Актуализация знаний | На прошлом уроке мы познакомились с античной мифологией и сейчас проверим ваши знания. Вам необходимо ответить на следующие вопросы (За каждый правильный ответ вы получите 1 балл). Возьмите листики, которые лежат на парте. Я читаю вопрос, вы записываете ответ. 1. Один из известных и любимых героев Греции, один из первых, чьим местом пребывания стал Понт Эвксинский. Фетида, желая сделать его бессмертным, держала за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб от стрелы Париса, попавшей в пятку. (Ахилл) 2.Титан, который похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание был прикован к Кавказским горам. (Прометей) 3. Он побывал в Причерноморье. Преследовал керинейскую лань, шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона, сражался с амазонками. (Геракл) 4. Воинственные женщины, живущие без мужчин, которым прижигали грудь для удобства стрельбы из лука (Амазонки) 5. Ее должны были принести в жертву на алтаре Артемиды, чтобы боги помогли кораблям греков отправиться в поход на Трою. Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, на костер опустилось облако, когда оно рассеялось – девушка исчезла. (Ифигения) Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. Правильные ответы и критерии вы увидите на доске. ( Ахилл, Прометей, Геракл , Амазонки, Ифигения) «5» - 5 баллов «4» - 4 балла «3» - 3 балла «2» - 2 балла Поднимите руки, кто выполнил на «5», на «4», на «3». Молодцы! | Первичное закрепление полученных знаний. |
Постановка учебной задачи | Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о жителях Боспора. Перед вами карта Северного Причерноморья – это часть античного мира (Именно сюда прибыли во время «великой колонизации» греки. Давайте вспомним: - Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране) , поселение переселенцев из другой страны или области. – Что такое колонизация? (Образование колоний), процесс заселения и освоения новых территорий. - Назовите колонии греков на Черном и Азовском морях? (Горгиппия, Гермонасса, Пантикапей) На доске фрагмент текста: «На плодородных землях греки получали большие урожаи. Колонисты занимались животноводством, коневодством, рыболовством. Развивалось ремесленное производство…» Обратимся к фрагменту текста на доске и сформулируем тему сегодняшнего урока. Занятия жителей колоний. Ребята, какую цель поставите на уроке? Познакомиться с повседневной жизнью в греческих городах-колониях. Сформулируйте тему и цель нашего урока. | Работа по карте Ответ на проблемный вопрос |
Открытие нового знания | Учитель. Как выглядела греческая колония? Что мы видим? Что мы видим на иллюстрации? Почему поселение окружали мощные стены? Почему улочки в таких поселениях были узкими? Античные города Северного Причерноморья были очень маленькими, даже самый крупный из них можно было пройти из конца в конец за 10 — 15 минут. Ширина центральных улиц достигала 6 — 8 метров, были вымощены каменными плитами. На окраинах узкие кривые улочки мостились мелкими камнями или битой керамикой. И все же это были настоящие города с мощными каменными стенами, и тяжелыми воротами, которые закрывали на ночь. Внутри города дома стояли один возле другого и выходили на улицу глухими глиняными стенами. Дома горожан, возведенные на каменных фундаментах, имели 1-2 этажа, с подвалами и иногда с внутренними двориками. Глубина подвалов достигала 1,5 метров. Некоторые из них были жилыми. Стены домов возводились из камня или сырцовых блоков – кирпичей. Узкие улочки, ведущие к гавани, торговые склады, кузнечные и гончарные мастерские. Дома, крытые черепицей, с внутренними двориками.В некоторых городах возле моря находилась вторая площадь, так называемый «рыбный рынок». В дни торгов сюда съезжалось множество людей. Кого тут только не было: почтенные горожане, рабы с корзинами для продуктов, варвары в плотных штанах и куртках, праздные зеваки, ищущие развлечений и отдыха. Торговали в лавках, в лёгких палатках и просто с дощатых столов. На лотках лежала жирная пеламида, темная блестящая кефаль, виднелись большие тунцы и крабы. Рыба была одним из главных богатств. Центром античного города была площадь — агора. Она служила местом проведения народных собраний. Здесь стояли храмы, общественные здания, лавки торговцев и дома зажиточных горожан. Красивые многоколонные храмы, где греки приносят жертвы греческим богам. Сейчас работа с учебником. Открываем стр.100, самостоятельно читаем текст пункта 1. Заполняем схему Занятия жителей древнего полиса Составляем схему, обобщаем. Сейчас посмотрим фрагмент фильма и узнаем, чем еще занимались жители колоний? Физминутка: Вот у нас физкультминутка, наклонились ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад). Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать и отвечать и совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой). Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты). | Фронтальный опрос Дети высказывают свои мнения, приходят к выводу о том: 1.Основным занятием греческих колонистов было: земледелие, животноводство, рыболовство, коневодство, ремесленное производство 2. Переселенцы достигли более высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве (производство черепицы, посуды, статуэтки греческих богов, детские куклы.) |
Первичное закрепление | Греческие колонисты вели активную торговлю с местными синдо-меотскими племенами. Основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров:. Древнегреческий оратор Демосфен рассказывает, что Афины получали с колоний половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год. Помимо хлеба вывозили в Грецию соленую и вяленую рыбу, скот, кожу, меха, рабов. В обмен на все эти товары государства Греции отправляли в Причерноморье вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства – статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в городах, другая часть переправлялась торговцами в степь для знати окружающих племен. В конце VI века до н. э. лидерство в торговле с боспорскими городами перешло к Афинам. Работа в парах: у вас на партах лежит рабочий лист урока. Необходимо, опираясь на карту, выполнить задание и показать, что ввозилось, а что вывозилось из страны. Проверка с презентацией | |