kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Санитарно-гигиенический контроль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для преподавателей ссузов и вузов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Санитарно-гигиенический контроль»

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Уфимский колледж отраслевых технологий


















Методическая разработка

открытого урока

по теме «Санитарно-гигиенический контроль»


Дисциплина: Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве


Специальность 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов





Разработал преподаватель:

С.Р.Аглетдинова



СОГЛАСОВАНО:

Старший методист

О.Ф.Решетнева_______________

«___»___________ 20__ г.


Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии технологии хлебопродуктов и молочных изделий

Протокол № ____ от ________ 20 г.

Председатель __________________

С.З.Мухамеджанова











Содержание


3



6



6



11


Методическое обоснование………………………………….


План занятия………………………………………………….


Содержание занятия………………………………………….


Список использованных источников….………………………

Методическое обоснование

Тема урока: Санитарно-гигиенический контроль

Учебная дисциплина: Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве

Вид урока: лекция

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

дидактические:

- сформировать и закрепить основные понятия темы;

- расширить знания, сферу, область применения знаний, умений и навыков;

- научить самостоятельности анализа, выбору решений;

- научить четко выражать свою мысль;

- показать взаимосвязь изучаемого материала с реальным производством.

развивающие:

- развивать мышление, анализ и обобщение материала;

- развивать интерес к выявлению первопричин явлений;

- развивать навыки познавательной деятельности;

- развивать эмоциональную сферу личности;

- развивать умение наблюдать и умение делать выводы;

- развивать навыки публичного выступления;

- развивать умение применения знаний из других дисциплин;

-развитие общего кругозора.

воспитательные:

- привить интерес к дисциплине;

- формировать умения и навыки самообразования;

- создать атмосферу эмоционального подъёма;

- воспитывать культуру дискуссии.





Планируемые результаты обучения

Студенты должны:

иметь представление: об общих принципах микробиологического и санитарно-гигиенического контроля, дезинфекции в пищевом производстве.

знать: теоретические основы санитарно-гигиенического и микробиологического контроля, дезинфекции в пищевом производстве:

понятие и основные задачи микробиологического и санитарно-гигиенического контроля, пути проникновения патогенных микроорганизмов в пищевое производство, понятие «дезинфекция», «дератизация», «дезинсекция», методы дезинфекции, моющие и дезинфицирующие средства для мойки технологического оборудования на производстве.

уметь: применять полученные теоретические знания для решения производственных задач.

В результате проведения занятия формируются следующие ключевые компетенции:

профессиональные - организовывать собственную деятельность, контролировать соблюдение требований к сырью при выработке молочных продуктов, уметь проводить оценку качества готовой продукции, контролировать санитарное состояние оборудования, форм и инвентаря.

ценностно-смысловые - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

учебно-познавательные - изучение принципов санитарно-гигиенического и микробиологического контроля в пищевом производстве;

информационные – осуществлять поиск и использование информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

коммуникативные – работать в коллективе, эффективно общаться с присутствующими.

Обеспечение занятия:

- ноутбук;

-мультимедийный проектор;

- презентация.

Межпредметные связи:

- биология;

- химия;

-физика;

- биохимия;

-культура речи;

Внутрипредметные связи:

- Патогенные микроорганизмы, их особенности;

- Микробиологический контроль сырья;

- Санитарные требования к содержанию складских помещений, технологических отде­лений, к хранилищам готовых изделий и к таре, транспорту при перевозке;

- Санитарные требования к содержанию готовой продук­ции.


Основные методы, применяемые на занятии

- метод наглядности;

-метод коллективного обсуждения;

- метод анализа и решения практических

проблем.

Ход занятия

Этапы занятия

1

2

3

2.1

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.3


Минуты

3

7

10

5

10

7

3

Время

09.45

09.48

10.05

10.15

10.20

10.30

10.37









Этапы занятия

1. Организационный

2. Основной

2.1 Проверка домашнего задания

2.2 Изучение теоретических основ санитарно-гигиенического контроля

2.2.1 Общие принципы санитарно-гигиенического контроля

2.2.2 Общие принципы микробиологического контроля

2.2.3 Дезинфекция в пищевом производстве

2.3 Закрепление знаний

3. Заключительный.


Содержание занятия

  1. Организационный этап. Приветствие. Предисловие

  2. Основной этап

2.1 Проверка домашнего задания. Опрос по прошлой теме «Патогенные микроорганизмы и их особенности»

Вопросы для опроса: 1. Расскажите про патогенные микроорганизмы. Чем они опасны для человека? 2. Расскажите про пищевые отравления. 3. Что такое пищевые инфекции? 4.Дайте характеристику пищевой интоксикации- ботулизма. 5. Каково воздействие на организм человека интоксикации стафилококковой природы? 6. Перечислите наиболее важные факторы в профилактике пищевых отравлений.

2.2 Изучение теоретических основ санитарно-гигиенического контроля

2.2.1 Общие принципы санитарно-гигиенического контроля

Тема нашего урока «Санитарно-гигиенический контроль»

В переводе с латинского языка слово «санитария» переводится как здоровье.

Гигиена – это одна из наук, которая изучает взаимосвязи и взаимодействие человека с внешней средой – влияние среды на здоровье людей.

Санитария- это практическое применение разработанных гигиеной правил и требований, устраняющих вредное влияние окружающих условий.

Гигиена и санитария тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Для охраны здоровья людей и окружающей среды действует санитарное законодательство – совокупность разработанных и установленных правил (правовых норм), регулирующих общественные отношения в области охраны здоровья населения и окружающей среды.

Законодательство РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и включает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ), Федеральный закон N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"

Особое место занимают Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», регламентирующие методы испытаний и оценку их результатов по нормативным показателям.

По данным ВОЗ ежегодно от заболеваний, связанных с продуктами питания в мире умирают 2,2 миллиона человек. Проблема качества и безопасности пищевых продуктов носит глобальный характер.

В целях гарантии качества выпускаемой продукции ее безопасности за рубежом и с 1 июля 2013г в нашей стране используется система НАССР – методика контроля качества по анализу рисков в критических контрольных точках. Характерная особенность этой системы – надзор и контроль пищевых продуктов, при предварительном определении всех возможных факторов начиная с условий выращивания и кончая реализацией готового продукта.

 Разработка концепции ХАССП началась с 60-х годов 20-го века в США в НАСА и в ряде военных лабораторий США. Основной задачей являлось создание безопасной пищи для астронавтов.

С 1 июля 2013 г в РФ вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», который предусматривает поддерживать принципы НАССР при производстве пищевых продуктов.

Назначение санитарно-гигиенического контроля — обнаружение патогенных микроорганизмов. Для их обнаружения и исследования применяют прямые или косвенные методы. Прямые методы - это непосредственное обнаружение патогенных микробов и продуктов их жизнедеятельности – токсинов в объектах.

Для определения патогенных микроорганизмов могут быть использованы следующие методы:

• прямой посев исследуемого материала на питательные среды;

• предварительная концентрация патогенных микроорганизмов пропусканием исследуемого объекта (жидкой консистенции) через мембранные фильтры или посевом в среды накопления;

• обнаружение патогенных микроорганизмов методом заражения чувствительных животных (биопроба);

• применение ускоренных методов: серологических, иммунолюминисцентного и радиоиммунного анализов.

Методы прямого обнаружения — наиболее точные и надёжные критерии оценки эпидемиологической опасности внешней среды.

Косвенные методы предполагают определение общего числа микробов и обнаружение санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ).

СПМ – это микроорганизмы, обитающие в кишечнике или в верхнем отделе дыхательных путей человека и животных и постоянно выделяющиеся окружающую среду.

Все санитарно-показательные микроорганизмы являются индикаторами биологического загрязнения.

Санитарно-гигиенический контроль включает проверку:
-чистоты воды;
-воздуха производственных помещений;
-пищевых продуктов;
-санитарного состояния технологического оборудования, инвентаря, тары;
-гигиенического состояния обслуживающего персонала (чистоты рук, одежды и т. п.).

Он осуществляется как микробиологической лабораторией предприятия, так и санитарно-эпидемиологическими станциями по утвержденным методикам.

2.2.2 Общие принципы микробиологического контроля

Санитарно-гигиенический контроль будет действенным и будет способствовать значительному улучшению работы предприятия, только если он сочетается с микробиологическим контролем.

Задачи микробиологического контроля:

-возможно быстрое обнаружение и выявление путей проникновения микроорганизмов-вредителей в производство, очагов и степени размножения их на отдельных этапах технологического процесса;

-предотвращение развития посторонней микрофлоры путем использования различных профилактических мероприятий;

-активное уничтожение ее путем дезинфекции с целью получения высококачественной готовой продукции.

Микробиологический контроль должен проводиться заводскими лабораториями систематически.

2.2.3 Дезинфекция в пищевом производстве

Источники патогенной микрофлоры на производстве:

- сырьё и некачественная вода;
- тара;
- персонал;
- грызуны и насекомые.

Дезинфекцией (обеззараживанием) называется уничтожение в объектах внешней среды сапрофитных микроорганизмов— вредителей данного производства, которые вызывают порчу сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также патогенных микроорганизмов - возбудителей пищевых инфекций и пищевых отравлений.

Дезинфекция оборудования, инвентаря, тары, производственных и бытовых помещений пищевых предприятий является профилактической мерой для предупреждения загрязнения продуктов микроорганизмами. Она проводится систематически в соответствии с установленными санитарными требованиями для каждой отрасли промышленности. Это так называемая текущая, или профилактическая, дезинфекция.

Кроме того, на пищевых предприятиях возможно проведение экстренной дезинфекции по эпидемиологическим показаниям:

- при подозрении на пищевое отравление;

- в случае инфекционных заболеваний среди персонала;

- при поступлении инфицированного сырья, полуфабрикатов, тары и т. п.
По виду действующего агента методы дезинфекции бывают :

  • физические (кварцевое и ультрафиолетовое облучение, ультразвук, действие высоких температур (обжигание, прокаливание, кипячение, ошпаривание посуды, тары и оборудования, обработка острым паром)

- химические (большое количество химических веществ, обладающих антимикробным действием: хлорная известь, антиформин, гипохлорит натрия, формалин, кальцинированная сода и т.д.)

Дезинсекция - это уничтожение насекомых с использованием инсектицидов – препаратов для борьбы с вредителями. Виды дезинсекции: истребительная обработка – проводится при наличии насекомых; профилактическая обработка – проводятся меры направленные на создание неблагоприятных условий для распространения насекомых (тараканы, клопы, мухи, муравьи, моль, мокрицы). Заключается в соблюдении чистоты и проведении регулярной уборки помещений, а также профилактической обработки инсектицидами. Методы дезинсекции: механические: уборка и мойка помещений; физические: сухой и водяной пар, ультрафиолетовые лучи; химические: применение специальных профессиональных химических препаратов - инсектицидов.

Дератизация – это комплекс мер по уничтожению грызунов . Способы дератизации: механический – использование различных ловушек, капканов, мышеловок и крысоловок; химический – заключается в применении приманок, отравленных ядами; биологический – использование для уничтожения грызунов домашних животных.

    1. Закрепление знаний у обучающихся

  1. Заключительный этап







Список использованных источников


1. Мармузова Л. В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. Учебник для начального профессионального образования. Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ - М.2011 г.

2.Матюхина З. П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии. Учебник для начального профессионального образования- М. 2011 г.

3.Шлегель Г. Современная микробиология. Прокариоты. –М.Мир 2012 г.
4.Жарикова Г.Г. Микробиология продовольственных товаров. Санитария и гигиена. Гриф УМО МО РФ-М. Академия (Academia) 2009 г.

5.Галынкин В.А., Шевелева С.А., Заикина Н.А. Микробиологические основы ХАССП при производстве пищевых продуктов. Гриф УМО МО РФ-М. Проспект Науки 2009 г.

Интернет ресурсы

  1. ru.wikipedia.org

  2. 2.uniyar.ac.ru

  3. ru.pages.wikia.com

  4. bsmy.ru

  5. krasgmu.net

  6. biomerieux-russia.com

  7. dic.academic.ru

  8. injene.ru

  9. immunologia.ru

  10. window.edu.ru

  11. smikro.ru

  12. http://www. rusmedserv.com/

  13. http://www. infections.ru/rus/all/mvb journals.shtml




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Санитарно-гигиенический контроль

Автор: Аглетдинова Светлана Рамилевна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства