Остановка в заданном месте, выполнение разворотов. Движение задним ходом и заезд в бокс.
Повторить с обучающимися рычаги управления, педали и контрольно-измерительные приборы трактора.
Повторение операции по ЕТО, а так же упражнения по запуску пускового и основного двигателей, порядок трогания трактора с места и его остановки, порядок управления трактором при движении передним ходом по прямой и с поворотами на пониженных передачах. Изучение операций по остановке на тракторе в заданном месте, выполнение разворотов, движение задним ходом при заезде в бокс.
Способствовать воспитанию бережного отношения к технике, ответственности за качество работы. Способствовать формированию аккуратности, внимательности; развитию наблюдательности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Остановка в заданном месте, выполнение разворотов. Движение задним ходом и заезд в бокс.
План урока.
Цели урока:
Повторить с обучающимися рычаги управления, педали и контрольно-измерительные приборы трактора.
Повторение операции по ЕТО, а так же упражнения по запуску пускового и основного двигателей, порядок трогания трактора с места и его остановки, порядок управления трактором при движении передним ходом по прямой и с поворотами на пониженных передачах. Изучение операций по остановке на тракторе в заданном месте, выполнение разворотов, движение задним ходом при заезде в бокс.
Способствовать воспитанию бережного отношения к технике, ответственности за качество работы. Способствовать формированию аккуратности, внимательности; развитию наблюдательности.
Тип урока: урок совершенствования навыков и умений.
Время: 1 час
Материально-техническое обеспечение:
Трактор МТЗ - 80, набор инструментов, ветошь, шнур, аптечка, огнетушитель, инструкционная карта по ЕТО, практический тест.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная
Методы, используемые при проведении урока: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Ход урока
1.Организационная часть
Осмотр внешнего вида обучающихся. Спецодежда должна соответствовать времени года и погоде, быть пригнанной по росту, исправной и чистой, а ботинки - зашнурованными. Для предотвращения захвата одежды вращающимися частями машин и механизмов куртки должны быть заправлены в брюки, брюки в сапоги, обшлага рукавов застёгнуты, волосы убраны под головной убор.
2. Вводный инструктаж (см приложение 1)
2.1 Сообщение темы и цели урока
2.2 Актуализация опорных знаний:
Опрос обучающихся по теме. Вопросы:
Вопрос: Назначение и расположение органов управления.
Ответ обучающегося: Все органы управления можно разделить на следующие группы:
Для подготовки пускового двигателя к работе и управление его работой.
Для подготовки основного двигателя к работе.
Для управления трактором в кабине размещены следующие рычаги и педали: рулевое управление, рычаг подачи топлива, рычаг переключения передач, педаль сцепления, педали управления остановочными тормозами, рычаг стояночного тормоза, рычаги включения гидроцилиндрами.
Для контроля за работой двигателя используют контрольно-измерительные и сигнальные приборы: указатель температуры, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, указатель давления масла в смазочной системе двигателя, контрольные фонари, сигнализирующие о включении аккумуляторной батареи и перегрева масла дизеля, указатель уровня топлива.
Вопрос: Охрана труда при работе на тракторе.
Обучающийся отвечает: Перед тем, как сесть в кабину, надо очистить обувь от грязи, чтобы ноги не скользили по полу и педалям управления. Перед началом движения обучающийся должен предупредить звуковым сигналом людей, находящихся в опасной близи машины. Запрещается на ходу сходить с трактора и садится в кабину.
Вопрос: Проведение ЕТО. (см приложение 2)
Самостоятельная работа обучающегося по тесту: Ежесменное техническое обслуживание проводят в начале или конце смены. При его проведении обучающийся выполняет следующие операции: Письменное решение теста по теме ежесменное техническое обслуживание. Показ узлов и агрегатов на тракторе подлежащих проверке при проведении ЕТО. (если возникли затруднения при объяснении и показе использовать инструкцию про проведению ЕТО)
Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.
Проверить на наличие течи топлива, масла, Охлаждающей жидкости и электролита.
Проверить и по необходимости долить топливо в бак основного двигателя и пускового двигателя (уровень топлива в баке не должен быть выше 10-15см, в баке пускового двигателя 3-5см от верхней плоскости заливной горловины).
Проверить и при необходимости долить масло в картер основного двигателя, (нормальный уровень в картере должен быть до верхней метки щупа) в редукторе пускового двигателя, и регуляторе топливного насоса.
Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, при необходимости добавить.
После ЕТО запустить двигатель и по КИП проконтролировать его работу.
2.3 Объяснение нового материала и показ.
2.3.1 Посадка в трактор и приемы управления трактором.
2.3.2 Подготовка к выезду. Запуск двигателя.
Раздача карточек с иллюстративным материалом для проверки общих знаний обучающегося по технике безопасности при подготовке к выезду и запуске двигателя. Проанализировать иллюстрации и указать ошибки, если таковые имеются (см приложение 3)
2.3.3 Трогание с места и остановка трактора.
2.3.4 Движение трактора передним ходом по прямой и с поворотами на пониженных передачах
Меры безопасности при выполнении приемов и вождении трактора.
Мастер п/о садится на место водителя и показывает приёмы управления трактором на наиболее характерных участках маршрута. Обучающийся должен вести трактор в заданном направлении без жёстких ограничений полосы движения.
Затем объясняет, как контролировать движение по заданному маршруту и соотносить габариты трактора с размерами ограниченных проездов. В конце вводного инструктажа дает указания пустить дизель и при необходимости его повторить.
3.Самостоятельная работа и текущий инструктаж.
Мастер п/о знакомит обучающегося со схемой маршрута движения, показывает на местности расположение его отдельных элементов и предупреждает о постепенно усложняющихся условиях вождения.
3.1 Упражнения:
движение с изменением направления, постановка трактора в бокс (гараж) задним ходом.
- Исходное положение.
-Условные ворота.
-Движение передним ходом (змейка) 1 часть.
-Прямолинейное движение задним ходом 2 часть.
-Заезд в бокс с угла 90 градусов 3 часть.
-Постановка И.П.
-Остановка у стоп - линии.
-Элементы разметки.
3.2 Целевые инструктирования:
3.2.1 Возможность обучающихся самостоятельно приступить к работе.
3.2.2 Соблюдение обучающихся правил безопасных условий труда.
3.2.3 Правильность выполнения упражнений.
3.2.4 Дополнительный инструктаж (по необходимости)
4. Заключительный инструктаж
4.1 Итог работы обучающихся, степень достижения поставленной на уроке цели.
4.2 Анализ работы обучающихся: типичные ошибки и недостатки, затруднения обучающихся при выполнении приемов, их причина и пути предупреждения в дальнейшем.
4.3 Сообщение оценок и их обоснование.(см приложение 4)
4.4 Выдача домашнего задания: повторение назначений рычагов трактора, техника безопасности при запуске и вождении трактора.
Приложение 1
Инструкция по технике безопасности.
При индивидуальном обучении вождения трактора МТЗ-80
1. Общие положения.
1.1. К обучению вождения на тракторах, допускаются лица прошедшие освидетельствование и годные по состоянию здоровья, работать на тракторах.
1.2. Учащиеся не должны приступать к заводке трактора без разрешения мастера производственного обучения.
1.3. Содержать в чистоте кабину трактора, не иметь предметов ограничивающих видимость и мешающих управлению.
1.4. В целях противопожарной безопасности при заправке трактора горюче-смазочными материалами не пользоваться для освещения и подогрева двигателя открытым огнем и не курить.
1.5. При работе с инструментами следить за его исправностью.
2. Обязанности учащегося перед началом работы.
2.1. Проверить спецодежду, обувь. Следить за тем, чтобы одежда не имела свисающих концов.
2.2. Проверить исправность трактора, надежность всех креплений.
2.3.Проверить наличие и исправность инструмента, которым вам придется работать.
2.4.Убедиться, что на двигателе, капоте, кабине не имеется посторонних предметов. Перед запуском двигателя предупредить окружающих.
2.5. Убедиться в том, что рычаг КПП находится в нейтральном положении.
3. Обязанности учащегося во время работы.
3.1. Убедиться, что нет посторонних лиц поблизости трактора.
3.2. Трогаться с места плавно на 1 скорости.
3.3. При движении на поворотах сбрасывать скорость, не производить резких торможений.
3.4. При вождении трактора правильно располагать руки на рулевом колесе.
3.5. Двигаться со всеми предосторожностями с соблюдением правил дорожного движения.
3.6. В процессе работы следить за показаниями всех приборов, прислушиваться к работе двигателя.
3.7. На ходу трактора запрещается выполнять работы, не связанные с управлением, отвлекаться посторонними делами, вставать и садиться.
3.8. Перед движением задним ходом подать звуковой сигнал, убедиться в том, что на пути движения нет посторонних, смотреть назад через левое плечо, при движении ногу с педали муфты сцепления не снимать.
3.9. При движении задним ходом запрещается открывать двери.
3.10. При остановке трактора ставить на стояночный тормоз.
3.11. Запрещается передавать управление другому учащемуся без разрешения мастера.
4. Обязанности учащегося по окончании работы.
4.1. После окончания учебного вождения трактора необходимо поставить на указанное место.
4.2. Поставить рычаг КПП в нейтральное положение, заглушить двигатель.
4.3. Очистить трактор от пыли и грязи.
4.4. Снять спецодежду, вымыть руки, расписаться в индивидуальной книжке по вождению.
Приложение 2.
Инструкция по проведению ежедневного технического обслуживания колесного трактора МТЗ-80.
1. Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.
2. Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.
3. Проверить и по необходимости долить топливо в бак основного двигателя и пускового двигателя (уровень топлива в баке не должен быть выше 10-15 см, в баке пускового двигателя 3-5 см от верхней плоскости заливной горловины).
4. Проверить и при необходимости долить масло в картер основного двигателя, корпус топливного насоса и регулятора (нормальный уровень в картере должен быть до верхней метки щупа топливного насоса и регулятора-уровня контрольных приборов), в задний мост и К.П.П.
5. Проверить уровень воды в радиаторе, при необходимости долить, до воздухоотводной трубы.
6. Проверить работоспособность рулевого управления, системы освещения и сигнализации.
7. Проверить давление в шинах.
8. Проверить исправность тормозов и стояночного тормоза.
9. После проверки запустить двигатель и прослушать его работу.
Приложение №3
Приложение 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка
Выполнение технических требований
Самостоятельность в работе
Выполнение правил техники безопасности
«5»
Отличное качество выполнения всех приемов задания в соответствии с указаниями мастера. Действия учащегося спокойные, уверенные, точные, нет резких движений.
Твердо усваивает и свободно применяет полученные знания и умения по вождению, самостоятельно ориентируется в обстановке движения и быстро принимает правильные решения, регулярно проверяет показания приборов.
Строго соблюдает правила техники безопасности.
«4»
Технически правильно отрабатывает все приемы в соответствии с указаниями мастера, не допускает резких движений, допущенные ошибки не повторяет.
Достаточно прочно усваивает приемы по выполнению заданий, самостоятельно ориентируется в обстановке, принимает правильное решение под руководством мастера.
Строго соблюдает правила техники безопасности.
«3»
Упражнения отрабатывает удовлетворительно в пределах технических требований, повторяющиеся неточности исправляет при помощи мастера после дополнительного инструктажа.
Недостаточно самостоятелен, слабо ориентируется в обстановке движения, правильные решения принимает с помощью мастера.
Соблюдает правила техники безопасности.
«2»
Нарушает основные технические требования в обработке упражнений, управляет трактором с ошибками, которые повторяет после дополнительного инструктажа, допускает резкие движения.
Слабо усваивает основные приемы управления трактором, не ориентируется в обстановке движения, не может принимать соответствующие решения, отвлекается и не следит за дорогой и контрольно-измерительными приборами.
Не совсем точно соблюдает правила техники безопасности.
«1»
Грубо нарушает технические требования в отработке упражнений, управляет трактором с ошибками, которые повторяет после дополнительного инструктажа. Допускает резкие движения, рывки.
Плохо усваивает основные приемы управления трактором, не ориентируется в обстановке движения, отвлекается при выполнении упражнения, не следит за показаниями контрольно-измерительных приборов.
Не выполняет установленные правила техники безопасности.