Открытый урок в 5 классе
Тема: « Удивительный инструмент ЕЧИН»
Преподаватель МКОУ ДОД «БДШИ»
По специальности: Ёчин
Сангаджиева А. С.
2014г.
Ход урока
Орг. Момент: Звучит калмыцкая музыка «Тоhруна би»
Учитель: Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Песни, звуки инструментов-
Все для вас!
Пожелаем всем успеха!
За работу!
В добрый час!
Приветствие: Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
Учитель: Меня зовут Анастасия Саналександровна,я преподаватель Детской
Музыкальной Школы.Сегодня я у вас проведу урок « Удивительный инструмент».
Ребята, а какие музыкальные инструменты вы знаете?А какие из них калмыцкие?
Ребята отвечают.
Учитель: Молодцы! Сколько оказывается вы знаете музыкальных инструментов!
Среди вас есть наверное ребята,которые посещают музыкальную школу?Может
Кто-то играет на инструменте,поет,танцует или же рисует.
Сегодня я вас познакомлю с этим удивительным, редким, калмыцким инструмен-
том,который называется Ёчин. На калмыцком его называют –Джингнур.И сейчас я
вам предлагаю прослушать этот удивительный, красивый, звонкий инструмент.
На ёчине проиграть Калмыцкую песню «Цецгяричь,хальмг минь».
Учитель: Ребята, а вам понравился звук этого инструмента? Как он звучит? Какой у
него тембр звучания. Сегодня вам я все расскажу про этот инструмент.
Идут слайды.
Учитель: Ёчин-многострунный ударный музыкальный инструмент,в форме
Трапеции и распространенный в музыке народов Азии.
Ёчин бытовал у калмыков еще с 12-14 веков ,но в силу различных причин оказался
Невостребованным и был забыт. Вы знаете ведь,что раньше калмыки ввели
кочевой образ жизни,а ёчин очень тяжелый инструмент,его сложная конструкция
не очень подходящая к условиям кочевой жизни народа. Тогда еще ёчин был
только в богатых семьях,т.к. он очень дорогой инструмент.
Прообразом ечина была китайская дощечная цитра- яньцин. Янцин- Китайский
Струнынный музыкальный инструмент на подобие Цимбал. Ее благородный
и мелодичный тембр использовался в основном в музыкальном сопровождении
дворцовых церемонии Китая.
Цимбал-срунный ударный инструмент, распространенный в Восточно-европейс-
ких странах, таких как Беларуссия, Молдавия, Чехия, Словакия и в России.
Похожие инструменты встречаются не только в Китае, но и в Индии, такой как
Сантур. Особенность Сантура в том, что на нем играют двумя легкими молоточ-
ками - мезрабами. Похожий инструмент есть и в Узбекистане- Чанг.
С 1990 года в республике было организованно обучение на монгольских ёчинах
с целью восстановления утраченных традициях. Однако монгольские инструмен-
ты пришлось приспосабливать к новой музыкально-стилевой системе, т.к. их
пентатонические лады не совсем соответствовали калмыцкой музыки и европейс-
кой классики. Реконструкция монгольского ёчина привела к существенной транс-
формации и появлению новой формы инструмента- калмыцкого ёчина, с
полностью хроматическим звукорядом. На деку натянуты 88 струн через 4 подств-
ки. Диапозон ёчина 3,5 октавы.
Ну а теперь, ребята, я вам покажу как правильно надо сидеть за инструментом.
И поможет мне в этом ученица 4 класса ДШИ Мархадыкова Дарина.
При правильной посадке должны наблюдаться : свободное естественное положе-
ние корпуса учащегося за инструментом, отсутствие ненужного и вредного
мышечного напряжения в плечевом поясе и руках.Ученик должен сидеть на
передней части стула, не касаясь спинки. Нижняя дека ёчина должна находиться
на расстоянии не более 3-4 см от ног играющего. Расстояние туловища от
инструмента не должно превышать 15-18 см.
Звук на ёчине в основном извлекается палочками, поэтому от правильного их
держания, материала, из которого они изготовлены зависит качество звука.
Руки, как и при ходьбе должны свободно и естественно двигаться над струнами
и слегка касаться их,но не операться. Основным способом звукоизвлечения на
ёчине является удар. Он должен быть свободным и достаточно сильным, с
небольшим отскоком палочки от струны.
Сейчас Дарина нам продемонстрирует яркий, звонкий прием игры в музыкаль-
ном произведении.
Спасибо Дарина. Вы услышали как громко прозвучала музыка, потому что у нее
был хороший замах руки и отскок палочки. На ечине используют не толко удары,
но и существуют другие приемы игры,такие как пиццикато- это извлечение
звука без палочек, щипаком. При помощи такого приеиа можно извлечь один
звук, два и более. Пиццикато бывает мягкое- подушечками пальцев, и более
громкое- щипок ногтем.
Сурдина- одну руку ложим на подставку, а другой рукой извлекаем звук, таким
Способом звук становиться приглушенный. Глиссандо- означает скользя по всем
струнам или определенное расстояние от ноты к ноте. Удары по деке. А этот звук
похожий на бег лошади. И еще один прием игры применяемый в лирической
музыке- тремолло.Это очень сложный прием игры, рекошетирование палочек
при кистевом движении.
Теперь давайте и вы попробуйте правильно подержать палочки в руках и
поработать над ударами. Но прежде чем мы возьмем в руки палочки, нам
необходимо выполнить упражнения на расслаблении мышц. Это упражнение
«Маляр», «Кранчик», Кубик-Рубик».
Хорошо. Теперь можем поработать над ударами, возьмите в правую руку палочку
Удерживать палочки надо большим и указательным пальцами.Руки не должны
быть слишком напряжены и сильно расслаблены. Кисть должна быть мягкой и
собранной, пальцы согнуты в фалангах без усилия. Делаем замах и производим
удар. Давайте представим, что вы играете на ёчине. Теперь тоже самое левой
рукой. Следите за своей рукой, какая у вас кисть. Молодцы, я вижу как вы
стараетесь. Можете положить палочки.
И знаете, да ребята, каждый вид искусства выражает вечные истинные ценности
жизни: например, художник в своих картинах, поэт- в стихах, а композитор или
музыкант- в звуках, в песнях, выражает свои мысли, чувства, эмоции, любовь.
Любовь к Родине, к близким,к семье, любовь к матери. Сейчас прослушаем
песню « Ээжин дун» на ёчине, в исполнении Мархадыковой Дарины.
Спасибо Дарина.
Мы только услышали с вами как ёчин играет соло. Но он не только солирует,
он прекрасно сочетается с другими инструментами в ансамбле и в оркестре.
Идут слайды.
Теперь в живую прослушаем наш небольшой ансамбль.
Вам понравилось, ребята?
Каждый народ богат своей культурой. Наш калмыцкий народ богат своими
песнями, танцами, традициями, йорялями,магталами. Народ наш жив- пока
мы знаем свой язык, свои обряды и традиции, песни.
И в заключении нашего урока, давайте с вами споем известную, калмыцкую
Народную песню «Шарка-Барка», под аккомпанементом нашего ансамбля.
Молодцы, ребята! Как вы хорошо поете! Мне очень было приятно с вами
поработать, я надеюсь вам понравился этот инструмент,что мы с вами еще
встретимся. Может кто- то из вас будет в дальнейшем учиться на этлом
инструменте. Любите и цените свою культуру. До свидания, ребята.