раскрыть предпосылки формирования и этапы развития культуры эпохи Возрождения;
показать место эпохи Возрождения в мировой культуре;
на примере произведений представителей литературы и живописи эпохи Возрождения раскрыть ее гуманистический характер.
воспитательная:
формирование чувства уважения к мировой культуре и ее представителям;
формирование эстетических вкусов и потребностей;
формирование навыков самостоятельной работы.
Межпредметные связи: Основы философских знаний.
Макроструктура
Организационный момент.
Подготовка студентов к восприятию нового материала. Актуализация опорных знаний.
Основная часть занятия.
Подведение итогов занятия. VI. Домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Преподаватлеь говорит приветственное слово, организовывает студентов к работе. Проверяет отсутствующих на занятиях.
V Добрый день, уважаемые студенты и присутствующие на нашем занятии
гости.
Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным и поможет расширить Ваши знания и представления об одной из интереснейших эпох в истории мировой культуры - эпохе Возрождения (Ренессанса).
Отметим, кто сегодня отсутствует на занятии.
Подготовка студентов к восприятию нового материала.
Ознакомление студентов с темой и планом занятий. Тема: Культура эпохи Возрождения.
План
Зарождение культуры Возрождения, ее этапы и основные черты.
Европейское искусство эпохи Возрождения.
Данная тема в курсе дисциплины Культурологии тесно связана с одной из тем Основ философских знаний, нами уже пройденной. Изучая эту тему, мы узнали об общих чертах эпохи Возрождения - предпосылках ее формирования, этапах развития, особенностях мировоззрения человека и общества в эпоху Ренессанса.
Я предлагаю вспомнить, что собой представляла эпоха Возрождения в общеисторическом и философском плане.
Ответы студентов
III. Основная часть занятия.
Для плодотворной работы на нашем занятии нам не обходимо понимать и помнить содержание основных понятий темы, которыми являются:
СЛОВАРЬ терминов и понятий темы
(франц. Ренессанс) - эпоха в истории культуры Европы XVII в.в.. Термин «Возрождение» впервые применил итальянец Дж. Вазари в XVI в. для определения связи своей эпохи с эпохой античности.
человечность; принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его стремлении к совершенству.
в католицизме название Богородицы, а также ее изображений в изобразительном искусстве.
Возрождение
Гуманизм
Мадонна
Антропоцентризм
представление о мироустройстве, центром которого является человек.
Культура Возрождения
Возрождение или Ренессанс, - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV в. по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен а истории народов Европы.
Она характеризуется:
. кризисом феодализма;
. зарождением капитализма;
. формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;
. созданием крупных национальных государств и формированием наций.
Это эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы
мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающему ему освоится в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.
Эта эпоха делится на три периода:
XIV- конец XV в. - раннее Возрождение;
конец XV-XVI в. - высокое Возрождение;
конец XVI-XVII в. - северное Возрождение - культура европейских стран севернее Италии.
В начале XIV вв. в Европе, а именно Италии, начала формироваться ранняя буржуазная культура, получившая название «культура Возрождения» (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей (так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия). Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. human - человеческий).
Ярче всего эпоха Возрождения нашла выражение в философско- эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового взгляд на человека и его место в мире.
Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек - творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе.
Для Возрождения характерны: синтез античности и средневековья (Данте, Джотто); магико-алхимическое понимание природы (Парацельс); неоплатонизм Николая Кузанского; мир как приключение у Ариосто. Пико делла Мирандола является родоначальником гуманизма, в новую эпоху в центре мира находится человек, которому дана свобода воли, несмотря на то, что он создан творцом. Возникает идеал личности, стоящей на земле, но равной Богу.
Идеал характеризуется следующими чертами:
Титанизм - «человек обладает свободой воли изменять мир и себя самого по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет» (Пико делла Мирандола). Лозунг эпохи - «делай, что хочешь» (Рабле). Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции. Но творческое всемогущество имеет обратную сторону: разгул страстей, своеволие, нравственную распущенность, беспринципность.
Универсальность - отсутствие разделения труда: личность остается цельной. Она обладает всесторонними знаниями, навыками, интересами. В ней сочетаются различные черты: от великодушия и силы до порочности и корыстолюбия. Она свободна и может в своей деятельности развертываться в любом направлении.
Жизнерадостность и доброжелательность - наслаждение жизнью сочетается с верой в доброжелательность человеческой натуры, поэтому страсти не являются порочными, происходит реабилитация чувственности. Культура и искусство пронизаны нежной чувственностью и эротикой (Декамерон, Бокаччо, Челлини).
Образованных н одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.
Основные положения эстетической теории Возрождения:
Энергичное выдвижение примата чувственной красоты окружающего мира и человека в первую очередь.
Новое отношение к художнику. Он теперь - человек, имеющий много достоинств и способностей. Он - творец, наравне с природой и с Богом.
Эстетическая теория Возрождения продиктовала характерные черты искусства этого периода:
Светский характер и содержание.
Познавательная направленность искусства.
Рациональность искусства Возрождения.
Антропоцентризм.
5. Общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.
Происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.
Итальянское Возрождение.
Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.
Последователем Петраркй был Бокаччо, автор «Декамерона» - собрания реалистических новелл, объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое.
Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266 -1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.
Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело. Эпоха раннего Возрождения завершилась к концу XIV в., на смену ему пришло высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456- 1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы - «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предает меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название - «Джоконда», по фамилии ее мужа.
Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына. Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.
Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1476 -1664) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Дэвида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер» , «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу». Следующий этап в ренессанской культуре - позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х . гг. XVI в. по конец XVI - первые годы ХУЛ в.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV в. был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне метла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения
А сейчас я предлагаю представить ваши презентации, посвященные представителям культуры эпохи Возрождения. После ваших докладов вы должны будете ответить на вопросы.
Студенты защищают свои презентации
Посвященные писателям и художниками эпохи Возрождения:
(Данте, Петрарка, Боккаччо, Леонардо до Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Сервантес, Шекспир).
А сейчас я предлагаю ответить на такие вопросы:
Почему эпоху Возрождения называют эпохой «титанов»?
Какой вид искусства, на ваш взгляд является визитной карточкой эпохи Возрождения?
VI. Подведение итогов урока.
Преподаватель комментирует ответы студентов и их работу на занятии и задает домашнее задание: «Подготовить дополнительную информацию по .теме «Информационно-знаковое понимание культуры».