Предмет: | Коми язык |
Тип учебного занятия (в рамках деятельностной технологии): | Урок |
Тема | «Здоровое питание» 5 класс |
Автор | Кузнецова Ольга Тимофеевна |
Цель | создать учебно-коммуникативные ситуации для освоения лексических единиц по теме «Здоровое питание» |
Задачи:
Познавательный аспект:
Развивающий аспект:
Воспитательный аспект: | - организовать ситуацию целеполагания через проблемную ситуацию; - организовать деятельность для освоения новых лексических единиц (названий продуктов питания и блюд, вредных и полезных для здоровья); - организовать работу по отработке новой лексики (деление слов на группы, составление предложений по моделям, составление предложений по вопросам, составление меню полезного завтрака, обеда и ужина); - организовать деятельность по самоконтролю. -познакомиться с коми национальными блюдами;
способствовать развитию мышления, учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности. создать условия для работы учащихся в группах для воспитания чувства взаимоподдержки и сотрудничества, умения слушать друг друга, находить компромисс, прививать любовь к природе, к животным. воспитывать эмоциональную отзывчивость на личные успехи и успехи товарищей; повысить уровень мотивации к изучению, посредством инсценирования; практической работы. |
Планируемый результат: | Освоить новые лексические единицы. |
Основные лексимы: | названия продуктов питания и блюд |
Ресурсы: | Учебник Т.В.Якубив, Т.Д.Поликарпова «Коми язык», 5 класс, наглядный и раздаточный материал, мультимедиа (презентация к уроку) |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах |
Универсальные учебные действия | Л - личностные УУД; Р - регулятивные УУД; П - познавательные УУД; К - коммуникативные УУД |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развитие универсальных учебных действий |
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационнöй здук. | - Видза оланныд, дона челядь! Заводитам коми кыв урок. Вайő юксям асланым бурторйőн. Заводитам ёрта-ёрткőд. (Слайд 1) Ме сиа тэныд буртор, Тэ сиан меным буртор. Лоő к тэныд сьőкыд – Ме тэныд отсала. - Меным нимкодь тiянкőд уджавны. Синяъс серти аддза и тi дасьőсь кыпыда уджавны. | Подготовка класса к работе | Личностные - принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения Регулятивные - формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку Коммуникативные – умение вступать в мини-диалог |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Вай ворсыштам. «Симулянт» ворсőм. Тiян ёртъяс петкőдласны, мый налőн висьő, а тiян висьтавны. - Мыйла висьő кынőм? - А ми кőсъям лоны дзоньвидзаőн, сiдзкő и колő сёйны госа прőдуктаяс, и сёйőм лоő … дзоньвидза. - Висьталőй уроклысь темасő. Можете назвать тему урока? | Несколько ребят мимикой и жестами изображают «больное место». Остальные участники угадывают и уточняют «Тэнад висьő горшыд?» - Нарушает режим питания, ест всухомятку, использует в пищу вредные продукты питания. -Здоровое питание. -Дзоньвидза сёйőм. | Регулятивные: самоконтролировать ответы учащихся и свои ответы. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
|
3. Выявление места и причины затруднения. | - В последнее время в Коми Республике широко развивается туризм. Открываются турбазы, гостевые домики для туристов. Работники этой отрасли хотят показать красоту нашей природы, богатую культуру Коми края. (Слайд 2) - Думыштчőй, быттьő миян козьналiсны путёвкаяс «Орлинőй» нима шойччан базаő, кодi неылын Интасянь. Миянкőд тшőтш воисны финъяс, венгръяс, Удмуртияысь гőссьяс. (Слайд 3) - Танi кодъяс серпас вылас? (Слайд 4) - А мый йылысь мőвпалőны шойччан базаса веськőдлысьяс пусьысьяскőд? - Базаса веськőдлысьяслы колő отсőг тiсянь, коми кыв тőдысьяссянь. - Верманныд висьтавны, кутшőм? - Верманныд висьтавны, мый колő вőчны? - Артмас пыр? | - Мőвпалőны сы йылысь, медым сёйőмыс вőлi чőскыд да госа. Сьőкыд-кő, петкőдлыны коми орнаменрта меню бланк. - Да, лőсьőдны сэтшőм меню коми кыв вылын, медым сёймыс вőлi дзоньвидза, госа да кажитчис гőстьяслы. - колő дасьтысьны. | Познавательные: остановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К) |
4. Целеполагание и построение алгоритма действий. Мог пуктöм. Уроклысь план лöсьöдöм. | - Нőштаысь висьталам, кутшőм миян мог? Цель урока? - Как дойдем до цели? Мый колő вочны? | - Лőсьőдны сэтшőм меню, медым сёйőмыс влi дзоньвидза, госа да кажитчис гőстьяслы. - Тőдмалам выль кывъяс, лőсьőдам кывтэчасъяс, босьтам тőдмлунъяс небőгысь. - колő тдмавны, кутшőм сёян госа, а кутшőм – лёк. - Да, лőсьőдны кывтэчасъяс, сёрникузяяс. | Регулятивные – планирование деятельности, самоконтроль, оценка и коррекция Личностные – развитие самостоятельности. Коммуникативные - умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли. |
5. Открытие нового знания. Выль темаőн тőдмасьőм. | - Кытысь векджык босьтам выль кывъяс? - А талун аслыныд ковмас думыштчыны. - Видзőдлам слайд вылő.(Слайд 5) Банан, виноград, лук, капуста, груша, лимон, киви, повидло, майонез, рис, фарш, компот, сок - Тайő роч кывъяс? - А комиőн кыдзи висьталам? - Мыйла? Кутшőм тайő кывъяс? - Лыддям: (слайд 6) Морков, свеклö, яблöг, пирöг, öгуреч, картупель, варенньö, копе, тшай, сакар, сов, котлет, греча, кампет, преник, печенньö. - Гőгőрвоана кутшőм кывъяс? Рочőн? - Ставыс тайő кутшőм кывъяс? - Кутшőм кывйысь пырőмны коми кывйő? - Каким образом появились в коми языке? -Кутшőм кывкőртőд позьő вőчны прőдукта нимъяс йылысь? - Турист керкаса гőсьтъясőс сiдз жő колő тőдмőдны коми продукта ним кывъясőн. (слайд 7) Казьтыштам. - А őнi cтав кывъяссő колő юкны чукőръяс вылő: овощи (градвыв пуктасъяс), фруктыяс, напитки (юантор), выпечка (пőжас) -А őнi юклőй кывъяссő чукőръяс вылő. Уждалам чукőръясőн. - Вőчам кывкőртőд. - Видлам, прőверитам, мый артмис. - Донъялам, кыдзи уджалiс чукőр. Кодőс ошкыштам? | - Тöдмасям выль кывъясöн кывкуд отсöгöн. Ответы детей. -Рочысь пырőм кывъяс. -Рочысь пырőм кывъяссын ударениесő пуктам медводз слогас. Челядьлőн вочакывъяс. - Уна рочысь пырőм кыв прőдукта нимъяс пиын. Быд группалы сетчő сёян нимъяса карточкаяс, челядь юклőны найőс чукőръяс вылő. Самостоятельно работают в группах. Одна группа возле доски. Группы сверяют друг с другом. | Л: учебная мотивация К: вступать в диалог (отвечать на вопросы); сотрудничество учитель – ученик. П: извлекать информацию из заданных вопросов. |
Физминутка | Ме кő шуа госа сёян ним - тi кекőначаланныд, абу кő – зымганыд кокнанныд. | | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Тőдőмлунъясőн вőдитчőм | -őнi ми шойччан базаса сёянiнын. Пызан сайын миянкőд бара финъяс, венгръяс, Удмуртияысь гőссьяс. А őнi висьталам тайő сёянсő комиőн. (Слайд 8) Найő к/сй/ны т/дны, мый сёй/ны Комиын олысьяс. Быд чукőрлőн – карточка. Сэнi – удж. Быдőн чукőрын висьталőны ёрта-ёрт бőрти. Кыдзи кутам донъявны? (Критерии оценивания) Карточка №1. Группа №1. Скажи, какие продукты ты ешь на завтрак, обед и ужин. Асывнас ме сёя/юа … Луннас ме сёя/юа Рытнас ме сёя/юа … Каждый в группе составляет своё предложение. По очереди. Группа №2. Скажи, какие продукты ты хотел бы съесть. 1) Асывнас ме кőсъя сёйны (хочу есть) … 2) Луннас ме кőсъя сёйны 3) Рытнас ме кőсъя сёйны … Каждый в группе составляет своё предложение. По очереди. Группа №3 Задумывались ли вы, что пища, которую мы употребляем, не всегда полезна для нашего здоровья? Назови продукты, которые по твоему мнению вредны для здоровья. Ме чайта, оз ков сёйны (не надо есть) … Каждый составляет своё предложение. По очереди. Группа №4 Скажи, какие продукты ты ел Пера на завтрак, обед и ужин. - Прőверитам. Кывзам медводдза чукőр. - Кыдзи донъяланныд уджнытő чукőрын? Ставыс артмис? Кодőс позьő ошкыны? | Ответы ребят. - мича лыддьысьöм, висьталöм (чёткое чтение слов, правильное произношение) - колана вочакывъяс (правильные ответы) Удж помалőм бőрти донъялőны асьнысő. | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: планировать и контролировать ход выполнения задания, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Познавательные: анализ и синтез информации; построение логической цепи рассуждений; оформление записей; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; самостоятельно строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Асшöр удж | - Выль во гажлунőдз меным воис аудиописьмő Петрунь сиктса нывкасянь. -Кывзőй нывкалőн письмőысь юкőн да висьталőй, кымынысь сiйő сёйő. - Кымынысь сёйő нывка? - Кутшőм сёйőм сёйő нывка? - Послушайте рассказ еще раз и ответьте на вопросы письменно. Быд чукőрлы вочавидзны юалőмъяс вылő, а сэсся прőверитны. Карточка 2. 1)Кымын часын нывка чеччő? Нывка чеччő … 2) Мый нывка сёйő асывнас? Асывнас … 3) Мый нывка сёйő луннас? Луннас … 4) Мый нывка сёйő рытнас? Рытнас … 5) Мый нывка сёйő школа бőрын? Школа бőрын … - Видлőй, прверитőй уджнытő карточка-эталон серти чукőръясын. - Донъялам уджнымőс чукőрын. Ставыс артмис? Кодi cорсьылic? Кодőс позьő ошкыны? | Воспринимают текст на слух. Аудиозапись. Ответы детей. Самостоятельно работают в группах. Сверяют по карточке – эталону. Карточка – эталон. 1)Кымын часын нывка чеччő? Нывка чеччő 6 часын. 2) Мый нывка сёйő асывнас? Асывнас нывка сёйő йőла рок, юő тшай либ сок. 3) Мый нывка сёйő луннас? Луннас - пőсь шыд, моркова котлет, компот. 4) Мый нывка сёйő школа бőрын? Школа бőрын - рысь, пувъя морс. 5)Мый нывка сёй рытнас? Рытнас - яй либ чери. | Регулятивные - планирование, рефлексия, самоконтроль Познавательные - умение ориентироваться в системе знаний. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | - Если этот гостевой домик находится в нашей Коми Республике, значит, в меню должны быть блюда … коми национальной кухни. - Чем издревле занимались предки коми народа и чем питались? - Мый чукőртлiсны вőрысь? - Мый быдтылiсны? - őнi колő отсавны лőсьőдны меню госа да коми кухняса блюдоясысь гстьяслőн керка пусьысьяслы. 1 чукőр – бőрйыны, мый сёям асывнас. 2 - луннас. 3 - рытнас. Карточка 3. Приложение 1. 4 чукőрлы – лőсьőдны тшака салат. Колő брйыны, мый пуктанныд тайő салатас, мед вőлi чőскыд да госа. - Прőверитам. - Донъялам. | Ответы детей. Первая группа из предложенных блюд выбирает блюда здорового и полезного завтрака, 2 группа – обеда, 3 группа - ужина. 4 группа готовит салат из солёных грибов, выбирая нужные ингредиенты. | К: умение работать в группе, вырабатывать решения. Л: самооценка. |
9. Рефлексия учебной деятельности. «Стрела удачи» | - Коми вőралысьяс зэв сюсь да зiль войтыр. Видлам, кутшőмőсь тi. Тi водзын мишень куим юкőна. 1 юкőн – кужа висьтавны, мый сёям, лőсьőдны меню. 2 юкőн – кужа висьтавны госа да лёк сёян йылысь. 3 юкőн – ме старайтчи, но эз на ставыс артмы. Кытчő колянныд ассьынныд паснытő? - Вőчам кывкőртőд. Мог пőртiм олőмő? - А гортса уджőн лоő – лőсьőдны лунся меню коми легендаса геройлы. | | Личностные - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные -(осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке). Коммуникативные - (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
Йӧла риса рок, греча рок, йӧла манка рок, выя нянь, тушитӧм чери, калбаса нянь, пирӧг, картупеля шаньга, сола сельди, майонеза курӧг кольк, пицца, пувъя морс, яблӧга компот, лимона тшай.
Борщ, чери ва, тшака шыд, яя шыд, нӧк, чипсы, котлет, ӧгуреча да капустаа салат, попкорн, сола тшак, свеклӧ салат, сола сельди, майонеза помидор, крабӧвӧй салат, помидора салат, пуӧм сосиска, жаритӧм чипан, тушитӧм яй, тушитӧм чери, греча, макарон, жаритӧм картупель, пуӧм картупель лукӧн, тушитӧм капуста, черинянь, нянь, тшай, пувъя морс, пепси-кола, яблӧга компот.
Тшака шыд, чипсы, котлет, ӧгуреча да капустаа салат, попкорн, сола тшак, свеклӧ салат, сола сельди, майонеза помидор, крабӧвӧй салат, помидора салат, пуӧм сосиска, жаритӧм чипан, тушитӧм яй, тшака котлет, тушитӧм чери, йӧла чери, греча, макарон, жаритӧм картупель, пуӧм картупель лукӧн, тушитӧм капуста, черинянь, нянь, тшай, пувъя морс, пепси-кола, ляз, яблӧга компот.