Разработка урока по черчению для 9 класса " Болтовое соединение"
Разработка урока по черчению для 9 класса " Болтовое соединение"
План-конспект урока по черчению для 9 класса
Тема урока: Болтовое соединение
Цель урока: закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, ее характеристиках; рассмотреть последовательность выполнения чертежа болтового соединения, его составляющих — гайка, шайба; рассмотреть зависимость относительных размеров болтового соединения от наружного диаметра резьбы болта, записать формулы этих отношений; закрепить на практике алгоритм выполнения чертежа болтового соединения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица с изображением чертежа болтового соединения, модель болтового соединения, плакаты с изометрией болтового соединения.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного материала
На прошлом уроке мы говорили о видах соединений деталей. Какие виды соединений вы помните? (Разъемные и неразъемные.)
Что называется резьбой? (Это поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности.)
Что называют шагом резьбы? (Расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси цилиндра.)
Какой диаметр резьбы на стержне проводят сплошной тонкой линией? (Внутренний.)
План-конспект урока по черчению для 9 класса
Тема урока: Болтовое соединение
Цель урока: закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, ее характеристиках; рассмотреть последовательность выполнения чертежа болтового соединения, его составляющих — гайка, шайба; рассмотреть зависимость относительных размеров болтового соединения от наружного диаметра резьбы болта, записать формулы этих отношений; закрепить на практике алгоритм выполнения чертежа болтового соединения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица с изображением чертежа болтового соединения, модель болтового соединения, плакаты с изометрией болтового соединения.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного материала
На прошлом уроке мы говорили о видах соединений деталей. Какие виды соединений вы помните? (Разъемные и неразъемные.)
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по черчению для 9 класса " Болтовое соединение"»
План-конспект урока по черчению для 9 класса
Тема урока: Болтовое соединение
Цель урока: закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, ее характеристиках; рассмотреть последовательность выполнения чертежа болтового соединения, его составляющих — гайка, шайба; рассмотреть зависимость относительных размеров болтового соединения от наружного диаметра резьбы болта, записать формулы этих отношений; закрепить на практике алгоритм выполнения чертежа болтового соединения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица с изображением чертежа болтового соединения, модель болтового соединения, плакаты с изометрией болтового соединения.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Повторение изученного материала
На прошлом уроке мы говорили о видах соединений деталей. Какие виды соединений вы помните? (Разъемные и неразъемные.)
Что называется резьбой? (Это поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности.)
Что называют шагом резьбы? (Расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси цилиндра.)
Какой диаметр резьбы на стержне проводят сплошной тонкой линией? (Внутренний.)
А в отверстии? (Наружный.)
Какой линией показывают наружный диаметр резьбы? (Сплошной основной линией.)
Знакомство с новым материалом
Вводная беседа.
Итак, наиболее распространенные разъемные соединения — это резьбовые. К ним относятся, как вы уже вспомнили, болтовое, шпилечное и винтовое соединения. Детали этих соединений — болты, винты, шпильки и гайки — называют крепежными. Крепежные детали имеют установленные стандартом форму, размеры и условные обозначения. Поэтому их размеры на чертежах не наносят, а при необходимости пользуются для справки таблицами стандартов.
С изображением крепежных деталей приходится встречаться в основном на сборочных чертежах. На этих чертежах болтовое, шпилечное и винтовое соединения вычерчивают по относительным размерам. Это значит, что величину отдельных элементов определяют в зависимости от наружного диаметраd резьбы. В результате ускоряется работа по выполнению чертежа. Необходимые данные записываются в спецификации (помните, что это такое?).
Рассмотрим изображения основных резьбовых соединений.
Болтовое соединение.
Запишите тему: «Болтовое соединение».
Если необходимо быстро собрать, а затем разобрать две относительно тонкие детали, удобно применять болтовое соединение.
(Учитель показывает модель.)
Проанализируем геометрическую форму болта. Он состоит из цилиндра, на который нанесена резьба, и правильной прямой шестиугольной призмы. Цилиндр называется стержнем болта, а призма — головкой. Таким образом, болт — это цилиндрический стержень, имеющий на одном конце резьбу под гайку, а на другом — головку. Головки болта могут быть разной формы — шестигранными, квадратными, полукруглыми и другими. Чаще всего применяют болты с шестигранной головкой.
На одном конце имеется резьба под гайку. Что здесь называется гайкой? (Это деталь, навинченная на болт и имеющая грани.)
Гайка имеет форму шестиугольной правильной прямой призмы со сквозным отверстием под резьбу в центре.
В соединении присутствует еще одна деталь, как она называется? (Шайба.)
Проанализируйте геометрическую форму шайбы. (Это диск с цилиндрическим отверстием в центре.)
Эти три детали представляют собой болтовой комплект.
Итак, как соединить две тонкие детали с помощью болта? Опишите алгоритм. (Примерный ответ. Сначала две детали прижимают друг к другу так, как хотят их зафиксировать. В деталях есть сквозные отверстия. Нужно совместить эти отверстия так, чтобы можно было вставить в них болт. Диаметр отверстий немного больше диаметра болта, чтобы легче было соединять. Головка болта фиксирует крепление с одной стороны.)
Что навинчивается на болт сверху и в какой последовательности? (Сначала шайба, затем гайка.)
Зачем надевается шайба? (Чтобы предохранить поверхность верхней детали от повреждений при завинчивании гайки.)
Сверху завинчивается гайка.
Теперь нужно узнать рабочую длину болта, а вернее, то, как ее рассчитать.
Как вы думаете, что такое рабочая длина болта? (Возможно, весь болт целиком...)
Нет, за рабочую длину болта принимают длину стержня без головки. Как вы думаете, почему? (Потому что головка находится вне деталей и не участвует в их соединении, а служит лишь упором.)
Взгляните на изображение болтового соединения. Оно должно выглядеть так: болт расположен головкой вниз и скрепляет собой детали. На резьбовом конце вплотную к детали расположена шайба.
Поверх нее навинчена гайка, скрепляющая детали. Ее обычно затягивают ключом по резьбе на стержне болта. Поэтому резьбовой конец болта называется стяжным. Обратите внимание на то, что гайка не закрывает собой всю резьбу, остается небольшой конец.
Как вы думаете, зачем оставлен конец резьбы? (При воздействии на соединение гайка может раскрутиться, а этот остаток стержня не даст распасться соединению.)
Он служит для длительной фиксации соединения и называется свободный конец.
Итак, запишите: за длину болта 1 (эль) принимают длину стержня без головки.
Какие же условные обозначения применяются для болтового комплекта?
Для болтов в спецификации указывают тип резьбы, наружный диаметр и рабочую длину. Например, «Болт М12 х 1,25 х 60» означает, что у данного болта имеется метрическая резьба d = 12 мм, мелкий шаг 1,25 мм. Рабочая длина болта при этом равна 60 мм.
Для гайки указывают диаметр и тип резьбы. Например, запись «Гайка М10» расшифровывается так: 10 мм — наружный диаметр метрической резьбы с крупным шагом.
Для шайб указывают диаметр болта. «Шайба 10» означает: шайба для болта с наружным диаметром 10 мм.
Теперь рассмотрим условности и упрощения при изображении болтового соединения. Записывайте в тетрадях. К упрощениям относятся:
Отсутствие фасок на стержне, головке болта и гайке.
Упрощенное изображение резьбы.
К условностям относят:
Болт, гайка и шайба показаны нерассеченными, если секущая плоскость проходит вдоль их оси.
Посмотрите на чертеж: соединяемые детали показаны в разрезе, они заштрихованы. Болт, гайка и шайба изображены неза- штрихованными.
На соединяемые детали штриховка наносится в разных направлениях.
Как вы думаете, почему? (Чтобы нагляднее было видно соединение двух разных деталей.)
Между стенками отверстия в деталях и стержнем болта изображен зазор, в котором видна граница скрепляемых деталей.
На главном виде гайка и головка болта изображаются с тремя гранями, а на виде слева — с двумя.
Почему на одном виде две грани, а на другом три? (Так как это шестигранная призма, то на виде спереди мы сможем увидеть три грани, а на виде слева — две, или наоборот.)
А что мы видим на виде сверху? (Часть поверхности детали, шайбу, гайку и стяжной конец стержня болта.)
Линии невидимого контура, соответствующие отверстиям в гайке и шайбе, не проведены.
Что касается размеров, то болтовое соединение вычерчивается по относительным размерам. Это значит, что все размеры элементов зависят от наружного диаметра резьбы болта. Для расчетов применяют формулы:
d — наружный диаметр резьбы. Найдите на чертеже и объясните остальные обозначения:
D — диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника;
И — высота головки болта;
/0 — длина нарезной части (с резьбой);
Я — высота гайки;
d — диаметр отверстия под болт;
Diu — диаметр шайбы;
S— высота шайбы.
Итак, зная только наружный диаметр резьбы болта, можно вычислить все остальные размеры.
Теперь рассмотрим алгоритм построения чертежа сборочной единицы.
Болтовое соединение вычерчивают в том же порядке, что и собирают. Попробуйте описать эту последовательность.
(Сначала вычерчивают детали, изображая их в разрезе. Затем в отверстия деталей вставляют болт головкой вниз. Затем на болт надевают шайбу и завинчивают гайку.)
IV. Практическое закрепление пройденного материала
Теперь вам нужно выработать навыки построения болтового соединения, представленного тремя видами. Начертим болтовое соединение в тетрадях. Руководствуясь чертежом в учебнике (Ботвинников А.Д. и др. - с. 169, рис. 217, г), чертите соединение по следующим размерам: диаметр резьбы — 10 мм, вычислите необходимые вам размеры по записанным формулам. Толщина каждой из соединяемых деталей — 15 мм. Длина стержня болта — 45 мм.
Первым шагом, как вы помните, было вычерчивание соединяемых деталей. Затем вставляйте болт. Не забывайте, что помимо рабочей длины болта вам нужно начертить и его головку. Ее тоже высчитывают по формулам.
Домашнее задание: Закончите начатый в классе чертеж болтового соединения.