Просмотр содержимого документа
«Расчет токов короткого замыкания в электроустановках до 1кВ»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Расчет К.З. в электроустановках до 1кВ
Цель: Освоить методику расчета токов К.З.
Ход работы: Определить ток КЗ в точке К1 цеховой сети (рис. 1), если на цеховой подстанции установлен трансформатор ТМ (приложение 1). К шинам 0,4 кВ трансформатор присоединен алюминиевыми шинами сечением 60х8, расположенными горизонтально с расстоянием между фазами а=200 мм. На вводе установлен автоматический выключатель АВМ-15. В цехе проложен магистральный шинопровод ШМА-73, ответвление от него выполнено шинопроводом ШРА-73. В точке К1 присоединена группа электродвигателей M1 и М2 (приложение 1).
Задание: Выписать из таблицы исходные данные в соответствии с вариантом.
Вычертить расчетную схему.
Произвести расчет с подробным описанием.
Общие сведения.
При расчете токов КЗ в установках напряжением до 1000В за понижающим трансформатором сравнительно не большой мощности можно принять что напряжение на высокой стороне трансформатора остается неизменным. Это условие соблюдается, ксли установленная мощность понижающих трансформаторов, питающих место КЗ, удовлетворяет требованию
Sт≤ 0,02 Sс
где Sс – мощность питающей системы.
Практически при мощности понижающего трансформаторов до 1000 кВ·А включительно мощность системы должна быть более 50 МВ·А.
При составлении расчетной схемы и схемы замещения необходимо учесть активные и индуктивные сопротивления трансформаторов, шин, проводов, токовых обмоток автотрансформаторов токов, переходные сопротивление коммутационных аппаратов. Сопротивление трансформаторов подсчитывают по формулам приведенным в табл. 7.2.
Определив результирующие активное и индуктивное сопротивления, подсчитывают ток КЗ по (7.5), подставляя
В процессе КЗ проводники нагреваются, их сопротивление увеличивается
где r — сопротивление до начала КЗ при температуре о; m — коэффициент (для меди m =22,5; для алюминия m =6); t — время КЗ, с; q — сечение проводника, мм2. Уточненное значение тока КЗ
Ударный ток КЗ определяется по iу=√2kуIп.оky находят по рис. 7.4 по отношению х/r
На величину тока КЗ могут оказать влияние асинхронные электродвигатели мощностью более 100 кВт, если они присоединены вблизи места КЗ. Объясняется это тем, что при КЗ резко снижается напряжение и электродвигатели, вращаясь по инерции, генерируют ток в место КЗ. Этот ток быстро затухает, поэтому влияние электродвигателей учитывают при определении Iп.о. и iу
Ток Iп.о от асинхронных электродвигателей
где 0,9 — расчетная относительная ЭДС; x",d — относительное сверхпереходное индуктивное сопротивление асинхронного электродвигателя; Iном.д — номинальный ток одновременно работающих электродвигателей.
В среднем можно принять x",d = 0,2, тогда
Апериодическая составляющая тока КЗ от асинхронных двигателей затухает очень быстро, поэтому ее можно не учитывать при определении ударного тока, тогда
Пример расчета:
Рис. 1. Расчетная схема к примеру 7.3
Определить ток КЗ в точке К1 цеховой сети (рис. 1), если на цеховой подстанции установлен трансформатор ТМ-630/6; uк=5,5%; Рк=7,6кВт. К шинам 0,4 кВ трансформатор присоединен алюминиевыми шинами сечением 60х8, расположенными горизонтально с расстоянием между фазами а=200 мм. На вводе установлен автоматический выключатель АВМ-15. В цехе проложен магистральный шинопровод ШМА-73, ответвление от него выполнено шинопроводом ШРА-73. В точке К1 присоединена группа электродвигателей M1 общей мощностью 200 кВт; UHом=380В; η=0,94; cosφ=0,91. На другом ответвлении от магистрального ши- нопровода присоединена вторая группа двигателей М2 мощностью 150 кВт; UHом= 380 В; η= 0,92; cosφ = 0,84.
Принимаем, что напряжение на шинах 6 кВ цеховой, подстанции неизменно, сопротивление от источника питания до этих шин не учитываем. Расчет сопротивлений ведем в именованных единицах (мОм), Uб=400 В.
Сопротивление трансформатора по формулам табл. 7.2
Сопротивление токовой катушки автоматического выключателя (по справочнику)rа=0,12 мОм; ха=0,094 мОм; переходное сопротивление контактов rк=0,25 мОм.
Сопротивление шин до щита 0,4 кВ rщ=rоl=0,074·6=0,444 мОм; хш=x0l=0,176·6=1,056 мОм, где г0, х0 определено (по справочнику) для шин 60х8 при аср=1,26·200=252 мм.
Сопротивление магистрального шинопровода (r0=0,031 мОм/м; xо=0,017 мОм/м (по справочнику) rШМА=0,031·20=0,62 мОм; xШМА=0,017·20=0,34 мОм.
Поправку на изменение сопротивления шин в процессе КЗ не вносим, так как активное сопротивление шин составляет всего 1,71 мОм. Находим по рис. 7.4 при х/r= 15,62/5,144 = 3,03 у=1,33 и
Учтем влияние группы электродвигателей M1 на ток КЗ. Вторая группа М2 удалена от места КЗ магистральным шинопроводом l=10 м и распределительным шинопроводом l=5 м, и не оказывает влияния на ток КЗ.