Русский танец , как средство познания русской нородной хореографической культуры
Русский танец , как средство познания русской нородной хореографической культуры
Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Качимовой Л.Н.
по авторской программе «Хореография»
8.Методическое и материально-техническое обеспечение занятия:
1.
Организационный момент
2 мин.
2.
Подготовительный этап
13 мин.
3.
Основной этап:
- экзерсис у станка;
- повторение танцевальных комбинаций на середине;
- поиск и обсуждения информации по истории русского костюма и народных традиций;
- самостоятельная работа учащихся;
- рассказ учащихся и педагога об особенностях движений русского народного танца («Хоровод», «Русская пляска - импровизация») с демонстрацией презентаций Егоровой Анастасии и Опря Дарьи
30 мин.
4.
Контрольно-рефлексивный этап:
-просмотр фрагмента фильма «Снегурочка»;
- создание танцевальных миниатюр в характере русского танца;
-пальчиковая гимнастика и самомассаж;
-исполнение самостоятельно созданных танцевальных комбинаций в русском народном характере
30 мин.
5.
Заключительный этап:
- самоанализ полученных результатов;
- педагогическая оценка уровня достижения цели и задач занятия
5 мин.
Итого:
1час 20 минут
< > Русский танец, как средство познания русской народной хореографической культуры.< >
обучение в сотрудничестве;
словесный, игровой, практический;
< >< >
метод проекта;
метод сотрудничества;
здоровьесберегающие технологии;
< >
обучение в сотрудничестве.
1. Богданов Г.Ф.Урок народного танца/ Г.Ф.Богданов. – М.,1995.-С. 23
2. Г.П.Гусев. Методика преподавания народного танца./Г.П. Гусев. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
3.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Л.И. Божович //Проблема формирования личности. М.: Москва- Воронеж, 1997. – С. 135-172.
< >
фрагмент художественного фильма «Снегурочка»;
< >< >< > диск;< >
презентации проектов «Особенности русской народной хореографии» и «Красота русского танца»;
< >План занятия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский танец , как средство познания русской нородной хореографической культуры»
Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Качимовой Л.Н.
по авторской программе «Хореография»
Тема: русский танец, как средство познания русской народной хореографической культуры.
2.Цель: формировать Российскую гражданскую идентичность, через погружение в историю русского костюма, праздничную культуру и русские народные обычаи.
3.Задачи:
Образовательные:
- пополнить умения выполнения более сложных элементов русского народного танца;
-повысить уровень танцевальной техники, выразительность, художественное совершенство исполнения русского народного танца;
Развивающие:
- расширить знания традиций русской хореографической культуры, при овладение техникой исполнения народно –сценического танца;
- развить навык самоконтроля выворотного положения тазобедренного сустава, правильной постановки корпуса и головы при исполнении характерных для русского танца элементов;
- развить точность и четкость исполнения согласно поставленной задачи;
- совершенствовать умения и навыки исполнения русского танца;
Воспитательные:
- вовлечь учащихся в творческий процесс создания народно–сценического танца;
- формировать личностный смысл обучения народной личности через погружение в особенности русской традиционной культуры.
4. Участники занятия - учащиеся 3 года обучения, возраст 8-9 лет; заместитель директора по УВР, родители, педагоги и методист ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара.
5. Продолжительность занятия -1 час 20 мин.
6. Тип занятия:
-комбинированный;
7.Методы обучения:
информационно-коммуникативный;
обучение в сотрудничестве;
словесный, игровой, практический;
объяснительно-иллюстрированный;
проблемно-поисковый;
метод проекта;
метод сотрудничества;
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированный;
обучение в сотрудничестве.
8.Методическое и материально-техническое обеспечение занятия:
1. Богданов Г.Ф.Урок народного танца/ Г.Ф.Богданов. – М.,1995.-С. 23
2. Г.П.Гусев. Методика преподавания народного танца./Г.П. Гусев. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
3.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Л.И. Божович //Проблема формирования личности. М.: Москва- Воронеж, 1997. – С. 135-172.
видеокамера;
фрагмент художественного фильма «Снегурочка»;
фонограммы;
фортепиано;
CD диск;
экран;
презентации проектов «Особенности русской народной хореографии» и «Красота русского танца»;
ноутбук.
План занятия
1.
Организационный момент
2 мин.
2.
Подготовительный этап
13 мин.
3.
Основной этап:
- экзерсис у станка;
- повторение танцевальных комбинаций на середине;
- поиск и обсуждения информации по истории русского костюма и народных традиций;
- самостоятельная работа учащихся;
- рассказ учащихся и педагога об особенностях движений русского народного танца («Хоровод», «Русская пляска - импровизация») с демонстрацией презентаций Егоровой Анастасии и Опря Дарьи
30 мин.
4.
Контрольно-рефлексивный этап:
-просмотр фрагмента фильма «Снегурочка»;
- создание танцевальных миниатюр в характере русского танца;
-пальчиковая гимнастика и самомассаж;
-исполнение самостоятельно созданных танцевальных комбинаций в русском народном характере
30 мин.
5.
Заключительный этап:
- самоанализ полученных результатов;
- педагогическая оценка уровня достижения цели и задач занятия
5 мин.
Итого:
1час 20 минут
Ход занятия
Организационный момент.
Цель: проверка эмоциональной, физической и организационной готовности учащихся к занятию.
Занятие начинается с приветствия (поклон). Педагог проверяет наличие хореографической формы, визуально получает информацию о физическом здоровье и эмоциональном настрое учащихся. Знакомит учащихся и гостей с темой занятия, целью и задачами. Затем переходит к подготовительной части занятия.
Подготовительный этап.
Цель: разогрев мышц тела, связок ног и стоп
Эта часть состоит из разминки, в которую входят движения, соответствующие стилистике русского танца: открытие и закрытие рук, гармошка, моталочка, веревочка.
Разминка необходима для физической и эмоциональной подготовки учащихся к выполнению последующих заданий. Это дает возможность вести работу более эффективно. А так же разминка настраивает учащихся на рабочее настроение.
Основной этап
Цель: отработка основных движений у станка. Развитие интереса к праздничной культуре русского народа.
Экзерсис у станка.
Учащиеся выполняют:
- маленькие глубокие приседания (в русском характере): мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных движениях. Тело подготавливается к более сложным движениям. Движение занимает 16 тактов. И.п.- шестая позиция ног. Музыкальный размер 2/4;
- скольжения ногой по полу. Вырабатывается выворотность, сила, резкость и эластичность мышц, подвижность суставов. Движение занимает 16 тактов. И.п.- пятая позиция ног. Музыкальный размер ¾;
- маленькие броски. Развивают подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляют икроножные мышцы. Движение занимает 32 такта. И.п.- пятая позиция ног. Музыкальный размер 6/8;
- дробные выстукивания. Движение развивает четкость, ритмичность, силу ног, укрепляет мышцы стопы, икроножные мышцы. Исполняется в сочетании ударов каблуком и полупальцами на присогнутых в коленях ногах. Движение занимает 16 тактов. И.п.- шестая позиция ног. Музыкальный размер 2/4;
- змейка. Подготавливает учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка». Движение занимает 32 тактов. И.п.- пятая позиция ног. Музыкальный размер 2/4;
- подготовка к веревочке. Движение развивает выворотность тазобедренного сустава. Движение занимает 16 тактов. И.п.- пятая позиция ног. Музыкальный размер 2/4;
- низкие высокие развороты ноги. Движение развивает плавность, подвижность коленных и тазобедренных суставов, укрепляет икроножные мышцы, мышцы бедра. Движение занимает 16 тактов. И.п.- пятая позиция ног. Музыкальный размер 2/4;
- большие броски. Движение развивает «шаг», подвижность в тазобедренном суставе, силу ног. Движение занимает 16 тактов. И.п.- пятая позиция ног. Музыкальный размер 2/4.
- Обобщение выполненных элементов экзерсиса.
Рассказ учащихся о танце, являющимся едва ли не самым ярким видом народного искусства. Существуют русские народные танцы, названия которых известны всему миру. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть элементов народных танцев, существуют определенные отличительные черты их исполнения у каждого народа. Поэтому следует давать точную характеристику русских народных танцев.
Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода Отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались еще и сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах. Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими: трепак; хоровод; русская пляска; игровые народные танцы; пляски-импровизации. Сегодня мы остановимся на двух танцах: «Хоровод» и «Русская пляска-импровизация».
(Информацию с презентацией о танцах дают учащиеся).
«Хоровод». Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения уходит в истоки Древней Руси и поистине, завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник. Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие танцы всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.
Закрепление полученной теоретической информации. Просмотр видео фрагмента из фильма «Снегурочка». Определение стилистических особенностей и хореографического рисунка.
«Русская пляска-импровизация»
Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией. Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.
Закрепление теоретической информации. Просмотр видео фрагмента танца-импровизации «Воротца» в исполнении ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной Анализ увиденного.
Контрольно-рефлексивный этап
Цель: развитие эмоционального и практического отклика на русское народное танцевальное творчество.
Учащиеся делятся на три группы (в каждой из них есть учащиеся с разным уровнем знаний и умений), для создания собственной хореографической композиции. Задание каждой группе:
- создание миниатюры «Девичий хоровод на ярмарке» с использованием импровизационного выступления одного /нескольких участников группы;
- создание миниатюры «Переполох» с использованием импровизационного выступления одного /нескольких участников группы;
- создание миниатюры «Лиса в курятнике» с использованием импровизационного выступления одного /нескольких участников группы.
Дается время на создание собственной пляски-импровизации с использованием теоретических и практических знаний.
Показ созданных танцев-импровизаций записывается на камеру.
Пальчиковая гимнастика и самомассаж выполняют учащиеся.
Его цель: снятие мышечной зажатости и напряжения с пальчиков рук и ног.
удар поочередно по ладони каждым пальчиком завершается ударом ладони;
перекат стопы с пятки на носок.
Заключительный этап.
Цель: выявление уровня усвоения материала. Достижение цели и решение поставленных задач.
Запись концертных номеров с последующим обсуждением дает возможность увидеть себя со стороны во время исполнения, способствует формированию правильного отношения на критические замечания соучеников и педагога, позволяет формировать адекватную самооценку.
Учащиеся анализируют уровень выполнения творческого задания:
- использование танцевальных элементов русского танца в построении своей композиции;
-техника исполнения;
-передача эмоций при исполнении;
-уровень сложности миниатюры.
Педагог подводит итоги занятия, указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала, отмечает лучшие композиции. Анализирует уровень достижения цели и поставленных задач.
Повторяется просмотр признанного всеми лучшего танцевального номера собственного сочинения.
Благодарит всех участников занятия. Стимулирует их на поиск материалов по русским народным костюмам для дальнейшего создания эскизов к концертным композициям.
Прощание - поклон.
Педагог дополнительного образования _________________Л.Н. Качимова