kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей IX-XII веков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легенды и мифы башкир их роль. Примеры из фйольклора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей IX-XII веков.»

План-конспект урока в 6 «А, Б, В, Г, Д» классах

Тема урока: Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XVвеков.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием формирования сказок, преданий и мифов о жизни и деятельности людей XIII-XVвеков.

Учебная: изучить особенности и место содержания фольклора их значения для становления человека.

Развивающая: научиться выделять основные персоналии в произведениях.

Воспитательная: воспитывать уважение к родному края и народу.

Материально-техническое оснащение урока: раздаточный материал заданий, план-конспект урока, презентация.


План:

  1. Самоопределение к деятельности (огр. момент).

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Решение учебной задачи

  5. Первичное закрепление

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой

  7. Контроль и самопроверка знаний

  8. Рефлексия

  9. Итоги урока. Домашнее задание.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Самоопределение к деятельности

Здравствуйте ребята! Кого нет в классе? На прошлом уроке мы с вами прошли тему «Хозяйство, быт, культура и религия башкир в IX-XII веках». Желаю всем удачи и успехов.

Отвечают

1 мин


2. Актуализация знаний

1 уровень: прочитать с.35-38; 2 уровень: вопрос Что составляло основу хозяйства башкир? (вопрос №1 стр.38): 3 уровень: подготовит сказки, предания и мифы о древних башкирах.

Что вы знаете УНТ и его признаки? Устное народное творчество - это различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования (произведения не записывались, а передавались из уст в уста), вариативность (многократное исполнение сказок, песен, былин и т. п. различными исполнителями (сказителями) приводило к созданию множества вариантов одного и того же произведения).

Отвечают на вопросы

3 мин

3. Постановка учебной задачи и темы урока

Там зло с добром не уживается, и победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?

(- Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок)

–А вы любите сказки? Почему вам нравится слушать или читать сказки? ( в сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)

- Ребята, а кто сочиняет сказки? (сказки сочиняют писатели и народ)

- А как называются сказки, которые сочиняет народ? (народными)

- А как называются сказки, которые написали писатели?  (литературные)

-Как сказки передаются? (прозой или стихами)

Итак, ребята, какая тема нашего урока? Какие основные задачи?

- Посмотрите внимательно на тему и скажите, какая цель нашего урока?

- Какие задачи стоят перед нами?

Отвечают на вопросы, формируют тему и цели.


Тема урока: Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XVвеков.



Цель: Учебная: изучить особенности и место содержания фольклора их значения для становления человека.

Развивающая: научиться выделять основные персоналии в произведениях.

Воспитательная: воспитывать уважение к родному края и народу.



5 мин

4. Решение учебной задачи

1. Беседа. Сказка – давний и мудрый советчик. Это она дает первое представление о добре и зле, правде и лжи, честность, справедливость. Башкиры – народ с богатым фольклорным наследием.

Люди употребляют в своей речи пословицы, поговорки. С детских лет каждый человек любит слушать сказки, легенды, предания; загадывать и отгадывать загадки.

Сказка родилась в древности. Детство неотделимо от нее. Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом. Сказки были широко распространены среди башкир. Еще в XIX веке многие русские, башкирские ученые много сил и времени отдавали их собиранию и публикации в виде книг. Активно собирали башкирские сказки такие ученые, как В.И.Даль, С.Кукляшев, М.Бикчурин, Р.Игнатьев, М.Лоссиевский, А.А.Бессонов.

Сказки бывают:

1)богатырские (о подвигах богатырей);

2)бытовые (о жизни народа, его повседневных трудах и заботах);

3)о животных (которые обычно наделяются качествами людей: хитростью, глупостью, умом, храбростью и трусостью и т.д.);

4)фантастические или волшебные (о чудесных приключениях людей, об их борьбе с волшебными силами);

5)шуточные сказки проникнуты добродушным юмором, в них обычно говорят о глупцах, которые вызывают смех;

6)кулямасы, увлекательные своими анекдотичными сюжетами.

В них отражается мечта народа о свободе, о том, чтобы не было бедных, а все были богаты и счастливы; осуждается трусость, предательство, прославляются трудолюбие, доброта, подвиги мужественных, сильных богатырей-батыров, которые защищают свою родину и народ от злых сил – драконов, змеев-горынычей, леших, духов и т.п.

Действующие лица разные, но главная мысль в них одна, общая: победа добра над злом, справедливости над обманом и жестокостью.

Записи в тетради:

Сказка, миф определения

15 мин

5. Первичное закрепление


Башкирские праздники (легенда)

Когда был создан мир, расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой язык, своя одежда, своя пища. Когда все необходимое было уже распределено, бог оповестил все народы: "В такой-то день прибудьте получить свои праздники".
Каждый народ отправил к богу самых расторопных людей. Явился человек и от башкир. На долю каждого из посланцев выпало по пять праздников. Взяли они их с собой, погрузили на телеги и пустились в обратный путь.
По пути домой у башкира сломалась ось тележного колеса. Что было делать?
Нельзя же попросту оставлять на дороге праздники. И вот один за другим передал башкир свои праздники соседям, а сам бросил телегу и отправился дальше пешком.
Повсюду начались празднества. Повсюду веселье, смех да песни. И только на
башкирской земле тишина да покой. Невесело людям - ибо нет у них никаких праздников. Что делать? Не в силах ничего другого придумать, решили башкиры отправить к богу снова этого человека.
Когда тот явился к всевышнему, тот мирно почивал. Даже не взглянув на пришедшего, стал он спрашивать:
- Кто такой?
- Я из страны башкир.
- Я ведь уже раздал, что можно было раздать. А тебе что надобно?
- Так и так, о владыка, нету у нас праздников. На обратном пути сломалась у меня телега, вот и раздал я подаренные тобою праздники другим. Невесело в нашей стране. Нужны нам праздники, о владыка!
Вскочил Бог с места и сказал так:
- Кончились у меня праздники. Если праздники вам очень нужны, приглашайте гостей. Каждый гость принесет с собой праздник.
С тех пор приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. Пришел
гость - значит пришел в дом праздник. С тех самых времен укоренилось у башкир душевное гостеприимство.

Вопросы: Какое поверье существовало.

Отвечают на вопросы .

5 мин

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Сообщение учащихся.

Ответы:


15 мин

7.Контроль и самопроверка знаний

-

Проверка теста.



8.Рефлекси

1)Что нового вы узнали на уроке?

2) С чем познакомились?

3)какие задачи ставили перед собой?

Отвечают на вопросы

3 мин

9. Итоги урока. Домашнее задание.

Домашние задание: 1 уровень: прочитать с.35-38; 2 уровень: вопрос: Кто такой Музаммед; 3 уровень: сообщение Ибн-Фадладан.

Всем спасибо за внимание. До сведения.

Записывают домашние задание

2 мин




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей IX-XII веков.

Автор: Зиннатуллина Мария Сергеевна

Дата: 08.02.2018

Номер свидетельства: 455823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства