kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

Обучающая: ознакомить учащихся с проникновением морской тематики в творчество Н.А. Римского-Корсакова

Развивающая: развивать навыки лекторского искусства, подготовки доклада по теме, аналитические навыки. Развивать умения находить и обрабатывать информацию, выделяя только нужное.

Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус на примере музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова.

Задачи занятия:

  1. сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить связи между жизнью и творчеством композитора.
  2. проводить сравнительный анализ нескольких музыкальных произведений, расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
  3. воспитывать чувство уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Просмотр содержимого документа
««Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бакала














Методическая разработка

открытого урока по предмету

«Музыкальная литература»


Тема: «Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»



Преподаватель

теории музыки

высшей категории

Черненко О.В.






г. Бакал

14. 12. 2020 г.

Методическая разработка учебного занятия


Преподаватель: Черненко Ольга Владимировна

Дата проведения: «14» декабря 2020 года

Учебная дисциплина: музыкальная литература

Отделения: фортепианное, хоровое

Класс: 6

Тема занятия: Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: комбинированный

Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана в связи с выставкой картины И.К. Айвазовского «Девятый вал». с учетом программы 6 класса музыкальных отделений. Выбран такой тип урока, потому что в нем присутствуют различные формы деятельности: лекция, просмотр видео и презентации, доклады учащихся.

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала

Цели занятия:

Обучающая: ознакомить учащихся с проникновением морской тематики в творчество Н.А. Римского-Корсакова

Развивающая: развивать навыки лекторского искусства, подготовки доклада по теме, аналитические навыки. Развивать умения находить и обрабатывать информацию, выделяя только нужное.

Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус на примере музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова.

Задачи занятия:

  1. сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить связи между жизнью и творчеством композитора.

  2. проводить сравнительный анализ нескольких музыкальных произведений, расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.

  3. воспитывать чувство уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Междисциплинарные связи: Сольфеджио. Тема Аккорды. Знать понятие Аккорд, Унисон.

Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами: Программная музыка, опера, симфоническая музыка. Уметь делать сравнительный анализ произведений, строить предположения, основываясь на словесном описании.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: Фортепиано, компьютер, мультимедийный экран, видео и аудиозаписи.

Методы и приемы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Поисковый

  3. Исследовательский

Формы и методы контроля: Индивидуальный

Методическое обеспечение:

  1. Адаптированная программа «Музыкальная литература».

  2. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. М.: Музыка, 1987.

  3. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. М.: Просвещение, 1973.

  4. Альбом  Римский-Корсаков Н.А. М.: Музыка, 1988.

  5. Русская музыкальная литература, вып.3. / Кандинский А.И., Орлова Е.М. Л.: Музыка, 1981.

  6. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.:  Музыка, 1984.
    Опережающие задания учащимся: подготовить доклады об истории создания оперы «Садко», симфонической сюиты «Шехеразада»

Хронокарта занятия:

1 этап. Организационный. 5 минут

2 этап. Изучение нового материала. 20 минут

3 этап. Закрепление пройденного материала. 15 минут


Ход урока:

1 этап. Организационный

Добрый день

Сегодняшняя наша встреча будет посвящена теме Моря в творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова (записывают тему в тетрадь).

Преподаватель (П) – Ребята, перед вами – картины моря (слайд№2, №3) А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?

Учащиеся (У) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила. Оно притягивает к себе.

П. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов (слайд №4). Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты (слайд №5). Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе (слайд №6). Строка из стихотворения А. Пушкина «И блеск, и тень, и говор волн» будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).



2 этап. Изучение нового материала

Сейчас мы с вами посмотрим видео, в котором рассказывается о жизни и творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова (просмотр видео).


П. - Даже когда Николай Андреевич выбрал занятия музыкой, а не профессию моряка, море оставило большой след в его жизни и, конечно же, повлияло на его творчество (слайд №7).

П. - в 1897 году, когда уже известный автор многих опер обратился к романсам и написал их несколько десятков, был создан вокальный цикл «У моря» на стихи Алексея Толстого, в который вошли «Дробится и плещет», «Не пенится море», «Колышется море», «Не верь мне, друг», и «Вздымаются волны».


П. - Ребята, как вы думаете, с чем сопоставляются картины моря в этих романсах.

У. – с событиями человеческой жизни, с различными переживаниями.

П. – действительно, картины моря сопоставляются с человеческими чувствами, различными жизненными ситуациями.

П. - Давайте сейчас попробуем провести сравнительный анализ человеческих чувств и различных состояний морского пейзажа.

П. - взлет душевной энергии, прилив жизненных сил.

У. - бурный морской прибой

П. - безмятежный душевный покой.

У. - спокойная вода.

П. - переменчивость жизни и печальные предчувствия

У. - колеблющиеся под легким ветерком волны.

П. – Действительно, вы сделали правильный анализ различных душевных состояний человека

П. - Цикл «У моря» отличается разработанностью фактуры аккомпанемента с явными чертами звукоизобразительности, на фоне которого парит мелодия.

П. - Самый известный номер цикла — «Дробится и плещет», — с бурным, взлетающим, а затем низвергающимся вниз фортепианным сопровождением, несущим в себе основной образ романса и как бы вздымающим взволнованную мелодию. Радостная, приподнятая вокальная партия и «могучий прибой» аккомпанемента органично сливаются в ярком художественном образе.

П. - Сейчас мы посмотрим видео романса Николая Андреевича Римского-Корсакова «Дробится и плещет» в исполнении Дмитрия Хворостовского (просмотр видео).

П. - В своем творчестве Николай Андреевич обращался к героям былин. Два раза обращался к образу гусляра Садко. А кто такие гусляры? (Слайд №8)

У. - народные певцы, аккомпанирующие себе на гуслях.

П. - Еще в молодости композитор написал Симфоническую картину «Садко», а впоследствии во вступлении к опере «Садко» композитор использовал основную тему Симфонической картины. (Слайд №9)

Далее звучат доклады учеников.

Паляница Ангелина - Римский-Корсаков загорелся идеей создания симфонической картины «Садко» сразу же после возвращения из кругосветного путешествия в 1867 году. На создание основной партитуры ушло всего три с половиной месяца. В симфонической картине в качестве первоисточника взят эпизод из былины «Садко», пересказанный в предисловии к партитуре Римским-Корсаковым.

П. - Текст предисловия:

«Стал среди моря корабль Садко, Новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому, и пошёл корабль своим путем-дорогою. Остался Садко среди моря один со своими гусельками яровчатыми, и увлек его Царь Морской в свое царство подводное. А в царстве подводном шёл большой пир: Царь Морской выдавал свою дочь за Окиан-море. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался Царь Морской, а с ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхалося Окиан-море и стало ломать-топить корабли... Но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилася пляска, и море затихло...»

П. - А сейчас внимание на экран: посмотрите видео с морскими пейзажами и музыкой из вступления к опере «Садко».


3 этап. Закрепление изученного материала.

П. - Николай Андреевич Римский-Корсаков предпочитал сочинять программные произведения. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы и народного быта. В русской музыке композитор создал новый жанр - симфоническую сказку. И произведение, которое мы сейчас проанализируем, называется симфоническая картина «Шехеразада».

П. - Шехеразада - героиня каких сказок?

У. – восточных

П. - Как называется сборник арабских сказок? (слайд № 10)

У. – "1001 ночь"

П. – (слайд №11) Шехеразада  -  жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это «великий и всемогущий», его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение «восточный деспот». Как ещё называют такого человека?

У. – тиран.

П. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Шахриара).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
У. – с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
П. - Обратите внимание, что тема звучит одноголосно, унисонами, а не аккордами. О чём это говорит?

У. – аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.

П. - Я сыграла вам тему султана на фортепиано для того, чтобы вы заранее предположили как эта тема будет звучат в оркестровом изложении. Для этого я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Вопросы:

П. - Какой должна быть динамика?
У. – мощное звучание
П. - соло или оркестровое tutti?
У. – tutti
П. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
У. – медные духовые
П. - регистр темы?
У. – низкий и средний

Доклады учеников:

Тюнис Анна - Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Опарина Татьяна - В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.

Первая часть называлась «Море и Синдбадов корабль». Она состоит из 3 частей с кодой, она начинается с медленного вступления, которое строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется медными духовыми инструментами и звучит грозно и величественно.

Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент.

П. - За вступлением следует основной раздел. В нем рисуется спокойный и величественный морской пейзаж.

В воображении создается спокойно плывущий корабль Синдбада, а потом красочная панорама волнующегося моря. Постепенно звучность усиливается. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

П. - Сейчас мы с вами посмотрим еще одно видео. Симфоническая сюита "Шехеразада" в исполнении симфонического оркестра под управлением дирижера Валерия Гергиева.

ВИДЕО (остановить на 6:00)

Нашу сегодняшнюю встречу я закончу отрывком из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина (Слайд №12)

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго. Долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.


В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»

Автор: Черненко Ольга Владимировна

Дата: 18.12.2020

Номер свидетельства: 567591

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства