kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для использования в работе преподавателями по специальности социальная работа в рамках изучения профессионального модуля "социальная работа с лицами групп риска"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы"»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 28

Дата- _________________

Группа- ________________

Дисциплина: ПМ 03 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТЖС»

МДК 03.01. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами из групп риска.

Тема: «Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством»

Цели урока:

Обучающая - формирование общих и профессиональных компетенций по понятиям и видам безработицы и занятости населения в России;

Развивающая - развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельнее выводы;

Воспитательные - привитие интереса к предмету, формирование политической культуры и гражданской позиции у обучающихся.

На занятии предусмотрено применение преподавателем презентации и

- для лиц с нарушениями зрения материал предоставлен в печатной форме увеличенным шрифтом, а также наличие экранной лупы для просмотра материалов на мониторе;

- для лиц с нарушениями слуха наличие аудиотехники (колонки, наушники, (гарнитура), формы электронных документов, формы с увеличенным печатным шрифтом; - для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: беседа, индивидуальная, групповая работа.

Методы и методические приемы:

- словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, дискуссия);

- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос);

- рефлексивный метод.

Педагогические технологии: т. личностно-ориентированного обучения, т. дифференцированного обучения, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология.

1.Организация занятия. 2 мин

- Приветствие обучающихся.

- Отметка отсутствующих обучающихся на занятии.

  1. Проверка готовности обучающихся к занятию. 1 мин

  1. Сообщение темы занятия, цели занятия. 1 мин

  2. Изложение нового материала 55 мин

План урока

  1. Занятость населения.

Метод: рассказ с элементами беседы

  1. Понятие и виды безработицы.

Метод: рассказ с элементами беседы

Ход занятия.

Вступительное слово преподавателя: 2 мин

  1. Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практически занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда.

Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

Формы и виды занятости населения

Практические потребности учета трудовых ресурсов вызывают необходимость выделения различных видов занятости: полной, продуктивной, рациональной, эффективной и социально полезной.

Вид занятости


Определение понятия

Характеристика


Продуктивная занятость


Это занятость населения в общественном производстве.


Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Полная занятость


Это такое состояние общества, при котором обеспечены работой все нуждающиеся и желающие трудиться.


Она характеризует любой уровень вовлечения в общественное производ­ство, если он соответствует удовлетворению потребностей работни­ка в экономически целесообразном (продуктивном) рабочем месте. При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но со­храняется ее естественный уровень.

Эффективная занятость


Это занятость, которая обеспечивает достойный доход для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Она позволяет оценить, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе, и какими путями достигается полная занятость.

Рациональная занятость


Это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов с учетом их пола, возраста, образования, размещения на территории страны.

Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов.


Скрытая занятость


Это получение дохода без оформления трудовых отношений или получение постоянного дохода от хозяйственной деятельности сверх собственных нужд


Характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых

Неполная занятость


Это форма занятости, при которой длительность рабочего времени работника меньше, чем установлено работодателем



В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.

Частичная занятость - это форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость -  это такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость – это  форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда. К таким условиям относят:

  • нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

  • нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

  • нестандартные способы работы и рабочие места, например надомный труд (выполнение производственного задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

  • самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.


 ФИЗМИНУТКА

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями: голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе: 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 – локти отвести назад, прогнуться (повторить 6-8 раз); руки опустить вниз и потрясти кистями расслабленно. Темп медленный.


  1. Понятие безработицы является важнейшей характеристикой рынка труда, поскольку позволяет анализировать динамику и распределение трудового фактора, а также проследить изменения в равновесии спроса на рабочую силу и предложения трудовых услуг.

Безработица – экономическая категория, которая является составляющим элементом экономически активного населения страны и определяет общую величину трудоспособных лиц, которые по каким-либо причинам не смогли найти применение своим трудовым способностям.

Безработными принято считать тех людей, которые хотят работать, но пока не относятся к занятым в производстве или иной сфере деятельности. В состав безработных входят также граждане, которые в настоящее время находятся на обучении по направлению служб занятости, студенты и пенсионеры, которые активно занимаются поисками работы и готовы в любой момент к ней приступить.

Однако к безработным не относятся иждивенцы и те граждане, которые абсолютно не хотят работать. Они тем самым наносят большой урон трудовому потенциалу страны, поэтому не могут быть включены в состав рабочей силы.

Безработица и ее норма рассчитываются как для отдельной страны, так и для региона, области, города, т. е. любого населенного пункта. Данные о безработице рассчитываются по отдельным категориям: возрасту, полу, семейному положению, уровню образования и профессиональной принадлежности. Для того чтобы определить степень влияния безработицы на экономическую и хозяйственную жизнь страны, применяют такой показатель, как норма безработицы. Норма безработицы определяется как отношение общего числа безработных на данной территории в определенный временной промежуток к абсолютной численности экономически активного населения.

Можно выделить несколько основных видов безработицы:

1) фрикционная (естественная, добровольная). Характеризуется тем, что субъекты, которые ранее были заняты какой-либо деятельностью, вследствие неудовлетворенности ее условиями в настоящий момент не включены в состав рабочей силы. Например, они могут менять место работы;

2) структурная. Может быть вызвана коренными переворотами в экономике, какими-либо ее структурными изменениями, например, появлением новых отраслей специализации, когда прежние теряют свой вес в производстве ВВП. В результате работники таких предприятий фактически оказываются без работы. Изменения могут касаться технологических разработок, когда на смену старой организации производственной деятельности приходят новые, более совершенные и эффективные. В этом случае персонал оказывается неподготовленным (как теоретически, так и практически) к изменениям и приходится тратить дополнительное время на переобучение, либо поиск новой работы;

3) циклическая. Имеет место в кризисной экономике, когда невозможно обеспечить все экономически активное население рабочими местами. Такая ситуация может возникнуть, например, в связи с инфляцией, макроэкономической нестабильностью или падением объемов производства;

4) скрытая. Существуют случаи, когда индивид числится по трудовой книжке в составе рабочей силы конкретной организации или предприятия, но фактически не работает, не выполняет свои служебные обязанности и не получает заработную плату. Скрытая безработица опасна тем, что просто числящиеся в организации люди совсем не участвуют в производстве товаров и услуг и создании ВВП, тем самым подрывая экономику.
5. Закрепление нового материала. 20 мин

Метод: работа с текстом

  1. Используя материал лекции, разработать схему «Занятость населения в оссРРоссии»

6. Подведение итогов урока. 1 мин

Выставление оценок.

7. Домашнее задание: 1 мин

Проанализировать свои знания по теме. Повторить определения. Знать понятие и виды безработицы.


Подпись преподавателя ______________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы"

Автор: Храпова Елена Алексеевна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства