kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по дисциплине:Менеджмент

Нажмите, чтобы узнать подробности

курс по предмету менеджмент,рассчитана на 72 часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине:Менеджмент»

Министерство аграрной политики и продовольствия

Луганской Народной Республики

Обособленное структурное подразделение Славяносербский техникум Луганского национального аграрного университета

















Рабочая тетрадь

для практических работ

по дисциплине «М Е Н Е Д Ж М Е Н Т»

по специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

38.02.04 «Коммерция»

Студента (ки) группы _________________________

______________________________

(Фамилия, Имя, Отчество.)


Учебно-методическое пособие









п.г.т. Славяносербск – 2016

Автор: Ковалева Н.И., преподаватель специалист.


Рецензент: Ляпустина В.Ю., методист учебной части, преподаватель высшей категории.




Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией бухгалтерско - экономических дисциплин

Протокол № ____ от «_____»___________20__ г




Аннотация

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Менеджмент» предназначена для аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Рабочая тетрадь построена с учетом курса дисциплины, использованы все темы курса. Структура каждой темы предусматривает практические, теоретические и тестовые задания по темам, предусмотренной рабочей программой дисциплины.

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов: по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» 38.02.04 «Коммерция».

Рабочая тетрадь включает список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения студентами.











Содержание:

Пояснительная записка

4

Тема 1. Предмет и сфера компетенции управления менеджмента

Ключевые понятия

Практические задания

Тесты


6

6

7

12

Тема 2. Функции менеджмента

Ключевые понятия

Практические задания

Тесты

16

16

18

22

Тема 3. Менеджер в социально-экономической системе

Ключевые понятия

Практические задания

Тесты

27

27

28

31

Тема 4.Социально-психологические аспекты руководства

Ключевые понятия

Практические задания

Тесты

34

34

35

38

Тема 5. Управление конфликтными ситуациями

Ключевые понятия

Практические задания

Тесты

42

42

45

47

Литература

50











Пояснительная записка

Развитие рыночной экономики требует нового качественного подхода для подготовки специалистов для управления производством. Кроме того, быстро изменяется во времени внутреннее и окружающая середа, возникают сложные проблемы поддержки по эффективности функционирования организаций, что ставит высокие требования к профессиональной подготовке менеджеров.

Главное задание - изучение основ менеджмента, как научной дисциплины, в получении комплекса знаний относительно выбора новых форм и методов руководства во время создания целостной, эффективной и глубокой системы управления организацией.

Знания теоретических основ управления дают возможность завладеть культурой и искусством руководства коллективом, требуя умения ставить конкретные задания и цели деятельности организации, разрабатывать стратегию управления с учетом общественных, коллективных и личных интересов, контролировать процесс ее реализации.

Программа из дисциплины «Менеджмент» предусматривает изучение теории и практики менеджмента: закономерностей, принципов, методов и форм управления разными типами агропромышленных предприятий и их производственными подразделениями.

Методическая разработка предназначена для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по экономической специальности.

Рабочая тетрадь составлена на основе учебной программы по дисциплине «Менеджмент», по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Рабочая тетрадь составлена таким образом, что по каждой теме курса имеются три вида заданий:

- узловые вопросы темы (теоретическое задание);

- практические задания;

-тесты.

Выполнение этих заданий поможет студентам систематизировать полученные знания, самостоятельно работать с экономической литературой и активно участвовать в семинарских занятиях.

Рабочая тетрадь поможет и преподавателю. С её помощью легче организовать учебный процесс, выбрать форму работы студентов на занятии, сделать его более интенсивным и интересным.

Использование рабочей тетради по менеджменту поможет студентам не только усвоить материал той или иной темы, но и развить у них экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать грамотные выводы.





































Тема 1. Предмет и сфера компетенции управления менеджмента

Цель работы: Научиться распределять функции руководителя (менеджера) в соответствии с циклом менеджмента. Определять цели, задания, принципы и методы менеджмента.

Литература: С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.33-59

Содержание материала:

1. Понятие и сущность менеджмента.

2. Организация как объект управления.

3. Информация и коммуникации в менеджменте.



Методика выполнения





Ключевые понятия:

1. Дайте определение понятий «менеджмент» и «управление», покажите разницу между этими понятиями

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные закономерности менеджмента

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите основные отличительные особенности различных групп в организации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опишите составляющие коммуникационного процесса

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Практические задания

1. Разработайте не менее десяти принципов (основных правил) менеджмента для конкретной или виртуальной организации, используя принципы Х. Эмерсона, А. Файоля, Г. Форда.

1)________________________________________________________________

2)________________________________________________________________

3)________________________________________________________________

4)________________________________________________________________

5)________________________________________________________________

6)________________________________________________________________

7)________________________________________________________________

8)________________________________________________________________

9)________________________________________________________________

10)_______________________________________________________________





2. Заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности:

№ п/п

Школа или направ-ление

в менедж-менте

Годы

возникновения

Основные

представи-тели

Основные

достижения

Основные

недостатки

Степень использования научных достижений

прошлых лет в современных

условиях

 1






Школа научного менеджмента

1885-

1920

Ф. Тейлор,

Х. Эмерсон,

Г. Форд и

др.

1. Внедрение НОТ

2. Разработка

принципов управления

3. Создание цехового управления

4. Возникновение института мастеров

Слабо

учитывался человеческийфактор

Используется НОТ,

принципы

управления

2







3














4













5


















6














3. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшемсреднем и нижнем.

Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровнеуправления.

4. Найдите в сетке 18 фамилий известных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие науки об управлении организационными системами. Слова-ответы располагаются только по вертикали и горизонтали, но не по диагонали. При этом слова могут ломаться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении.

1, 2, 3 — авторы учебника «Основы менеджмента»;

4 — основатель школы «социальных систем»;

5 — ученый, впервые предложивший термин «научное управление»;

6 — создатель организационной теории;

7 — автор двухфакторной модели мотивации;

8 — последователь Тейлора в части рационализации труда рабочих;

9 — автор «Общей теории занятости, процента и денег»;

10 — представитель школы «человеческих отношений»;

11 — выдающийся мыслитель эпохи Возрождения;

12 — ученый, сформулировавший «принцип оптимума»;

13 — один из последователей Файоля;

14 — основоположник научного управления производством;

15 — один из последователей классической школы менеджмента;

16 — родоначальник классической (административной) школы менеджмента;

17 — американский социолог, изучавший проблемы поведения человека;

18 —автор двенадцати принципов производительности.

10)-

11)-

12)-

13)-

14)-

15)-

16)-

17)-

18)-









Тесты

1. Менеджмент – это наука, изучающая:

а) процедуры установления иерархических отношений в ходе формирования организаций;

б) отношения, возникающие в процессе взаимодействия людей на рабочем месте;

в) особенности функционирования организаций различных типов;

г) совокупность методов, принципов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства.



2. Особенностью административной школы является:

а) исследование наиболее эффективных методов проведения операций;

б) стремление к построению «идеальной» бюрократической системы;

в) организация взаимодействия внутри организации в соответствии с принципами АФайоля;

г) построение организации в соответствии с принципом «единоначалия».



3. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

а) научное управление;

б) новая экономическая политика;

в) административное управление;

г) человеческие отношения.



4. С точки зрения А. Файоля и «процессного подхода» управление является:

а) деятельностью по обеспечению достижения организацией поставленных целей;

б) процессом, состоящим из серии непрерывно взаимосвязанных действий;

в) целеполагающей деятельностью в организации;

г) наборам, последовательно выполненных функций: планирование, организация, распоряжения, координация и контроль.



5. Какой прием существенно определяет успех ситуационного подхода к управлению?

а) руководитель умеет правильно прогнозировать ситуацию;

б) руководитель умеет предвидеть вероятные последствия принимаемых решений;

в) руководитель владеет средствами профессионального управления;

г) руководитель умеет увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями.



6. Выделите признак системного подхода к управлению:

а) система контроля принятых решений;

б) определенная последовательность целенаправленных действий людей;

в) система проведения производственных совещаний для выработки совместных решений;

г) система корректировки организационной структуры для выпуска конкурентоспособной продукции.



7. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в:

а) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром;

б) наличии взаимодействия с внешней средой;

в) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами;

г) замкнутость элементов системы.



8. Как формулируется понятие «задача» применительно к менеджменту?

а) работа, которая должна быть выполнена;

б) работа, которую необходимо выполнить, используя мотивацию;

в) предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;

г) работа, которая должна быть выполнена в срок.



9. Отличительной чертой формальной организации является:

а) сознательная координация действий 2 или более лиц;

б) отсутствие единства в действиях ее членов;

в) жесткое давление на членов организации;

г) наличие должностных инструкций и предписаний.



10. Из перечисленных менеджеров:

1. Генеральный директор. 2. Руководители цехов, отделов. 3. Бригадиры, руководители группк среднему звену управления относятся:

а) 2,3;

б) 2;

в) 1,2,3;

г) 1,2.













КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Суть категорий управления и менеджмента. Общая терминология.

  2. Связь с другими дисциплинами.

  3. Цели, задания, принципы и методы менеджмента.



ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать: Цели, задания, принципы и методы менеджмента.

Уметь: Определять особенности современного менеджмента.


Заключение преподавателя и оценка работы:

Работа выполнена на ____________баллов

За практические задания _________баллов

За тестовые задания ____________баллов






Замечания и рекомендации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________











Тема 2. Функции менеджмента

Цель работы: Формирование миссии и целей организации (реализация стратегий).Определять типы бюрократических структур управления производством, их особенности, преимущества и их недостатки

Литература: С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.92-152

Содержание материала:

1. Планирование в организации.

2. Организация как функция управления.

3. Мотивация.

4. Управленческий контроль.


Методика выполнения



Ключевые понятия:

1. Дайте определение понятий «стратегическое планирование» и «оперативное планирование», покажите разницу между этими понятиями

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









2. Заполните рисунок:



3. Сформулируйте основную проблему мотивации труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Докажите необходимость управленческого контроля в организации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Практические задания

1. Раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки сырья, используя следующую таблицу:

№ п/п

Общая функция

Конкретная работа (частные функции)

1

Планирование



2

Организация



3

Мотивация



4

Контроль





2. Ниже приведен ряд пословиц. Напишите, как можно было бы интерпретировать каждую пословицу с точки зрения действующей в организации системы стимулирования труда.

Пословицы

Интерпретация

«Без охоты неспора и работа»

 

«Без поджога дрова не горят»


 

«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»

 

«Будь в голубятне корм, а голуби слетятся»

 

«В сказках все есть, да в руках ничего нет»


 

«Вовремя копейка дороже рубля»


 

«Дали орехов белке, когда у нее зубов не стало»

 



3. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

6. Заключение о предстоящем развитии и исход чего-нибудь на основании каких-нибудь данных. 7. Влияние. 10. Побуждение к деятельности. 11. Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.



По вертикали:

1. Определенное положение, занимаемое в зависимости от выполняемых функций. 2. Определенный отрезок времени. 3. Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. 4. Процесс побуждения к деятельности для достижения каких-либо целей. 5. Предпосылки будущего развития. 8. Сложившаяся обстановка на предприятии. 9. Операция, связанная с получением результатов.











4. Найдите в приведенном ниже тесте Мюнстерберга не менее 50 терминов, прямо или косвенно связанных с реализацией функций менеджмента.



Тест Мюнстерберга

Вракцептизакционерометакцияфанализмаудитубовидевыживаниелагармониявидекомпозициялиомидиагностикарадинамикадозадачастиерархиялинформациякодыкомпозициямакомпьютерралкозаконтроллингафконтрольхикоординациятакоррекциямаметодинамотивацияменемодельтапыпецобъектусорганизациячетофертабипланированиетеподходокипринципопроблемажупроцессофоразвитиелипрационализацияравиревизиясореинжинирингутшорешениесмаруководительнявиперсамосохранениенойсинергиялюсинтезыкасистематистагнациявастатикаторюстимуляцияхонатаструктуракиалсубъективитехнологияпаритипежекуправлениемруставихаризмаразлявлениет


























































Тесты

1. Целью планирования деятельности организации является:

а) обоснование затрат;

б) обоснование численности работников;

в) определение целей, сил и работников;

г) обоснование сроков.


2. Стратегическое планирование:

а) включает процедуры по составлению планов продолжительностью более 5 лет;

б) предполагает ориентацию организационной и целевой структуры на развитие;

в) связано с необходимостью среднесрочного распределения ресурсов организаций;

г) увязывает цели и задачи организации в единую систему.


3. Миссия организации:

а) выражает смысл существования организации;

б) отражает точку зрения большинства членов организации на ее предназначение;

в) фиксирует доминирующую функциональную область в организации;

г) это зафиксированная позиция менеджмента относительно главных целей организации.


4. Какой процесс является исходным в стратегическом управлении организацией?

а) определение миссии;

б) определение целей;

в) анализ среды;

г) выбор стратегии.

5. Что собой представляет управленческая структура:

а) группа руководителей организации;

б) совокупность управленческих подразделений и должностей;

в) оборудованный всем необходимым офис;

г) система связей между руководителем и подчиненными.


6. Механистический тип организации:

а) относится к структурам, ориентированным на выполнение простых механических функций;

б) характерен для условий неустойчивой внешней среды;

в) позволяет эффективно решать проблемы приспособляемости сложных структур к подвижным условиям;

г) это стабильная структура с мало изменяемыми элементами и связями.


7. Разновидностью матричной структуры является:

а) проблемно-целевая группа;

б) линейно-штабная организация;

в) корпорация;

г) межотраслевой холдинг.


8. Недостатки линейной структуры:

а) проявляются при увеличении масштабов организаций;

б) незначительны;

в) связаны с излишней самостоятельностью подчиненных;

г) аналогичны недостаткам матричной структуры.


9. Какой основной недостаток характерен для линейно-функциональных организационных структур управления предприятиями?

а) перегруженность главного менеджера;

б) высокий уровень конфликтности;

в) излишняя звенность управления;

г) отсутствие единства действия;

д) рост управленческого аппарата.


10. При какой из приведенных структур управления в наибольшей степени соблюдается требование единства действий?

а) Линейной;

б) Функциональной;

в) Ограниченного функционализма;

г) Линейно-штабной.


11. Состав, количество звеньев и уровней, их взаимосвязь и соподчиненность – это:

а) Хозяйственный механизм;

б) Функции управления;

в) Структура управления;

г) Принципы управления.


12. Какие из приведенных организационных структур управления обладают наибольшей гибкостью, динамизмом и адаптируемостью?

а) Линейные;

б) Функциональные;

в) Матричные;

г) Программно-целевые.


13. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?

а) передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю;

б) передается ответственность нижестоящему руководителю;

в) передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель;

г) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность.


14. Делегирование полномочий:

а) увеличивает информационную нагрузку на менеджеров организаций;

б) снижает заинтересованность подчиненных в достижении целей подразделения;

в) предполагает передачу ограниченного права использовать ресурсы организации;

г) характерно для организаций с простой организационной структурой.


15. Корреспонденция в вашем подразделении обрабатывается вами неточно и недостаточно надежно. Вы:

а) проверяете всю входящую и исходящую корреспонденцию для того, чтобы выявить важные проблемы и гарантировать их правильное решение;

б) поручаете обработку корреспонденции ответственному исполнителю, который информирует Вас о важных проблемах и предлагает в экстренных случаях их решение;

в) поручаете сортировать корреспонденцию секретарю, и просите передавать Вам письма, которое кажутся ему существенными, прежде чем они будут направлены ответственному исполнителю.






КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Сущность планирования, его виды и их взаимосвязь.

  2. Основные виды управленческой деятельности в системе функций планирования.

  3. Выбор и формирование стратегий.


ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать: Типы адаптивных структур управления производством, их особенности, преимущества и недостатки. Принципы формирования организационных структур управления производством и их развитие и недостатки.

Уметь: Определять сущность планирования, его виды и их взаимосвязь. Основные виды управленческой деятельности в системе функций планирования.


Заключение преподавателя и оценка работы:

Работа выполнена на ____________баллов

За практические задания _________баллов

За тестовые задания ____________баллов






Замечания и рекомендации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________







Тема 3. Менеджер в социально-экономической системе

Цель работы: Методы руководства менеджера. Юридическая и социальная ответственность в бизнесе. Этика и современное управление.

Литература: С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.186-228.

Содержание материала

  1. Принятие управленческих решений

  2. Методы руководства.



Методика выполнения





Ключевые понятия:

1. Докажите, что процесс принятия управленческого решения является важнейшим этапом управленческой деятельности

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите уровни принятия решений и ключевые навыки, требуемые руководителю

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные принципы принятия эффективных решений (минимум 5)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите и опишите факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________




Практические задания

  1. Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента 



Характеристики

 Японская

 Американская

Доминирующие качества делового человека








Критерии к продвижению по службе 








Профессиональная компетентность 





Процесс принятия решений  



Отношение работников к фирме и работе 









Характер проведения инноваций 




Форма деловых отношений 






2. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  1. То, на чем основывается менеджер при использовании интуитивной технологии принятия решения. 3. Модель принятия решения, которая применяется для принятия принципиально новых, необычных решений. 5. Один из факторов, который влияет на принятие решения менеджером. 6. Выбор, который необходимо сделать менеджеру в затруднительной ситуации. 8. Один из критериев для обозначения качества информационных материалов. 9. Поиск вариантов от противного. 10. Использование подобных решений из других сфер деятельности.



По вертикали:

2. Один из критериев для обозначения качества информационных материалов, означающийспособность удовлетворять информационную потребность в приемлемый для выполнения срок. 4. Модель принятия решения, при которой менеджер имеет полную информацию о проблеме, о возможных альтернативах и их последствиях. 7. Один из факторов, который влияет на принятие решения менеджером.

Тесты

1. Решение – это выбор:

а) перспективы;

б) альтернативы;

в) возможностей;

г) проблемы;

д) ситуации.



2. В процессе принятия решения потребность в технологии, еще не разработанной, инструкции, неадекватность средств, высокая конкуренция, законы являются:

а) критериями;

б) обстоятельствами;

в) ограничениями;

г) альтернативами;

д) правильного ответа нет.



3. Решение, определяющее направление деятельности организации:

а) текущее;

б) тактическое;

в) стратегическое;

г) схематическое;

д) иерархическое.



4. Какое, по способу принятия решения требует больше времени?

а) рациональное;

б) интуитивное;

в) адаптационное;

г) директивное;

д) рекомендательное.

5. Какое решение основано на здравом смысле и опыте руководителя?

а) рациональное;

б) интуитивное;

в) адаптационное;

г) директивное;

д) рекомендательное.



6. Решение, алгоритм принятия которого известен, называется:

а) незапрограммированным;

б) запрограммированным;

в) консультативным;

г) координирующим;

д) правильного ответа нет.



7. Из перечисленных этапов: 1) определение альтернатив; 2)диагностика проблем; 3) оценка альтернатив; 4) реализация решения; 5) выбор альтернативы; 6) формулировка ограничений и критериев – представьте порядок принятия рационального управленческого решения

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6;

б) 6, 5, 3, 4, 2, 1;

в) 2, 6, 1, 3, 5, 4;

г) 6, 5, 4, 2, 3, 1.



8. Стандарты, по которым проводится оценка альтернатив, называют:

а) ограничениями;

б) критериями;

в) преимуществами;

г) инструкциями;

д) ситуациями.



9. Реализация решения – это:

а) выбор альтернативы;

б) анализ альтернатив;

г) устранение проблемы;

д) утверждение решения.





КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Методы руководства менеджера.

  2. Понятие психологии менеджмента и личности.

  3. Направленность и уровень подготовленности личности.


ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать: Методы руководства менеджера. Юридическую и социальную ответственность в бизнесе. Этику и современное управление.

Уметь: Применять знания и умения к личности современного менеджера, его саморазвитие. Определять психологические свойства личности.


Заключение преподавателя и оценка работы:

Работа выполнена на ____________баллов

За практические задания _________баллов

За тестовые задания ____________баллов










Замечания и рекомендации:

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Тема 4. Социально-психологические аспекты руководства.

Цель работы: Определять направленность и уровень подготовленности личности. Психологические процессы и психические состояния лидера.

Литература: С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.208-228.

Содержание материала

  1. Лидерство

  2. Управление группами, руководство и лидерство.

  3. Управление конфликтными ситуациями.


Методика выполнения





Ключевые понятия:

1. Как соотносятся между собой власть, влияние, лидерство?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите качества, присущие истинному лидеру

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В условиях экономической нестабильности и снижения жизненного уровня трудящихся самой эффективной является власть …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практические задания

1. Изучите качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков и оформите в таблице.

Интеллектуальные способности

Черты характера лидера

Профессиональные навыки

 

 









 

2. Выбранный Вами стиль управления не может оставаться неизменным в различных управленческих ситуациях. Умелый руководитель должен анализировать ситуацию и приспосабливать к ней соответствующий стиль руководства. Кроме того, стиль управления должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных.

Какие стили управления необходимо использовать в следующих ситуациях:


а) На начальном этапе формирования организации Вам необходимо распределить ресурсы, поставить цели, сформировать задачи перед подчиненными, у которых к тому же нет опыта в подобном виде деятельности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Если Вам необходимо решить сложную задачу и есть время для выработки оптимального решения, а ваши подчиненные – достаточно грамотные и квалифицированные специалисты, имеющие свое мнение на этот счет.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Если коллектив, которым вы руководите, достаточно сплочен; люди, работающие в нем – профессионалы, имеющие большой стаж, а вам нужно выполнить ординарное задание в установленные сроки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Если вам необходимо срочно устранить аварию, произошедшую на производственном участке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Укажите достоинства и недостатки указанных стилей управления.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Заполните таблицу:

Критерий

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Принятие решений


 

 

 

Планирование



 

 

 

Контроль



 

 

 

Отношение к подчиненным


 

 

 

Манера общения


 

 

 


4. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на эффективность стиля руководства.

1._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Тесты

1. Человека, проявляющего более высокий, чем остальные, уровень активности и влияния на принимаемые решения, ведущего за собой остальных, называют:

а) руководителем;

б) менеджером;

в) лидером;

г) начальником.


2. Главной особенностью деятельности любого руководителя является:

а) престижность работы;

б) общение с людьми;

в) высокий авторитет;

г) владение частью акций предприятия.


3. Уважение, доверие, признание профессиональной компетентности со стороны сотрудников определяется понятием:

а) руководство;

б) статус;

в) авторитет;

г) власть.


4. К профессиональным качествам руководителя относятся:

а) компетентность;

б) общая культура;

в) умение планировать;

г) все перечисленные.


5. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:

а) сотрудничества;

б) приятельства;

в) соперничества

г) разделения сфер влияния.


6. Наиболее эффективным стилем руководства в условиях экстремальной ситуации является:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) попустительский;

г) бюрократический.

7. Для решения задач, требующих точного и обязательного выполнения всех процедур, строгого распределения обязанностей, четкого соблюдения сроков выполнения, наиболее эффективен стиль руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) бюрократический;

г) попустительский.


8. Наивысшей стадии развития коллектива более всего соответствует стиль руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) попустительский;

г) бюрократический.


9. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:

а) сотрудничества;

б) приятельства;

в) соперничества;

г) разделение сфер влияния.











КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Понятие формальных и неформальных групп.

  2. Особенности управления формальными и неформальными группами.

  3. Природа и определение руководства и лидерства.


ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать: Понятие психологии менеджмента и личности. Направленность и уровень подготовленности лидера. Психологические процессы и психические состояния личности - лидера.

Уметь: Определять требования к личности современного менеджера, его саморазвитие. Применять знания и умения менеджера-лидера.

Заключение преподавателя и оценка работы:

Работа выполнена на ____________баллов

За практические задания _________баллов

За тестовые задания ____________баллов







Замечания и рекомендации:

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________
















Тема 5. Управление конфликтными ситуациями.

Цель работы: Анализ конфликтных ситуаций в трудовых коллективах.

Литература: С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.305-317

Содержание материала

  1. Управление конфликтами и стрессами.

  2. Эффективность управления



Методика выполнения







Ключевые понятия:

1. Назовите и охарактеризуйте основные элементы конфликта:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Основные причины конфликтов:

2.1. Организационные факторы:

ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;

(привести пример)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

несогласованность или противоречивость целей;

(привести пример)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

нечеткое распределение прав и обязанностей;

(привести пример)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;

(привести пример)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

взаимозависимость задач;

(привести пример)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

неблагоприятные условия труда. 

(привести пример)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Личностные факторы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Какой способ является лучшим при разрешении конфликтов? (почему)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Насколько опасен стресс для человека?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Оценка эффективности системы управления осуществляется по критериям количественного и качественного характера:



1. Качественные показатели:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Количественные показатели:

а) Трудовые:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Финансовые:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Практические задания

1. На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слишком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомиться и подготовиться к работе.

Защищаясь, два административных работника утверждали, что почти невозможно писать отчеты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офисе. Председатель Совета директоров должен найти решение проблемы.

1. Укажите причину и тип конфликта.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Предложите решение конфликта.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Руководителю торгового предприятия Шалейникову И. И. дали ложные сведения о нарушении трудовой дисциплины продавцом кондитерского отдела Фроловой З. В.

На общем собрании трудового коллектива Шалейников И. И., не проверив полученную им информацию, публично объявил Фроловой З. В. замечание и высказал сомнения в ее честности.

После собрания между Фроловой З. В. и Шалейниковым И. И. состоялся разговор, в результате которого ситуация прояснилась, и руководитель извинился перед Фроловой З. В., но он не сделал этого публично.

После собрания отношение трудового коллектива к Фроловой З. В. изменилось, ей перестали доверять как прежде. Фролова З. В. не могла объяснить ситуацию каждому и решила уволиться.

1. Какие виды конфликта отражены в ситуации?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________



2. Как должен был поступить руководитель предприятия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:

а) не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;

б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;

в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;

г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тесты

1. Конфликты в организациях – явление:

а) нежелательное;

б) желательное;

в) неизбежное;

г) разрушительное.



2. Стресс не опасен и даже полезен для индивида, если он:

а) является следствием перезагрузки в результате выполнения важной работы;

б) непродолжительный и неглубокий;

в) представляет собой периодически возникающее напряжение в подразделении по поводу выполняемой работы;

г) является следствием выполнения работы, не соответствующей квалификации.



3. Внутриличностный ролевой конфликт может стать причиной:

а) умеренного стресса;

б) чрезмерного стресса;

в) удовлетворения работой;

г) умеренной работы.



4. Если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, то конфликт можно разрешить:

а) проявив настойчивость;

б) уйдя от конфликта;

в) пойдя на компромисс;

г) пойдя на уступку.



5. Чрезмерный стресс не является следствием:

а) напряженной успешной работы;

б) отсутствия работы;

в) удручающих результатов работы;

г) непосильной работы.





6. Причины межличностных конфликтов:

а) несходство характеров;

б) ограниченность ресурсов;

в) взаимозависимость задач;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.





КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Причины конфликтов.

  2. Способы решения конфликтных ситуаций.


ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать: Какие способы решения конфликтных ситуаций.

Уметь: Определять стрессы и факторы, что их вызывают, пути их избегания.

Заключение преподавателя и оценка работы:

Работа выполнена на ____________баллов

За практические задания _________баллов

За тестовые задания ____________баллов






Замечания и рекомендации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________









РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.

  2. Макаров В. М., Попова Г. В. П58 Менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 256 с.: ил.

  3. Коротков, Э.М., Солдатова, И. Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.

4. Антонова Н.В. Психология управления. – М.: Высшая школа экономики, 2010. –272 с.

5. Захарова Л.Н. Психология управления. – М.: Логос, 2010. – 376 с.

6. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н. П. Психология управления. – М.: Академия, 2011. – 224 стр.

7. С.И.Михайлова «Менеджмент» - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2006 г. стр.407

Интернет-ресурсы.

  1. www.oxtrud.narod.ru

  2. www.c – kondor.ru

  3. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru

  4. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru

  5. Мультипортал http://www.km.ru

  6. Интернет-Университет Информационных технологий http://www.intuit.ru/

  7. Образовательный портал http://claw.ru/

  8. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

  9. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая тетрадь по дисциплине:Менеджмент

Автор: Гаврина Анастасия Юрьевна

Дата: 05.09.2017

Номер свидетельства: 427378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства