kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по черчению для 9 класса " Болтовое соединение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по черчению для 9 класса

Тема урока: Болтовое соединение

Цель урока: закрепить полученные знания об изображении и обо­значении резьбы, ее характеристиках; рассмотреть последо­вательность выполнения чертежа болтового соединения, его составляющих — гайка, шайба; рассмотреть зависимость от­носительных размеров болтового соединения от наружного диаметра резьбы болта, записать формулы этих отношений; закрепить на практике алгоритм выполнения чертежа болто­вого соединения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица с изображением чертежа болтового со­единения, модель болтового соединения, плакаты с изометрией болтового соединения.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II.   Повторение изученного материала

  • На прошлом уроке мы говорили о видах соединений де­талей. Какие виды соединений вы помните? (Разъемные и неразъемные.)
  • Приведите примеры резьбовых соединений. (Винт, болт, шпилька.)
  • Что называется резьбой? (Это поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности.)
  • Что называют шагом резьбы? (Расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси цилиндра.)
  • Какой диаметр резьбы на стержне проводят сплошной тонкой линией? (Внутренний.)

    План-конспект урока по черчению для 9 класса

    Тема урока: Болтовое соединение

    Цель урока: закрепить полученные знания об изображении и обо­значении резьбы, ее характеристиках; рассмотреть последо­вательность выполнения чертежа болтового соединения, его составляющих — гайка, шайба; рассмотреть зависимость от­носительных размеров болтового соединения от наружного диаметра резьбы болта, записать формулы этих отношений; закрепить на практике алгоритм выполнения чертежа болто­вого соединения.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: таблица с изображением чертежа болтового со­единения, модель болтового соединения, плакаты с изометрией болтового соединения.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Приветствие, проверка готовности к уроку.

    II.   Повторение изученного материала

  • На прошлом уроке мы говорили о видах соединений де­талей. Какие виды соединений вы помните? (Разъемные и неразъемные.)
  • Приведите примеры резьбовых соединений. (Винт, болт, шпилька.)
  • Что называется резьбой? (Это поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности.)
  • Что называют шагом резьбы? (Расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси цилиндра.)
  • Какой диаметр резьбы на стержне проводят сплошной тонкой линией? (Внутренний.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по черчению для 9 класса " Болтовое соединение"»

План-конспект урока по черчению для 9 класса


Тема урока: Болтовое соединение

Цель урока: закрепить полученные знания об изображении и обо­значении резьбы, ее характеристиках; рассмотреть последо­вательность выполнения чертежа болтового соединения, его составляющих — гайка, шайба; рассмотреть зависимость от­носительных размеров болтового соединения от наружного диаметра резьбы болта, записать формулы этих отношений; закрепить на практике алгоритм выполнения чертежа болто­вого соединения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица с изображением чертежа болтового со­единения, модель болтового соединения, плакаты с изометрией болтового соединения.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Повторение изученного материала

  • На прошлом уроке мы говорили о видах соединений де­талей. Какие виды соединений вы помните? (Разъемные и неразъемные.)

  • Приведите примеры резьбовых соединений. (Винт, болт, шпилька.)

  • Что называется резьбой? (Это поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности.)

  • Что называют шагом резьбы? (Расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси цилиндра.)

  • Какой диаметр резьбы на стержне проводят сплошной тонкой линией? (Внутренний.)

  • А в отверстии? (Наружный.)

  • Какой линией показывают наружный диаметр резьбы? (Сплошной основной линией.)

  1. Знакомство с новым материалом

    1. Вводная беседа.

Итак, наиболее распространенные разъемные соединения — это резьбовые. К ним относятся, как вы уже вспомнили, болто­вое, шпилечное и винтовое соединения. Детали этих соедине­ний — болты, винты, шпильки и гайки — называют крепежными. Крепежные детали имеют установленные стандартом форму, размеры и условные обозначения. Поэтому их размеры на чер­тежах не наносят, а при необходимости пользуются для справки таблицами стандартов.

С изображением крепежных деталей приходится встречаться в основном на сборочных чертежах. На этих чертежах болтовое, шпилечное и винтовое соединения вычерчивают по относитель­ным размерам. Это значит, что величину отдельных элементов определяют в зависимости от наружного диаметра d резьбы. В результате ускоряется работа по выполнению чертежа. Необ­ходимые данные записываются в спецификации (помните, что это такое?).

Рассмотрим изображения основных резьбовых соединений.

    1. Болтовое соединение.

Запишите тему: «Болтовое соединение».

Если необходимо быстро собрать, а затем разобрать две от­носительно тонкие детали, удобно применять болтовое соеди­нение.

(Учитель показывает модель.)

Проанализируем геометрическую форму болта. Он состоит из цилиндра, на который нанесена резьба, и правильной прямой шестиугольной призмы. Цилиндр называется стержнем болта, а призма — головкой. Таким образом, болт — это цилиндри­ческий стержень, имеющий на одном конце резьбу под гайку, а на другом — головку. Головки болта могут быть разной фор­мы — шестигранными, квадратными, полукруглыми и другими. Чаще всего применяют болты с шестигранной головкой.

  • На одном конце имеется резьба под гайку. Что здесь назы­вается гайкой? (Это деталь, навинченная на болт и имею­щая грани.)

Гайка имеет форму шестиугольной правильной прямой приз­мы со сквозным отверстием под резьбу в центре.

  • В соединении присутствует еще одна деталь, как она на­зывается? (Шайба.)

  • Проанализируйте геометрическую форму шайбы. (Это диск с цилиндрическим отверстием в центре.)

Эти три детали представляют собой болтовой комплект.

  • Итак, как соединить две тонкие детали с помощью бол­та? Опишите алгоритм. (Примерный ответ. Сначала две детали прижимают друг к другу так, как хотят их зафик­сировать. В деталях есть сквозные отверстия. Нужно со­вместить эти отверстия так, чтобы можно было вставить в них болт. Диаметр отверстий немного больше диаметра болта, чтобы легче было соединять. Головка болта фикси­рует крепление с одной стороны.)

  • Что навинчивается на болт сверху и в какой последова­тельности? (Сначала шайба, затем гайка.)

  • Зачем надевается шайба? (Чтобы предохранить поверхность верхней детали от повреждений при завинчивании гайки.)

Сверху завинчивается гайка.

Теперь нужно узнать рабочую длину болта, а вернее, то, как ее рассчитать.

  • Как вы думаете, что такое рабочая длина болта? (Возмож­но, весь болт целиком...)

  • Нет, за рабочую длину болта принимают длину стержня без головки. Как вы думаете, почему? (Потому что голов­ка находится вне деталей и не участвует в их соединении, а служит лишь упором.)

Взгляните на изображение болтового соединения. Оно дол­жно выглядеть так: болт расположен головкой вниз и скрепляет собой детали. На резьбовом конце вплотную к детали располо­жена шайба.

Поверх нее навинчена гайка, скрепляющая детали. Ее обыч­но затягивают ключом по резьбе на стержне болта. Поэтому резь­бовой конец болта называется стяжным. Обратите внимание на то, что гайка не закрывает собой всю резьбу, остается неболь­шой конец.

  • Как вы думаете, зачем оставлен конец резьбы? (При воз­действии на соединение гайка может раскрутиться, а этот остаток стержня не даст распасться соединению.)

Он служит для длительной фиксации соединения и называ­ется свободный конец.

Итак, запишите: за длину болта 1 (эль) принимают длину стержня без головки.

  • Какие же условные обозначения применяются для болто­вого комплекта?

Для болтов в спецификации указывают тип резьбы, наруж­ный диаметр и рабочую длину. Например, «Болт М12 х 1,25 х 60» означает, что у данного болта имеется метрическая резьба d = 12 мм, мелкий шаг 1,25 мм. Рабочая длина болта при этом равна 60 мм.

Для гайки указывают диаметр и тип резьбы. Например, за­пись «Гайка М10» расшифровывается так: 10 мм — наружный диаметр метрической резьбы с крупным шагом.

Для шайб указывают диаметр болта. «Шайба 10» означает: шайба для болта с наружным диаметром 10 мм.

Теперь рассмотрим условности и упрощения при изображе­нии болтового соединения. Записывайте в тетрадях. К упроще­ниям относятся:

  1. Отсутствие фасок на стержне, головке болта и гайке.

  2. Упрощенное изображение резьбы.

К условностям относят:

    1. Болт, гайка и шайба показаны нерассеченными, если се­кущая плоскость проходит вдоль их оси.

Посмотрите на чертеж: соединяемые детали показаны в раз­резе, они заштрихованы. Болт, гайка и шайба изображены неза- штрихованными.

    1. На соединяемые детали штриховка наносится в разных направлениях.

  • Как вы думаете, почему? (Чтобы нагляднее было видно со­единение двух разных деталей.)

    1. Между стенками отверстия в деталях и стержнем болта изображен зазор, в котором видна граница скрепляемых де­талей.

    2. На главном виде гайка и головка болта изображаются с тре­мя гранями, а на виде слева — с двумя.

  • Почему на одном виде две грани, а на другом три? (Так как это шестигранная призма, то на виде спереди мы сможем увидеть три грани, а на виде слева — две, или наоборот.)

  • А что мы видим на виде сверху? (Часть поверхности дета­ли, шайбу, гайку и стяжной конец стержня болта.)

    1. Линии невидимого контура, соответствующие отверстиям в гайке и шайбе, не проведены.

Что касается размеров, то болтовое соединение вычерчива­ется по относительным размерам. Это значит, что все размеры элементов зависят от наружного диаметра резьбы болта. Для расчетов применяют формулы:

h = 0,7d; D = 2d; #= 0,8rf; dx = 0,85d; d= 1,1 d; 2,2d; S= 0,15^; l0=2d + 6; d0 = 1 ,ld.

d — наружный диаметр резьбы. Найдите на чертеже и объяс­ните остальные обозначения:

D — диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника;

И — высота головки болта;

/0 — длина нарезной части (с резьбой);

Я — высота гайки;

d диаметр отверстия под болт;

Diu — диаметр шайбы;

S— высота шайбы.

Итак, зная только наружный диаметр резьбы болта, можно вычислить все остальные размеры.

Теперь рассмотрим алгоритм построения чертежа сборочной единицы.

  • Болтовое соединение вычерчивают в том же порядке, что и собирают. Попробуйте описать эту последователь­ность.

(Сначала вычерчивают детали, изображая их в разрезе. Затем в отверстия деталей вставляют болт головкой вниз. Затем на болт надевают шайбу и завинчивают гайку.)

IV. Практическое закрепление пройденного материала

Теперь вам нужно выработать навыки построения болтового соединения, представленного тремя видами. Начертим болто­вое соединение в тетрадях. Руководствуясь чертежом в учебнике (Ботвинников А.Д. и др. - с. 169, рис. 217, г), чертите соединение по следующим размерам: диаметр резьбы — 10 мм, вычислите необходимые вам размеры по записанным формулам. Толщина каждой из соединяемых деталей — 15 мм. Длина стержня бол­та — 45 мм.

Первым шагом, как вы помните, было вычерчивание соеди­няемых деталей. Затем вставляйте болт. Не забывайте, что по­мимо рабочей длины болта вам нужно начертить и его головку. Ее тоже высчитывают по формулам.


Домашнее задание: Закончите начатый в классе чертеж болтового соединения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока по черчению для 9 класса " Болтовое соединение"

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1270 руб.
1960 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства