять строение органов, не зная их функции. Наоборот, понять функцию можно, только зная строение органа. Такая зависимость между строением органов и их функциями является одной из причин объединения двух наук – анатомии и физиологии – в один учебный предмет.

Функции организма человека. Живой организм всегда отвечает на изменения, которые происходят в нем самом и в окружающей его среде. Существование организма было бы просто невозможно, если бы он не реагировал на недостаток воды, кислорода, изменение температуры, на влияние различных вредных веществ или был бы безразличен к пище. Реакции организма направлены на то, чтобы удовлетворить возникшие в нем потребности (голод, жажда и др.), защитить от вредных воздействий и приспособить к изменяющимся условиям среды. Такое проявление деятельности организма получило название функции.

Для нормального функционирования организма человека исключительно важной особенностью является постоянство химического состава и физико-химических свойств клеток и тканей – гомеостаз. Например, клетки организма очень чувствительны к изменению содержания глюкозы в крови одного из главных питательных веществ. Постоянство ее уровня достигается тем, что при избытке в крови она откладывается в печени и мышцах про запас, а при недостатке вновь поступает оттуда в кровь. Показателем постоянства химического состава клеток и тканей является также содержание в крови солей, температура тела и т. д. Таким образом, важной функцией организма человека является поддержание постоянства его химического состава и физико-химических свойств.

Другой важной функцией человека является установление непрерывного взаимодействия с внешним миром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благодаря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответствии с ней управляет своим поведением. В результате человек достигает поставленной цели, решает различные жизненные ситуации. Все это объединяется понятием психические функции человека.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке: Учитель: Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Ученики: Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

  2. Итог урока. На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

  3. Дома: Записи в тетради.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Функции основных систем органов" (Наука о здоровье. Элективный курс)

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414390

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства