Просмотр содержимого документа
«Тема урока: “Анализ повествовательного текста (на примере русской народной сказки “Курочка ряба”)”. »
Урок развития речи
в 8 классе
Разработан учителем
русского языка и
литературы
МОУ СОШ №55
Богомоловой Е.В.
Тема урока: “Анализ повествовательного текста (на примере русской народной сказки “Курочка ряба”)”.
Цель урока: выработка навыка языкового анализа, введение понятия синтаксического параллелизма, воспитание патриотизма.
Повторение: постоянный эпитет, типы речи.
Ход урока:
Оргмомент.
Есть произведения, которые можно всю жизнь держать в памяти, возвращаться к ним, учиться у них. К таким произведениям относится сказка “Курочка ряба”. На сегодняшнем уроке мы постараемся понять, в чем ее идейный смысл и будем учиться анализировать прозаический текст. Вы уже знакомы с анализом лирических произведений, но вам необходимо уметь анализировать и прозу, причём по нескольким причинам. Во-первых, это вам понадобится при сдаче ГИА и ЕГЭ, а во-вторых, это просто очень интересно – найти в давно знакомом то, о чём даже и не подозревал. Анализ – это всегда маленькое чудо, открытие замысла автора.
Запишите, пожалуйста, число, тему урока. Сказку “Курочка ряба” я выбрала неслучайно. Она с нами всю жизнь. Сначала её рассказывают совсем маленькому ребенку, потом он, еще не умея толком разговаривать, старательно пересказывает ее куклам, потом читает ее в школе, когда только-только учится грамоте. А потом читает её своим детям, а потом внукам... Но нет сказок без поучения. И неслучайно в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова А. С. Пушкина, тоже кстати, всем хорошо известные: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Запишите эпиграф в тетрадь, обратите внимание на правильное оформление эпиграфа.
Чтение сказки.
Беседа о содержании сказки.
– Что мы узнаем из первых двух предложений?
– Что означает слово “ряба”? (Это усеченная форма прилагательного “рябая” – пестрая, обычная).
Запишите ССЧ, дополните ряд своими примерами.
Курочка ряба, синее море, красна девица... Как называется этот троп? (Постоянный эпитет).
Вернемся к тексту. Что произошло дальше? (Произошло чудо, счастье им привалило невиданное).
Обратите внимание на противопоставление обычной жизни и чудесного яичка. Как называется такой прием?
Никогда не видели дед и баба такого яичка. И что же они делают? (Стремятся разбить). Зачем? (Узнать, что внутри).
Первым за работу принялся дед, потом баба. Они устали, оставили Яичко без присмотра, а тут мышка бежала, чуть-чуть хвостиком махнула, оно и разбилось.
Такое хорошее яичко было. А какое? (Золотое, дорогое, ненаглядное). Скажите, а “золотое” – эпитет или нет? Почему? Запишите 3-4 ССЧ, в которых “золотое” употребляется в переносном значении. В руках деда и бабы красота невиданная, счастье неслыханное. Смотрели бы и радовались, счастьем наслаждались, а вот не уберегли, потеряли свое счастье. Пусто теперь, скорлупки только, взглянуть не на что. Было большое счастье, да своими руками порушено.
Что теперь делают дед и баба? Плачут, убиваются. Как утешает их курочка? Обещает снести другое яичко, только уже простое. Хоть и невелик посул, но и ему рады дед и баба. Какую пословицу можно вспомнить, читая эту сказку? (Что имеем – не храним, потерявши – плачем). И сколько тому примеров! Не поберег любовь, дружбу, покой в семье, драгоценный дар природы – здоровье и молодость, бездумно отдав их в обмен на дурные привычки вредные удовольствия. Потерял всё, а потом гложет раскаяние и стыд. Спохватиться бы раньше, одуматься, но уже ничего не вернуть, а ведь советовали, объясняли, удерживали!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Обратимся теперь к языковому разбору сказки. Коротенькая сказка сложена стройно, изящно. В ней нет ничего лишнего, каждое слово на месте и именно то, какому здесь следует быть.
Прежде всего определите тип речи.
Кому адресована сказка? Из чего это видно? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Слова записать, суффиксы выделить.
Для чего нужна рифма? (Чтобы было легче запомнить). Это значит, что сказка развивает мышление, память.
Обратите внимание на повторы: бил, бил; била, била. Зачем они? (Показать многократность действий, то, что было время у них подумать).
Не случайно и одинаковое построение предложений: “Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет”. Такое построение предложений называется синтаксическим параллелизмом. Придумайте 3 предложения с этим средством речевой выразительности.
Примечателен в сказке порядок слов: в первых трех предложениях он обратный. Почему? (Новое – это герои, а данное – то, что они существовали). Такой порядок слов характерен для спокойной передачи давних событий, долговременных или постоянных действий. Но появляется динамика развития события на глазах у слушателя.
То, что не удалось деду и бабе, случилось нечаянно. Яичко погубила не грубая неодолимая сила, а самая незаметная малость. Зачитайте. Как показана слабость мышки? Обратите внимание на последний глагол в предложении. “Разбилось”. Какая разница: разбили – разбилось? Чему в этом случае учит сказка?
Велико огорчение деда и бабы. Поругались они, друг на друга обиделись и разошлись по разным углам избы. Что даёт нам право так думать? (В начале “дед и баба”, а в конце сказки дед отдельно, баба отдельно).
Как курочка ведет себя? А что она могла бы им сказать? Как она их утешает? (Обещанием конкретной помощи).
Как мы видим, сказка безупречно, мастерски сложена, легко увлекает читателей и учит их житейской мудрости.
7. В чём же, по-вашему, основная мысль сказки?
Эта сказка о несостоявшемся счастье, о невосполнимых потерях и утратах, виновником которых стал сам человек. Сказка о неготовности к большому счастью, о безрассудности поспешных действий, о неумении распорядиться удачей.
Но эта сказка учит и тому, чтобы люди не впадали в отчаяние от неудач и ошибок, она говорит о многообразии жизни, о возможности счастья в малом, о бесконечности красоты.
Домашнее задание: написать мини-сочинение “Чему нас учит сказка “Курочка ряба”?
Исследовательская работа: откуда взялась прибаутка “Идёт коза рогатая”?
Русская народная сказка в обработке
А. Н. Толстого
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, золотое.
Дед бил, бил – не разбил.
Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут.
Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко другое, не золотое, простое».
кудахчеткудахчет. “Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое”.