kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока на тему "Заработная плата" (Экономика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные о преподавателе: Аникеева Ольга Николаевна, 1 квалификационная категория, ПМПК отделение строительства

Предмет: основы экономики

Тема урока: Что такое заработная плата и от чего она зависит.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: словестный, практический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель освоения учебного содержания: познакомить обучающихся с понятием заработная плата, углубить знания о факторах формирования заработной платы

Задачи:

образовательные:

- углубить знания о формах заработной платы;

- сформировать представление о факторах, влияющих на размер заработной платы;

развивающие:

- развитие навыков совместной деятельности;

- способствовать дальнейшему развитию навыков работы со статистическим материалом;

воспитательные:

- воспитание чувства уважения к другим людям;

- развитие способности слушать других;

- воспитать экономически грамотного гражданина своей страны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Заработная плата" (Экономика)»

Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
отделение строительства
(ГАПОУ ПО ПМПК)













Технологическая карта урока

по предмету «основы экономики»





Преподаватель: Аникеева О.Н.















г. Пенза, 2015 г.


Данные о преподавателе: Аникеева Ольга Николаевна, 1 квалификационная категория, ПМПК отделение строительства

Предмет: основы экономики

Тема урока: Что такое заработная плата и от чего она зависит.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: словестный, практический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель освоения учебного содержания: познакомить обучающихся с понятием заработная плата, углубить знания о факторах формирования заработной платы

Задачи:

образовательные:

- углубить знания о формах заработной платы;

- сформировать представление о факторах, влияющих на размер заработной платы;

развивающие:

- развитие навыков совместной деятельности;

- способствовать дальнейшему развитию навыков работы со статистическим материалом;

воспитательные:

- воспитание чувства уважения к другим людям;

- развитие способности слушать других;

- воспитать экономически грамотного гражданина своей страны.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Ключевые компетенции

В познавательной сфере: умение определять факторы формирования заработной платы, анализировать их; объяснять, в чем причины разного уровня оплаты труда.

В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.

Ценнностно-смысловая компетентность:

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение, работать с книгой, статистическим материалом, газетными статьями.


Основные понятия темы: заработная плата, оклад, премия.

Межпредметные связи: связь с основами предпринимательской деятельности и курсом обществознания.







Технология изучения:


Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный этап

2 мин.


Приветствие. фиксация отсутствующих, проверка под­готовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Приветствуют преподавателя.


Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок.

2. Этап повторения пройденного материала

8 мин.












Давайте проверим ваши знания с прошлого урока. Мы говорили о рынке труды. И затронули проблемы равновесия спроса и предложения на услуги наемных работников. Давайте вспомним ещё раз график, который позволят вычислить равновесную ставку заработной платы и равновесное количество работников. Задание: назовите недостающие компоненты графика. По цепочке называем недостающие компоненты.

Следующее задание на применение полученных знаний. Мы решим экономическую задачу. Прочитайте, пожалуйста, задание и выполните его самостоятельно у себя в тетрадях.

Теперь один человек выходит к доске и объясняет решение задания.












Заполняют пропуски в графике. По очереди вставляют необходимые понятия на график








Выполняют задание в тетрадях.


Один из обучающихся выходит к доске и решает задачу.

Познавательные:

Общеучебные - осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти).










Познавательные:

Общеучебные - осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти).


3.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала


5 мин.






















Теперь мы с вами умеем чертить график спроса и предложения услуг наемных работников, определять равновесную зарплату и количество.

Перейдем к следующему этапу нашего урока – новой теме. Но прежде чем мы начнем, посмотрите, пожалуйста, на данный график и попробуйте дать ему название.

Какой вывод мы можем сделать из анализа данной диаграммы. С какой проблемой сегодня сталкиваются граждане России?

Действительно, уровни зарплат различаются, всеми виной различные факторы.

Давайте попытаемся спланировать нашу деятельность на уроке. О чем мы будем говорить?











Смотрят на график, дают ему название.

Делают вывод по диаграмме.



Определяют цели урока










Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с преподавателем.









Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

4. Этап усвоения новых знаний:

7 мин.

Сейчас мы разобьемся на группы по четыре человека. Каждой группе будет дан материал, с помощью которого вы подготовите свое выступление, и задание, которое группе необходимо будет выполнить.

1 группа: готовит выступление о том, что значит, понятие заработная плата и из каких частей она может состоять.

2 группа: объясняет какие факторы определяют различия в оплате труда работников.

3 группа: анализирует рынок труда и выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать.

4 группа: дает практические советы всем работникам плохо знающим свои права.

На выполнение работы вам будет дано пять минут

Группы готовятся к выступлению.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, умение работать в команде.


Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учебнике, дополнительной литературе; осуществляют поиск существенной информации.

5.Этап усвоения новых знаний: заработная плата, виды зарплаты

4 мин.




Преподаватель организует выступление учащихся. Добавляет. Показывает слайд с определением и видами зарплаты. Организует беседу по тому, как можно высчитывать разные виды зарплат, какие профессии получают тот или иной вид зарплаты.

1 группа рассказывает о том, что значит зарплата, перечисляют виды зарплаты.

Коммуникативные: умение выступать на публике.

6.Этап усвоения новых знаний:

Факторы различия в уровне зарплаты

4 мин.





Преподаватель организует выступление 2 группы.


Обучающие выбирают: представитель какой профессии будет получать большую зарплату, исходя из данного фактора.


2 группа: объясняет какие факторы определяют различия в оплате труда работников. И предлагают учащимся выбрать представители, какой профессии получат большую зарплату исходя из главного фактора. Работают с интерактивной доской.


Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о различии в оплате заработной платы.

7.Этап усвоения новых знаний: перспективные профессии по уровню зарплаты

6 мин.






Учитель организует выступление представителей третьей группы.


Подведем итог сказанному,: какие отрасли экономики будут постоянно развиваться? Почему именно они? С чем это связано?


Организует выступление 4 группы с практическими советами всем, кто плохо знает свои права как работников

3 группа: выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать.


Отвечают на вопрос преподавателя.




Выступление 4 группы.

Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о перспективных профессиях

8.Этап проверки понимания обучающими нового материала

7 мин.


Подготовка обучающихся к проверке знаний.

Организация рефлексии с помощью метода «Рюкзак»:

Учащимся раздаются листки с незаконченным предложением, они должны закончить предложение и положить свой листок в рюкзак.

Решение теста обучающимися.

Проверка теста.

Выставление оценок за тест с использованием критериев оценки.




Заполнение листков рефлексии. Озвучивание вслух информации.

Личностные: развивают способность к самооценке






Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние.

9.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мин.


Организация записи домашнего задания.

Преподаватель благодарит обучающихся за работу на уроке

Записывают домашнее задание.











Задания группам:


Группа № 1.

Задание: подготовить выступление на 2-3 минуты, в котором должны быть отражены следующие моменты:

- понятие «заработная плата»

- виды заработной платы (повременная, сдельная)

- отличие разных видов зарплат

Источники:

Статьи Трудового кодекса РФ

Текст учебника, стр. 114-115


Группа № 2.

Задание: подготовить выступление на 2-3 минуты, в котором должны быть отражены следующие моменты:

- факторы различия в оплате труда работника

- объяснение каждого фактора, приведение собственных примеров


После выступления ваша команда проводит оценку знаний одногруппников с помощью вопросов (они будут показаны на доске):


Сложность труда

Кто получит зарплату выше, исходя из фактора «сложность труда»?

Кардиолог - уборщица

Президент компании - дворецкий


Тягость труда.

Кто получит зарплату выше, исходя из фактора «трудность труда»?

Грузчик - вахтер

Шахтер - учитель


Ограниченность талантов.

Кто получит зарплату выше, исходя из фактора «ограниченность талантов»?

Цирковой артист - кондуктор автобуса


Степень риска

Кто получит зарплату выше, исходя из фактора «степень риске»?

Спасатель МЧС (землетрясение на Гаити) - секретарь-машинистка

Инкассатор - фотограф


Источники:

Текст учебника, стр. 110-111




Группа № 3.

Задание: подготовить выступление на 2-3 минуты, в котором должны быть отражены следующие моменты:

- анализ рынка труда и выделение перспективных профессий по уровню зарплаты в России

- привлечение собственного опыта, знаний о востребованных профессиях на рынке труда


Источники:

Статья «Перспективные профессии в России»


Группа № 4.

Задание: подготовить выступление на 2-3 минуты, в котором должны быть отражены следующие моменты:

- практические советы работнику, плохо знающему свои права как работника

- выдержки из Трудового кодекса РФ, помогающие стать юридически подкованным в вопросах трудового права.


Источники:

Статьи Трудового кодекса РФ


Приложение:

Из Трудового кодекса РФ по состоянию на 29.12.2012 г.























Раздел VI. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА


Глава 20. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 129. Основные понятия и определения

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.


Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;

  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Статья 131. Формы оплаты труда

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.

Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.


Статья 132. Оплата по труду

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.


Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.




Перспективные профессии в России1.


А что у нас? На какую профессию стоит делать ставку? Какие специальности - это перспективные профессии будущего? Пятерка наиболее перспективных профессий - это программист-разработчик, менеджер по продажам, специалист по страхованию, маркетолог и менеджер по персоналу.

Сфера IT динамично развивается, и хороший IT-специалист никогда не останется без работы. Разработка ПО, администрирование компьютерных сетей, веб-разработка - все эти сферы деятельности популярны и востребованы. Практически в каждой организации есть компьютеры, которые необходимо настраивать и обслуживать. Любая сфера деятельности нуждается в специальном программном обеспечении - бухгалтерия, работа с базами данных, переводы... Многие фирмы продвигают свои товары и услуги при помощи веб-сайта - тут не обойтись без веб-разработчиков, веб-дизайнеров, SEO-специалистов и копирайтеров. Поэтому специалист в сфере IT - одна из самых востребованных профессий уже сейчас.

В современном мире производится все больше товаров и услуг. Но их мало произвести - их нужно продать. Поэтому профессия менеджера по продажам также входит в число перспективных. Хороший менеджер по продажам должен понимать специфику рынка, разбираться в современных технологиях, быть гибким и коммуникабельным, чтобы успешно продавать тот или иной товар или услугу.

Одна из самых востребованных профессий - страховой агент. Она не требует специального образования, тут важнее личные качества человека. Страховой агент должен быть коммуникабельным, находчивым, наблюдательным. Хороший страховой агент умеет располагать к себе людей и вызывать доверие клиента. Ваш успех в сфере страхования зависит целиком и полностью от вас.

Маркетологи занимаются продвижением товара и работой и покупателями. Они тщательно изучают и анализируют рынок, организовывают мероприятия по продвижению товара, поддерживают отношения с целевым покупателем. Профессия маркетолога также относится к перспективным профессиям, востребованным в будущем.

Замыкают пятерку самых перспективных профессий менеджеры по персоналу (HR). Каждая более-менее крупная уважающая себя компания заинтересована в наличии опытного специалиста по подбору кадров. Менеджер по персоналу занимается подбором и увольнением сотрудников, организацией стажировки и повышения квалификации сотрудников, принимает участие разработке тренингов для тимбилдинга, штатного расписания и должностных инструкций.

Однако этими специальностями список самых востребованных профессий в будущем не ограничивается. Перспективные профессии для молодых специалистов - это электротехник, специалист по международной экономике и/или международному праву, логист, специалист по математическому моделированию, прикладной математике и информатике, переводчик с китайского языка, конструктор-робототехник, технолог на химическом производстве, инженер по коммуникациям и фармацевт.

Со временем постепенно нивелировалась разница между "мужскими" и "женскими" профессиями. Перспективные профессии доступны для всех, поэтому, выбирая специальность, следует принять во внимание самые востребованные профессии будущего.






1 Перспективные профессии. Сайт Работа в Уфе. Режим доступа: http://www.rabota-102.ru/karjera_stati.php?ss=128


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Технологическая карта урока на тему "Заработная плата" (Экономика)

Автор: Аникеева Ольга Николаевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства