kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий открытого урока по культурологии на тему: "Культура эпохи Возрождения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого урока посвящён особенностям духовной культуры эпохи Возрождения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока по культурологии на тему: "Культура эпохи Возрождения".»

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики ОП «Брянковский колледж Луганского государственного университета

имени Тараса Шевченко»

СЦЕНАРИИ отрытого урока по дисциплине «Культурология» на тему:

«Культура эпохи Возрождения»

Подготовила преподаватель культурологии:

Гончарова С.В.














г. Брянка

2017

Тип занятия: практическое занятие.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации. Цель:

учебная:

  • раскрыть предпосылки формирования и этапы развития культуры эпохи Возрождения;

  • показать место эпохи Возрождения в мировой культуре;

  • на примере произведений представителей литературы и живописи эпохи Возрождения раскрыть ее гуманистический характер.

воспитательная:

  • формирование чувства уважения к мировой культуре и ее представителям;

  • формирование эстетических вкусов и потребностей;

  • формирование навыков самостоятельной работы.

Межпредметные связи: Основы философских знаний.

Макроструктура

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка студентов к восприятию нового материала. Актуализация опорных знаний.

    3. Основная часть занятия.

    4. Подведение итогов занятия. VI. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

      1. Организационный момент.

Преподаватлеь говорит приветственное слово, организовывает студентов к работе. Проверяет отсутствующих на занятиях.

V Добрый день, уважаемые студенты и присутствующие на нашем занятии

гости.

Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным и поможет расширить Ваши знания и представления об одной из интереснейших эпох в истории мировой культуры - эпохе Возрождения (Ренессанса).

Отметим, кто сегодня отсутствует на занятии.

      1. Подготовка студентов к восприятию нового материала.

Ознакомление студентов с темой и планом занятий. Тема: Культура эпохи Возрождения.

План

        1. Зарождение культуры Возрождения, ее этапы и основные черты.

        2. Европейское искусство эпохи Возрождения.

Данная тема в курсе дисциплины Культурологии тесно связана с одной из тем Основ философских знаний, нами уже пройденной. Изучая эту тему, мы узнали об общих чертах эпохи Возрождения - предпосылках ее формирования, этапах развития, особенностях мировоззрения человека и общества в эпоху Ренессанса.

Я предлагаю вспомнить, что собой представляла эпоха Возрождения в общеисторическом и философском плане.

Ответы студентов

III. Основная часть занятия.

Для плодотворной работы на нашем занятии нам не обходимо понимать и помнить содержание основных понятий темы, которыми являются:

СЛОВАРЬ терминов и понятий темы



(франц. Ренессанс) - эпоха в истории культуры Европы XVII в.в.. Термин «Возрождение» впервые применил итальянец Дж. Вазари в XVI в. для определения связи своей эпохи с эпохой античности.

человечность; принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его стремлении к совершенству.

в католицизме название Богородицы, а также ее изображений в изобразительном искусстве.

Возрождение

Гуманизм

Мадонна

Антропоцентризм

представление о мироустройстве, центром которого является человек.



Культура Возрождения

Возрождение или Ренессанс, - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV в. по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен а истории народов Европы.

Она характеризуется:

          1. . кризисом феодализма;

          2. . зарождением капитализма;

          3. . формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

          4. . созданием крупных национальных государств и формированием наций.

Это эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы

мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающему ему освоится в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на три периода:

  • XIV- конец XV в. - раннее Возрождение;

  • конец XV-XVI в. - высокое Возрождение;

  • конец XVI-XVII в. - северное Возрождение - культура европейских стран севернее Италии.

В начале XIV вв. в Европе, а именно Италии, начала формироваться ранняя буржуазная культура, получившая название «культура Возрождения» (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей (так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия). Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. human - человеческий).

Ярче всего эпоха Возрождения нашла выражение в философско- эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового взгляд на человека и его место в мире.

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек - творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе.

Для Возрождения характерны: синтез античности и средневековья (Данте, Джотто); магико-алхимическое понимание природы (Парацельс); неоплатонизм Николая Кузанского; мир как приключение у Ариосто. Пико делла Мирандола является родоначальником гуманизма, в новую эпоху в центре мира находится человек, которому дана свобода воли, несмотря на то, что он создан творцом. Возникает идеал личности, стоящей на земле, но равной Богу.

Идеал характеризуется следующими чертами:

    1. Титанизм - «человек обладает свободой воли изменять мир и себя самого по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет» (Пико делла Мирандола). Лозунг эпохи - «делай, что хочешь» (Рабле). Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции. Но творческое всемогущество имеет обратную сторону: разгул страстей, своеволие, нравственную распущенность, беспринципность.

    2. Универсальность - отсутствие разделения труда: личность остается цельной. Она обладает всесторонними знаниями, навыками, интересами. В ней сочетаются различные черты: от великодушия и силы до порочности и корыстолю­бия. Она свободна и может в своей деятельности развертываться в любом направлении.

    3. Жизнерадостность и доброжелательность - наслаждение жизнью сочетается с верой в доброжелательность человеческой натуры, поэтому страсти не являются порочными, происходит реабилитация чувственности. Культура и искусство пронизаны нежной чувственностью и эротикой (Декамерон, Бокаччо, Челлини).

Образованных н одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.

Основные положения эстетической теории Возрождения:

      1. Энергичное выдвижение примата чувственной красоты окружающего мира и человека в первую очередь.

      2. Новое отношение к художнику. Он теперь - человек, имеющий много достоинств и способностей. Он - творец, наравне с природой и с Богом.

Эстетическая теория Возрождения продиктовала характерные черты искусства этого периода:

        1. Светский характер и содержание.

        2. Познавательная направленность искусства.

        3. Рациональность искусства Возрождения.

        4. Антропоцентризм.

5. Общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

Происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

Итальянское Возрождение.

Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокро­вищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Последователем Петраркй был Бокаччо, автор «Декамерона» - собрания реалистических новелл, объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266 -1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело. Эпоха раннего Возрождения завершилась к концу XIV в., на смену ему пришло высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456- 1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы - «Тайная вечеря» - фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предает меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название - «Джоконда», по фамилии ее мужа.

Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына. Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1476 -1664) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Дэвида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер» , «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу». Следующий этап в ренессанской культуре - позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х . гг. XVI в. по конец XVI - первые годы ХУЛ в.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV в. был составлен «Индекс запрещенных книг», впо­следствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне метла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения

А сейчас я предлагаю представить ваши презентации, посвященные представителям культуры эпохи Возрождения. После ваших докладов вы должны будете ответить на вопросы.

Студенты защищают свои презентации

Посвященные писателям и художниками эпохи Возрождения:

(Данте, Петрарка, Боккаччо, Леонардо до Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Сервантес, Шекспир).

А сейчас я предлагаю ответить на такие вопросы:

          1. Почему эпоху Возрождения называют эпохой «титанов»?

          2. Какой вид искусства, на ваш взгляд является визитной карточкой эпохи Возрождения?

VI. Подведение итогов урока.

Преподаватель комментирует ответы студентов и их работу на занятии и задает домашнее задание: «Подготовить дополнительную информацию по .теме «Информационно-знаковое понимание культуры».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сценарий открытого урока по культурологии на тему: "Культура эпохи Возрождения".

Автор: Гончарова Светлана Васильевна

Дата: 08.02.2018

Номер свидетельства: 455742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
800 руб.
4000 руб.
800 руб.
4000 руб.
800 руб.
4000 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства