kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока «Коми мулӧн поэтическӧй образ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний по коми литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Коми мулӧн поэтическӧй образ»»

.

Технологическая карта урока  «Коми мулӧн поэтическӧй образ»

Предмет: __ Коми литература__

Класс: __8__


Тема:  «Коми мулӧн поэтическӧй образ»

Тип урока (по ФГОС):

урок усвоения новых знаний


Цель: формирование навыка анализа поэтического текста

Задачи урока:

1. обучающие:

- сформировать у учащихся умение анализировать поэтический текст;

- повторить навыки сопоставительного анализа.

2. Воспитательные:

- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

- привить желание познавать новое.

3. Развивающие:

- развивать внимание, память и логическое мышление учащихся;

- развитие умения выделять наиболее значимый материал;

- развивать устную и письменную речь учащихся.



Планируемые результаты:

Планируемые результаты:

Предметные:  анализировать поэтические тексты

Метапредметные:

Познавательные: анализировать условие и требование задания, применять полученные знания для решения задания

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, обнаруживать и исправлять ошибки

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для  организации своей деятельности

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам коми литературы, заполнение таблицы выполнения заданий совместно с учителем и со сверстниками, формируют ответственное отношение к обучению.














Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, логические

Компоненты функциональной грамотности.

Организационный этап.


Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности,  мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу.


Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.


 


 

Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


Мотивация учебной деятельности.

Под музыку читает стихотворение.

Ворсӧ музыка

(П.И.Чайковский «Времена года». «Подснежник»)

Велӧдысь лыддьӧ З.В.Шиликовалысь кывбур

Лышкыд, паськыд видзьяс, муяс,

Килля-лыска пашкыр пуяс,

Визув-варов ёльяс, юяс,

Чукля-веськыд ордым-туйяс-

Тайӧ миян …

-Кутшӧм поэтическӧй образ петкӧдчӧ урок эпиграфын?

-Быд гижысь аслыспӧлӧса тэчӧ Коми му образ. Кыдзи тайӧ артмӧ, видзӧдлам талунъя урок вылын.

-Тӧд вылӧ уськӧдам Коми му йылысь тӧдса гижӧдъяс. Кутшӧм сьӧлӧмкылӧмъясӧн найӧ йиджтысьӧмаӧсь?


Слушают на фоне музыки стихотворение.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.







Коми му образ.



М,Н.Лебедев «Коми му кузя ме муна», В.И.Лыткин «Дзордзав жӧ, Коми му, коляоз дзоридзӧн», В.И.Елькин «О шуда му, тэ Рӧдинаӧй менам»

(Коми мулӧн, мичлунӧн, озырлунӧн нимкодясьӧм; чужан муӧс мамӧс моз радейтӧм, видзӧм).

П: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы.

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, слушать собеседника, уважение чужой точки зрения

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Готовность извлекать информацию и преобразовать её в соответствие учебной задачей
 

















Постановка целей, задач, проблемного вопроса урока.


-Видзӧдлам, кыдзи тэчӧма чужан мулысь образсӧ Г.А.Юшков «Коми муӧй» кывбурын, кодӧс гижӧма 80-ӧд воясӧ («Рытъя кыа бӧрын» пьеса дiнӧ, пырӧма «Бур йӧз водзын» кывбур чукӧрӧ).

-Кутшӧм мог сувтӧдам?


Видлавны-туявны кывбурсӧ, эрдӧдны аслыспӧлӧслунсӧ.


П: построение своих высказываний, вывод на основе анализа.

Р: фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

К: слушать собеседника, уважение чужой точки зрения

Л: смыслообразование.

Стремление к совершенствованию собственной языковой культуре

Первичное усвоение новых знаний.

Предлагает послушать 2 стихотворения двух авторов и заполнить таблицу, отвечая на поставленные вопросы.

Нӧшта вӧзъя орччӧдны тайӧ кывбурсӧ Ф.Щербаковлӧн «Миян му весьтын яр шондi» 1950-ӧд вося гижӧдкӧд («Менам Отчизна» кывбур чукӧр).

-Туялӧмнымӧс мӧдам пасъявны кык кывбур орччӧдан таблицаӧ.

-Медводз вӧзъя кывзыны 2 шылад да сетны дженьыд донъялӧм. (1- П.И.Чайковский «Времена года»; 2- Василий Павлович Соловьёв-Седой «Марш Нахимовцев»).

-Кывзам Ф.Щербаковлысь кывбур. Кодар шыладыс лӧсялӧ и мыйла?

-Шыӧдчам кывбур текст дорӧ, видзӧдлам, кыдзи артмӧ кыпыдлуныс. Корсям мичкывъяс эмакывъяскӧд. Думыштам, кутшӧм рӧмъяс лӧсялӧны, да визьнитам. Кутшӧм рӧм медуна?



-Кутшӧмӧн вӧчӧны тайӧ кывъясыс Коми мулысь образсӧ?

-Видзӧдлам серпас вылӧ. Мый сяма тайӧ серпасыс?

-Мый серти тыдалӧ? (Позьӧ вӧдитчыны словарӧн).

-Эм-ӧ кутшӧмкӧ ӧткодьлун плакатлӧн кывбурыскӧд?

-Мый нӧшта шыбитчӧ синмӧ?

-Таблица серти вӧчам кывкӧртӧд.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

-вспоминают основные понятия.

Записывают свои ответы в таблицу и делают вывод.


 





1-мыла, лӧнь, лабутнӧй шылад

2-гора, кыпыд, гажа.

Мӧдыс. Марш сяма.



Медуна югыд, гӧрд рӧм.


Синмӧ шыбитчанаӧн, яръюгыдӧн.



Тайӧ плакат.


Плакатлӧн аслыспӧлӧслунъяс.

1.Синмӧ шыбитчана югыд рӧмъяс.

2.Призыв, чуксалӧм (кыкысь паныдасьлысь строфаын)


Уна роч кыв.


Кывбурыс плакат сяма, нимыс индӧ жӧ та вылӧ.


П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Л: самоопределение.

Р: целеполагание; заполнение таблицы, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, слушать собеседника, уважение чужой точки зрения

Готовность анализировать, находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним.





















Умение находить причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями

 

Первичная проверка понимания.


-А ӧнi лыддям Г.А.Юшковлысь «Коми муӧй» кывбур.

-Кутшӧм сьӧлӧмкылӧм шымыртӧ?



-Мый вылӧ чуйдӧдӧ кывбурлӧн нимыс?


-Тайӧ асалӧмыс нимысь ӧтдор паныдасьлӧ-ӧ?


-Мый сетӧ тайӧ кывбурыслы?

-Мылалун артмӧ шыясӧн ворсӧм пыр (звукопись). Корсям нӧшта примеръяс.

-Кутшӧм рӧмъясӧн эськӧ серпасалiнныд тайӧс?


-Кутшӧм коми кывлы лӧсялана аслыспӧлӧслун петкӧдчӧ?


-Корсям рочысь пырӧм кывъяс.


-Г.А.Юшков-гижысь, кодi корсьӧ коми кыв быдлаын, лишнӧй роч кыв оз шу.

-Кутшӧм образ медводз сувтӧ син водзӧ? («Ворсӧ шондi Эжва юын»)

-Кутшӧм художествоа приём тыдовтчӧ?


-А кутшӧм нӧшта тшӧкыда паныдасьлысь художествоа приёмъяс эмӧсь кывбурын?


-Юксям кык котыр вылӧ, корсям тайӧ тропъяссӧ.

Чужан му радейтӧм, сылӧн мичлунӧн нимкодясьӧм.



Муӧй – менам, быдӧнлы инмӧ.

Унаысь (няньӧй-солӧй параа кывъяс)

Мылалун.

«Рытъя кыа сёр лэбалӧ» (ы//а)

Югыд, алӧйгӧрд рӧмъясӧн.

Ы шыпассянь заводитчысь кывъяс (ылавлӧны, ывла)


Абу. (Мама-мамӧ – коми ног)



Эжва ю – коми образ.

Олицетворение, мортъяммӧдӧм.

Мичкывъяс, метафораяс(дзебӧм орччӧдӧм)

Мичкывъяс:

гулыд яг, йӧлӧгалӧн сӧстӧм шы, мыла гора коми сьылӧм, чӧскыд ун, кыпыд лов, рытъя мойд.

Дзебӧм орччӧдӧм:

сьӧлӧм ру, олан гаж, ывла гожӧн гожъялӧны, вирӧн кыски сылысь мичсӧ, сьылӧм пуксьӧ сьӧлӧм вылӧ


П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

Применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации.













Умение

предлагать эффективные решения, использовать воображение.

Первичное закрепление.


-«Олан гаж»- идиома. Видзӧдлам словарысь, мый шусьӧ идиомаӧн.



-Аллитерация- ӧткодь согласнӧйяслӧн некымынысь паныдасьлӧм. Кӧнi тыдовтчӧ? Мый сетӧ?




-Мый сетӧ тропъясӧн вӧдитчӧм?




-Кутшӧм аслыспӧлӧслун кывбурлысь нӧшта казялiнныд?


-Корсям словарысь, мый шусьӧ рефренӧн. Мыйкӧд йитчӧма?

-Тайӧ йитӧд и йӧзкостса сьыланкывъяскӧд. «Шондiбан, югыдан, долыдан».

-Кывбурыс сэтшӧм мыла, мый окота сiйӧс сьывны. Александр Егорович Уляшев, шылад тэчысь, Скӧрӧдумын олысь, тайӧ кывбур дорӧ лӧсьӧдiс шылад. Кывзам сьыланкыв. Сьылӧ ачыс шылад тэчысь.


-Лӧсялӧ-ӧ шыладыс кывбурыслы? Мыйла?

-Ми туялiм кык кывбур, орччӧдӧм отсӧгӧн восьтiм аслыспӧлӧслунъяссӧ.

-Мый ӧткодьсӧ казялiнныд? Мыйла?

-Мыйын торъялӧмыс? Мыйла?






-Кывкӧртӧд: Чужан му дорӧ муслун эм быд морт сьӧлӧмын, быд кадӧ.

Идиома – тшӧкыда паныдасьлысь зумыд кывтэчас


«Сьылӧм пуксьӧ сьӧлӧм вылӧ» /сь/

Небыдлун, мылалун.


Син водзын воссьӧ ывла вывлӧн мичыс, воссьӧ и мортлӧн пытшкӧсыс, ывла вывкӧд топыда йитчӧмыс.


Строфа повтор.


Сьыланкывъяскӧд.








Тайӧ лабутнӧй, мыла, лайкыд сьыланкыв. Рефрен кыпӧдӧ лов.












Ӧткодь югыд, синмӧ шыбитчана рӧмъяс.

Чужан му дорӧ муслун, сыӧн нимкодясьӧм.




Торъялӧмыс кывйын, шылад, ритм бӧрйӧмын.

Гижӧма разнӧй кадӧ.

П: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

К:  учатся формулировать собственное мнение.

  • Анализ и обобщение полученной информации;

овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.


Учащиеся записывают в дневники домашнее задание:

иллюстрации к стихотворениям



 


 


 


 


Л: принятие социальной роли обучающегося

Р. Адекватно осуществляют самооценку.

П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

Умение творчески взглянуть на свои идеи.

Подведение итогов урока, рефлексия.


Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи (организует повторно работу с таблицей).

 








Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы, в ходе анализа лирических произведений.







Р: оценивание собственной деятельности на уроке, планировать будущую деятельность

К: умение выражать свои мысли, аргументировать,

 планировать учебное сотрудничество.

 Л: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности, чувство любви к Родине.

П: анализировать степень усвоения нового материала

Умение критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны. 



 

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока «Коми мулӧн поэтическӧй образ»

Автор: Попова Светлана Михайловна

Дата: 16.04.2023

Номер свидетельства: 629704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства