Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине:Менеджмент»
Министерство аграрной политики и продовольствия
Луганской Народной Республики
Обособленноеструктурное подразделение Славяносербский техникум Луганского национального аграрного университета
Рабочая тетрадь
для практических работ
по дисциплине «М Е Н Е Д Ж М Е Н Т»
по специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
38.02.04 «Коммерция»
Студента (ки) группы _________________________
______________________________
(Фамилия, Имя, Отчество.)
Учебно-методическое пособие
п.г.т. Славяносербск – 2016
Автор: Ковалева Н.И., преподаватель специалист.
Рецензент: Ляпустина В.Ю., методист учебной части, преподаватель высшей категории.
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией бухгалтерско - экономических дисциплин
Протокол № ____ от «_____»___________20__ г
Аннотация
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Менеджмент» предназначена для аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Рабочая тетрадь построена с учетом курса дисциплины, использованы все темы курса. Структура каждой темы предусматривает практические, теоретические и тестовые задания по темам, предусмотренной рабочей программой дисциплины.
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов: по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» 38.02.04 «Коммерция».
Рабочая тетрадь включает список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения студентами.
Содержание:
Пояснительная записка
4
Тема 1. Предмет и сфера компетенции управления менеджмента
Ключевые понятия
Практические задания
Тесты
6
6
7
12
Тема 2. Функции менеджмента
Ключевые понятия
Практические задания
Тесты
16
16
18
22
Тема 3. Менеджер в социально-экономической системе
Ключевые понятия
Практические задания
Тесты
27
27
28
31
Тема 4.Социально-психологические аспекты руководства
Ключевые понятия
Практические задания
Тесты
34
34
35
38
Тема 5. Управление конфликтными ситуациями
Ключевые понятия
Практические задания
Тесты
42
42
45
47
Литература
50
Пояснительная записка
Развитие рыночной экономики требует нового качественного подхода для подготовки специалистов для управления производством. Кроме того, быстро изменяется во времени внутреннее и окружающая середа, возникают сложные проблемы поддержки по эффективности функционирования организаций, что ставит высокие требования к профессиональной подготовке менеджеров.
Главное задание - изучение основ менеджмента, как научной дисциплины, в получении комплекса знаний относительно выбора новых форм и методов руководства во время создания целостной, эффективной и глубокой системы управления организацией.
Знания теоретических основ управления дают возможность завладеть культурой и искусством руководства коллективом, требуя умения ставить конкретные задания и цели деятельности организации, разрабатывать стратегию управления с учетом общественных, коллективных и личных интересов, контролировать процесс ее реализации.
Программа из дисциплины «Менеджмент» предусматривает изучение теории и практики менеджмента: закономерностей, принципов, методов и форм управления разными типами агропромышленных предприятий и их производственными подразделениями.
Методическая разработка предназначена для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по экономической специальности.
Рабочая тетрадь составлена на основе учебной программы по дисциплине «Менеджмент», по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая тетрадь составлена таким образом, что по каждой теме курса имеются три вида заданий:
- узловые вопросы темы (теоретическое задание);
- практические задания;
-тесты.
Выполнение этих заданий поможет студентам систематизировать полученные знания, самостоятельно работать с экономической литературой и активно участвовать в семинарских занятиях.
Рабочая тетрадь поможет и преподавателю. С её помощью легче организовать учебный процесс, выбрать форму работы студентов на занятии, сделать его более интенсивным и интересным.
Использование рабочей тетради по менеджменту поможет студентам не только усвоить материал той или иной темы, но и развить у них экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать грамотные выводы.
Тема 1. Предмет и сфера компетенции управления менеджмента
Цель работы: Научиться распределять функции руководителя (менеджера) в соответствии с циклом менеджмента. Определять цели, задания, принципы и методы менеджмента.
Литература: С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.33-59
Содержание материала:
1. Понятие и сущность менеджмента.
2. Организация как объект управления.
3. Информация и коммуникации в менеджменте.
Методика выполнения
Ключевые понятия:
1. Дайте определение понятий «менеджмент» и «управление», покажите разницу между этими понятиями
1. Разработайте не менее десяти принципов (основных правил) менеджмента для конкретной или виртуальной организации, используя принципы Х. Эмерсона, А. Файоля, Г. Форда.
2. Заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности:
№ п/п
Школа или направ-ление
в менедж-менте
Годы
возникновения
Основные
представи-тели
Основные
достижения
Основные
недостатки
Степень использования научных достижений
прошлых лет в современных
условиях
1
Школа научного менеджмента
1885-
1920
Ф. Тейлор,
Х. Эмерсон,
Г. Форд и
др.
1. Внедрение НОТ
2. Разработка
принципов управления
3. Создание цехового управления
4. Возникновение института мастеров
Слабо
учитывался человеческийфактор
Используется НОТ,
принципы
управления
2
3
4
5
6
3. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем.
Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровнеуправления.
4. Найдите в сетке 18 фамилий известных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие науки об управлении организационными системами. Слова-ответы располагаются только по вертикали и горизонтали, но не по диагонали. При этом слова могут ломаться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении.
1, 2, 3 — авторы учебника «Основы менеджмента»;
4 — основатель школы «социальных систем»;
5 — ученый, впервые предложивший термин «научное управление»;
6 — создатель организационной теории;
7 — автор двухфакторной модели мотивации;
8 — последователь Тейлора в части рационализации труда рабочих;
9 — автор «Общей теории занятости, процента и денег»;
10 — представитель школы «человеческих отношений»;
11 — выдающийся мыслитель эпохи Возрождения;
12 — ученый, сформулировавший «принцип оптимума»;
13 — один из последователей Файоля;
14 — основоположник научного управления производством;
15 — один из последователей классической школы менеджмента;
16 — родоначальник классической (административной) школы менеджмента;
17 — американский социолог, изучавший проблемы поведения человека;
Цель работы: Формирование миссии и целей организации (реализация стратегий).Определять типы бюрократических структур управления производством, их особенности, преимущества и их недостатки
Литература: С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.92-152
Содержание материала:
1. Планирование в организации.
2. Организация как функция управления.
3. Мотивация.
4. Управленческий контроль.
Методика выполнения
Ключевые понятия:
1. Дайте определение понятий «стратегическое планирование» и «оперативное планирование», покажите разницу между этими понятиями
1. Раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки сырья, используя следующую таблицу:
№ п/п
Общая функция
Конкретная работа (частные функции)
1
Планирование
2
Организация
3
Мотивация
4
Контроль
2. Ниже приведен ряд пословиц. Напишите, как можно было бы интерпретировать каждую пословицу с точки зрения действующей в организации системы стимулирования труда.
Пословицы
Интерпретация
«Без охоты неспора и работа»
«Без поджога дрова не горят»
«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»
«Будь в голубятне корм, а голуби слетятся»
«В сказках все есть, да в руках ничего нет»
«Вовремя копейка дороже рубля»
«Дали орехов белке, когда у нее зубов не стало»
3. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
6. Заключение о предстоящем развитии и исход чего-нибудь на основании каких-нибудь данных. 7. Влияние. 10. Побуждение к деятельности. 11. Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.
По вертикали:
1. Определенное положение, занимаемое в зависимости от выполняемых функций. 2. Определенный отрезок времени. 3. Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. 4. Процесс побуждения к деятельности для достижения каких-либо целей. 5. Предпосылки будущего развития. 8. Сложившаяся обстановка на предприятии. 9. Операция, связанная с получением результатов.
4. Найдите в приведенном ниже тесте Мюнстерберга не менее 50 терминов, прямо или косвенно связанных с реализацией функций менеджмента.
1. Целью планирования деятельности организации является:
а) обоснование затрат;
б) обоснование численности работников;
в) определение целей, сил и работников;
г) обоснование сроков.
2. Стратегическое планирование:
а) включает процедуры по составлению планов продолжительностью более 5 лет;
б) предполагает ориентацию организационной и целевой структуры на развитие;
в) связано с необходимостью среднесрочного распределения ресурсов организаций;
г) увязывает цели и задачи организации в единую систему.
3. Миссия организации:
а) выражает смысл существования организации;
б) отражает точку зрения большинства членов организации на ее предназначение;
в) фиксирует доминирующую функциональную область в организации;
г) это зафиксированная позиция менеджмента относительно главных целей организации.
4. Какой процесс является исходным в стратегическом управлении организацией?
а) определение миссии;
б) определение целей;
в) анализ среды;
г) выбор стратегии.
5. Что собой представляет управленческая структура:
а) группа руководителей организации;
б) совокупность управленческих подразделений и должностей;
в) оборудованный всем необходимым офис;
г) система связей между руководителем и подчиненными.
6. Механистический тип организации:
а) относится к структурам, ориентированным на выполнение простых механических функций;
б) характерен для условий неустойчивой внешней среды;
в) позволяет эффективно решать проблемы приспособляемости сложных структур к подвижным условиям;
г) это стабильная структура с мало изменяемыми элементами и связями.
7. Разновидностью матричной структуры является:
а) проблемно-целевая группа;
б) линейно-штабная организация;
в) корпорация;
г) межотраслевой холдинг.
8. Недостатки линейной структуры:
а) проявляются при увеличении масштабов организаций;
б) незначительны;
в) связаны с излишней самостоятельностью подчиненных;
г) аналогичны недостаткам матричной структуры.
9. Какой основной недостаток характерен для линейно-функциональных организационных структур управления предприятиями?
а) перегруженность главного менеджера;
б) высокий уровень конфликтности;
в) излишняя звенность управления;
г) отсутствие единства действия;
д) рост управленческого аппарата.
10. При какой из приведенных структур управления в наибольшей степени соблюдается требование единства действий?
а) Линейной;
б) Функциональной;
в) Ограниченного функционализма;
г) Линейно-штабной.
11. Состав, количество звеньев и уровней, их взаимосвязь и соподчиненность – это:
а) Хозяйственный механизм;
б) Функции управления;
в) Структура управления;
г) Принципы управления.
12. Какие из приведенных организационных структур управления обладают наибольшей гибкостью, динамизмом и адаптируемостью?
а) Линейные;
б) Функциональные;
в) Матричные;
г) Программно-целевые.
13. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?
а) передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю;
б) передается ответственность нижестоящему руководителю;
в) передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель;
г) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность.
14. Делегирование полномочий:
а) увеличивает информационную нагрузку на менеджеров организаций;
б) снижает заинтересованность подчиненных в достижении целей подразделения;
в) предполагает передачу ограниченного права использовать ресурсы организации;
г) характерно для организаций с простой организационной структурой.
15. Корреспонденция в вашем подразделении обрабатывается вами неточно и недостаточно надежно. Вы:
а) проверяете всю входящую и исходящую корреспонденцию для того, чтобы выявить важные проблемы и гарантировать их правильное решение;
б) поручаете обработку корреспонденции ответственному исполнителю, который информирует Вас о важных проблемах и предлагает в экстренных случаях их решение;
в) поручаете сортировать корреспонденцию секретарю, и просите передавать Вам письма, которое кажутся ему существенными, прежде чем они будут направлены ответственному исполнителю.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Сущность планирования, его виды и их взаимосвязь.
Основные виды управленческой деятельности в системе функций планирования.
Выбор и формирование стратегий.
ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать: Типы адаптивных структур управления производством, их особенности, преимущества и недостатки. Принципы формирования организационных структур управления производством и их развитие и недостатки.
Уметь: Определять сущность планирования, его виды и их взаимосвязь. Основные виды управленческой деятельности в системе функций планирования.
Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента
Характеристики
Японская
Американская
Доминирующие качества делового человека
Критерии к продвижению по службе
Профессиональная компетентность
Процесс принятия решений
Отношение работников к фирме и работе
Характер проведения инноваций
Форма деловых отношений
2.Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
То, на чем основывается менеджер при использовании интуитивной технологии принятия решения. 3. Модель принятия решения, которая применяется для принятия принципиально новых, необычных решений. 5. Один из факторов, который влияет на принятие решения менеджером. 6. Выбор, который необходимо сделать менеджеру в затруднительной ситуации. 8. Один из критериев для обозначения качества информационных материалов. 9. Поиск вариантов от противного. 10. Использование подобных решений из других сфер деятельности.
По вертикали:
2. Один из критериев для обозначения качества информационных материалов, означающийспособность удовлетворять информационную потребность в приемлемый для выполнения срок. 4. Модель принятия решения, при которой менеджер имеет полную информацию о проблеме, о возможных альтернативах и их последствиях. 7. Один из факторов, который влияет на принятие решения менеджером.
Тесты
1. Решение – это выбор:
а) перспективы;
б) альтернативы;
в) возможностей;
г) проблемы;
д) ситуации.
2. В процессе принятия решения потребность в технологии, еще не разработанной, инструкции, неадекватность средств, высокая конкуренция, законы являются:
а) критериями;
б) обстоятельствами;
в) ограничениями;
г) альтернативами;
д) правильного ответа нет.
3. Решение, определяющее направление деятельности организации:
а) текущее;
б) тактическое;
в) стратегическое;
г) схематическое;
д) иерархическое.
4. Какое, по способу принятия решения требует больше времени?
а) рациональное;
б) интуитивное;
в) адаптационное;
г) директивное;
д) рекомендательное.
5. Какое решение основано на здравом смысле и опыте руководителя?
а) рациональное;
б) интуитивное;
в) адаптационное;
г) директивное;
д) рекомендательное.
6. Решение, алгоритм принятия которого известен, называется:
а) незапрограммированным;
б) запрограммированным;
в) консультативным;
г) координирующим;
д) правильного ответа нет.
7. Из перечисленных этапов: 1) определение альтернатив; 2)диагностика проблем; 3) оценка альтернатив; 4) реализация решения; 5) выбор альтернативы; 6) формулировка ограничений и критериев – представьте порядок принятия рационального управленческого решения
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
б) 6, 5, 3, 4, 2, 1;
в) 2, 6, 1, 3, 5, 4;
г) 6, 5, 4, 2, 3, 1.
8. Стандарты, по которым проводится оценка альтернатив, называют:
а) ограничениями;
б) критериями;
в) преимуществами;
г) инструкциями;
д) ситуациями.
9. Реализация решения – это:
а) выбор альтернативы;
б) анализ альтернатив;
г) устранение проблемы;
д) утверждение решения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Методы руководства менеджера.
Понятие психологии менеджмента и личности.
Направленность и уровень подготовленности личности.
ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать: Методы руководства менеджера. Юридическую и социальную ответственность в бизнесе. Этику и современное управление.
Уметь: Применять знания и умения к личности современного менеджера, его саморазвитие. Определять психологические свойства личности.
1. Изучите качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков и оформите в таблице.
Интеллектуальные способности
Черты характера лидера
Профессиональные навыки
2. Выбранный Вами стиль управления не может оставаться неизменным в различных управленческих ситуациях. Умелый руководитель должен анализировать ситуацию и приспосабливать к ней соответствующий стиль руководства. Кроме того, стиль управления должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных.
Какие стили управления необходимо использовать в следующих ситуациях:
а) На начальном этапе формирования организации Вам необходимо распределить ресурсы, поставить цели, сформировать задачи перед подчиненными, у которых к тому же нет опыта в подобном виде деятельности.
б) Если Вам необходимо решить сложную задачу и есть время для выработки оптимального решения, а ваши подчиненные – достаточно грамотные и квалифицированные специалисты, имеющие свое мнение на этот счет.
в) Если коллектив, которым вы руководите, достаточно сплочен; люди, работающие в нем – профессионалы, имеющие большой стаж, а вам нужно выполнить ординарное задание в установленные сроки.
1. Человека, проявляющего более высокий, чем остальные, уровень активности и влияния на принимаемые решения, ведущего за собой остальных, называют:
а) руководителем;
б) менеджером;
в) лидером;
г) начальником.
2. Главной особенностью деятельности любого руководителя является:
а) престижность работы;
б) общение с людьми;
в) высокий авторитет;
г) владение частью акций предприятия.
3. Уважение, доверие, признание профессиональной компетентности со стороны сотрудников определяется понятием:
а) руководство;
б) статус;
в) авторитет;
г) власть.
4. К профессиональным качествам руководителя относятся:
а) компетентность;
б) общая культура;
в) умение планировать;
г) все перечисленные.
5. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:
а) сотрудничества;
б) приятельства;
в) соперничества
г) разделения сфер влияния.
6. Наиболее эффективным стилем руководства в условиях экстремальной ситуации является:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) попустительский;
г) бюрократический.
7. Для решения задач, требующих точного и обязательного выполнения всех процедур, строгого распределения обязанностей, четкого соблюдения сроков выполнения, наиболее эффективен стиль руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) бюрократический;
г) попустительский.
8. Наивысшей стадии развития коллектива более всего соответствует стиль руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) попустительский;
г) бюрократический.
9. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:
а) сотрудничества;
б) приятельства;
в) соперничества;
г) разделение сфер влияния.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Понятие формальных и неформальных групп.
Особенности управления формальными и неформальными группами.
Природа и определение руководства и лидерства.
ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать: Понятие психологии менеджмента и личности. Направленность и уровень подготовленности лидера. Психологические процессы и психические состояния личности - лидера.
Уметь: Определять требования к личности современного менеджера, его саморазвитие. Применять знания и умения менеджера-лидера.
1. На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слишком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомиться и подготовиться к работе.
Защищаясь, два административных работника утверждали, что почти невозможно писать отчеты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офисе. Председатель Совета директоров должен найти решение проблемы.
2. Руководителю торгового предприятия Шалейникову И. И. дали ложные сведения о нарушении трудовой дисциплины продавцом кондитерского отдела Фроловой З. В.
На общем собрании трудового коллектива Шалейников И. И., не проверив полученную им информацию, публично объявил Фроловой З. В. замечание и высказал сомнения в ее честности.
После собрания между Фроловой З. В. и Шалейниковым И. И. состоялся разговор, в результате которого ситуация прояснилась, и руководитель извинился перед Фроловой З. В., но он не сделал этого публично.
После собрания отношение трудового коллектива к Фроловой З. В. изменилось, ей перестали доверять как прежде. Фролова З. В. не могла объяснить ситуацию каждому и решила уволиться.
3. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:
а) не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;
б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;
в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;
г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.