ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Томь-Усинский энерготранспортный техникум
Учебно – методический комплекс по дисциплине
ОП.01 Инженерная графика
«Урок – конференция»
на тему
«Инженерное конструирование в период Великой Отечественной Войны»
Разработчик: преподаватель ГОУ СПО ТУ ЭТТ Меренцова Е.И.
2015г
Аннотация
Данная разработка учебно - методического комплекса направлена на формирование компонентов общих компетенций у обучающихся по специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), а именно:
- ОК 2 научиться организовывать собственную деятельность
- ОК 5 научиться использовать информационно-коммуникационные технологии в самостоятельной деятельности при выполнении творческого задания
- ОК 8 научиться самостоятельно, определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием
Урок-конференция помогает развивать у обучающихся интерес к организации собственной деятельности, самопознанию и саморазвитию.
Урок-конференция это урок, в ходе которого обучающиеся показывают результат самостоятельной деятельности с использованием информационно – коммуникационных технологий при выполнении творческого задания.
Урок – конференция является одной из форм нестандартного занятия, способствующий саморазвитию обучающихся на этапе становлениях их как личностей.
Урок – конференция на тему «Инженерное конструирование в период Великой Отечественной Войны» позволяет познакомить обучающихся с великими конструкторами и инженерами , а так же техникой, которую они изобрели и построили в период Великой Отечественной Войны. Познакомить с техникой, которая стала «ОРУЖИЕМ ПОБЕДЫ» для русского народа. Позволяет пробудить чувство гордости за свою Родину и людей, которые спасли страну.
В разработке учебно – методического комплекса представлены: технологическая карта занятия, сценарий проведения занятия, вступительная часть, доклады презентаций, листы оценивания презентуемых докладчиков, актуализация знаний (обобщающая Тест- викторина).
Сценарий проведения занятия
Урок – конференция
Дата проведения _______________
Группа ОПТ-1-14
Тема: «Инженерное конструирование в период Великой Отечественной Войны»
Цель занятия:
Занятие проводится с целью повышения интереса студентов к изучению дисциплины, развития их познавательной активности в патриотическом направлении – 70 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне.
Сформировать интерес к обучению, через выполнение творческого задания, посвященного тематике урока-конференции
Воспитывать чувство ответственности за результат своей работы.
Освоение компонентов компетенции ОК 5, ОК 8,ОК 2 (ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии, ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ОК 2 научиться организовывать собственную деятельность)
Задачи занятия:
Повышение качества знаний студентов по дисциплине «Инженерная графика»
Вовлечение студентов в самостоятельную работу по углублению и систематизации знаний по дисциплине
Достижение поставленной цели через творческое дело
Расширить знания в области исторической юбилейной даты со дня победы в Великой Отечественной Войне.
План работы конференции
- Организационный момент (5 мин)
Вступительная часть – открытие конференции посвященной 70 ти летию победы в Великой Отечественной Войне «Инженерное конструирование в период Великой Отечественной Войны » (слайд - презентация «Одна на всех…. Мы за ценой не постоим» - исторические факты)
Отв. Меренцова Е.И. (Приложение № 1)
Выступление докладчиков. (регламент выступления 7-10 минут) (Доклалы. Приложение № 2)
В процессе выступления докладчиков, оставшаяся группа на экспертных листах оценивает выступающих согласно указанным критериям. (Приложение 3)
Подведение итогов на листах оценивания слушателями (Приложение № 3)
Актуализация полученных знаний –обобщающая тест-викторина
(Приложение 4)
Тематика докладов
Выдающиеся инженеры периода ВОВ, их вклад в инженерное дело (открывает конференцию Веселова Валерия)
Бронетанковая техника, ее конструирование (Торбин Игорь, Утев Евгений)
Инженерно- аэродромное обеспечение – военно-воздушная техника (Иванов Егор)
Железнодорожная техника в период ВОВ (Капитонова Галина, Лукина Анна)
Инженерные боеприпасы (Бурка Марк)
Морская пехота – корабли военного времени (Журавлев Владимир)
Оружие победы (Андрианов Дмитрий)
Викторина
Смотри Приложение 4
Приложение № 1
Вступительная часть
1 слайд.
титульник
2 слайд
Помните!
Через века, через года, -помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценою завоевано, - счастье помните,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы помнили!
3 слайд
Отечественная война ... Что может быть тяжелее и горестнее для человека, чем видеть Отечество свое в руках неприятельских, душу своего народа поруганной, а тело его закованным в цепи врага.
4 слайд
И хотя прошло уже много лет с того дня, как закончилась одна из самых страшных войн, наш долг сохранить в памяти эти золотые страницы истории и имена тех, кто отдал . за нашу свободу свои жизни.
5 слайд
Но для того чтобы победить потребовалось не мало усилий и военной техники, конструировали которую известные инженера и конструкторы
Военно- инженерное дело зародилось в
глубокой древности.
Уже в 1000 до н.э. жители древних
городов Ближнего Востока
и Египта стали обносить
их крепостными валами и стенами.
6 слайд
В годы Великой Отечественной войны именно наука внесла значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР.
7 слайд
Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников.
8 слайд
Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов
9 слайд
В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники.
Над чертежами работали самые известные и выдающиеся конструктора и инженеры……
Это были люди особого значения для Советской Армии…….
Оружие победы молниеносно поражало вражеские войска.
10 слайд
Оружие победы.
11 слайд
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей.
12 слайд
Не обошлось и без строительства железных дорог – ДОРОГ ЖИЗНИ!
13 слайд
Война внесла коррективы в работу железной дороги: изменились направления перевозок (с востока на запад, а не наоборот, как было до войны) и структура груза (боеприпасы, боевая техника, продовольствие).
14 слайд
Только за пять месяцев войны с Дальневосточной дороги на запад направили 321 паровоз. На фронт было перевезено 23 дивизии, 19 бригад авиационных частей, сотни маршевых рот. Важным направлением работы железных дорог Дальнего Востока явилась поставка грузов, полученных по системе ленд-лиза из США и Канады и перевезенных морским транспортом во Владивосток, а оттуда – на Запад.
15 слайд
Не мало важным направлением в конструкторском деле сыграло кораблестроение.
Сотни десятков походов было совершено на подводных лодках и не только…..
16 слайд
Крейсер Черноморского флота попал под огонь фашистских береговых батарей в 1942 году.
17 слайд
Инженерное конструирование не стояло на месте и в период
Великой Отечественной Войны,
иначе бы не видать нам ПОБЕДЫ!
Наше поколение мало задумывается о прошлом, о Великой войне, которую не просто пережили, а героически выстояли — ведь она шла больше четырех лет!
18 слайд
Нужно отдать должное и приклонить колено перед инженерами- конструкторами которые плодотворно и без умолимо трудились над созданием чертежей мотострелкового оружия, корабельной техники, железнодорожной техники, аэродромного обеспечения, бронетанковой техники.
Это были выдающиеся люди, которые работали на благо Родины, на благо русского народа, который и по сей день не победим!
19 слайд
Я помню! Горжусь!
20 слайд
Победа! Как она досталась ?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
21 слайд
Желаю удачной презентации работ!
Приложение № 3
Лист оценивания презентуемых докладчиков
Критерии оценивания представлены в таблице. Максимальный балл оценивания – 7 баллов
ФИО презентуемых | Название работы | Актуальность и новизна, оригинальность | Представление работы, умение кратко изложить основное содержание | Иллюстративный материал, умение им пользоваться | Общий балл |
| | | | | |
. | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Ваше общее мнение и предложения по проведению конференции на занятиях, в целях освоения профессиональных и общих компетенций
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 4
Актуализация знаний
ВИКТОРИНА - ТЕСТ
Выберите правильный ответ
1. Договор о ненападении со стороны Германии и СССР подписали:
А. Гитлер, И. Сталин
В. Молотов, И. Риббентроп
И. Сталин, И. Риббентроп
М. Литвинов, И. Риббентроп
2. Дивизии советских приграничных округов летом 1941 г. насчитывали бойцов:
1) 2,7 млн 2) 3,5 млн 3) 5 млн 4) 5,5 млн
3. Союз государств, возникший в ходе Второй мировой
войны в борьбе против фашистского блока:
движение Сопротивления
антигитлеровская коалиция
Лига Наций
антифашистское движение
4. Согласно плану по захвату Кавказа в 1942 г. немецким командованием были осуществлены:
окружение основных сил Красной армии в районе
Ростова
захват Грозного
овладение Майкопскими нефтепромыслами
все указанное выше
5. Событие, которое произошло позже других:
Атлантическая хартия
Потсдамская конференция
Тегеранская конференция
Ялтинская конференция
По какому принципу образованы ряды?
6. Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова
7. О. Берггольц, К. Симонов, А. Прокофьев, А. Сурков,А. Твардовский
8. Что является лишним в ряду?
Коренной перелом в ходе войны:
битва за Москву 3) форсирование Днепра
Сталинградская битва 4) Курская битва
9. Установите соответствие:
геноцид А) руководящая роль какого-либо государства по отношению
депортация к другим странам
гегемония Б) уничтожение определенных групп населения по расовым
эвакуация национальным и иным мотивам
холокост В) систематическое уничтожение нацистами и их пособниками
значительной части еврейского населения Европы
Г) насильственное переселение народов
10 В честь какого события был издан приказ Верховно го Главнокомандующего?
«Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам... двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».
11. О чем идет речь?
Одна из крупнейших битв во Второй мировой войне, продолжавшаяся 200 дней. В результате полной побе ды в этом сражении одна из противоборствующих сто рон захватила стратегическую инициативу в войне.
12. О ком идет речь?
В годы Великой Отечественной войны — зам. начальни ка, начальник Генерального штаба, зам. наркома обо роны СССР. Координировал действия ряда фронтов в стратегических операциях, особенно там, где складыва лась наиболее сложная обстановка. Начав войну гене рал-майором, через полтора года стал Маршалом Совет ского Союза. С июня 1945 г. — командующий советски ми войсками на Дальнем Востоке. Дважды Герой Совет ского Союза, кавалер двух высших военных орденов — орденов «Победа». Автор мемуаров «Дело всей жизни».
Ответы
1 — 2; 2 — 1; 3 — 2; 4 — 3; 5 — 2;
6 — юные герои-ан тифашисты (пионеры), Герои Советского Союза;
7 — авто ры известных поэтических произведений времен войны;
8 — 1, 3;
9 — 1—Б, 2—В, 3—А, 4—нет, 5—В;
10 — осво бождение 5 августа 1943 года г. Орла и Белгорода;
11 — Ста линградская битва; 12 — А. М. Василевский.