kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по МДК 03.01 на тему: «Понятие миграция. Виды и причины миграции населения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока собщения новых знаний предназанчена для студентов по специальности 39.02.01 "Социальная работа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по МДК 03.01 на тему: «Понятие миграция. Виды и причины миграции населения»»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 15

Дата- _________________

Группа- ________________

Дисциплина: ПМ 03 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТЖС»

МДК 03.01. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами из групп риска.

Тема: «Понятие миграция. Виды и причины миграции населения»

Цели урока:

Обучающая - формирование общих и профессиональных компетенций по теме миграции;

Развивающая - развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельнее выводы;

Воспитательные - привитие интереса к предмету, формирование политической культуры и гражданской позиции у обучающихся.

На занятии предусмотрено применение преподавателем презентации и

- для лиц с нарушениями зрения материал предоставлен в печатной форме увеличенным шрифтом, а также наличие экранной лупы для просмотра материалов на мониторе;

- для лиц с нарушениями слуха наличие аудиотехники (колонки, наушники, (гарнитура), формы электронных документов, формы с увеличенным печатным шрифтом; - для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: беседа, индивидуальная, групповая работа.

Методы и методические приемы:

- словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, дискуссия);

- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос);

- рефлексивный метод.

Педагогические технологии: т. личностно-ориентированного обучения, т. дифференцированного обучения, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология.



1.Организация занятия. 2 мин

- Приветствие обучающихся.

- Отметка отсутствующих обучающихся на занятии.

  1. Проверка готовности обучающихся к занятию. 1 мин

3. Сообщение темы занятия, цели занятия. 1 мин

  1. Изложение нового материала 55 мин

План урока

  1. Понятие миграции

Метод: рассказ с элементами беседы

  1. Причины миграции

Метод: рассказ с элементами беседы

  1. Виды миграции

Метод: рассказ с элементами беседы


Ход занятия.

Вступительное слово преподавателя: 2 мин

Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы, посвященной миграционной проблематике, показал, что относительно трактовки определения «миграция населения» не существует единства мнений. Количество определений столько же, сколько и авторов этих определений.

Под миграцией населения в демографии понимается перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда, или на более или менее длительное время, или с регулярным возвращением к нему.

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами.

Миграция достаточно сложный и неоднозначный социальный феномен. В качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения. К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (связанную с отдыхом), служебные командировки.

Влияние миграции на развитие современного мира, в котором люди в поисках лучшей доли и судьбы перемещаются с одной территории на другую, очень велико: миграция обеспечивает соединение территориально распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран) природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.

Одним из проявлений этих его качеств является многообразие основных типов, видов и форм миграционных процессов. На сегодняшний день существует несколько классификаций типов миграции (Приложение 1).

Согласно одной из классификаций, в основе которой лежат причины переселения, миграции делятся на следующие типы: трудовую; политическую; военную; брачную (Верещагина А.В. Демография. Учебное пособие / А.В.Верещагина. - М.: Дашков и К, 2011. - С.156. 256 с.).

Трудовая миграция как результат перемещения населения по экономическим причинам (безработица, экономическая нестабильность, невостребованность на рынке труда определенных видов профессий, низкая оплата труда и т.д.).

Политическая миграция как результат смены политического режима, идеологического противостояния или политических конфликтов и перемещения населения, испытывающего притеснения различного характера (религиозного, расового, идеологического). Этот тип порождает такой тип мигрантов, как беженцы.

Военная миграция, основной причиной которой, как проистекает из названия, является ситуация военного, а также послевоенного времени, результатом которой могут быть эвакуация, реэвакуация, а также депортация населения.

Брачная миграция, под которой обычно понимается международная, как результат перемещения населения по причине создания брака с представителем другого государства. Особенностью является высокий процент женской брачной миграции, по причинам: социально-экономическим (стремление повысить уровень благосостояния и стабильности за счет переезда в другую страну и заключения брака с иностранцем), социально-психологическим и эмоциональным (стремление найти спутника жизни, свою «половину»), социально-демографическим (превышение женского населения над мужским и др.).

ФИЗМИНУТКА

Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. – сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – левую руку махом занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями: голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе: 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 – локти отвести назад, прогнуться (повторить 6-8 раз); руки опустить вниз и потрясти кистями расслабленно. Темп медленный.

3.3. И.п. – сидя, руки подняты вверх: 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти (повторить 6-8 раз); руки


Здесь стоит отметить принудительные миграции, которые в истории нашей страны занимают особое место, и связаны с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 1930-50-х годов; депортацией целых народов из мест их постоянного проживания в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана (так, в 1930 высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период ВОВ с родных мест было переселено более 1 млн немцев).

Самое крупное разделение по направлению миграционных потоков:

внутренняя миграция связана с перемещением групп населения через границы определенных территорий, находящихся в пределах государства, как со сменой жительства (временного или постоянного характера), так и без нее. Пример внутренних миграций - переезды из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, во время летних отпусков.

внешняя миграция характеризуется перемещением групп населения за пределы границ государства как со сменой жительства (временного или постоянного характера), так и без нее. К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину). К внешней миграции можно отнести и нелегальную миграцию (подпольная, незаконная) - связана с проникновением на территорию другого государства с нарушением законодательства этого государства в отношении иностранных граждан. Нелегальная миграция приобретает широкий размах в современном обществе и вызывается обычно целью нелегального трудоустройства на территории иностранного государства.

Вынужденная миграция - это перемещение людей с целью поиска убежища. Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Отметим незаконную миграцию, под которой понимается въезд в страну, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.


5. Закрепление нового материала. 20 мин

Метод: работа с текстом

  1. Используя данный текстовый материал, составить схему, а затем таблицу «Миграция: виды, причины)

В демографической науке выделяют следующие виды миграции:

По характеру пересекаемых границ:

1) внутренняя миграция - перемещение населения внутри страны из сел в города, из городов в села, из одного региона в другой;

2) внешняя миграция - перемещение населения из одной страны в другую.

По способу реализации:

1) добровольная миграция; 2) принудительная миграция (ссылка, высылка, депортация).

По форме реализации:

1) организованная миграция - осуществляемая при участии государственных и общественных органов и с их помощью;

2) неорганизованная миграция - производится силами и средствами самих мигрантов.

По продолжительности:

1) постоянная миграция; 2) временная; 3) сезонная; 4) маятниковая.

По территориальному охвату:

1) межконтинентальная миграция; 2) внутриконтинентальная миграция.

По причинам;

1) экономические миграции; 2) социальные; 3) политические; 4) национальные;

5) экологические; 6) религиозные и т. д.

По носителю:

1) миграция сельского населения (миграционные потоки: село- город, город-село);

2) миграция городского населения (миграционные потоки: город-город, город-село).

Кроме того выделяют:

эмиграцию - переселение в другую страну на постоянное или временное проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства;

иммиграцию - въезд в страну на постоянное или временное проживание граждан другой страны, в большинстве случаев с получением нового гражданства.


6. Подведение итогов урока. 1 мин

Выставление оценок.

7.Домашнее задание: 1 мин

Проанализировать свои знания по теме. Повторить определения. Знать виды миграции.


Подпись преподавателя ______________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Храпова Елена Алексеевна

Дата: 20.03.2019

Номер свидетельства: 503880


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства