kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизация и углубление знаний студентов, осмысление практического значения изучаемой теории; освоить и понять порядок проведения технического обслуживания и ремонта кривошипно-шатунного механизма; усвоить и запомнить порядок удаления нагара с днища поршней и камер сгорания, порядок подбора деталей кривошипно-шатунного механизма и установка их; технические требования на их установку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»












Разработка открытого урока по предмету

МДК 03.02. Технологические процессы ремонтного производства

Тема: «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»















Преподаватель: Гриценко Иван Николаевич







Алексеевка

2016г



План урока

По МДК 03.02. Технологические процессы ремонтного производства.

Тема урока: Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

дидактические - систематизация и углубление знаний студентов, осмысление

практического значения изучаемой теории; освоить и понять порядок проведения технического обслуживания и ремонта кривошипно-шатунного механизма; усвоить и запомнить порядок удаления нагара с днища поршней и камер сгорания, порядок подбора деталей кривошипно-шатунного механизма и установка их; технические требования на их установку.

воспитательные - формирование профессионального кругозора и навыков

самостоятельной работы студентов с литературой; развитие их интереса к будущей профессии; показать значение качественной установки и своевременной диагностики состояния деталей кривошипно-шатунного механизма; способствовать формированию материалистических представлений, показывая взаимосвязь общеприродных физических явлений с работой кривошипно-шатунного механизма.

развивающие - развивать чувство ответственности за принятие решения,

правильную техническую речь и профессиональный лексикон; уметь пользоваться изученной терминологией, профессионально мыслить, сопоставляя и анализируя влияние качественной подборки, сборки и регулировки кривошипно­шатунного механизма на долговечность его работы.



Задачи урока:

Развитие познавательного интереса.

Виды интереса

Этапы формирования

Наиболее эффективные приемы и методы обучения

Ориентировочный

Возбуждение

Использование проблемных заданий, эмоциональность преподавателя, применение на уроках игровых элементов

Созерцательный

Поддержание

Рецензирование ответов самими студентами, использование карточек- заданий, тестовых заданий, специально подобранные домашние задания с заполнением таблиц и воспроизведение схем, анализ рисунков и приведенных в учебнике схем, использование опросов с диагностической целью.

Причинно­

познавательный

Развитие

Самостоятельное составление кроссвордов, тестовых заданий, схем, решение и составление творческих задач.

Познавательно­

творческий

Формирование

Участие в работе предметных кружков и выставках технического творчества.


Межпредметные связи:

тракторы - устройство кривошипно-шатунного механизма;

материаловедение - виды металлов и их сплавов, свойства (упругость, пластичность, твердость, хрупкость, износостойкость), термическая, химико-термическая и механическая обработка, защита от коррозии, допуск, посадка, зазор, натяг, шероховатость, виды трения сопряженных деталей;

математика - понятия цилиндра, эллипса, конуса, окружности, прямоугольника, трапеции;

физика - понятия воспламенение топлива, расширение и давление газов, теплопроводность;

химия - тепловая и химическая коррозия от сгорания топлива, выделяемые продукты при сгорании топлива;

экономика - влияние долговечности и безотказности работы двигателя на материальные затраты.



Материальное обеспечение урока:

иллюстративный материал - плакаты из комплектов «Тракторы МТЗ-80, 1221;

ДТ-175С», альбом двигатели Д-240, ЯМЗ-236. демонстрационный материал - видеофильмы: фрагмент «КШМ», «ТО и ремонт двигателей внутреннего сгорания»; модель четырехцилиндрового четырехтактного двигателя; разрез двигателя Д-240; детали КШМ.

ТСО - компьютер, телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп «Полилюкс».




Ход урока

  1. Организационная часть - 1-2 мин.

Проверяю:

  • списочный состав студентов;

  • готовность студентов к уроку;

  • внешний вид студентов.

  1. Работа над пройденным материалом - 15 - 20 мин.

  • а) фронтальный опрос - 4 - 5 мин.

Фронтальный опрос провожу с целью диагностики знаний студентов, и он помогает активизировать внимание студентов, повысить интерес их к предмету, дает возможность строить свои уроки так, что материал не остается непонятным. Кроме того, появляется возможность быстрой ликвидации пробелов в знаниях отдельных студентов.

Обеспечивает проверку усвоения учебного материала группой при максимальном экономии времени и максимальном вовлечении в опрос студентов. Обеспечивает вполне надежное и оперативное выявление студентов, не усвоивших материал. Держит в напряженном внимании всех студентов.

Задаю студентам следующие вопросы по пройденной теме:

  1. Во время разборки КШМ какие детали запрещается разукомплектовывать?

  2. Какие детали при изготовлении обрабатывают в сборе?

  3. Какие детали КШМ балансируют?

  4. Каким инструментом запрещается выпресовывать подшипники?

  5. Что такое дефектация детали?

  6. Чем руководствуются при дефектации деталей?

  7. Что называется номинальным размером?

  8. Что называется допустимыми размерами?

  9. На сколько групп сортируют детали при дефектации?

  10. Какими цветами маркируют детали?

11 .Какой инструмент применяется при дефектации гильз цилиндров?

  1. Как определить трещину в блоке цилиндров?

  2. Перечислите основные дефекты коленчатых валов.

  3. Перечислите основные дефекты шатунов.

  4. Перечне лите основные дефекты поршней и их пальцев.

Во время фронтального опроса староста группы или один из лучших студентов ставит баллы отвечавшим студентам (2 балла за правильный ответ, 1 балл за неполный ответ и 0 баллов за неправильный ответ). В дальнейшем баллы суммируются и выставляются оценки студентам, а при недостаточном их количестве для оценки они учитываются при дальнейшей работе или ответах в течение урока и выставлении оценок в конце урока.

Фронтальный опрос хорош как один из методов опроса (просто и легко преподавателю и студентам, интересно, а главное - быстро, буквально за 4-5 минут можно получить представление о знаниях группы в целом).

В тоже время видны недостатки: ответы слишком кратки; не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, а такие переходы крайне важны при изложении сложного материала; недостаточно развивает логическую и языковую культуру студентов; не дает понять, насколько глубоки знания.

После того, как закончили фронтальный опрос и студенты вошли в рабочую атмосферу урока, перехожу ко второй части контроля знаний студентов. Это:

  • б) индивидуальный опрос - 14 - 15 мин.

Данный опрос самый простой и доступный, и он имеет ряд преимуществ, вся группа и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный. Оценка ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, за логическую стройность изложения, выразительность и точность языка.

Недостатки этого вида опроса: отвечает один студент, трудно держать в напряжении всю группу, поэтому чтобы привлечь к работе всех студентов, они письменно рецензируют ответ.

КАРТОЧКА ДЛЯ РЕЦЕНЗИИ

Что хорошего было в ответе

О чем отвечающий забыл сказать

В каких вопросах были допущены ошибки (сами ошибки не писать)





Вопросы для индивидуального опроса:

  1. Назовите основные неисправности двигателей.

  2. В чем сущность дефектации деталей?

  3. Расскажите порядок разборки двигателей.

Индивидуальный письменный контроль по карточкам с одним вопросом по теме: «Разборка двигателей и дефектация деталей» - 4 студента.

  • Подведение итогов.

  • Актуализация опорных знаний, переход к новому материалу.

  1. Изучение нового материала - 35 - 40 мин.

  1. Расскажите о комплектовании деталей цилиндропоршневой группы.

  2. Дефекты коленчатых валов и способы их устранения.

  3. Расскажите о технологии восстановления гильз цилиндров.

  4. Расскажите о технологии восстановления шатунов.

Первый вопрос. Чтобы обеспечить оптимальные зазоры и натяги и в тоже время снизить стоимость изготовления или восстановления деталей за счет увеличения допуска на обработку, применяют так называемую селективную сборку наиболее ответственных соединений: гильза-поршень, поршень-палец- отверстие во втулке шатуна. Для этого детали сортируют на размерные группы, значения которых приведены в технических требованиях на ремонт двигателей. Например, гильзы и поршни двигателя Д-240, Д-240Л сортируют на три размерные группы через 0,02 мм: малая, средняя и большая, обозначаемые соответственно буквами «М», «С», и «Б». Поршневые пальцы тех же двигателей по наружному диаметру сортируют на две группы через 0,04 мм, а отверстия в поршне и во втулке штуцера - через 0,06 мм. Метят поршневые пальцы разных групп черной и желтой красками. Гильзы и другие заменяемые детали, устанавливаемые на двигателе, должны быть одной размерной группы.

Упругость поршневых колец проверяют на универсальных приборах МК - ПР - 562 или КИ - 040А - ГосНИТИ. Зазор в стыке колец определяют после их установки в гильзу, а в соединении с канавками - после установки на поршень. Зазор измеряют щупом. Допускается подгонка поршневых колец по зазору в стыке и по высоте канавки путем шлифования.

Детали шатунно-поршневой группы подбирают по массе с целью уменьшения инерционных сил. Например, для двигателя Д-240 и его модификаций допустимая разница в массе поршней равна 10 г, поршневых пальцев - 10 г, шатунов в сборе с поршнями - 30 г.

Второй вопрос. Основные дефекты коленчатых валов - изгиб, износ посадочных мест и шпоночных канавок под шестерню и шкив вала, а также посадочных мест в торце вала под подшипник; повреждение или износ резьбы под храповик; износ отверстий или резьбы во фланце крепления маховика, маслосгонной резьбы и бурта упорной коренной шейки; износ шеек вала по диаметру и длине.

Способы устранения:

Изгиб

Правят валы в холодном состоянии на призмах под прессом

Ремонт посадочных мест

Восстанавливают наплавкой и обработкой под номинальный размер

Ремонт шпоночных канавок

Обрабатывают под ремонтный размер или полностью заваривают и нарезают на этом месте канавку номинального размера

Ремонт резьбы

Резьбу под храповик восстанавливают нарезанием резьбы увеличенного размера, изготовлением нового храповика или наплавкой и нарезанием резьбы

Износ маслосгонной резьбы

Маслосгонную резьбу при износе до глубины менее 1,0 мм углубляют до



восстановления нормального профиля и полируют шлифовальной шкуркой зернистостью 8-6.

Восстановление коренных и шатунных шеек

Подбирается ремонтный размер, до которого необходимо шлифовать шейки и шлифуют на шлифовальном станке


Третий вопрос. Технология восстановления цилиндров и гильз в основном зависит от их конструкции. У одних двигателей цилиндры отлиты и расточены непосредственно в блоке, в цилиндры запрессованы короткие гильзы из легированного чугуна. Все современные тракторные и комбайновые двигатели, как правило, со сменными гильзами.

Гильзы двигателей в целях увеличения срока службы отливают из легированного чугуна СЧ-21 и подвергают поверхностной закалке до получения твердости HRC 40. Изношенная или имеющая задиры и риски гильза после осмотра и измерений поступает на первую операцию, в процессе которой производится зачистка от коррозии и забоин наружных установочных поясков и снятие фаски 2x45° на верхнем торце со стороны внутренней поверхности гильзы. Зачистка производится после установки гильзы на токарном станке в цинговой оправке и ведется жимком простейшей конструкции с наклеенной наждачной бумагой или закрепленными абразивными брусками зернистостью 80-120 и твердостью СМ[ - СМ2.

Цилиндры, не вышедшие по износу за ремонтные размеры, восстанавливают растачиванием под ремонтный размер с последующим хонингованием.

Четвертый вопрос. Правка шатуна - погнутый шатун правят под прессом или в специальном или специальном винтовом приспособлении. Скрученность шатуна также устраняют правкой.

Износ отверстий нижней головки шатуна - при больших износах опорные поверхности наплавляют и фрезеруют под номинальный размер по высоте от плоскости разъема до опорной поверхности.

Изношенные отверстия под втулку - в верхней головке шатуна растачивают или развертывают до выведения следов износа и запрессовывают втулку увеличенного размера по наружному диаметру.

  1. Закрепление изученного материала - 15 - 20 мин.

Групповая самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов - это деятельность, которую они выполняют без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и под его руководством и наблюдением.

Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на:

  • развитие у студентов самостоятельности в познавательной деятельности;

  • формирование умений и навыков самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.

Студенты работают с деталями кривошипно-шатунного механизма. Измерительными инструментами замеряют размеры, сверяясь со справочной литературой, и делают выводы, можно ремонтировать деталь или нет и как.

После того, как студенты поработали с деталями КШМ, для контроля знаний по пройденной теме даю тесты в 3-х вариантах.











Задание №1.

Тема: «ТО и ремонт КШМ».

  1. При каком угаре масла нужно проводить текущий ремонт КШМ?

  1. 1,5%;

  2. 1,0%;

3) 0,5%.

  1. Овальность гильз цилиндров в двигателе Д-240 не должна превышать:

  1. 0,09 мм;

  2. 0,15 мм;

  3. 0,20 мм.

  1. Сколько размерных групп существует для гильз цилиндров двигателя

Д-240?

  1. пять;

  2. четыре;

  3. три.

  1. Плотность прилегания (просвет) колец к гильзам цилиндров проверяют щупом и он должен быть не более:

  1. 0,05 мм;

  2. 0,03 мм;

  3. 0,02 мм.

  1. Разница в массе поршней двигателя Д-240 не должна превышать:

1)

15 г;

2)

Юг;

3)

12 г.


Задание №2.

Тема: «ТО и ремонт КШМ».

  1. Сколько размерных групп существует для поршней двигателя Д-240?

  1. две;

  2. три;

  3. четыре.

  1. Поршневые пальцы двигателя Д-240 по наружному диаметру сортируют на две группы через:

  1. 0,04 мм;

  2. 0,05 мм;

  3. 0,06 мм.

  1. Маслосъемные кольца скребкового типа - наружной кольцевой выточкой располагаются:

  1. вниз;

  2. вверх.

  1. У двигателя Д-240 днище поршня должно относительно плоскости блока:

  1. утопать на 0,30 - 0,55 мм;

  2. выступать на 0,30 - 0,55 мм;

  3. быть заподлицо.

  1. Разница в массе поршневых пальцев двигателя Д-240 не должна превышать:

  1. 15 г;

  2. 12 г;

  3. Юг.

Задание №3.

Тема: «ТО и ремонт КШМ».

  1. Какая разница между размерными группами поршней и гильз цилиндров двигателя Д-240?

  1. 0,04 мм;

  2. 0,03 мм;

  3. 0,02 мм.

  1. Какой краской метят поршневые пальцы?

  1. белой и синей;

  2. красной и зеленой;

  3. черной и желтой.

  1. Компрессионные кольца скошенной стороной (или клеймом) располагают:

  1. вниз;

  2. вверх.

  1. У двигателя Д-37М днище поршня должно относительно плоскости блока

  1. утопать на 1,2 мм;

  2. выступать на 1,2 мм;

  3. быть заподлицо.

  1. Разница в массе шатунов в сборе с поршнями двигателя Д-240 не должна превышать:

  1. 30 г;

  2. 35 г;

  3. 40 г.


Ответы на тесты


Задание 1. Задание 2. Задание 3.

1-1 1-2 1-3

2-1 2-1 2-3

3-3 3-1 3-2

4-3 4-2 4-1

5-2 5-3 5-1



  1. Выдача домашнего задания и подведение итогов - 6-8 мин.

Эффективность процесса обучения во многом зависит от того, какие домашние задания и как выполнят студенты. Поэтому я даю теоретический материал и практический для лучшего усвоения.

Изучить материал по учебнику В.В.Курчаткина «Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве» на стр. 260 - 262. Законспектировать порядок подборки цилиндро - поршневой группы двигателей Д-240, Д-37М и ЯМЗ-236.

Оценка активности студентов на занятии и выставление оценок.

Рефлексия.

Обратная связь со студентами осуществлялась в трех направлениях:

  1. В процессе самого объяснения материала.

Объяснив, выделил отдельные структурные элементы темы, я тут же обращался к разным студентам - сильным, средним, слабым - с просьбой повторить, уточнить, привести примеры. Студенты, участвуя в самом процессе приобретения знаний, думают, ищут ответ, выясняют. Выявив слабые места в объяснении, я тут же повторяю нужный материал.

  1. После изучения вопроса темы, я проверяю, как усвоены термины, факты, названия деталей и механизмов, правила установки деталей, добиваясь связных ответов на вопросы по текущему материалу.

  2. Итоговая проверка усвоения темы урока в виде ответов на тесты.

Осуществлялись средства обратной связи:

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • комбинированный опрос.

Основная литература:

  1. В.В.Курчаткин «Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве», М., Академия, 2003.

  2. Е.А.Мугина «Техническое обслуживание и ремонт тракторов», М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Журналы «Сельский механизатор», «Техника в сельском хозяйстве» и др.

  2. В.В.Варнаков «Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения», М., КолосС, 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма

Автор: Гриценко Иван Николаевич

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346031


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства