Просмотр содержимого документа
«Турнир-игра знатоков права «Я – ребенок, я – человек»»
Cмоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Екимовичская средняя школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
учитель: Легчилин А.В.
Турнир-игра знатоков права
«Я – ребенок, я – человек»
Цели:
- в игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка;
- воспитание гражданственности.
Оборудование:
- текст Конвенции о правах ребенка;
- выставка литературы;
- карточки с названием произведений;
- аудиозаписи детских песен.
Ход игры
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика взята нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право – то же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.
С детьми порой обращаются несправедливо, иногда жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ – Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. В этом документе говорится, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет это право. Конвенция - международно-правовой документ, она состоит из 54 статей. А документ этот принят Организацией Объединенных Наций. Это – всемирная международная организация. Кстати, в Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Насколько вы умеете, это делать, попытаемся выяснить сегодня.
(Для участия в конкурсе подготовлены две команды, выбраны счетная группа и жюри.)
1 тур «Отгадай сказку» - 2 балла
Ведущий: Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Время обдумывания – минута.
1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного, жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка»).
2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к наживе? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого «летательные аппараты»? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая? («Гуси-лебеди»).
4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строений1? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»).
2 тур «Покажи книгу, герой которой сталкивается с проблемой» - 2 балла
3 тур Викторина «Права литературных героев» - 2 балла
(По статьям «Всеобщей декларации прав человека»)
1. В какой сказке нарушено право на личную прикосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», «Лиса и заяц» из русской народной сказки)
3. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы А.С.Пушкина. Марья Моревна – персонаж русских народных сказок)
4. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница», старуха из «сказки о рыбаке и рыбке»)
5. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
6. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
7. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, Кот в сапогах)
8. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, «Квартет», Семь гномов)
9. Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер)
10. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»)
11. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
12. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями? (Барон Мюнхаузен, Алиса – девочка из будущего, Дама из стихотворения «Багаж»)
4 тур Конкурс «Песня о правах» - 2 балла
Для каждой из команд исполняется по две песни. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова ,Этнина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний)
«До чего дошел прогресс» (музыка Е.Крылатова, слорва Ю.Этнина) из к/ф «Приключения Электроника» (Право на пользование благами научно-технического прогресса)
«Чему учат в школе» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского). (Право на образование)
«На крутом бережку» (музыка В.Шаинского, слова А.Хайта) из м/ф «Приключения кота Леопольда» (Право на отдых)
Совещание жюри. Подведение итогов.
Конкурс для болельщиков
Ведущий: А чтобы наши болельщики не скучали, давайте проведем и с ними небольшой конкурс. Согласны?
1.Инсценировка сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
2. Ребята, давайте вспомним сказки, где герои были насильно разлучены с родными. («Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева» и т.д.)
- Кто помог этим героям?
Итак, подведем итоги. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены куда? (в Конвенцию о правах ребенка). Молодцы!