kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Религоведение как научная дисциплина

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок предназначен для учащихся девятого класса, по теме религоведение как научная дисциплина. на данном уроке, объясняется значение факультативного курса оновы религоведения, о роли религоведения в формировании мировоззрения. проводится знакомство с нормативно-правовой базой, с такими понятиями как религия, атеизм, теология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Религоведение как научная дисциплина »

Класс 9 дата___________________

Тема: Религиоведение как научная дисциплина.

Цель урока: объяснить значение факультативного курса «Основы религиоведения», роль религиоведения в формировании мировоззрения. Сформировать знания о религии.

Методы: лекция, беседа.

Понятия: Религиоведение, религия, светское государство, толерантность, атеизм, теология.


Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Объяснение новой темы.

План:

  1. Религиоведение как учебная дисциплина.

  2. Как изучают религию теология и атеизм

  3. Что такое религия.

  4. Значение курса «Основы религиоведения».

  5. Нормативно-правовая база.

  1. Религия является одним из важнейших компонентов духовной жизни любого общества. Задача изучения религиоведения – получить представления о происхождении и сущности религии, разных ее проявлениях, священных текстах, их идеологии и мировоззренческом содержании, особенностях культов. Современное религиоведение формировалось как комплексная дисциплина в ходе научного познания многообразных проявлений религии. Религиоведение – изучает основные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее проявления, связь с другими областями общественной жизни и историей народов.

  2. Религию можно рассматривать с двух сторон: внутренней и внешней. Первый подход характерен для верующего человека, о внутренней стороне религии далекий от нее человек вряд ли имеет глубокое представление, поскольку он не обладает необходимым личным опытом. Религия является основным объектом изучения трех дисциплин: теологии, атеизма и религиоведения. Задачей каждой из них является раскрытие сущности религии, изучение ее догматов, культа и вероучения, истории и современного состояния. Основное отличие между теологией, атеизмом и религиоведением заключается в подходе к религии. Теология (богословие) решает проблемы изучения религии как бы изнутри. Эта дисциплина зарождается внутри каждой отдельной религии с целью обосновать ее положения с помощью различных аргументов, показать истинность собственного вероучения в сравнении с другими, исходной позицией теолога является убежденность в верности собственной позиции. Атеизм отвергает существование сверхъестественных сил, включая Бога (или богов). Научный атеизм как дисциплина ставит своей целью сформировать и обосновать убеждение в ошибочности религиозной картины мира.

  3. Что же такое религия? Существует множество ответов на этот вопрос. Чаще всего говорят о вере, о храмах, священнослужителях, молитвах, праздниках, реже – о нравственных заповедях ,культуре, правилах поведения. Слово религия возникло в древности.

Рели́гия (от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие)—одна из форм общественного сознания.Религия – это мировоззрение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия. Для верующего человека религия – это прежде всего его собственная вера, в сравнении с которой он узнает другие религии. Верующие исходят из того, что религия – это, в первую очередь, связь между Богом и конкретной личностью. Неверующие (атеисты) понимают религию как результат искаженного мировоззрения, сложившегося в результате недостатка знаний и бессилия человека перед природой.

  1. Каково значение курса «Основы религиоведения»? целью религиоведения является информирование о сущности религии, ее истории и современном состоянии. Религиоведение доводит сведения о религиях которые занимают определенное место в истории нашей страны и всего мира. Светский характер образования означает, что государственная школа не навязывает ученикам определенной религии. Изучение религий может быть полезным в нашей повседневной жизни. Нам нередко приходится общаться с людьми , придерживающихся различных взглядов на религию (верующие или атеисты). Хорошее знание религии поможет наладить продуктивные контакты с представителями разных мировоззрений, ведь понимать других людей - это настоящее искусство.

  2. Нормативно – правовая база. Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Закон РК «Об образовании».

ЗАКОН

о свободе вероисповедания и религиозных объединениях в Республике Казахстан


Ст. 1

Настоящий Закон гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики, а также в международных актах и соглашениях о правах человека.

Осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.


Ст. 5 Отделение школы от религиозных объединений и светский

характер государственного образования.

Государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер.

Родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями, но не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях.

Религиоведческие дисциплины могут включаться в программы государственных учебных заведений.

Граждане, обучающиеся в очных высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами по отсрочке прохождения воинской службы, включению времени обучения в трудовой стаж в порядке, установленном для учащихся государственных учебных заведений.


Ст. 13 Религиозная литература и предметы религиозного назначения.

Религиозные объединения и граждане вправе приобретать и использовать религиозную литературу, а также другие предметы и материалы религиозного назначения по своему усмотрению.

Религиозные объединения имеют право издавать, производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, богослужебную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания.

Религиозные объединения пользуются исключительными правами учреждения предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения.

Другие учреждения и организации могут осуществлять данную деятельность только по согласованию с соответствующими религиозными объединениями, управлениями и центрами.

Выпуск периодических изданий религиозного характера и иной религиозной литературы, не имеющей богослужебного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством о печати.

Религиозные объединения вправе использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации.


Ст. 22 Контроль над соблюдением законодательства о свободе

вероисповедания и о религиозных объединениях.

Контроль над соблюдением законодательства о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляется распорядительными и исполнительными органами власти и правоохранительными органами Республики Казахстан согласно их компетенции, установленной законодательством.


Ст. 23 Ответственность за нарушение законодательства о свободе

вероисповедания и о религиозных объединениях.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповеданиях и о религиозных объединениях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об образовании

Статья 3. Принципы государственной политики в области образования

1. Основными принципами государственной политики в области образования являются:

4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

5) уважение прав и свобод человека;

2. Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования.

Подведение итогов урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Религоведение как научная дисциплина

Автор: Алейникова Светлана Вениаминовна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства