2. Актуализация знаний | 1 уровень: прочитать с.35-38; 2 уровень: вопрос Что составляло основу хозяйства башкир? (вопрос №1 стр.38): 3 уровень: подготовит сказки, предания и мифы о древних башкирах. Что вы знаете УНТ и его признаки? Устное народное творчество - это различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования (произведения не записывались, а передавались из уст в уста), вариативность (многократное исполнение сказок, песен, былин и т. п. различными исполнителями (сказителями) приводило к созданию множества вариантов одного и того же произведения). | Отвечают на вопросы | 3 мин |
3. Постановка учебной задачи и темы урока | Там зло с добром не уживается, и победит всегда добро. Как же эта страна называется? Догадались, наверно, давно? (- Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок) –А вы любите сказки? Почему вам нравится слушать или читать сказки? ( в сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло) - Ребята, а кто сочиняет сказки? (сказки сочиняют писатели и народ) - А как называются сказки, которые сочиняет народ? (народными) - А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные) -Как сказки передаются? (прозой или стихами) Итак, ребята, какая тема нашего урока? Какие основные задачи? - Посмотрите внимательно на тему и скажите, какая цель нашего урока? - Какие задачи стоят перед нами? | Отвечают на вопросы, формируют тему и цели. Тема урока: Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XVвеков. Цель: Учебная: изучить особенности и место содержания фольклора их значения для становления человека. Развивающая: научиться выделять основные персоналии в произведениях. Воспитательная: воспитывать уважение к родному края и народу. | 5 мин |
4. Решение учебной задачи | 1. Беседа. Сказка – давний и мудрый советчик. Это она дает первое представление о добре и зле, правде и лжи, честность, справедливость. Башкиры – народ с богатым фольклорным наследием. Люди употребляют в своей речи пословицы, поговорки. С детских лет каждый человек любит слушать сказки, легенды, предания; загадывать и отгадывать загадки. Сказка родилась в древности. Детство неотделимо от нее. Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом. Сказки были широко распространены среди башкир. Еще в XIX веке многие русские, башкирские ученые много сил и времени отдавали их собиранию и публикации в виде книг. Активно собирали башкирские сказки такие ученые, как В.И.Даль, С.Кукляшев, М.Бикчурин, Р.Игнатьев, М.Лоссиевский, А.А.Бессонов. Сказки бывают: 1)богатырские (о подвигах богатырей); 2)бытовые (о жизни народа, его повседневных трудах и заботах); 3)о животных (которые обычно наделяются качествами людей: хитростью, глупостью, умом, храбростью и трусостью и т.д.); 4)фантастические или волшебные (о чудесных приключениях людей, об их борьбе с волшебными силами); 5)шуточные сказки проникнуты добродушным юмором, в них обычно говорят о глупцах, которые вызывают смех; 6)кулямасы, увлекательные своими анекдотичными сюжетами. В них отражается мечта народа о свободе, о том, чтобы не было бедных, а все были богаты и счастливы; осуждается трусость, предательство, прославляются трудолюбие, доброта, подвиги мужественных, сильных богатырей-батыров, которые защищают свою родину и народ от злых сил – драконов, змеев-горынычей, леших, духов и т.п. Действующие лица разные, но главная мысль в них одна, общая: победа добра над злом, справедливости над обманом и жестокостью. | Записи в тетради: Сказка, миф определения | 15 мин |
5. Первичное закрепление | Башкирские праздники (легенда) Когда был создан мир, расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой язык, своя одежда, своя пища. Когда все необходимое было уже распределено, бог оповестил все народы: "В такой-то день прибудьте получить свои праздники". Каждый народ отправил к богу самых расторопных людей. Явился человек и от башкир. На долю каждого из посланцев выпало по пять праздников. Взяли они их с собой, погрузили на телеги и пустились в обратный путь. По пути домой у башкира сломалась ось тележного колеса. Что было делать? Нельзя же попросту оставлять на дороге праздники. И вот один за другим передал башкир свои праздники соседям, а сам бросил телегу и отправился дальше пешком. Повсюду начались празднества. Повсюду веселье, смех да песни. И только на башкирской земле тишина да покой. Невесело людям - ибо нет у них никаких праздников. Что делать? Не в силах ничего другого придумать, решили башкиры отправить к богу снова этого человека. Когда тот явился к всевышнему, тот мирно почивал. Даже не взглянув на пришедшего, стал он спрашивать: - Кто такой? - Я из страны башкир. - Я ведь уже раздал, что можно было раздать. А тебе что надобно? - Так и так, о владыка, нету у нас праздников. На обратном пути сломалась у меня телега, вот и раздал я подаренные тобою праздники другим. Невесело в нашей стране. Нужны нам праздники, о владыка! Вскочил Бог с места и сказал так: - Кончились у меня праздники. Если праздники вам очень нужны, приглашайте гостей. Каждый гость принесет с собой праздник. С тех пор приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. Пришел гость - значит пришел в дом праздник. С тех самых времен укоренилось у башкир душевное гостеприимство. Вопросы: Какое поверье существовало. | Отвечают на вопросы . | 5 мин |