kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей" по Кубановедению для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Греческие колонии на берегах  Чёрного  и Азовского морей" по Кубановедению для 5 класса.

Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория, Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (г. Керчь), Синдик –  Горгиппия (г. Анапа), Кепы, Тирамба (район г. Темрюк), Корокондама, Киммерик (Тамань). Греки и местное население.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей" по Кубановедению для 5 класса »

Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей

Дети вы любите виноград, грецкие орехи? Как вы думаете откуда они появились на Кубани?

Предметные задачи:

- определение и характеристика основных причин переселения древних эллинов на Кубань;

- развитие навыков работы с историческими источниками: проводить поиск исторической информации из источников разного типа;

продолжить формирование у учащихся навыков причинно-следственного анализа исторических событий;

- привитие бережного уважения к историческому прошлому родного края.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Образовательные ресурсы:

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани, таблицы;

- ЭОР (слайд – фильм к уроку «Греческие города колонии»);

-мультимедийное оборудование.

- текст фрагмента исторического источника на каждой парте Фукидид «История»

Работа с терминами:

1.Основные географические понятия: Меотида, Понт Эвксинский, Боспор Киммерийский, Гермонасса, Фанагория, Горгиппия.

2. Исторические личности: Фукидид

3. Текст фрагмента исторического источника на каждой парте Фукидид «История»

Обязательный минимум содержания: формирование представлений учащихся об основных этапах переселения древних греков на

Черноморское побережье Кавказа.



Ход урока

Звучит музыка греческого танца «Сиртаки» ( музыка звучит с первых кадров презентации, можно просто затемнить первый слайд или взять самостоятельный музыкальный фрагмент)

Тысячи греков уезжали за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны? Кто и по каким причинам покидал Грецию. “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.

Колония – поселение переселенцев из другой страны или области

Называется тема урока (слайд 1). Нам предстоит сегодня выяснить : «Что дала грекам колонизация»? ответить на вопросы (слайд 2)

Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”

Предположения учащихся:

1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);

2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.

Работа с источником

I

Из «Истории» Фукидида

В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию , поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.

…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны



1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин

2 .Эллада – название Греции: так ее называли греки

3. Иония – западное побережье Малой Азии



Детям раздается фрагмент исторического текста и задаётся вопрос:

Какой тип источника (письменный )? Кто автор текста (Фукидид)

Учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы, озвученные детьми. Пятиклассники работают с текстом I фрагмента исторического источника и текстом учебника (п. 1 стр. 82-83) и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).

ДЕЛАЕТСЯ СОВМЕСТНЫЙ ВЫВОД

Греция — каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения.

Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране (слайд 3).

Заполняется таблица в рабочей тетради


VII- VI

век

до н. э.

Основные причины переселения древних греков на Кубань


- ответить на вопрос от Почемучки:

-почему жители греческих городов оказывали всяческую помощь тем, кто отправлялся основывать колонии?

Физкульт-минутка видео фрагмент

2. В каких местах греки основывали свои колонии.

Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 4,5).

Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.

У греческой колонизации было три направления.

Первое — на запад: там были заселены берега Южной Италии и Сицилии (где вырос город Сиракузы), а передовые поселения продвинулись еще дальше.

Второе — на север: через Мраморное море в Черное море и по его берегам, вплоть до нынешних Ольвии, Херсонеса, Керчи и Риони.

Третье — на юг: через Средиземное море, в Кирену и окрестные места.

Назовите колонии на Чёрном море (Оливия, Херсонес, Гермонасса, Горгиппия, Фанагория)

В Италии (Тарент) , на Сицилии (Сиракузы, Мессина), в Северной Африке (Кирена, Навкратис).

Визуальное представление о колонии греков дает иллюстрация форзаца учебника, которая помещена также на слайд 6. Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли. Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности).

II. Фрагмент. Фукидид

Города, основанные в последнее время 1, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).

Работа с картиной. Вопросы к иллюстрации:

1 Где происходит действие картины? – на берегу моря, скорее всего это колония. Гавань куда пристают корабли.

2. Что мы видим на первом плане – людей, корабли, город.

Учитель: Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать».

3. Развитие торговли.

Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.

Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.

Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы Новые города росли и богатели. Из колоний везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино, оливковое масло, изделия кузнецов и гончаров(результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 12-13).

Учащиеся делают записи в рабочей тетради .

Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”

Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________



Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1. Я активно работал(а) весь урок





2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы




3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников




4. Я выполнил(а) задания в рабочей тетради




5. Я справился(лась) с тестом по теме урока






Лист заполняется самостоятельно каждым учеником путем проставления знаками «+» или «٧» в соответствующих графах таблицы.

Домашнее задание:

1. Прочитать параграф №12

2. Ответить на вопросы № 4, 5, 7 стр. 85

1 Города, основанные в последнее время ... – имеются в виду греческие колонии, такие как Милет, Самос, Сиракузы и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горбачев Максим Николаевич

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232875


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства