Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по МДК 02.01 "Технология монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях"»
министерство ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ и молодежной политики КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
по дисциплине
МДК 02.01 Технология монтажа кабелей
на тему:
ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА И РЕМОНТА СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ МУФТ НА КАБЕЛЯХ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 10 КВ
г. Лабинск
2019
Р
Согласовано
Заместитель директора по УПР
_________________И.А.Пахомова
ассмотрена
методическим объединением
технического профиля
«29» августа 2019г.
руководитель МО
___________ В.Н.Калинин
Методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Технология монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ» в рамках дисциплины МДК 02.01 Технология монтажа кабелей
Данная методическая разработка содержит полное описание урока по данной дисциплине.
В методической разработке раскрывается методика проведения теоретического занятия методом коллективно-мыслительной деятельности малыми группами по дисциплине МДК 02.01 Технология монтажа кабелей Методическая разработка рассчитана на преподавателей и студентов электротехнических дисциплин.
Разработчик: Калинин В.Н.., преподаватель специальных дисциплин ЛСТТ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………...
План урока…………………………………………………………………………………...
Методика проведения занятия……………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………………..
4
5
7
17
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Электротехника и электроника» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».
Методическая разработка урока ситуационных практических работ методом коллективно-мыслительной деятельности через соревнование команд, является актуальной для преподавателей, работающих с активными формами обучения и проведения занятия по текущему и рубежному контролю знаний.
Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выявить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения, развивать мышление, делать выводы.
Тема урока «Роль электрического тока в нашей жизни» является актуальной и является непосредственным видом профессиональной деятельности.
Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний и умений (проверка умений и навыков), включающий контроль знаний, подготовку к выполнению практического ситуационного задания и саму практическую работу самостоятельно.
Вид урока - нетрадиционный урок: игра-аукцион «Империя электрического тока».
ПЛАН УРОКА
Дисциплина
Электротехника и электроника
Тема
Роль электрического тока в нашей жизни. Империя электрического тока.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная
Повторить основные понятия, определения.
Повторить основные законы электрического тока, производных формул этих законов и умения их применять для расчета электрических цепей.
Научиться применять полученные знания при решении практических задач
Закрепить изученный материал через решение практических задач различной сложности
Формировать у студентов умения по преодолению трудностей в учении
Воспитывающая
Воспитать интерес к изучению дисциплины, истории науки, через знакомство с историческими фактами из жизни и деятельности учёных, внёсших значительный вклад в развитие электротехники.
Формировать умения и навыки самостоятельной умственной деятельности
Обеспечиваемые компетенции
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний и умений (проверка умений и навыков), включающий контроль знаний, подготовку к выполнению практического ситуационного задания и саму практическую работу самостоятельно
Вид урока
Нетрадиционный урок:
игра-аукцион «Империя электрического тока»
Методы и формы обучения
Репродуктивный диалог – продуманная система вопросов при повторении изученного материала
Образно-ассоциативное изложение – использование презентации
Инструктивно-репродуктивный – упражнения
Лабораторно-практический – выполнение практического задания
Оборудование и обеспечение урока:
На столах оборудование: источник тока, ключ, лампочка, соединительные провода, правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией, лист условных обозначений, лист учёта.
На демонстрационном столе: бытовые приборы (утюг, лампа настольная, гирлянда)
Презентация к уроку, мультимедиа проектор, ПК, калькуляторы
На доске: таблица «Эффект действия тока и напряжения».
Надписи:
1 лот – допуск
2 лот – теория
3 лот – эксперимент
4 лот – практическое задание
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент – 5 мин
Приветствие, организация внимания
Постановка целей и задач урока
Подготовка обучающихся к работе (мотивация), объявление критериев оценки
Создание на уроке благоприятной психологической обстановки
Деление группы на три команды
1. Проверка знаний по пройденному материалу
Аукцион (розыгрыш купонов командами)
1 лот – допуск
(на доске вывешивается надпись)
(45 мин)
1.Что означают эти числа? (на экране появляется таблица с различными значениями силы тока при частоте 50 Гц)
2.Проверяются знания по соблюдению ТБ в следующих ситуациях (рисунки на мультимедиа - рассматриваются ситуации по нарушению техники безопасности, а обучающиеся должны подметить нарушение и сделать вывод по исправлению ошибок.)
3.Повторение правил пожарной безопасности при пользовании электроэнергией (ППЖ лежат на столах у студентов)
4.Повторение правил оказания первой помощи при поражении электрическим током (Рисунки на мультимедиа)
5.Существует ли положительное действие электрического тока на организм человека и в чем оно заключается?
6.Подведение итогов по 1 лоту
2 лот – теория
(25 мин)
1.Из чего состоит простейшая электрическая цепь?
2. Найти ошибки на схемах; назвать все элементы цепи, их соединения, исправить их (рисунки на мультимедиа)
Физ. минутка
(5 мин)
1. Изобразите последовательное соединение проводов.
2. Изобразите параллельное соединение.
3. Ключ разомкнут.
4. Ключ замкнут.
5. Ток бежит по проводам.
3 лот – эксперимент
(15 мин)
На доске условное обозначение приборов. Необходимо составить из них схему собрать её (пишут на листочках, а потом на доске).
Вопросы:
1.Как соединены лампочки в схеме №2?
2.Как соединены лампочки в схеме №3?
3.В какой из этих двух схем Rоб сопротивления наименьшее?
4.В какой из двух схем лампочки горит ярче?
4 лот – практическое задание
(30 мин)
Применение знаний на практике.
Каждой команде даётся задание.
1 команда: в вашей гирлянде не работает лампочка, найдите и замените (гирлянда и авометр);
2 команда: настольная лампа не работает, найти причину и исправить (лампа и отвёртка);
3 команда: не нагревается утюг. Найти причину и исправить (утюг, вилка, отвёртка).
Обучающиеся ищут ошибки и дают пояснения.
2. Подведение
итогов – 3 мин
1.Оценка за урок.
За 1-3 лот за каждый правильный ответ команда получает цветной купон с разной номинальной стоимостью:
красный купон - полные, правильные, корректные ответы на вопросы (3 балла);
зеленый купон - неполные, с недочетами ответы на вопросы (2 балла);
синий купон - неверные ответы на вопросы, разнородные, бессистемные знания (1 балл).
За 4 лот, являющийся практическим заданием, максимальное количество баллов – 6.
В конце каждого лота подсчитывается количество купонов. Команда имеет право ставить понижающий коэффициент студентам, не принимающим достаточно активного участия в выполнении практического задания (самооценка).
Критерии оценки:
13 – 15 баллов
«5»
10 – 12 баллов
«4»
5 – 9 баллов
«3»
2.Прогнозирование на следующий урок
Домашнее
задание – 2 мин
Подготовиться к тестированию по теме, учебники:
1. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. – М.: Академия, 2009. – 544 с.
3. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Урок начинается с организационного момента: приветствие, организация внимания, постановка целей и задач урока, подготовка обучающихся к работе (актуализация).
На столах оборудование: источник тока, ключ, лампочка, соединительные провода, правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией, лист условных обозначений, лист учёта.
На демонстрационном столе: бытовые приборы (утюг, лампа настольная, гирлянда).
На доске: таблица «Эффект действия тока и напряжения».
Надписи:
1 лот – допуск
2 лот – теория
3 лот – эксперимент
4 лот - практика
Мотивационная часть урока.
Преподаватель: Сегодня на уроке повторим основные понятие, полученные на уроках электротехники. Тема нашего (мультимедийного) урока: «Империя электрического тока». Ребята, а какие цели вы сами поставите перед собой на уроке?
Студент (зачитывает стихотворение):
Вспомним с вами мы о токе.
Это же частиц потоки!
Про источники, про схемы
Вспомним всё! И нет проблемы.
Схемы соберем. Расскажем!
Что-нибудь ещё покажем,
А потом – изобретём.
С пользой время проведём.
Всех проводов величество
Зовётся «Электричество»
Так проявим же умения,
Объясняя все явленья.
Эксперименты проведём,
Победителей найдём!
Преподаватель: Урок проводим в форме игры-аукциона.
Аукцион – распродажа товаров за высокую плату. Ваша плата – знания. За верный ответ вы получаете баллы и заносите к себе в лист учёта, который лежит на партах, а в конце урока подведём итоги.
Ваши знания по электротехнике об электрическом токе необходимы и применимы в работах по технологии в быту, в технике. Эти знания необходимы в ряде профессий, как техник - электромеханик, монтер, энергетик и т.д. Применение электрического тока велико, но и при пользовании им необходимо соблюдать технику безопасности.
Группа делится на три команды. Критерии оценки:
За каждый правильный ответ команда получает цветной купон номинальной стоимостью:
красный купон - полные, правильные, корректные ответы на вопросы;
зеленый купон - неполные, с недочетами ответы на вопросы;
синий купон - неверные ответы на вопросы, разнородные, бессистемные знания).
В конце каждого лота подсчитывается количество купонов. Команда имеет право ставить понижающий коэффициент студентам, не принимающим достаточно активного участия в выполнении практического задания (самооценка).
Итак, для участия в аукционе вы должны получить допуск.
Остановка сердца. ( Если шок был кратким, сердце можно реанимировать). Тяжелые ожоги.
Преподаватель: Верно, при пользовании током надо соблюдать технику безопасности.
Проверим ваши знания по соблюдению техники безопасности в следующих ситуациях (рисунки на мультимедиа).
(Рассматриваются ситуации по нарушению техники безопасности, а обучающиеся должны подметить нарушение и сделать вывод по исправлению ошибок.)
Рисунки
а) У утюга оголённый провод. При включении в сеть человек поражается электрическим током.
Ответ: Нарушение изоляции провода у утюга.
б) Человек, стоящий на батарее отопления забивает гвоздь в стену, не подозревая, что под штукатуркой может находиться электропровод, он может пробить изоляцию провода гвоздём, держащим в руке.
в) Нельзя вытирать мокрой, влажной тряпкой электрическую лампочку, находящуюся под напряжением, т.к. вода является проводником электрического тока.
3. Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, касаться электрического провода.
На ваших столах, обратите внимание, лежат правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией.
Преподаватель: повторим их:
Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией.
Включайте в электросеть утюг, плитку, чайник и другие электроприборы, только исправные и при наличии несгораемой подставки. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым и деревянным конструкциям
Следите, чтобы электрические лампы не касались бумажных и тканевых абажуров. Не закрываете домашними предметами автотрансформатор и стабилизатор и не устанавливайте их на пол.
Не забывайте, уходя из дома, выключить электроосвещение и все электроприборы, в том числе и телевизор, радиоприёмник, радиолу и другие (кроме холодильника).
Не применяйте большого количества соединительных шнуров и удлинителей.
Не допускайте одновременного включения в электросеть нескольких мощных потребителей электроэнергии (телевизор, камин, чайник и др.), вызывающих перегрузку сети.
Опасно промачивать электропровода, заклеивать их обоями, подвешивать на гвозди, оттягивать, завязывать в узлы. Применять ветхие соединительные шнуры, удлинители. Всё это приводит к нарушению изоляции и короткому замыканию электроприводов и горению изоляции.
Опасно пользоваться неисправными выключателями, розетками, штепселями, подключать оголённые концы при помощи скрутки проводов к электросети. В этих случаях возникают большие переходные сопротивления, которые приводят к сильному нагреву электроприводов и горению изоляции.
Серьёзную опасность представляет использование нестандартных, самодельных предохранителей («жучков»).
Электросеть от перегрузок и коротких замыканий защищают предохранители только фабричного изготовления.
Следите за исправностью и чистотой всех электробытовых приборов. К монтажу электропроводки и ремонту электроприборов привлекайте только специалистов. В этих случаях будет исключена возможность возникновения пожара от электроприборов.
Преподаватель: Нарушение правил приводит к поражению человека.
Какая необходима первая помощь при поражении?
(Рисунки на мультимедиа)
Рисунок 1
Рисунок 2
Студент:
Если пострадавший потерял сознание или у него отсутствуют признаки жизни, то необходимо срочно вызвать врача, одновременно делать искусственное дыхание. Когда дыхание у пострадавшего восстановится, его до прихода врача нужно укрыть теплой одеждой, так как охлаждение вредно для организма.
В ряде случаев пострадавший не может самостоятельно освободиться от действия тока, так как ток вызывает судороги мышц. Чтобы помочь пострадавшему, нужно немедленно отключить электроустановку или соответствующую ее часть. Если же этого сделать невозможно (далеко расположен рубильник, доступ к нему оказался опасным), то пострадавшего нужно отделить от токоведущих частей следующим образом (рис. 1):
- надев резиновые галоши и перчатки или обмотав руку сухой тканью, оторвать человека, попавшего под напряжение, от токоведущих частей;
- взявшись за сухие части одежды пострадавшего, оторвать его от токоведущих частей;
- встав на сухую доску или подсунув ее под пострадавшего, оторвать его от токоведущих частей;
- перерубить один за другим провода сети (при напряжении не выше 250 в) с помощью топора, имеющего деревянную ручку.
Преподаватель: Как вы думаете, есть ли польза действия тока на организм?
Студент 1: Действие электрического тока на организм может быть и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, неврологии и других заболеваниях применяют гальванизацию, приложив к пациенту электроды, пропуская через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий действие, улучшает кровообращение.
Студент2: Посредствам электрических раздражений мозга (электрошок) лечат психические заболевания. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжёлом нарушении сердечной деятельности.
Преподаватель: Благодарю за ответы и надеюсь за правильное пользование электрическим током. Все получили допуск к следующему 2 лоту – теория.
2 лот – теория
Критерии оценки: максимальное количество баллов 3
Преподаватель: В повседневной практике мы на каждом шагу встречаемся с электрическими цепями. Из чего состоит простейшая электрическая цепь?
Студент Источника тока, потребителей, замыкающего устройства и соединительных проводов.
Преподаватель: Внимание на доску (мультимедиа). Найти ошибки на схемах; назвать все элементы цепи, их соединения, исправить их (Схема № 1).
Преподаватель: Демонстрируют две схемы с лампами, выключателями и штепсельными розетками. В какой схеме штепсельная розетка включена правильно, а какой – неправильно? В чем ошибся электромонтёр в одной из этих цепей?
Ответ: Первая цепь собрана правильно. Во второй цепи неверно соединены выключатели и штепсельная розетка для лампы. Штепсельную розетку надо включать так, чтобы она не зависела от выключателя. Выключатель, размыкая цепь лампы, не должен прекращать подачу тока в розетку.
Схема №3
Преподаватель: В каком случае лампы будут гореть ярче?
Ответ: Одинаково(Студент объясняет около доски).Если рассчитать общее сопротивление, то оно будет одинаково, и в 1 и во 2 случае.
Физ. минутка:
Критерии оценки: за самый лучший показ команде присуждается дополнительный бонусный 1 балл
1. Изобразите последовательное соединение проводов.
2. Изобразите параллельное соединение.
3. Ключ разомкнут.
4. Ключ замкнут.
5. Ток бежит по проводам.
3 лот – эксперимент
Критерии оценки: максимальное количество баллов 5
Преподаватель: На доске условное обозначение приборов. Необходимо составить из них схему собрать её (пишут на листочках, а потом на доске).
Преподаватель:
Как соединены лампочки в схеме №2?
Как соединены лампочки в схеме №3?
В какой из этих двух схем Rоб сопротивления наименьшее?
В какой из двух схем лампочки горит ярче?
4 лот – практика
Критерии оценки: максимальное количество баллов 6
Преподаватель: Давайте, применим наши знания на практике.
Каждой команде даётся задание.
1 команда: в вашей гирлянде не работает лампочка, найдите и замените (гирлянда и авометр)
2 команда: настольная лампа не работает, найти причину и исправить (лампа и отвёртка)
3 команда: не нагревается утюг. Найти причину и исправить. ( утюг, вилка, отвёртка)
(обучающиеся ищут ошибки, и дают пояснения)
Итог урока:
Преподаватель: Урок-аукцион подошёл к завершению. Подведём итоги, обсудим результаты.
Критерии оценки:
13 – 15 баллов
«5»
10 – 12 баллов
«4»
5 – 9 баллов
«3»
Выдача домашнего задания:
Подготовиться к тестированию по изученному разделу, учебники:
1. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. – М.: Академия, 2009. – 544 с.
3. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике. – М.: Академия, 2011. – 224с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, какие же положительные результаты дают нетрадиционные формы уроков.
Нетрадиционные формы уроков направлены большей частью на развитие воображения обучающихся на основе образного материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед ними проблемы, в том числе и нравственного характера.
На таких уроках реализуются мнемонические способности, мыслительные операции. Занятия функциональны, они могут порой: «объять необъятное»; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности обучающихся.
Результативностью применения нетрадиционных форм уроков является следующее:
- формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы обучающихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение;
- нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету, практически у всех учащихся;
- полученные знания становятся более прочными;
- нетрадиционные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего обучающиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.