kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по МДК 03.01 на тему: «Понятие миграция. Виды и причины миграции населения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока собщения новых знаний предназанчена для студентов по специальности 39.02.01 "Социальная работа"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по МДК 03.01 на тему: «Понятие миграция. Виды и причины миграции населения»»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 15

Дата- _________________

Группа- ________________

Дисциплина: ПМ 03 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТЖС»

МДК 03.01. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами из групп риска.

Тема: «Понятие миграция. Виды и причины миграции населения»

Цели урока:

Обучающая - формирование общих и профессиональных компетенций по теме миграции;

Развивающая - развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельнее выводы;

Воспитательные - привитие интереса к предмету, формирование политической культуры и гражданской позиции у обучающихся.

На занятии предусмотрено применение преподавателем презентации и

- для лиц с нарушениями зрения материал предоставлен в печатной форме увеличенным шрифтом, а также наличие экранной лупы для просмотра материалов на мониторе;

- для лиц с нарушениями слуха наличие аудиотехники (колонки, наушники, (гарнитура), формы электронных документов, формы с увеличенным печатным шрифтом; - для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: беседа, индивидуальная, групповая работа.

Методы и методические приемы:

- словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, дискуссия);

- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос);

- рефлексивный метод.

Педагогические технологии: т. личностно-ориентированного обучения, т. дифференцированного обучения, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология.



1.Организация занятия. 2 мин

- Приветствие обучающихся.

- Отметка отсутствующих обучающихся на занятии.

  1. Проверка готовности обучающихся к занятию. 1 мин

3. Сообщение темы занятия, цели занятия. 1 мин

  1. Изложение нового материала 55 мин

План урока

  1. Понятие миграции

Метод: рассказ с элементами беседы

  1. Причины миграции

Метод: рассказ с элементами беседы

  1. Виды миграции

Метод: рассказ с элементами беседы


Ход занятия.

Вступительное слово преподавателя: 2 мин

Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы, посвященной миграционной проблематике, показал, что относительно трактовки определения «миграция населения» не существует единства мнений. Количество определений столько же, сколько и авторов этих определений.

Под миграцией населения в демографии понимается перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда, или на более или менее длительное время, или с регулярным возвращением к нему.

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами.

Миграция достаточно сложный и неоднозначный социальный феномен. В качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения. К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (связанную с отдыхом), служебные командировки.

Влияние миграции на развитие современного мира, в котором люди в поисках лучшей доли и судьбы перемещаются с одной территории на другую, очень велико: миграция обеспечивает соединение территориально распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран) природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.

Одним из проявлений этих его качеств является многообразие основных типов, видов и форм миграционных процессов. На сегодняшний день существует несколько классификаций типов миграции (Приложение 1).

Согласно одной из классификаций, в основе которой лежат причины переселения, миграции делятся на следующие типы: трудовую; политическую; военную; брачную (Верещагина А.В. Демография. Учебное пособие / А.В.Верещагина. - М.: Дашков и К, 2011. - С.156. 256 с.).

Трудовая миграция как результат перемещения населения по экономическим причинам (безработица, экономическая нестабильность, невостребованность на рынке труда определенных видов профессий, низкая оплата труда и т.д.).

Политическая миграция как результат смены политического режима, идеологического противостояния или политических конфликтов и перемещения населения, испытывающего притеснения различного характера (религиозного, расового, идеологического). Этот тип порождает такой тип мигрантов, как беженцы.

Военная миграция, основной причиной которой, как проистекает из названия, является ситуация военного, а также послевоенного времени, результатом которой могут быть эвакуация, реэвакуация, а также депортация населения.

Брачная миграция, под которой обычно понимается международная, как результат перемещения населения по причине создания брака с представителем другого государства. Особенностью является высокий процент женской брачной миграции, по причинам: социально-экономическим (стремление повысить уровень благосостояния и стабильности за счет переезда в другую страну и заключения брака с иностранцем), социально-психологическим и эмоциональным (стремление найти спутника жизни, свою «половину»), социально-демографическим (превышение женского населения над мужским и др.).

ФИЗМИНУТКА

Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. – сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – левую руку махом занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями: голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе: 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 – локти отвести назад, прогнуться (повторить 6-8 раз); руки опустить вниз и потрясти кистями расслабленно. Темп медленный.

3.3. И.п. – сидя, руки подняты вверх: 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти (повторить 6-8 раз); руки


Здесь стоит отметить принудительные миграции, которые в истории нашей страны занимают особое место, и связаны с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 1930-50-х годов; депортацией целых народов из мест их постоянного проживания в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана (так, в 1930 высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период ВОВ с родных мест было переселено более 1 млн немцев).

Самое крупное разделение по направлению миграционных потоков:

внутренняя миграция связана с перемещением групп населения через границы определенных территорий, находящихся в пределах государства, как со сменой жительства (временного или постоянного характера), так и без нее. Пример внутренних миграций - переезды из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, во время летних отпусков.

внешняя миграция характеризуется перемещением групп населения за пределы границ государства как со сменой жительства (временного или постоянного характера), так и без нее. К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину). К внешней миграции можно отнести и нелегальную миграцию (подпольная, незаконная) - связана с проникновением на территорию другого государства с нарушением законодательства этого государства в отношении иностранных граждан. Нелегальная миграция приобретает широкий размах в современном обществе и вызывается обычно целью нелегального трудоустройства на территории иностранного государства.

Вынужденная миграция - это перемещение людей с целью поиска убежища. Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Отметим незаконную миграцию, под которой понимается въезд в страну, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.


5. Закрепление нового материала. 20 мин

Метод: работа с текстом

  1. Используя данный текстовый материал, составить схему, а затем таблицу «Миграция: виды, причины)

В демографической науке выделяют следующие виды миграции:

По характеру пересекаемых границ:

1) внутренняя миграция - перемещение населения внутри страны из сел в города, из городов в села, из одного региона в другой;

2) внешняя миграция - перемещение населения из одной страны в другую.

По способу реализации:

1) добровольная миграция; 2) принудительная миграция (ссылка, высылка, депортация).

По форме реализации:

1) организованная миграция - осуществляемая при участии государственных и общественных органов и с их помощью;

2) неорганизованная миграция - производится силами и средствами самих мигрантов.

По продолжительности:

1) постоянная миграция; 2) временная; 3) сезонная; 4) маятниковая.

По территориальному охвату:

1) межконтинентальная миграция; 2) внутриконтинентальная миграция.

По причинам;

1) экономические миграции; 2) социальные; 3) политические; 4) национальные;

5) экологические; 6) религиозные и т. д.

По носителю:

1) миграция сельского населения (миграционные потоки: село- город, город-село);

2) миграция городского населения (миграционные потоки: город-город, город-село).

Кроме того выделяют:

эмиграцию - переселение в другую страну на постоянное или временное проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства;

иммиграцию - въезд в страну на постоянное или временное проживание граждан другой страны, в большинстве случаев с получением нового гражданства.


6. Подведение итогов урока. 1 мин

Выставление оценок.

7.Домашнее задание: 1 мин

Проанализировать свои знания по теме. Повторить определения. Знать виды миграции.


Подпись преподавателя ______________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Храпова Елена Алексеевна

Дата: 20.03.2019

Номер свидетельства: 503880

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства