Цели работы:- научиться рассчитывать калорийность продуктов и грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.
-развивать культуру потребления продуктов питания.
-воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Перечень средств, используемых при выполнении работы:таблица «Рецептура и химический состав продуктов», калькулятор
Учебник. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов
Порядок выполнения работы.
1 этап- расчет калорийности продуктов.
2этап - составление суточного рацион человека.
1 этап- расчет калорийности продуктов.
Общие теоретические сведения:
Ознакомьтесь с принципом расчета калорийности продуктов.
Понятие об энергетической ценности пищи
Источником энергии, затрачиваемой человеком, служит пища. Энергия в пище находится в скрытом виде и освобождается в процессе обмена веществ. Количество скрытой энергии, заключенной в пище, называется энергетической ценностью или калорийностью этой пищи. Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать суточному расходу энергии человека. Она измеряется в килокалориях.
Энергетическая ценность 1 г белка составляет 4 ккал, 1 г жира — 9 ккал, 1 г углеводов — 4 ккал, а энергетическая ценность прочих органических веществ не учитывается, так как содержание их в пищевых продуктах незначительно. Минеральные вещества и вода скрытой энергии не содержат. Следовательно, энергетическая ценность пищевых продуктов зависит от содержания белков, жиров и углеводов.
Энергетическая ценность пищевых продуктов указана в справочнике «Химический состав пищевых продуктов» и может определяться подсчетом, для чего необходимо знать химический состав продуктов и энергетическую ценность 1 г содержащегося в них вещества.
Пример: Определим энергетическую ценность 100 г пастеризованного молока. Согласно указанному справочнику, в 100 г пастеризованного молока содержится 2,8 г белка, 3,2 г жира, 4,7 г углеводов. Следовательно, энергетическая ценность 100г пастеризованного молока будет равна 4 ккал х 2,8+9 ккал х 3,2+4 ккал х 4,7= 58,8 ккал.
.1.2. Пользуясь таблицей «Химический состав (г) и энергетическая ценность (ккал) 100г съедобной части продуктов» (приложение №1) рассчитайте калорийность следующих продуктов:
Вариант 1.Задание №1.Рассчитать калорийность100 сахара, сыра «Российского», хлеба пшеничного, масла сливочного, пользуясь таблицей химический состав продуктов (приложение №1).
Вариант 2. Задание №1.Рассчитать калорийность100 молока, риса, творога, сметаны 30% жирности, пользуясь таблицей химический состав продуктов (приложение №1).
Приложение №1.
Химический состав (г) и энергетическая ценность (ккал) 100г съедобной части продуктов.
Продукты
Белки
Жиры
Углеводы
Сахар
-
-
99,9
Сыр «Российский»
23
29
-
Хлеб пшеничный
8,6
1.3
45,3
Масло сливочное
0,5
82,5
0,8
Молоко
2,8
3,2
4,7
Рис
7,0
1,0
71,4
Творог жирный
14,0
18,0
2,8
Сметана 30% жирности
2,4
30,0
3,1
2.1.3.Отчет оформите в виде таблицы:
Продукты
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
Сахар
Сыр «Российский»
Хлеб пшеничный
Масло сливочное
Молоко
Рис
Творог жирный
Сметана 30% жирности
2этап - составление суточного рациона человека.
2.1. Ознакомьтесь с принципом расчетасуточного рациона человека.
Энергетическую ценность всего суточного рациона определяют путем сложения энергетической ценности отдельных продуктов, входящих в состав блюд. При этом следует учитывать поправку на неполную усвояемость пищи в организме человека.
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:
– калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии; – необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей — возраста), количество белков, жиров и углеводов; – наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 — 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности); – продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда; – в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.
2.2.2. Пользуясь таблицей «Химический состав (г) и энергетическая ценность (ккал) 100г съедобной части продуктов» и, рассчитанной калорийностью продуктов, меню рассчитайте энергетическую ценность завтрака согласно вариантам.
Вариант 1. Задание №2. Рассчитать калорийность завтрака на основе энергетической ценности отдельных продуктов и следующего меню:
Бутерброд с сыром -20/10
Каша рисовая 300.
Чай с сахаром 200/20.
Вариант 2 Задание №2. Рассчитать калорийность завтрака на основе энергетической ценности отдельных продуктов и следующего меню:
Бутерброд с маслом -20/10
Творог с сахаром и сметаной 200/ 5/20.
Кофе черный с сахаром 100/10.
2. 3. Отчет оформите в виде таблицы:
Наименование блюд/
продуктов
Количество продуктов
Энергетическая ценность
Бутерброд с маслом
20/10
Хлеб
20
Масло
10
Творог с сахаром и сметаной
200/ 5/20
Творог
200
Сахар
5
Сметана
20
Кофе черный с сахаром
100/10.
Сахар
10
Итого калорийность завтрака
Наименование блюд/
продуктов
Количество продуктов
Энергетическая ценность
Бутерброд с сыром
20/10
Хлеб
20
Сыр
10
Каша рисовая
300
Молоко
200
Рис
40
Сахар
20
Масло сливочное
5
Чай с сахаром.
200/20
Сахар
10
Итого калорийность завтрака
3. Сделать выводы.
4. Итоги занятия. Контрольные вопросы:
1. Какие основные процессы обмена веществ в организме?
2. Назовите энергетическую ценность основных пищевых веществ.
3. Какова роль белков, жиров, углеводов в питании человека?
4. Чем определяется качество пищевого белка?
5. Назовите нормы потребления основных пищевых веществ
5. Домашнее задание. Повторить тему «Пищевые вещества и их значение».
6. Рефлексия.
Итоговый рефлексивный самоанализ по теме:
1.Что нового для себя я открыл, изучив материалы этой темы?