Средства обучения: презентация, дидактический материал, карточки задания, чертежные инструменты.
Ход урока
1.Организационная часть – приветствие, проверка присутствующих. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы завершаем изучение первого раздела «Геометрическое черчение» темой «Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей»
Цель нашего урока - изучить основные правила геометрических построений; продолжить формирование умений и навыков по выполнению и оформлению чертежей.
2. Актуализация знаний:
Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, мы повторим пройденный материал. Для этого проведу тестовый опрос по теме «Нанесение размеров» (задания и варианты ответов на слайдах). Давая ответы, прошу ребята, их аргументировать.
Показ слайда
Теоретический материал мы повторили, а теперь проверим ваши умения и навыки.
На доске выполнен чертеж симметричной детали (пластины). Проанализируйте, пожалуйста, форму детали и нанесите недостающие размеры. (первое звено выполняет простановку размеров, второе звено контролирует).
3.Изучение нового материала
Будем работать по такому плану, рассмотрим два вопроса:
1).Уклон и конусность
2).Сопряжения. Сопряжения двух прямых, прямой и дуги окружности, двух дуг
1.При вычерчивании некоторых профилей прокатной стали часто приходится строить прямые линии, наклон которых к какой-либо другой линии задается величиной уклона.
Уклон – величина, которая характеризует наклон одной прямой относительно другой.
Уклон выражается в виде отношения двух чисел или в процентах. Уклон на чертежах обозначается по ГОСТ 2.307-68: перед числовым обозначением ставится знак
Задание: на доске построим уклон
На чертеже деталей, имеющих форму конуса, обычно указывают конусность.
Конусность – это отношение диаметра основания конуса к его высоте, а если конус усеченный, то отношение разности диаметров оснований к высоте усеченного конуса.
Конусность выражается отношением двух чисел или в процентах. Перед размерным числом, характеризующим конусность, наносят знак, имеющий форму равнобедренного треугольника, вершина которого должна быть направлена в сторону вершины конуса.
Задание: приглашаю к доске желающих построить конусность 1:5
2.Многие детали машин, приборов и аппаратов имеют контур очертания, состоящий из прямых линий и дуг окружностей с плавными переходами от одной линии к другой.
Такие плавные переходы одной линии в другую называются сопряжениями.
Показ слайда
На рисунке изображен вид рычага и его внешний контур. Фигура внешнего контура рычага состоит из ряда отдельных линий, плавно переходящих одна в другую.
Ребята, кто покажет эти плавные переходы?
Сопрягаться могут две прямые, прямая с дугой, две дуги.
Решение задачи на сопряжение состоит из следующих геометрических построений:
-определение центра сопряжения;
-определение точек сопряжения.
Рассмотрим непосредственное сопряжение, когда одна линия плавно переходит в другую без промежуточных линий и сопряжения промежуточными дугами окружностей радиуса R.
Показ слайда. Данный слайд содержит изображения деталей с непосредственным сопряжением.
Следующий вид сопряжения - сопряжения двух прямых.
Прямые на плоскости одна по отношению к другой могут быть параллельны или пересекаться, образуя при этом углы острый, тупой или прямой.
Сейчас я покажу построение сопряжение прямого угла, а затем вы самостоятельно выполните сопряжение острого и тупого углов, радиус сопряжения R 10.
На расстоянии заданного радиуса R проводят вспомогательные прямые, параллельные сторонам заданного угла. Точка пересечения этих прямых будет центром О дуги сопряжения. Перпендикуляры, проведенные из точки О на стороны угла определяют точки сопряжения, которые являются границами проведенной заданным радиусом R дуги сопряжения.
Показ слайда. На данном слайде представлены детали, имеющие сопряжения двух прямых.
Сопряжение прямой с дугой окружности могут быть осуществлены при помощи дуги перехода с внешним касанием и дуги перехода с внутренним касанием.
Показ слайда. На слайде детали с сопряжениями прямой и дуги окружности.
Теперь попробуем выполнить совместно с вами сопряжение прямой, проходящей через точку О, с дугой окружности радиуса R.
Есть желающие пойти к доске и выполнить сопряжение?.
(Выполнение чертежа).
Сопряжение двух дуг дугой заданного радиуса подразделяется на три вида:
Внешнее, внутреннее и смешанное.
Показ слайд. На данном слайде представлены изображения деталей, имеющих внешнее, внутренне и смешанное сопряжения.
При построении дуги перехода внешнего сопряжения расстояния от центров О1 и О2 данных дуг окружностей до центра О дуги сопряжения равны сумме радиусов R1 или R2 данной дуги и R дуги перехода R1 + R и R2+ R.
При построении внутреннего сопряжения расстояния от центров О1 и О2 данных дуг окружностей от центра О дуги перехода равны разности радиуса R дуги перехода и R1 или R2 равных дуг R –R1и R-R2
Пример1
Дано:
R1 10 L1 30
R2 20L2
R 25
По заданным параметрам выполнить внешнее сопряжение
Пример 2
Дано:
R1L1
R2L2
R
По заданным параметрам выполнить внутреннее сопряжение.
4.Закрепление изученного материала.
Мы рассмотрели все вопросы темы. Теперь проверим усвоение материала вами. Вопросы
Что называется уклоном и как определить величину уклона?
Что называется сопряжением?
Назовите виды сопряжений.
Сейчас на слайде будут показаны детали, имеющие скругления. Вам надо определить вид сопряжения и сказать алгоритм его выполнения.
Показ слайда
5.Подведение итогов и выдача домашнего задания
Цели урока достигнуты. Мы изучили правила геометрических построений, приобрели навыки выполнения контуров деталей, пополнили знания новыми техническими терминами.
выполнить на формате А4 графическую работу №2 «Геометрические построения».
Внеаудиторная самостоятельная работа: правила деления окружности на пять, семь и десять частей; три, четыре, шесть, восемь и двенадцать частей
Н.С.Дружинин «Черчение» стр.30-31 рис.134
Разделить окружность на равные части и вписать в нее правильный многоугольник можно при помощи коэффициентов, приведенных в табл.5 и 6, стр.31 или с помощью циркуля. Построения выполнить в рабочей тетради с помощью циркуля.