Разработка урока "Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей" по Кубановедению для 5 класса
Разработка урока "Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей" по Кубановедению для 5 класса
Разработка урока "Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей" по Кубановедению для 5 класса.
Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория, Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (г. Керчь), Синдик – Горгиппия (г. Анапа), Кепы, Тирамба (район г. Темрюк), Корокондама, Киммерик (Тамань). Греки и местное население.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Текст фрагмента исторического источника на каждой парте Фукидид «История»
Обязательный минимум содержания:формирование представлений учащихся об основных этапах переселения древних греков на
Черноморское побережье Кавказа.
Ход урока
Звучит музыка греческого танца «Сиртаки» ( музыка звучит с первых кадров презентации, можно просто затемнить первый слайд или взять самостоятельный музыкальный фрагмент)
Тысячи греков уезжали за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны? Кто и по каким причинам покидал Грецию. “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.
Колония – поселение переселенцев из другой страны или области
Называется тема урока (слайд 1). Нам предстоит сегодня выяснить : «Что дала грекам колонизация»? ответить на вопросы (слайд 2)
Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”
Предположения учащихся:
1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);
2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.
Работа с источником
I
Из «Истории» Фукидида
В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию , поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.
…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны
1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин
2 .Эллада – название Греции: так ее называли греки
3. Иония – западное побережье Малой Азии
Детям раздается фрагмент исторического текста и задаётся вопрос:
Какой тип источника (письменный )? Кто автор текста (Фукидид)
Учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы, озвученные детьми. Пятиклассники работают с текстом I фрагмента исторического источника и текстом учебника (п. 1 стр. 82-83) и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).
ДЕЛАЕТСЯ СОВМЕСТНЫЙ ВЫВОД
Греция — каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения.
Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране (слайд 3).
Заполняется таблица в рабочей тетради
VII- VI
век
до н. э.
Основные причины переселения древних греков на Кубань
- ответить на вопрос от Почемучки:
-почему жители греческих городов оказывали всяческую помощь тем, кто отправлялся основывать колонии?
Физкульт-минутка видео фрагмент
2. В каких местах греки основывали свои колонии.
Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 4,5).
Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.
У греческой колонизации было три направления.
Первое — на запад: там были заселены берега Южной Италии и Сицилии (где вырос город Сиракузы), а передовые поселения продвинулись еще дальше.
Второе — на север: через Мраморное море в Черное море и по его берегам, вплоть до нынешних Ольвии, Херсонеса, Керчи и Риони.
Третье — на юг: через Средиземное море, в Кирену и окрестные места.
Назовите колонии на Чёрном море (Оливия, Херсонес, Гермонасса, Горгиппия, Фанагория)
В Италии (Тарент) , на Сицилии (Сиракузы, Мессина), в Северной Африке (Кирена, Навкратис).
Визуальное представление о колонии греков дает иллюстрация форзаца учебника, которая помещена также на слайд 6. Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли. Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности).
II. Фрагмент. Фукидид
Города, основанные в последнее время 1, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).
Работа с картиной. Вопросы к иллюстрации:
1 Где происходит действие картины? – на берегу моря, скорее всего это колония. Гавань куда пристают корабли.
2. Что мы видим на первом плане – людей, корабли, город.
Учитель: Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать».
3. Развитие торговли.
Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.
Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.
Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы Новые города росли и богатели. Из колоний везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино, оливковое масло, изделия кузнецов игончаров(результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 12-13).
Учащиеся делают записи в рабочей тетради .
Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”