Во время движения трактора с нагрузкой под действием почвозацепов ведущих колес почва сминается и несколько сдвигается. Колеса при этом проскальзывают, что приводит к снижению поступательной скорости трактора и увеличению затрат энергии на перекатывание трактора. Это явление проскальзывания ведущих колес при движении трактора носит название буксование.
Буксование — явление чрезвычайно вредное, так как
Полугусеничный ход делается съемным и устанавливается на трактор в том случае, когда в этом возникает необходимость. Он состоит из гусеницы, надеваемой на ведущее и натяжное колесо, для каждой стороны трактора.
Гусеница изготовлена из двух резинотканых лент, соединенных между собой стальными почвозацепами, а натяжное устройство — из натяжного колеса, балансира и пружинного амортизатора.
Своевременная замена шин ведущих колес при износе почвозацепов. По мере износа высоты почвозацепов шин ведущих колес буксование возрастает, а при износе почвозацепов на 80 % становится настолько большим, что приводит к резкому снижению производительности тракторного агрегата и повышению расхода топлива. Дальнейшая эксплуатация этих шин становится нецелесообразной, и их следует заменять новыми.
Изменение давления воздуха в шинах. Давление воздуха в шинах — один из важных факторов, влияющих на буксование ведущих колес. При понижении давления увеличивается деформация шин, а следовательно, и площадь контакта колес с почвой, что улучшает их сцепление.
На влажных и рыхлых почвах целесообразно работать с пониженным давлением в шинах. Однако этим способом нужно пользоваться очень осторожно и понижать давление только до пределов, ограниченных пред-приятием-изготовителем шин. При переходе трактора на работу на твердом грунте давление воздуха следует увеличивать до нормы.
Установка почвозацепов на ведущие колеса. Это мероприятие в значительной степени улучшает сцепление и уменьшает буксование на рыхлых и влажных почвах. Известно очень большое количество самых разнообразных конструкций почвозацепов. Кроме того, на трактор устанавливают полугусеничный ход, применение которого значительно повышает тяговые свойства трактора при его работе в тяжелых условиях.
Увеличение сцепной силы. Сцепной силой Gcu называется часть силы тяжести G подготовленного к работе трактора (заправленного топливом, маслом и водой, в кабине находится тракторист), прижимающая к почве его ведущие колеса.
Если трактор неподвижен, то на него действует сила тяжести и нормальная реакция почвы. Сила тяжести приложена к центру тяжести трактора, на горизонтальном участке поля направлена перпендикулярно к почве и равна произведению массы подготовленного трактора на ускорение свободного падения (G = mg).
Значение сцепной силы, приходящейся на каждое из колес трактора, у тракторов различной конструкции неодинаковое.
У тракторов универсально-пропашного типа с колесной формулой 4К2 (рис. 91, а) на задние ведущие колеса падает примерно Giu— 0,67 G/2, а на передние направляющие GcU=0,33G/2, а с колесной формулой 4К.4 (см. рис. 91, б, в) на передние ведущие колеса приходится Gju==0,33G/2, а на задние ведущие колеса G^ц = = 0,67G/2.
У тракторов общего назначения с колесной формулой 4К4 на передние ведущие колеса падает = 0,65G/2, а на задние ведущие колеса Gcu = 0,35(7/2.
Рис. 91. Сцепные силы на колесах тракторов с колесной формулой: а — 4К2; б, в — 4К4; г — действие сцепных сил при вспашке.
При движении трактора с нагрузкой сцепная сила вследствие перераспределения сил, действующих на трактор, как правило, увеличивается на задних колесах и уменьшается на передних.
Развиваемый двигателем крутящий момент преобразуется трансмиссией в крутящий момент Мх (см. рис. 91, а) на ведущих колесах и обеспечивает появление силы тяги трактора, называемой силой тяги по двигателю Ра.
Наибольшая сила тяги Р, при которой почва может удерживать колеса трактора, не допуская буксования, называется силой тяги по сцеплению PQц. Следует заметить, что сила тяги Р непосредственно на трактор не передается, но вызывает появление равной ей по значению и направлению толкающей силы Р’, приложенной к остову трактора через оси ведущих колес и непосредственно обеспечивающей движение трактора. Толкающая сила преодолевает силу сопротивления качения Р и обеспечивает буксирование машин.
Рассмотрим основные способы, позволяющие увеличить сцепную силу трактора.
Навешивание чугунных грузов на диски колес. Этот способ применяют у универсально-пропашных и некоторых специальных тракторов. Причем если трактор работает с боронами, сеялками и т. п. машинами и орудиями, то грузы укрепляют на правые и левые колеса.
В том случае, когда трактор работает на пахоте, вследствие того, что его правое колесо идет по дну борозды, а сам он наклонен вправо, расстояние от проекции центра тяжести G трактора до правого колеса у меньше, а до левого колеса х больше. В результате сцепная сила правого колеса G“u оказывается больше сцепной силы левого колеса GcU. Если же учесть и то обстоятельство, что
левое колесо идет по более рыхлой почве, где коэффициент сцепления меньше, а правое — по плотному дну борозды, где коэффициент сцепления больше, то для увеличения сцепной силы, приходящейся на левое колесо на Grp, и силы тяги трактора необходимо чугунные диски с правого колеса переставить на левое.
Заполнение камер шин ведущих колес жидкостью. Если, например, камеру ведущего колеса трактора с шиной размером 330—965 (12—38) заполнить на 3/4 объема водой, то масса колеса увеличится на 170 кг.
При температуре окружающего воздуха ниже +5 °С вместо воды нужно заливать водный раствор хлористого кальция (СаС12), состоящий из 25 частей хлористого кальция и 75 частей воды. Температура замерзания такого раствора —32°С.
Укрепление на раме трактора дополнительного груза (балласта). Такой способ увеличения сцепной силы применяют на тракторах общего назначения (см. рис. 91, в), направляемых на транспортные работы с двухосными прицепами, у которых на раме можно установить платформу и положить на нее груз массой 1000… 1500 кг. Такая догрузка дает положительные результаты и при работе трактора с прицепными сельскохозяйственными машинами.
Как показали специальные исследования с трактором Т-150К, укрепление груза эффективно только на плотных почвенных фонах: производительность при этом возрастает на 5…10%, а расход топлива снижается на 3…12%.
Применение догружателей ведущих колес. Эти приспособления рассматриваются в главе XIII § 4. Использование догружателей весьма эффективно, так как они просты в использовании и не требуют каких-либо переоборудований трактора.