Просмотр содержимого документа
«Конспект урока СБО по теме «Выбор профессии. Профессионально-жизненная позиция»»
Государственное бюджетное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательнаяя школа-интернат VIIIвида станицы Новопокровской Краснодарского края
(ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида
станицы Новопкровской Краснодарского края)
Открытый урок по СБО по теме :
«Выбор профессии.
Профессионально-жизненная позиция.»
из опыта работы учителя СБО Е.Ю.Панковой
Урок социально-бытовой ориентировки в 9-м классе
Тема: «Выбор профессии. Профессионально-жизненная позиция »
Цель: Научить выбирать предполагаемую профессию специальность в соответствии с индивидуальными возможностями.
Задачи:
Систематизировать знания о профессиях , которым обучают в коррекционных группах ПТУ Краснодарского края.
Совершенствовать коммуникативные навыки ( научить узнавать адреса и телефоны предприятий , вести диалог с работодателем).
Формировать профессионально-жизненную позицию , адекватную реакцию уч-ся на рекомендации педагога по выбору специальностей , соответствующих уровню их возможностей.
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: карточки со словами пословиц, схема « Дерево ваших возможностей», плакат с перечнем специальностей; плакат с перечнем документов для поступления в ПТУ; подборка газет с объявлениями; таблички для задачи (отдел кадров, приемная комиссия); Карточки (проверочный материал), тетради, ручки, карандаши.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала .
Сообщение темы урока.
У В. Маяковского есть такие слова:
« У меня растут года ,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?...»
Как вы уже поняли по стихотворению , мы сегодня будем говорить о выборе профессии по окончанию школы .
Тема нашего урока «Выбор профессии. Профессионально-жизненная позиция»
Цель нашего занятия – научиться выбирать предполагаемую специальность в соответствии с вашими индивидуальными возможностями. ( Запись темы урока в тетрадях)
(Актуализация знаний)
а) Работа с деформированным текстом пословицы « Труд человека кормит, а лень портит» ( составить пословицу из разрозненного текста)
- Дифференцированное задание – работа парами за партой.
- Индивидуально- у доски.
Вопросы :
- Что получилось?
- Какое здесь ключевое слово? (труд)
- Что делает труд? (кормит)
- Как вы это понимаете? ( ответы учащихся о важности труда для
достижения благополучия)
- Какой можно сделать вывод? ( чтобы достойно жить надо много
трудиться)
б) - Знаете ли вы где работают ваши родители?
- Для чего они трудятся?
- Что влияет на выбор места работы? ( высокий заработок, любовь к
профессии , престижность и
отсутствие выбора )
в)- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?
- Какими специальностями овладели вы на уроках труда?
- Нравятся ли вам эти специальности, или вы хотите получить другие
профессии по окончании школы?
- Какие вы знаете профессии не требующие высокой квалификации , где
вы могли бы работать без профессиональной подготовки? ( уборщики,
дворники, санитарки, на благоустройстве станицы)
- Многие ребята , закончив школу, нашли работу и достойно трудятся.
( Чичикова Оксана – парикмахер, Примаков Коля торгует на рынке,
Чертков Руслан –каменщик , Рома Буланов и Цатуров Михаил –
работают на стройке , Буланова Татьяна – штукатур –маляр )
- Знаете ли вы выпускников , которые благополучно устроились в жизни?
г) Предложить для рассмотрения схему « Дерево ваших возможностей»
- Перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:
Корни- это ваша семья, интернат.
Ствол- школа, где вы получили первоначальное образование и
трудовые навыки.
Ветви- это дороги , которые вы выбираете , и от того , по какой дороге
вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь (техникум, институт,
ПТУ, курсы, временная работа, работа на «хозяина», криминал,
попрошайничество, на иждивении у родителей, у «спонсора», удачная
женитьба, замужество).
- Видите, ветка «техникум-институт» сломана. Что это значит?(ответы )
Да в силу ваших индивидуальных способностей , эта дорога вам не
доступна , но есть ещё много вариантов ( работа со схемой).
- Какую дорогу вы никогда бы не выбрали?
- Где можно продолжить обучение в нашем районе ?
( ПТУ №71 п. Кубанский)
- Каких специалистов готовят в нём? ( перечень на стенде)
- Все ли специальности доступны нашим выпускникам? Почему?
- Кто из вас хочет поступить в ПУ №71 п. Кубанского?
Адрес:
Телефоны:
Документы необходимые для поступления в ПТУ №71 (на стенде).
д) Ситуация ,когда нужно пойти работать .
Куда нужно обратиться по вопросу трудоустройства ( список учреждений
на стенде).(запись адресов и телефонов в тетрадь)
-Ребята, как вы думаете откуда ещё можно взять необходимую
информацию?( из газет и телевидения)
е) Практическая работа: обзор газетных объявлений с целью выявить рынок труда , где требуются специалисты по профессиям , преподаваемым в школе.
Рекомендация учителя: - при выборе соотносите свои потребности со своими возможностями , не переоценивайте себя, т.к. работать придётся самостоятельно, без помощи учителей и воспитателей.
-Итак, требуются ли рабочие , по специальностям , преподаваемым в школе?
-А какие неквалифицированные работники требуются? ( работа с газетными объявлениями)
- Что вы выбрали для себя?
- Да, ребята, при желании всегда можно найти источник заработка.
Логическая задача.
Имеются две таблички: ОТДЕЛ КАДРОВ
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
- В какой кабинет нужно обратиться по поводу трудоустройства, а в какой по поводу поступления на учебу в учебное заведение? (работа с табличками)
д) формирование имиджа
- Знаете ли вы пословицу: « Встречают по одёжке, провожают по уму»?
Когда вы придёте поступать или трудоустраиваться на работу, то первое , на что обратит внимание работодатель , - это на ваш внешний вид.
Одежда должна быть чистой, отутюженной , обувь начищена, макияж и причёска- скромными, вид официальным. Недопустимо приходить в спортивной одежде.
Закрепление.
Подведение итога урока.
Вопросы:
- О чём мы говорили на уроке?
- Что нового вы узнали для себя?
- Куда будете обращаться по поводу трудоустройства?
- Какие нужно иметь документы?
- Как должен выглядеть человек, поступающий на работу?
2) Проверка усвоенных знаний.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов, выберите и подчеркните
правильные.
КАРТОЧКА №1
Куда нужно обратиться по вопросу трудоустройства?
- Отдел кадров предприятия ;
- Комиссию по трудоустройству молодёжи;
- Паспортную службу;
- Молодёжную биржу труда;
- Бюро по трудоустройству населения.
КАРТОЧКА № 2
При трудоустройстве надо предъявить:
- паспорт;
- квитанцию о квартирной плате;
- военный билет;
-трудовую книжку;
- документ об образовании.
Итог урока.
- Ребята, пригодятся ли вам знания , полученные сегодня на уроке?
Цитата: « Хорош тот человек, который думает не о самом себе, а обо всех людях. Но для того чтобы быть полезным людям , надо найти своё место в жизни, выбрать такую работу , которую человек будет выполнять с особым старанием и любовью»
- Надеюсь, что вы найдёте достойное место в жизни, и мы будем с гордостью о вас вспоминать.
5. Домашнее задание .
Узнать № телефонов молодёжной биржи труда.
Подобрать в местной газете объявления о приёме на работу.