kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица" в 5 специальном коррекционном классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица" в 5 специальном  коррекционном классе VIII вида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица" в 5 специальном коррекционном классе.»

Открытый урок чтения в 5 классе

«И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:
- познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

- продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;

- дать образец выразительного чтения басни.

Задачи урока:
Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.
Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.
Коррекционные задачи:  аналитико – синтетическая    деятельность  на  основе  упражнений  в  соотнесении    слов, пословиц  к  басне.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока

актуализируют: знание о литературных жанрах произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя, навыки чтения.

приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали.

закрепят: навык осознанного выразительного чтения.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник: З.Ф.Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2009 г
Презентация, экран, проектор, ноутбук, иллюстрации басен разрезные, карточки для работы в парах, аудиозапись басни, карканья вороны.


Ход урока.

I. Организационный момент:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

- Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Дежурная буква П».

Да, мы уже на уроках читали и даже учили потешки, прибаутки, песни, а какой литературный жанр сегодня ждет встречи с вами, вы узнаете, разгадав сканворд. Внимание на экран. (Слайды 1-7)

II. Сообщение темы и целей урока.

На предметной неделе литературы у нас в школе походил конкурс инсценированной басни, и вы принимали участие. А кто автор этих басен или может авторы?

-Ребята, какие задачи стоят сегодня перед нами на уроке? (В помощь формулирования задач на стенде картинки: книга, словарь, ?, мальчик читает книгу).

1).Познакомиться с новым произведением и его автором. 2). Узнать значение новых слов. 3).Анализировать содержание произведения. 4).Учиться читать выразительно.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

( На слайде 8 портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования. Когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу(Слайд 9 памятник). Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

2). -Сейчас я предлагаю вам вспомнить некоторые басни И.Крылова. Игра «Осколочный рисунок». (Собери разрезанную картинку). -Какие басни на ваших картинках? Михаил Исаковский так сказал о баснях И.Крылова:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)

-Какие слова из басен Крылова стали крылатыми? Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «басни».

А что такое басня? Басня, если сказать простым и понятным языком – это стихотворение, которое носит поучительный характер.

3). Сейчас я вам прочитаю несколько строк из басни, а вы попробуйте ответить на вопрос –Кто герои этой басни?

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Кто герои, непонятно) -Значит, басню нужно прочитать. Ребята, сегодня мы ее послушаем в записи. (аудиозапись) -Кто герои басни? – Кому басня понравилась? –Скажите, какая история приключилась с вороной?

4). Откройте учебники на с. 99 я буду читать басню, а ваша задача следить. (Учитель читает наизусть)

5). Словарная работа. (Слайд 10)


Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – отвратительный, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Не впрок – не на пользу;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Вещуньина – вещунья, предсказательница;

Зоб – у насекомых, птиц : расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

6). Чтение басни самостоятельно.

7). Беседа по содержанию.

-Давайте поговорим о главных героях. Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (лесть –это обман).

-Почему на роль льстеца выбрана Лисица? (хитрая), а на роль доверчивой слушательницы Ворона (глупая)

-Опишите внешний вид лисы. Какая она? (Слайд 11)

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте. Плутовка к дереву…

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду(Слайд 12) (ответы детей).
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? ( Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)


-Искренними ли были ее слова?

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?(аудиозапись) (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).


- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? ( Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

-После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? ( Доверчивая, глупая.) - Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? ( Нет.)

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (Ворону) (Тщеславных людей)

ФИЗМИНУТКА.


8). Работа в парах по карточкам. Выберите какие черты характера подходят героям басни.

ВОРОНА ЛИСА

Хитрая Хитрая

Добрая коварная

Неуклюжая неискренняя

Растяпа плутовка

Умная добрая

Простофиля льстивая

Тщеславная умная

Глупая честная

Красивая глупая (Проверка Слайд 13, 14)


- Найдите и прочитайте в каких словах басни заключен ее главный смысл, мораль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).Слайд 15

«Уж сколько раз твердили миру, (много раз)

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, (не на пользу)

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)
- Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

9). Работа с пословицами. Игра «Собери пословицу». (Карточки)

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке медок, а на сердце ледок.

-Кому адресуете данные пословицы?


IV. Закрепление материала.

  1. Подготовка к выразительному чтению.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.»

- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту.

В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.

«На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:»

- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать состояние и действия Лисы, учуявшей запах сыра.


«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!»

- При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:»

- Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.


«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»

- Вложить в эту строчку насмешку автора.


2. Выразительное чтение басни.


V. Подведение итогов урока.

- Что мы начали изучать на уроке?

- С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?

( Лестью, заискиванием.)

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем? (Слайд 16)

VI. Домашнее задание.

Читать басню выразительно.

Читать басню по ролям.

Инсценировать басню. (Слайд 17)


- Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.

Оценить работу учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица" в 5 специальном коррекционном классе.

Автор: Гура Татьяна Васильевна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства