kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль этюдов в развитии техники юного аккордеониста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Велика роль этюдов в развитии техники юных музыкантов. Этюд - это и большое упражнение, и, в то же время, музыкальное произведение. Этюд помогает учащимся развивать крупную и мелкую технику правой руки. Левая рука выполняет функцию аккомпанемента  и функцию мелодии. В этюдах  учащийся приобретает навыки исполнения этих функций. Очень важны: характер исполнения этюдов, фразировочная динамика и кульминации. В этюдах учащийся овладевает навыками штриховой техники, учится правильному звуковедению меха, овладевает техникой исполнения меховых штрихов.
 

Просмотр содержимого документа
«Роль этюдов в развитии техники юного аккордеониста»

Методическая работа на тему:

«РОЛЬ ЭТЮДОВ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ЮНОГО АККОРДЕОНИСТА»



Подготовила: преподаватель ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой по классу баяна, аккордеона

Алёшина Людмила Тимофеевна





Июнь 2020 г.



Мой огромный педагогический опыт работы с учащимися Детской школы искусств свидетельствует о том, что нельзя ограничиваться изучением одних музыкальных произведений. Для успешного развития исполнительского мастерства учащихся необходима не только планомерная и постоянная работа над упражнениями и гаммами, но и систематическая работа над этюдами. Велика роль этюдов в развитии технических навыков юных музыкантов.

Техника включает в себя много различных технических элементов. Прежде всего, это правильная посадка учащегося с музыкальным инструментом, индивидуальная регулировка плечевых ремней, устойчивое положение инструмента, правильная постановка рук ,пальцев и постоянное освобождение игрового аппарата.

Хорошая техника учащегося-это твердое, уверенное знание обеих клавиатур музыкального инструмента, координация правой и левой рук, правильное звукоизвлечение на инструменте и звуковедение меха, умение грамотно исполнять мелодию и аккомпанемент, умение учащегося пользоваться точной, удобной аппликатурой, владеть средствами музыкальной выразительности:

штрихами, нюансами , различными ритмическими рисунками , темпами.

В этюдах учащийся учится преодолевать различные технические трудности, освобождать свой игровой аппарат, добиваться легкости и подвижности кистей, развивает беглость пальцев.

Здесь уместно привести высказывание известного советского музыканта Л. С. Гинзбурга : «Овладение техникой, необходимой в любом виде искусства, является одной из важнейших задач музыканта-исполнителя. Музыкант, не владеющий техникой, не владеющий исполнительскими средствами выражения, никогда не сможет должным образом воплотить художественное содержание исполняемого произведения, не сможет правдиво и полноценно донести его художественные образы до слушателя».

В домашних репетиционных занятиях очень полезна ежедневная работа над гаммами, упражнениями, этюдами. Такая систематическая тренировка помогает держать исполнительский аппарат в нужной «форме».

Пальцы сохраняют свое свойство быстрых движений, кисть остается мягкой и свободной. Это значительно ускоряет и облегчает процесс разучивания музыкальных произведений. При работе над этюдами учащийся должен внимательно следить за состоянием мышц исполнительского аппарата. Необходимо делать перерывы в занятиях и давать себе отдых.

Для развития беглости пальцев очень важно играть больше этюдов на различные виды техники.

1.Мелкая техника:

-гаммообразные пассажи;

-арпеджированные пассажи;

-пальцевые репетиции;

-мелизмы;

-двойные ноты:

а)терции

б)кварты

в)квинты

г)сексты

2. Крупная техника:

-октавы;

-скачки;

-аккорды;

-пальцевые тремоло;

-кистевая техника.

Очень важную роль в развитии технических возможностей учащихся играют этюды. Этюд- это и большое техническое упражнение и музыкальное произведение. Этюд сочетает в себе различные технические и музыкально-образные задачи. Полезно включать в учебную программу учащихся этюды на различные виды техники. В каждом этюде учащийся овладевает определенным видом техники. В то же время учащийся усваивает фразировочную динамику, штрихи и много других средств музыкальной выразительности.

Учащийся учится исполнять этюд в различных темпах. Усваивает новые ритмы.

При подборе репертуара этюдов преподавателю необходимо учитывать постоянный технический рост учащегося, постепенно повышать уровень сложности по принципу: от более простого к более сложному. Также необходимо включать в репертуар учащихся этюды, содержащие тот вид техники, который встречается в музыкальном произведении , над которым работает ученик. А также этюды, близкие по характеру данного музыкального произведения.

При игре правой рукой на правой клавиатуре используются все 5 пальцев. При игре левой рукой на левой клавиатуре учащийся играет 2,3,4,5 пальцами. 1 палец используется для нажатия кнопки воздушного клапана в том случае, когда перед исполнением этюда или музыкального произведения необходимо оставить запас меха или после окончания этюда или музыкального произведения нужно убрать остаток меха.

Анатомическое строение кисти человека таково, что все пальцы различны по своей длине и подвижности. 1 палец правой руки не обладает большой подвижностью. Поэтому необходимо развивать его подвижность с помощью гамм, упражнений. В этюдах с подкладыванием 1 пальца необходимо добиваться самостоятельности его движений. 2 и 3 пальцы обеих рук более подвижны и развитие их двигательной активности более успешно. 4 пальцы –наименее подвижные. Также в упражнениях , гаммах и этюдах нужно добиваться их активного, самостоятельного движения. 5 пальцы-слабые. Их также необходимо укреплять и развивать. Необходимо обратить самое серьезное внимание на постановку обеих рук и правильное положение пальцев при нажатии на клавиши. При игре правой рукой 1 палец лежит на клавише на боку в полусогнутом состоянии, 2,3,4 и 5 пальцы правой и левой рук закруглены. Нажатие на клавиши правой и левой клавиатур музыкального инструмента происходит кончиками пальцев. Фаланги пальцев не должны прогибаться внутрь. При работе над пальцевой техникой учащийся должен следить за активными движениями пальцев на обеих клавиатурах. При работе над пальцевой техникой правой руки на правой клавиатуре очень важно постоянно освобождать запястье и кисть, т.к. свободный игровой аппарат дает возможность учащемуся играть на инструменте свободными, активными пальцами, успешно добиваться большей пальцевой беглости. При освобождении игрового аппарата необходимо использовать энергию только тех мышц, работа которых необходима для отдельных движений или данного пассажа. Все остальные мышцы рук, шеи, лица должны быть свободны .

В то же время, наряду с правой рукой, необходимо развивать технические навыки и левой руки. Левая рука выполняет несколько функций:

  • Натяжение меха на разжим и сжим;

  • Нажатие на клавиши левой клавиатуры аккордеона;

  • Передвижение по левой клавиатуре вверх и вниз при непрерывном движении меха.



Техника ведения меха играет очень большую роль в исполнительской практике аккордеониста. От звуковедения меха зависит правильное исполнение фразировочной динамики, штрихов. Красочность, напевность и характер звучания музыкального произведения передает музыкант, хорошо владеющий различными навыками ведения меха.

Учащийся должен выполнять необходимые рекомендации по правильному звуковедению меха:

  • Плавно и ровно вести мех на разжим и сжим;

  • Правильно менять мех:

а) нельзя менять мех на одной ноте, разрывая её;

б)нельзя менять мех в середине фразы, т.к. нарушается целостность звучания фразы;

в)нельзя менять мех на связном штрихе legato, т.к. разрушается связное звучание этого штриха.

Менять мех можно между мотивами, фразами, предложениями, в раздельных штрихах, на паузах.

  • Смены меха делать незаметно: не ускорять и не замедлять его движение, сохранять ровное звучание, додерживать длительность ноты до конца перед сменой меха и аккуратно отпускать клавишу;

Левый ремень музыкального инструмента плотно прилегает к запястью левой руки, но, в то же время, даёт возможность исполнителю свободно передвигать руку вверх и вниз по клавиатуре;

  • Овладеть различными способами ведения меха, что позволяет исполнителю показывать огромное многообразие средств музыкальной выразительности. Учащийся постоянно следит за точным распределением силы звука. При выполнении «крещендо» нельзя произвольно ускорять темп, а при «диминуэндо»-замедлять.

«Крещендо» подразумевает постепенное усиление звука, а «Диминуэндо»-постепенное затихание. Причем начало и окончание фразы играется тихо (p)или очень тихо (pp). При выполнении контрастного звучания отдельных мотивов или фраз уметь внезапно изменять силу звучания.

  • Ученик должен хорошо изучить звуковые возможности своего музыкального инструмента. Для каждого инструмента существуют определенные границы тихого и громкого звучания. Если играть слишком тихо, то инструмент не будет отвечать, а при слишком сильном натяжении меха звук будет искажаться.

  • Существуют различные способы движения меха, необходимые для выполнения определенных штрихов:

а) акцент-ударение. Обозначается знаком . Выполняется коротким и резким движением меха одновременно с активным нажатием пальцем клавиши;

б)мартеле́- меховое staccato. Обозначается знаком ^ или ˅. Этот приём игры совмещает в себе два штриха: staccato и акцент. Одновременно с отрывистым извлечением звука или созвучия делается небольшой, но резкий толчок мехом;

в)маркато-подчеркивая. Обозначается знаком акцента . Акцент относится к одному звуку, а маркато подразумевает акцентированное исполнение подряд целой группы звуков или созвучий;

г)тенуто-полное выдерживание одного звука или созвучия. Обозначается знаком ̶ ;

д)портаменто- полное выдерживание подряд целой группы звуков или созвучий. Обозначается также ̶ .

Исполнение штрихов тенуто и портаменто, близкое к legato , но с минимальным перерывом в звучании между нотами. Натяжение меха плавное и равномерное.

е)портато-способ извлечения и ведения звука, который совмещает в себе штрихи: legato и акценты. При связном исполнении legato в начале каждого звука происходит толчок мехом. Портато обозначается знаком ͡ ̶ ;

ж)деташе-способ исполнения, при котором на один звук или созвучие выполняется одно движение меха. Штрих обозначается знаками смены движения меха.

Применяется редко, в тех случаях, когда он соответствует замыслу композитора и характеру данного музыкального произведения. Учащемуся полезно овладеть и этим навыком. В этюдах, музыкальных произведениях используются разнообразные штрихи, которые позволяют исполнителю показать контрастные музыкальные образы и более интересное, своеобразное звучание. Поэтому учащемуся необходимо овладеть следующими техническими навыками: свободно переходить во время исполнения этюда или музыкального произведения с одного способа звуковедения меха на другой, научиться играть смешанными штрихами в самых разных вариантах и сочетаниях.

Кроме ведения меха, левая рука выполняет функции аккомпанемента и мелодии. Для развития техники ведения аккомпанемента необходимо играть больше упражнений, этюдов, где используются слабые 4 и 5 пальцы.

Для развития техники ведения мелодии учащемуся необходимо больше играть мажорных и минорных гамм, упражнений и этюдов с гаммообразными пассажами в мажорных и минорных тональностях и использовать 2,3,4 и 5 пальцы. Добиваться также чёткой работы активными пальцами. Чередовать медленные и быстрые темпы. Особенно уделять больше внимания развитию слабых 4 и 5 пальцев. Работать над растяжкой пальцев в этюдах, написанных в минорных тональностях. Репетиции в басах или аккордах играть чётко, острым staccato, быстро и уверенно. Чередовать пальцы.



План работы над этюдами

  • Изучить строение этюда.

  • Определить, какие технические задачи нужно выполнить .

  • Очень подробно и внимательно разобрать текст и аппликатуру.

  • Разобраться с ритмом, штрихами.

  • Разучивать этюд по тактам, по фразам, по частям каждой рукой отдельно и двумя руками вместе.

  • Определить трудные места и детально их проработать.

  • Обратить внимание на аккомпанемент и внимательно выучить отдельно левой рукой . В аккомпанементе обычно опорный бас играют более крепким, активным, поочередным нажатием 3,4,5 пальцами, а аккорды-легкое, короткое, острое и несильное нажатие выполняют 2 пальцем.

  • Детально проработать все трудные элементы в аккомпанементе .

  • Если этюд написан в многоголосном (полифоническом) изложении, необходимо внимательно проучить мелодию каждого голоса левой и правой руками отдельно по нотам и наизусть.

  • Затем соединить двумя руками.

  • Одновременно с изучением текста, аппликатуры, ритма, штрихов и других средств музыкальной выразительности выполнять фразировочную динамику, кульминации, смены меха по фразам, акценты. Необходимо следить за плавным, ровным звуковедением меха.

  • Чередовать изучение этюда в различных темпах: от более медленного до более быстрого. Постоянно возвращаться к медленному темпу. Выдерживать каждый темп в ровном движении: не ускорять и не замедлять.

  • Выучить этюд наизусть одновременно с усвоением его технических и музыкальных задач.



В. Сафонов писал: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с некоторым спортивным увлечением. И наоборот, небрежная игра без должного контроля за качеством выполнения и без определенных звуковых целей дезорганизует ученика, вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений» .

Во время работы над этюдами учащийся должен постоянно следить за освобождением кисти, запястья и всего игрового аппарата. Нужно наметить такие точки, которые позволят учащемуся быстро расслабить и освободить кисть от ненужного напряжения небольшим движением: замахом сверху вниз. Удобнее всего это выполнить между мотивами, фразами, при смене меха, между раздельными или отрывистыми штрихами, при смене динамики.

Ученик должен понимать , что развитие техники и создание музыкально-художественного образа неразрывны. Техника является тем инструментом, с помощью которого исполнитель может наиболее точно, правдиво передать замысел композитора.



«Для меня существует только одна – единственная действительная техника: та, которая полностью поставлена на службу музыке»-писал один из прогрессивных музыкантов современности П. Казальс.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что роль техники в создании музыкально-художественного образа произведения высока и для достижения поставленных целей необходим огромный целенаправленный труд.



Список используемой литературы:

  1. Ю. Акимов «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне»;

  2. Ф. Липс «Искусство игры на баяне»;

  3. Судариков «Исполнительская техника баяниста»;

  4. Л. Боренмойм «Музыкальная педагогика и исполнительство»;

  5. Л. Боренбойм «Путь к музицированию»;

  6. И. Браудо «Артикуляция»;

  7. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей»;

  8. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне»;

  9. В. Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне»;

  10. П. Лондонов «Школа игры на аккордеоне»;

  11. В. Лушников «Школа игры на аккордеоне»;

  12. А. Талакин «Хрестоматия аккордеониста»;

  13. В. Семёнов «Современная школа игры на баяне».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль этюдов в развитии техники юного аккордеониста

Автор: Алешина Людмила Тимофеевна

Дата: 08.08.2020

Номер свидетельства: 555472

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства