Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма
Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма
Цель: систематизация и углубление знаний студентов, осмысление практического значения изучаемой теории; освоить и понять порядок проведения технического обслуживания и ремонта кривошипно-шатунного механизма; усвоить и запомнить порядок удаления нагара с днища поршней и камер сгорания, порядок подбора деталей кривошипно-шатунного механизма и установка их; технические требования на их установку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
Разработка открытого урока по предмету
МДК 03.02. Технологические процессы ремонтного производства
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»
Преподаватель: Гриценко Иван Николаевич
Алексеевка
2016г
План урока
По МДК 03.02.Технологические процессы ремонтного производства.
Тема урока:Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
дидактические - систематизация и углубление знаний студентов, осмысление
практического значения изучаемой теории; освоить и понять порядок проведения технического обслуживания и ремонта кривошипно-шатунного механизма; усвоить и запомнить порядок удаления нагара с днища поршней и камер сгорания, порядок подбора деталей кривошипно-шатунного механизма и установка их; технические требования на их установку.
воспитательные - формирование профессионального кругозора и навыков
самостоятельной работы студентов с литературой; развитие их интереса к будущей профессии; показать значение качественной установки и своевременной диагностики состояния деталей кривошипно-шатунного механизма; способствовать формированию материалистических представлений, показывая взаимосвязь общеприродных физических явлений с работой кривошипно-шатунного механизма.
развивающие - развивать чувство ответственности за принятие решения,
правильную техническую речь и профессиональный лексикон; уметь пользоваться изученной терминологией, профессионально мыслить, сопоставляя и анализируя влияние качественной подборки, сборки и регулировки кривошипношатунного механизма на долговечность его работы.
Задачи урока:
Развитие познавательного интереса.
Виды интереса
Этапы формирования
Наиболее эффективные приемы и методы обучения
Ориентировочный
Возбуждение
Использование проблемных заданий, эмоциональность преподавателя, применение на уроках игровых элементов
Созерцательный
Поддержание
Рецензирование ответов самими студентами, использование карточек- заданий, тестовых заданий, специально подобранные домашние задания с заполнением таблиц и воспроизведение схем, анализ рисунков и приведенных в учебнике схем, использование опросов с диагностической целью.
Причинно
познавательный
Развитие
Самостоятельное составление кроссвордов, тестовых заданий, схем, решение и составление творческих задач.
Познавательно
творческий
Формирование
Участие в работе предметных кружков и выставках технического творчества.
Межпредметные связи:
тракторы - устройство кривошипно-шатунного механизма;
материаловедение - виды металлов и их сплавов, свойства (упругость, пластичность, твердость, хрупкость, износостойкость), термическая, химико-термическая и механическая обработка, защита от коррозии, допуск, посадка, зазор, натяг, шероховатость, виды трения сопряженных деталей;
математика - понятия цилиндра, эллипса, конуса, окружности, прямоугольника, трапеции;
физика - понятия воспламенение топлива, расширение и давление газов, теплопроводность;
химия - тепловая и химическая коррозия от сгорания топлива, выделяемые продукты при сгорании топлива;
экономика - влияние долговечности и безотказности работы двигателя на материальные затраты.
Материальное обеспечение урока:
иллюстративный материал - плакаты из комплектов «Тракторы МТЗ-80, 1221;
ДТ-175С», альбом двигатели Д-240, ЯМЗ-236. демонстрационный материал - видеофильмы: фрагмент «КШМ», «ТО и ремонт двигателей внутреннего сгорания»; модель четырехцилиндрового четырехтактного двигателя; разрез двигателя Д-240; детали КШМ.
Фронтальный опрос провожу с целью диагностики знаний студентов, и он помогает активизировать внимание студентов, повысить интерес их к предмету, дает возможность строить свои уроки так, что материал не остается непонятным. Кроме того, появляется возможность быстрой ликвидации пробелов в знаниях отдельных студентов.
Обеспечивает проверку усвоения учебного материала группой при максимальном экономии времени и максимальном вовлечении в опрос студентов. Обеспечивает вполне надежное и оперативное выявление студентов, не усвоивших материал. Держит в напряженном внимании всех студентов.
Задаю студентам следующие вопросы по пройденной теме:
Во время разборки КШМ какие детали запрещается разукомплектовывать?
Какие детали при изготовлении обрабатывают в сборе?
11 .Какой инструмент применяется при дефектации гильз цилиндров?
Как определить трещину в блоке цилиндров?
Перечислите основные дефекты коленчатых валов.
Перечислите основные дефекты шатунов.
Перечне лите основные дефекты поршней и их пальцев.
Во время фронтального опроса староста группы или один из лучших студентов ставит баллы отвечавшим студентам (2 балла за правильный ответ, 1 балл за неполный ответ и 0 баллов за неправильный ответ). В дальнейшем баллы суммируются и выставляются оценки студентам, а при недостаточном их количестве для оценки они учитываются при дальнейшей работе или ответах в течение урока и выставлении оценок в конце урока.
Фронтальный опрос хорош как один из методов опроса (просто и легко преподавателю и студентам, интересно, а главное - быстро, буквально за 4-5 минут можно получить представление о знаниях группы в целом).
В тоже время видны недостатки: ответы слишком кратки; не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, а такие переходы крайне важны при изложении сложного материала; недостаточно развивает логическую и языковую культуру студентов; не дает понять, насколько глубоки знания.
После того, как закончили фронтальный опрос и студенты вошли в рабочую атмосферу урока, перехожу ко второй части контроля знаний студентов. Это:
б) индивидуальный опрос - 14 - 15 мин.
Данный опрос самый простой и доступный, и он имеет ряд преимуществ, вся группа и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный. Оценка ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, за логическую стройность изложения, выразительность и точность языка.
Недостатки этого вида опроса: отвечает один студент, трудно держать в напряжении всю группу, поэтому чтобы привлечь к работе всех студентов, они письменно рецензируют ответ.
КАРТОЧКА ДЛЯ РЕЦЕНЗИИ
Что хорошего было в ответе
О чем отвечающий забыл сказать
В каких вопросах были допущены ошибки (сами ошибки не писать)
Вопросы для индивидуального опроса:
Назовите основные неисправности двигателей.
В чем сущность дефектации деталей?
Расскажите порядок разборки двигателей.
Индивидуальный письменный контроль по карточкам с одним вопросом по теме: «Разборка двигателей и дефектация деталей» - 4 студента.
Подведение итогов.
Актуализация опорных знаний, переход к новому материалу.
Изучение нового материала - 35 - 40 мин.
Расскажите о комплектовании деталей цилиндропоршневой группы.
Дефекты коленчатых валов и способы их устранения.
Расскажите о технологии восстановления гильз цилиндров.
Расскажите о технологии восстановления шатунов.
Первый вопрос. Чтобы обеспечить оптимальные зазоры и натяги и в тоже время снизить стоимость изготовления или восстановления деталей за счет увеличения допуска на обработку, применяют так называемую селективную сборку наиболее ответственных соединений: гильза-поршень, поршень-палец- отверстие во втулке шатуна. Для этого детали сортируют на размерные группы, значения которых приведены в технических требованиях на ремонт двигателей. Например, гильзы и поршни двигателя Д-240, Д-240Л сортируют на три размерные группы через 0,02 мм: малая, средняя и большая, обозначаемые соответственно буквами «М», «С», и «Б». Поршневые пальцы тех же двигателей по наружному диаметру сортируют на две группы через 0,04 мм, а отверстия в поршне и во втулке штуцера - через 0,06 мм. Метят поршневые пальцы разных групп черной и желтой красками. Гильзы и другие заменяемые детали, устанавливаемые на двигателе, должны быть одной размерной группы.
Упругость поршневых колец проверяют на универсальных приборах МК - ПР - 562 или КИ - 040А - ГосНИТИ. Зазор в стыке колец определяют после их установки в гильзу, а в соединении с канавками - после установки на поршень. Зазор измеряют щупом. Допускается подгонка поршневых колец по зазору в стыке и по высоте канавки путем шлифования.
Детали шатунно-поршневой группы подбирают по массе с целью уменьшения инерционных сил. Например, для двигателя Д-240 и его модификаций допустимая разница в массе поршней равна 10 г, поршневых пальцев - 10 г, шатунов в сборе с поршнями - 30 г.
Второй вопрос. Основные дефекты коленчатых валов - изгиб, износ посадочных мест и шпоночных канавок под шестерню и шкив вала, а также посадочных мест в торце вала под подшипник; повреждение или износ резьбы под храповик; износ отверстий или резьбы во фланце крепления маховика, маслосгонной резьбы и бурта упорной коренной шейки; износ шеек вала по диаметру и длине.
Способы устранения:
Изгиб
Правят валы в холодном состоянии на призмах под прессом
Ремонт посадочных мест
Восстанавливают наплавкой и обработкой под номинальный размер
Ремонт шпоночных канавок
Обрабатывают под ремонтный размер или полностью заваривают и нарезают на этом месте канавку номинального размера
Ремонт резьбы
Резьбу под храповик восстанавливают нарезанием резьбы увеличенного размера, изготовлением нового храповика или наплавкой и нарезанием резьбы
Износ маслосгонной резьбы
Маслосгонную резьбу при износе до глубины менее 1,0 мм углубляют до
восстановления нормального профиля и полируют шлифовальной шкуркой зернистостью 8-6.
Восстановление коренных и шатунных шеек
Подбирается ремонтный размер, до которого необходимо шлифовать шейки и шлифуют на шлифовальном станке
Третий вопрос. Технология восстановления цилиндров и гильз в основном зависит от их конструкции. У одних двигателей цилиндры отлиты и расточены непосредственно в блоке, в цилиндры запрессованы короткие гильзы из легированного чугуна. Все современные тракторные и комбайновые двигатели, как правило, со сменными гильзами.
Гильзы двигателей в целях увеличения срока службы отливают из легированного чугуна СЧ-21 и подвергают поверхностной закалке до получения твердости HRC 40. Изношенная или имеющая задиры и риски гильза после осмотра и измерений поступает на первую операцию, в процессе которой производится зачистка от коррозии и забоин наружных установочных поясков и снятие фаски 2x45° на верхнем торце со стороны внутренней поверхности гильзы. Зачистка производится после установки гильзы на токарном станке в цинговой оправке и ведется жимком простейшей конструкции с наклеенной наждачной бумагой или закрепленными абразивными брусками зернистостью 80-120 и твердостью СМ[ - СМ2.
Цилиндры, не вышедшие по износу за ремонтные размеры, восстанавливают растачиванием под ремонтный размер с последующим хонингованием.
Четвертый вопрос. Правка шатуна - погнутый шатун правят под прессом или в специальном или специальном винтовом приспособлении. Скрученность шатуна также устраняют правкой.
Износ отверстий нижней головки шатуна - при больших износах опорные поверхности наплавляют и фрезеруют под номинальный размер по высоте от плоскости разъема до опорной поверхности.
Изношенные отверстия под втулку - в верхней головке шатуна растачивают или развертывают до выведения следов износа и запрессовывают втулку увеличенного размера по наружному диаметру.
Закрепление изученного материала - 15 - 20 мин.
Групповая самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов - это деятельность, которую они выполняют без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и под его руководством и наблюдением.
Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на:
развитие у студентов самостоятельности в познавательной деятельности;
формирование умений и навыков самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.
Студенты работают с деталями кривошипно-шатунного механизма. Измерительными инструментами замеряют размеры, сверяясь со справочной литературой, и делают выводы, можно ремонтировать деталь или нет и как.
После того, как студенты поработали с деталями КШМ, для контроля знаний по пройденной теме даю тесты в 3-х вариантах.
Задание №1.
Тема: «ТО и ремонт КШМ».
При каком угаре масла нужно проводить текущий ремонт КШМ?
1,5%;
1,0%;
3) 0,5%.
Овальность гильз цилиндров в двигателе Д-240 не должна превышать:
0,09 мм;
0,15 мм;
0,20 мм.
Сколько размерных групп существует для гильз цилиндров двигателя
Д-240?
пять;
четыре;
три.
Плотность прилегания (просвет) колец к гильзам цилиндров проверяют щупом и он должен быть не более:
0,05 мм;
0,03 мм;
0,02 мм.
Разница в массе поршней двигателя Д-240 не должна превышать:
1)
15 г;
2)
Юг;
3)
12 г.
Задание №2.
Тема: «ТО и ремонт КШМ».
Сколько размерных групп существует для поршней двигателя Д-240?
две;
три;
четыре.
Поршневые пальцы двигателя Д-240 по наружному диаметру сортируют на две группы через:
0,04 мм;
0,05 мм;
0,06 мм.
Маслосъемные кольца скребкового типа - наружной кольцевой выточкой располагаются:
вниз;
вверх.
У двигателя Д-240 днище поршня должно относительно плоскости блока:
утопать на 0,30 - 0,55 мм;
выступать на 0,30 - 0,55 мм;
быть заподлицо.
Разница в массе поршневых пальцев двигателя Д-240 не должна превышать:
15 г;
12 г;
Юг.
Задание №3.
Тема: «ТО и ремонт КШМ».
Какая разница между размерными группами поршней и гильз цилиндров двигателя Д-240?
0,04 мм;
0,03 мм;
0,02 мм.
Какой краской метят поршневые пальцы?
белой и синей;
красной и зеленой;
черной и желтой.
Компрессионные кольца скошенной стороной (или клеймом) располагают:
вниз;
вверх.
У двигателя Д-37М днище поршня должно относительно плоскости блока
утопать на 1,2 мм;
выступать на 1,2 мм;
быть заподлицо.
Разница в массе шатунов в сборе с поршнями двигателя Д-240 не должна превышать:
30 г;
35 г;
40 г.
Ответы на тесты
Задание 1. Задание 2. Задание 3.
1-1 1-2 1-3
2-1 2-1 2-3
3-3 3-1 3-2
4-3 4-2 4-1
5-2 5-3 5-1
Выдача домашнего задания и подведение итогов - 6-8 мин.
Эффективность процесса обучения во многом зависит от того, какие домашние задания и как выполнят студенты. Поэтому я даю теоретический материал и практический для лучшего усвоения.
Изучить материал по учебнику В.В.Курчаткина «Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве» на стр. 260 - 262. Законспектировать порядок подборки цилиндро - поршневой группы двигателей Д-240, Д-37М и ЯМЗ-236.
Оценка активности студентов на занятии и выставление оценок.
Рефлексия.
Обратная связь со студентами осуществлялась в трех направлениях:
В процессе самого объяснения материала.
Объяснив, выделил отдельные структурные элементы темы, я тут же обращался к разным студентам - сильным, средним, слабым - с просьбой повторить, уточнить, привести примеры. Студенты, участвуя в самом процессе приобретения знаний, думают, ищут ответ, выясняют. Выявив слабые места в объяснении, я тут же повторяю нужный материал.
После изучения вопроса темы, я проверяю, как усвоены термины, факты, названия деталей и механизмов, правила установки деталей, добиваясь связных ответов на вопросы по текущему материалу.
Итоговая проверка усвоения темы урока в виде ответов на тесты.
Осуществлялись средства обратной связи:
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
комбинированный опрос.
Основная литература:
В.В.Курчаткин «Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве», М., Академия, 2003.
Е.А.Мугина «Техническое обслуживание и ремонт тракторов», М., Академия, 2008.
Дополнительная литература:
Журналы «Сельский механизатор», «Техника в сельском хозяйстве» и др.
В.В.Варнаков «Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения», М., КолосС, 2004.