«СЧАСТЬЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Бинарный урок литературы (внеклассное чтение) и английского языка ПО СКАЗКЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА «СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ»
Тип урока:
Бинарный урок: английский язык и литература.
Цель урока:
Знакомство с жизнью и творчеством Оскара Уайльда, формирование точки зрения на личность художника как представителя английской культуры, постижение идейно-художественного своеобразия, глубины, гуманистического смысла произведения «Счастливый принц».
Задачи:
- Познакомить учащихся с новыми словами к тексту для аудирования, повторить употребление форм «Past progressive» в английском языке; обогащать словарный запас русского и английского языков учащихся; продолжать обучение культурологическому анализу художественного произведения, использовать ключевые слова, выделять главное в характерах и поступках героев.
- Развивать умения устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать интеллектуальные и познавательные способности учащихся, их память, логическое мышление, языковую догадку, внимание, общий кругозор и ассоциативное мышление; закреплять навыки и умения эвристической познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать нравственные качества личности, культуру общения и поведения, умение работать в коллективе. Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского и английского языков, к стране изучаемого языка, Великобритании, к её литературе, культуре.
Учитель1: Good morning, dear teachers, Good morning, dear students! There are a lot of guests at our lesson. So (present) give them your smiles. Sit down, please. Today we have an unusual lesson. We shall speak about the tale «Happy prince» by Oscar Wild in English and Russian languages.
(We will speak about Oscar Wilde's fairy tale "Happy prince")
Учитель 2: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня на необычном занятии литературы, которое будет проходить на двух языках: русском и английском. Наше занятие по теме «Счастье делать добро» посвящено произведению английского писателя Оскара Уайльда ‘Happy Prince’.
And now I want to suggest you reading some facts from biography of Oscar Wilde.
(Pupils read the slides from the presentation about Wilde and translate them. The last slide here is №11, Приложение 1).
Учитель1: А теперь обратимся к биографам, подготовившим интересные факты о биографии писателя (сообщения учащихся, Приложение 2).
- А теперь посмотрите, как выглядел типичный житель Англии 19 века.
- Насколько, по-вашему, образам своих современников соответствует Оскар Уайльд? Есть ли отличия?
Учитель 2: Beginning with slide №7, we study the phrases of famous people. The task for students is: to read the phrase in English on the left and to match their translations on the right (№12)
Записать цитаты на англ.яз.
Какой из них можно использовать в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Учитель 1: Ребята, вы обратили внимание на цитату Уайльда? Чем она интересна?
Когда мы говорили о биографии Уайльда, мы говорилио жанрах, в которых писал Уайльд. А жанры эти были такие: знакомые вам роман, сказки, рассказы, пьесы. А еще Оскар Уайльд знаменит своими парадоксальными изречениями или просто – парадоксами.
- Как вы понимаете это слово?
Парадокс – странное высказывание, расходящееся с общепринятым мнением, иногда (только на первый взгляд) противоречащее здравому смыслу.
– И вот один из парадоксов О. Уайльда: «Когда добро бессильно, оно зло».
- В чем парадоксальный смысл этой фразы? Можете ли вы с этим согласиться?
В сказке «Счастливый принц» тоже звучит один парадокс из уст принца. Догадались какой? (Счастливый принц произносит фразу: «Но самое удивительное в мире - это людские страдания. Нет чуда чудеснее нужды»).
О том, почему страдают люди и как эти страдания изменили счастливого принца, мы и будем вести разговор на нашем уроке.
Учитель 2: Pre-listening task. We are going to listen to a short extract from the tale, before listening let’s study new vocabulary words.
(Students read the words with translation one by one studying them P1, P2, P3…)
Listening. Now let’s listen to the extract and while listening, please, follow the text on the copies you are given. Try to understand it and be ready to answer:
Is it the end? The beginning? Or the middle part of the story?
(it is the beginning).
Practice. Now we shall do the task below the text. (Приложение № 3)
Учитель 1: Работа в группах: Давайте подумаем, почему так назвал свою сказку Оскар Уайльд? Почему люди назвали принца счастливым?
(Он был очень красив, покрыт листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги. Сверкающие камни притягивали взоры людей, и Принц казался воплощением счастья и благополучия).
-Но ведь его и при жизни называли Счастливым. Почему?
(Принц жил во дворце Беззаботности, куда скорби вход запрещен. Он забавлялся целыми днями, не зная о том, что в жизни бывают не только удовольствия и наслаждения. «Вокруг меня все было так прекрасно!» - вспоминает статуя).
- Когда изменилось представление о счастье? Когда принц перестал быть счастливым, беззаботным и радостным?
Когда Принц стал статуей, которую поставили высоко над городом. И Принцу стали видны «все скорби и нищета его столицы».
-Что же он увидел с высоты своей колонны? Какие картины ему открылись? Что вызывает у принца слезы?
Работа в группах. Ученики читают отрывки из текста о больном мальчике, бедном юноше, маленькой девочке, жителях города.
А в это время «в пышных палатах ликуют богатые и им нет дела до нищеты и нужды других…»
-Каким предстал перед Принцем его город ? Каким вы его увидели?
Ребята делают вывод о том, как тяжело живут бедняки, в городе царит нищета, голод. Страшные картины жизни бедных людей показаны в сказке. В отличие от них богатые живут в роскоши.
Почему люди вынуждены страдать?
Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни. Пример девушки из королевского дворца, упрекающей изможденную швею в лени; полицейского, прогоняющего детей под дождь.
-Давайте вглядимся в них попристальней.
Инсценировка (готовится ребятами дома).
Мэр. Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый принц!
1 Советник: Именно!
2 Советник: Именно оборвыш!
Мэр. Рубина нет уже в его шпаге. Глаза выпали. Он хуже любого нищего!
1 Советник: Именно!
2Советник: Именно хуже нищего!
Мэр. А у его ног валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.
Профессор эстетики: В нем нет уже красоты, а значит и нет пользы!
Мэр. Сделаем новую статую! И пусть она изображает меня!
1 Советник: Меня!
2 Советник: Меня!
- Какими предстают перед нами власти города?
Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными
-Конечно, тяжело жить в таком городе, где каждый предоставлен сам себе и должен сражаться за жизнь, преодолевая нужду, голод. Не хотелось бы жить в этом городе..
Почему же Ласточка, знавшая о теплой, красивой стране счастья, не улетела с подругами?
Так в чем заключается счастье Принца и Ласточки? Чей подвиг выше: принца или ласточки?
Нести добро в мир, чтобы мир стал чуть теплее, светлее, радостнее.
Учитель1, 2: Составление кластера на русском и английском языках, работа в группах. Что же составляет счастье людское по Уальду? (добро, тепло, милосердие, любовь, жертвенность, сострадание, красота внешняя и внутренняя, апельсины, творчество, хлеб)..
- Как заканчивается сказка?
По велению Господа ангел искал в этом городе самое ценное. И принес Господу оловянное сердце Принца и мертвую птицу.
-Почему Принц и Ласточка так высоко были оценены Господом?
Они были милосердны, человечны, поступали так, как поступил сам Господь – пожертвовал собой…
Давайте посмотрим версию финала сказки, изображенную в мультфильме (смотрим мультфильм 1992 года выпуска, финал). Согласны ли вы с ней?
- А какой финал предложили бы вы?
Задание по группам: придумать финал 3-5 предложений. 2 группы на русском языке, 2 группы на английском языке.
-Итак, к чему призывает нас О. Уайльд?
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Толстой
Рефлексия: Как вы оцениваете сегодняшний урок? Что понравилось? Что не понравилось?
Домашнее задание: Написать эссе «Чему нас учат сказки Уайльда».