Учителем используется технология развития целостного восприятия и мышления – ресурсный круг. 1. Подготовительный этап. - Ребята, мы с вами уже многое знаем о неповторимом образе жизни крестьян, ядром которого стал крестьян-ский дом, крестьянские хоромы. Деревенька моя родная, Снова вижу тебя во сне. Вот усталая вышла мама, Помахала рукою мне, Вот отец в звездовые ворота Бросил сена охапки две, И соседка баская что-то С налитушкой идёт к избе… Это увидела я, а что видите вы, когда произносим слова: «Дом. Крестьянские хоромы»? 2. Основной этап. 2.1. Учитель передаёт клубочек и слово ученику, сидящему слева. 2.3. Учитель обобщает первую часть: крестьянские хоромы были по-своему красивы и величественны. Во всём присутствовало чувство меры и в обыденном можно было разглядеть сокровенное. И потолок, и стены, и порог, и окна дома – освящённый мир, который хранил человека от бед и несчастий. Вопрос служит переходом ко 2-ой части. А сколько всего можно услышать в любое время года! Что же услышали вы? (Учитель наблюдает, как идёт присоединение, слушают ли ученики друг друга) 2.5. Вывод по 2-ой части ресурсного круга: всё это мы можем услышать, а ещё голоса людей: детский лепет, мудрое наставление деда, напев колыбельной бабушки – дом наполнен людьми, каждый прислушивается друг к другу. 2.6. Что вы чувствуете, когда произносим слово «дом»? 2.8. Присоединение к детским рассуждениям «А я чувствую великую родительскую любовь», мир и согласие в доме. 3.Рефлексия. Ребята, вы молодцы, поделились своими переживаниями. На какой вопрос вам отвечать было легче (то, что слышали, видели или чувствовали?), а на какой сложнее? Ребята, для чего был нужен и что помог понять этот разговор? 3.2. Продолжение разговора. Создание учителем усло-вий для получения опыта освоения социокультур-ных категорий. Используются межпредметные связи. - Чем старше становится человек, тем острее он чувствует, как родной дом притягивает и манит к себе. Может быть, кто-то из вас читал рассказ Алексея Толстого «Русский характер»? (Демонстрация книги) Если нет, обязательно прочтите. Действие происходит в Великую Отечественную войну. Главный герой, Егор Дрёмов, воевал, горел в танке. Перенёс несколько операций, лицо изменилось до неузнаваемости. Пришёл домой… и не захотел тревожить родителей. Не признался, что он их сын. (Зачитывает) «Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом — тем родным уютом, что не забывается и в смертный час»…. - Что значит родной дом для Егора Дрёмова? - Воспоминание о родном доме, родном очаге согревает и оберегает человека в самую трудную минуту. Учитель, опираясь на имеющийся социокультурный опыт учащихся, подводит их к пониманию роли дома, родного очага в духовно-нравственном становлении русского человека, акцентирует внимание на том, что старинное крестьянское жилище - изба – хоромы - на первый взгляд (для тех, кто не занимается истоками) не представляет ничего удивительного. Красота и мудрое устройство открывается не сразу, и постепенно человек понимает, что это настоящее чудо, это самое главное, что есть у каждого человека. | 1. Проявляют готовность общаться в ресурсном круге. 2. 2.Основной этап. Первый ученик отвечает на вопрос и передаёт клубочек и слово соседу, сидящему слева. Высказываются все желающие по очереди. (Примерные высказывания: Вижу - большой дом, в котором жилая и хозяйственная часть под одной крышей; - в доме красный угол, иконки обрамлены расшитыми полотенцами, горит лампадка; -над дверью – крестик-оберег; - над окном – рисунок в виде солнечных лучей; - резные наличники. 2.4Примерные высказывания: (Скрип половиц, перекличка коклюшек, потрескивание дров, шаги отца, тяжело вздыхает корова…) 2.7Примерные высказывания: (тепло, спокойствие, свежесть вымытого пола, вкус парного молока, прикосновение маминых рук…) 3.1. В ответе учащиеся говорят о том, что этот разговор помог понять, что дом живёт не сам по себе, он наполнен людьми, в нём царит мир и согласие. 3.3. Проживают создав-шуюся ситуацию вместе с героем А. Толстого, прояв-ляют эмоциональную от-зывчивость, присоедине-ние, вступают в разговор о роли родного дома в жизни человека. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из экскурсии. Регулятивные: Коммуникативные УУД Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты 1. Накопление социо-культурного опыта |