kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОП.06. Процессы формообразования и инструменты по специальности 151901 Технология машиностроения

Нажмите, чтобы узнать подробности

А разработке проедставлен применение метода проекта на занятии

Дана классификация метода проекта

Данна подробная информация по составлению папки проектов

 

 

 

11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОП.06. Процессы формообразования и инструменты по специальности 151901 Технология машиностроения »

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Удмуртской Республики

«Глазовский политехнический колледж»
















Разработка открытого занятия


по дисциплине ОП.06. Процессы формообразования и инструменты


по специальности

151901 Технология машиностроения











Составитель - Кузнецовой Т.В.

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин


Рассмотрены и утверждены

на заседании предметно-цикловой комиссии

151001 Технология машиностроения



Протокол № ____ от «____» _________ 2014 г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

____________________ / Забаровцев А.В./








Глазов, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1 Методическое обоснование выбранной темы 3

2 Технологическая карта занятия 7

Заключение 11

Приложение 1 12

Приложение 2 13

Приложение 3 14

Литература 15

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ


Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Преподаватель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Но суть ее остается прежней стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

  1. Основные компоненты проектной деятельности учащихся.


Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

- представление (презентация) продукта и его значимости на последнем этапе работы над проектом.

То есть проект – это «пять П »:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.

Метод проекта состоит из последовательных этапов:

- формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;

- разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

- работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;

- оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.


  1. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.


Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, колледжа, города, села.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.


Формирование ключевых компетенций


Главная цель любого проектаформирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

4. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

5. Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

  1. Оформление проектной папки


Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите проекта. Задачи папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

- чётко организовать работу каждого участника проектной группы;

- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

- объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

-судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

    1. В состав проектной папки (Портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов; (в таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа).

3) промежуточные отчёты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарии);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.


В наполнении папки принимают участие все участники группы. Записи должны быть краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия


Дисциплина: ОП.06. Процессы формообразования и инструменты.

Специальность: 151901 Технология машиностроения

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут

Раздел программы: «Основы технологии машиностроения»

Тема урока: «Способы получения заготовок».

Тип урока: итоговый урок по теме

Вид: урок — защита групповых проектов.

Оборудование: кабинет, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, интерактивная доска или экран с проектором.

Метод обучения: проблемно-исследовательский метод.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации по указанной теме;

  • ознакомить студентов о методах получения заготовок;

  • применение полученных знаний, умений и навыков в области новых информационных технологий для решения конкретной задачи;

Развивающие:

  • развитие умений по сравнительному анализу, по оценке деятельности;

  • развитие внимания, умения отстаивать собственное мнение;

Воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса к изучаемому предмету;

  • воспитание ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения;

  • воспитание духа соревнования.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

знания и умения:

  • основные методы формообразования заготовок;

  • выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки;

  • производить расчет режимов резания при различных видах обработки;



Ход учебного занятия


Название этапа учебного занятия

Продолжи-

тельность этапа, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы и

методы

организации

деятельности

обучающихся

Формируемые знания,

умения,

ОК

Учебно-методическое обеспечение

(включая

оценочные

средства)

Организационный момент

3 мин

Приветствие студентов, выявление отсутствующих, проверка подготовленности к уроку, организация внимания.

Приветствие, подготовка к уроку.


ОК 2


Сообщение темы и постановка целей занятия. Актуализация знаний

4 мин

Знакомит студентов с темой урока, выдвигается цель предстоящей работы.

Здравствуйте, студенты! Сегодня мы завершаем изучение темы «Способы получения заготовок» защитой проектов, к которым вы приступили на прошлой установочной сессии. Данная тема выбрана не случайно, по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» в следующем учебном году будет курсовой проект, а выбор заготовки является одним из этапов при его выполнении.

Получив от меня задания на разработку проекта, вы должны были:

  • Определить тему, уточнить цели. Выбрать рабочую группу.

  • Проанализировать проблему, определить источники информации, выбрать критерии оценки результатов, распределить роли в команде, составить план конкретных действий.

  • Собрать и уточнить информацию.

  • Оформить проект, изготовить продукт (сайт или буклет).

Оценивать проекты будут ваши одногруппники, которые заполнят ведомости оценок выполнения проекта. Средний балл подсчитывается мной, и результаты будут оглашены на следующем уроке. Все работы находятся на одном демонстрационном компьютере, готовы к показу. Регламент выступления 10 минут.

Как Вы работали над своим проектом, что Вы создали и где его можно применить Вы сейчас и расскажете, т.е. представите свою работу, свой проект.

Ну а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось!

Слушают, настраиваются на достижение цели. Отвечают на вопросы преподавателя.

Фронтальный,

индивидуальный

ОК 2, ОК 8


Защита проектов

60 мин

Защита учебных проектов. Выступление авторов, демонстрация своих проектов с презентациями (доклад студента -10-12 мин.)











Обсуждение выступления (4мин.)

Последовательность выступлений:

  1. Группа «Штамповщики»

  2. Группа «Литейщики»


Оценивают действия учащихся по ходу выступления авторов работ:

  • Оценка студентами выступлений

  • Самооценка авторами

Каждый автор называет свою работу, демонстрирует ее, рассказывает, отвечает на вопросы, дополняя предыдущие ответы при необходимости.

- наблюдают за последовательностью проведения презентаций, затем приступают к обсуждению работ, задают интересующие их вопросы;

- самоанализ: студенты заполняют

лист самоанализа, оценивая степень выполнения

проекта.

Возможные вопросы для обсуждения:

  • Этапы работы над проектом?

  • Самый интересный этап работы?

  • Как оцениваете значимость своего проекта?

  • Если бы заново изготовить проект, что бы вы изменили в нем?

  • Какие компьютерные программы использовались?


Индивидуальный

ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6,

ОК 8,

ПК 1.2.

Вопросы

фронтального опроса.

Лист оценки выполнения проекта (Приложение 1) Ведомость самооценки проектов (Приложение 2) Сводная ведомость оценок защиты проектов (Приложение 3)

Подведение итогов

10 мин

Подведение итогов: Анализ учителем ошибок и недочетов, определение личного вклада каждого участника в выполнении задания.


Сегодня на уроке Вы сравнили свою работу с работами одногруппников, при анализе проектов увидели плюсы и минусы.

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Чем интересен и полезен для вас был урок?

  3. Как отметят работы все присутствующие?

На сегодняшнем занятии вы научились новым навыкам: не только демонстрировать свои знания и умения, но и компетентно представлять свои варианты решения проблем, что очень пригодится вам в будущем при выполнении и защите курсового проекта по профессиональным модулям.

Руководители групп, как Вы оцениваете работу группы в целом и каждого члена группы.

Я не буду выделять лучшие проекты, т.к. каждая из этих работ по-своему индивидуальна и несет ту задачу, которая ей предназначалась. Но отмечу высокий уровень художественного оформления буклета и презентации …, раскрыли тему и достигли поставленной цели ...

Итоговая оценка по изучению данной темы будет выставлена в журнал согласно оценочным картам, которые Вы заполнили.

Урок закончен, спасибо всем за работу!

Слушают, задают вопросы, возможно оспаривают.


Фронтальный,

индивидуальный

ОК4

Лист оценки выполнения проекта (Приложение 1) Ведомость самооценки проектов (Приложение 2) Сводная ведомость оценок защиты проектов (Приложение 3)



Заключение

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможность проявить свою творческую индивидуальность. На помощь учителю здесь приходит использование метода проекта.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения студентов. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.

Метод проектов имеет педагогическую ценность. Он есть учебное средство, дающее преподавателю педагогический инструментарий, а учащимся – жизненно-практическое умение, полезное независимо от выбранной специальности и дальнейшей карьеры.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что студент в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д.

Оно предполагает проживание студентом конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.


Приложение 1

Оценка защиты выполненного проекта (Взаимооценка)

Всего









Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения









Качество проекта









Практическое использование проекта









Качество доклада (краткость, четкость, ясность формулировок и т.д.)









Использование знаний из других наук и учебных дисциплин









Ответы на вопросы









Полнота знаний по проекту









Оригинальность решения проекта









Культура речи









Соответствие содержания доклада проделанной проектной работе









КРИТЕРИИ








Ф.И. студентов.












  1. Если показатели критерия присутствуют в работе в полной мере – 1 балл;

  2. Если показатели критерия присутствуют в работе частично – 0,5 балла;

  3. Показатели критерия в работе отсутствуют – 0 баллов.


Приложение 2

Самооценка выполненного проекта


Критерий

Ф.И.О. студента


1

Умение объяснить научные основы проекта, самосто­ятельность его выполнения


2

Качество проекта


3

Практическое использование проекта


4

Использование знаний из других наук и учебных дисциплин


5

Ответы на вопросы


6

Полнота знаний по проекту


7

Оригинальность решения проекта


8

Культура речи



Всего




  1. Если показатели критерия присутствуют в работе в полной мере – 1 балл;

  2. Если показатели критерия присутствуют в работе частично – 0,5 балла;

  3. Показатели критерия в работе отсутствуют – 0 баллов.


Приложение 3

Сводная ведомость оценок защиты выполненного проекта


Критерий

Оценка преподавателя (А)

Средняя оценка одноклассников (В)

Самооценка (С)

Итоговая оценка Д=(А+В+С):3

1

Умение объяснить научные основы проекта, самосто­ятельность его выполнения





2

Качество проекта





3

Практическое использование проекта





4

Качество доклада (краткость, четкость, ясность формулировок и т.д.)





5

Использование знаний из других наук и учебных дисциплин





6

Ответы на вопросы





7

Полнота знаний по проекту





8

Оригинальность решения проекта





9

Культура речи





10

Соответствие содержания доклада проделанной проектной работе






Всего







  1. Если показатели критерия присутствуют в работе в полной мере – 1 балл;

  2. Если показатели критерия присутствуют в работе частично – 0,5 балла;

  3. Показатели критерия в работе отсутствуют – 0 баллов.






  1. Литература


1. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.

2. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003 – с. 12.

3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

6. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.

7. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.

8. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства