Обучающая: ознакомить учащихся с проникновением морской тематики в творчество Н.А. Римского-Корсакова
Развивающая: развивать навыки лекторского искусства, подготовки доклада по теме, аналитические навыки. Развивать умения находить и обрабатывать информацию, выделяя только нужное.
Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус на примере музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи занятия:
сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить связи между жизнью и творчеством композитора.
проводить сравнительный анализ нескольких музыкальных произведений, расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
воспитывать чувство уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
Методическая разработка
открытого урока по предмету
«Музыкальная литература»
Тема: «Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»
Преподаватель
теории музыки
высшей категории
Черненко О.В.
г. Бакал
14. 12. 2020 г.
Методическая разработка учебного занятия
Преподаватель: Черненко Ольга Владимировна
Дата проведения: «14» декабря 2020 года
Учебная дисциплина: музыкальная литература
Отделения: фортепианное, хоровое
Класс: 6
Тема занятия: Тема моря в творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока:комбинированный
Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана в связи с выставкой картины И.К. Айвазовского «Девятый вал». с учетом программы 6 класса музыкальных отделений. Выбран такой тип урока, потому что в нем присутствуют различные формы деятельности: лекция, просмотр видео и презентации, доклады учащихся.
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Цели занятия:
Обучающая:ознакомить учащихся с проникновением морской тематики в творчество Н.А. Римского-Корсакова
Развивающая: развивать навыки лекторского искусства, подготовки доклада по теме, аналитические навыки. Развивать умения находить и обрабатывать информацию, выделяя только нужное.
Воспитательная:воспитывать музыкально-художественный вкус на примере музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи занятия:
сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить связи между жизнью и творчеством композитора.
проводить сравнительный анализ нескольких музыкальных произведений, расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
воспитывать чувство уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Междисциплинарные связи: Сольфеджио. Тема Аккорды. Знать понятие Аккорд, Унисон.
Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами: Программная музыка, опера, симфоническая музыка. Уметь делать сравнительный анализ произведений, строить предположения, основываясь на словесном описании.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: Фортепиано, компьютер, мультимедийный экран, видео и аудиозаписи.
Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Исследовательский
Формы и методы контроля: Индивидуальный
Методическое обеспечение:
Адаптированная программа «Музыкальная литература».
Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. М.: Музыка, 1987.
Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. М.: Просвещение, 1973.
Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1984. Опережающие задания учащимся: подготовить доклады об истории создания оперы «Садко», симфонической сюиты «Шехеразада»
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный. 5 минут
2 этап. Изучение нового материала. 20 минут
3 этап. Закрепление пройденного материала. 15 минут
Ход урока:
1 этап. Организационный
Добрый день
Сегодняшняя наша встреча будет посвящена теме Моря в творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова (записывают тему в тетрадь).
Преподаватель (П) – Ребята, перед вами – картины моря (слайд№2, №3) А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Учащиеся (У) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила. Оно притягивает к себе.
П. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов (слайд №4). Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты (слайд №5). Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе (слайд №6). Строка из стихотворения А. Пушкина «И блеск, и тень, и говор волн» будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
2 этап. Изучение нового материала
Сейчас мы с вами посмотрим видео, в котором рассказывается о жизни и творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова (просмотр видео).
П. - Даже когда Николай Андреевич выбрал занятия музыкой, а не профессию моряка, море оставило большой след в его жизни и, конечно же, повлияло на его творчество (слайд №7).
П. - в 1897 году, когда уже известный автор многих опер обратился к романсам и написал их несколько десятков, был создан вокальный цикл «У моря» на стихи Алексея Толстого, в который вошли «Дробится и плещет», «Не пенится море», «Колышется море», «Не верь мне, друг», и «Вздымаются волны».
П. - Ребята, как вы думаете, с чем сопоставляются картины моря в этих романсах.
У. – с событиями человеческой жизни, с различными переживаниями.
П. – действительно, картины моря сопоставляются с человеческими чувствами, различными жизненными ситуациями.
П. - Давайте сейчас попробуем провести сравнительный анализ человеческих чувств и различных состояний морского пейзажа.
П. - взлет душевной энергии, прилив жизненных сил.
У. - бурный морской прибой
П. - безмятежный душевный покой.
У. - спокойная вода.
П. - переменчивость жизни и печальные предчувствия
У. - колеблющиеся под легким ветерком волны.
П. – Действительно, вы сделали правильный анализ различных душевных состояний человека
П. - Цикл «У моря» отличается разработанностью фактуры аккомпанемента с явными чертами звукоизобразительности, на фоне которого парит мелодия.
П. - Самый известный номер цикла — «Дробится и плещет», — с бурным, взлетающим, а затем низвергающимся вниз фортепианным сопровождением, несущим в себе основной образ романса и как бы вздымающим взволнованную мелодию. Радостная, приподнятая вокальная партия и «могучий прибой» аккомпанемента органично сливаются в ярком художественном образе.
П. - Сейчас мы посмотрим видео романса Николая Андреевича Римского-Корсакова «Дробится и плещет» в исполнении Дмитрия Хворостовского (просмотр видео).
П. - В своем творчестве Николай Андреевич обращался к героям былин. Два раза обращался к образу гусляра Садко. А кто такие гусляры? (Слайд №8)
У. - народные певцы, аккомпанирующие себе на гуслях.
П. - Еще в молодости композитор написал Симфоническую картину «Садко», а впоследствии во вступлении к опере «Садко» композитор использовал основную тему Симфонической картины. (Слайд №9)
Далее звучат доклады учеников.
Паляница Ангелина - Римский-Корсаков загорелся идеей создания симфонической картины «Садко» сразу же после возвращения из кругосветного путешествия в 1867 году. На создание основной партитуры ушло всего три с половиной месяца. В симфонической картине в качестве первоисточника взят эпизод из былины «Садко», пересказанный в предисловии к партитуре Римским-Корсаковым.
П. - Текст предисловия:
«Стал среди моря корабль Садко, Новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому, и пошёл корабль своим путем-дорогою. Остался Садко среди моря один со своими гусельками яровчатыми, и увлек его Царь Морской в свое царство подводное. А в царстве подводном шёл большой пир: Царь Морской выдавал свою дочь за Окиан-море. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался Царь Морской, а с ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхалося Окиан-море и стало ломать-топить корабли... Но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилася пляска, и море затихло...»
П. - А сейчас внимание на экран: посмотрите видео с морскими пейзажами и музыкой из вступления к опере «Садко».
3 этап. Закрепление изученного материала.
П. - Николай Андреевич Римский-Корсаков предпочитал сочинять программные произведения. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы и народного быта. В русской музыке композитор создал новый жанр - симфоническую сказку. И произведение, которое мы сейчас проанализируем, называется симфоническая картина «Шехеразада».
П. - Шехеразада - героиня каких сказок?
У. – восточных
П. - Как называется сборник арабских сказок? (слайд № 10)
У. – "1001 ночь"
П. – (слайд №11) Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это «великий и всемогущий», его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение «восточный деспот». Как ещё называют такого человека?
У. – тиран.
П. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Шахриара). Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили? У. – с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного. П. - Обратите внимание, что тема звучит одноголосно, унисонами, а не аккордами. О чём это говорит?
У. – аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
П. - Я сыграла вам тему султана на фортепиано для того, чтобы вы заранее предположили как эта тема будет звучат в оркестровом изложении. Для этого я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.
Вопросы:
П. - Какой должна быть динамика? У. – мощное звучание П. - соло или оркестровое tutti? У. – tutti П. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые? У. – медные духовые П. - регистр темы? У. – низкий и средний
Доклады учеников:
Тюнис Анна - Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Опарина Татьяна - В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.
Первая часть называлась «Море и Синдбадов корабль». Она состоит из 3 частей с кодой, она начинается с медленного вступления, которое строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется медными духовыми инструментами и звучит грозно и величественно.
Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент.
П. - За вступлением следует основной раздел. В нем рисуется спокойный и величественный морской пейзаж.
В воображении создается спокойно плывущий корабль Синдбада, а потом красочная панорама волнующегося моря. Постепенно звучность усиливается. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.
П. - Сейчас мы с вами посмотрим еще одно видео. Симфоническая сюита "Шехеразада" в исполнении симфонического оркестра под управлением дирижера Валерия Гергиева.
ВИДЕО (остановить на 6:00)
Нашу сегодняшнюю встречу я закончу отрывком из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина (Слайд №12)