Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь к 1 модулю ДООП «Лавка чудес»»
МБУДО ЦРТДЮ МО «Павловский район»
Рабочая тетрадь
«Удивительный мир гитары»
рп Павловка
МБУДО ЦРТДЮ МО «Павловский район»
Рабочая тетрадь
«Удивительный мир гитары»
к 1 модулю ДООП «Лавка чудес»
Составитель: Монина А.С.,
методист высшая кв.кат,
педагог ДО высшая кв.кат.
рп Павловка
2022г
Монина А.С.
Удивительный мир гитары: рабочая тетрадь. – количество страниц 21.
Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Но это предположение не верно! Музыка дарит множество эмоций.
Учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют в каждом ребёнке.
Данная рабочая тетрадь продолжает систему работы по развитию познавательных способностей детей. Она ориентирована на детей 9-17 лет и помогает им освоить 1 модуль дополнительной общеобразовательной программы «Лавка чудес».
Рабочая тетрадь составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность обучающимся с самыми различными музыкальными данными научиться аккомпанировать себе по слуху и буквенным обозначениям аккордов, а также позволяет сформировать у них представления не только о его музыкальных познаниях и предпочтениях, но и о музыкальной жизни всего города. Чтоб учащийся мог видеть своё место в нем, жить в едином музыкальном сообществе.
Рабочая тетрадь разработана для новичков, впервые взявших в руки гитару, но имеющих большое желание освоить этот замечательный инструмент, научиться петь и аккомпанировать.
В тетради три раздела:
В первом разделе - основная информация, необходимая для любого музыканта, а также ознакомительные, практические занятия по игре на гитаре.
Учащийся научатся: основам музыкальной грамоты, извлекать чистый звук, читать табулатуру, проигрывать легкие пьесы по средствам табулатуры, зажимать и быстро переставлять аккорды, читать аккордовые сетки, которые изменены и упрощены для чтения (как смотрим, так и читаем), исполнять аккордовые цепочки последовательностей, настраивать гитару.
Во втором разделе - разбор и разучивание песен;
Учащиеся научатся: подбирать ритмический рисунок для песен, переставлять аккорды в нужном месте, аккомпанировать себе и другому исполнителю.
В третьем разделе – диагностика учащегося.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Давайте познакомимся!
Мы откроем с тобой удивительный мир музыки!
С нетерпением ожидаем мы чудесного момента,
Чтоб играть мы научились на красивых инструментах.
Из кубиков построим мы и домики, и лесенки,
Из разных звуков сложим мы и музыку и песенки!
Есть песенки веселые, есть песенки печальные
Есть медленные, быстрые, смешные, танцевальные.
Берутся звуки за руки, на лесенку взбираются,
И ладят, и не ссорятся, и песня получается.
Гитара, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях.
Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. А лютье или гитарный мастер – это человек, который изготавливает и ремонтирует гитары.
Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает чаровать, привлекать к себе внимание композиторов как классической, так и эстрадной музыки…
Ценнейшее качество гитары – она умеет быть самым сокровенным инструментом. Любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Может, быть, поэтому так велико число желающих освоить этот инструмент, удивляющий разнообразием приемов игры.
Сегодня гитара – самый распространенный музыкальный инструмент. Это и сольное исполнение, и сопровождение старинного и современного романса, туристкой и студенческой песни. Гитара - непременная участница искусства фламенко, цыганских песен и плясок, а в джазе она заняла место банджо. Она прекрасно сочетается в ансамбле с другими инструментами – скрипкой, домрой, мандолиной, балалайкой. Также составляются ансамбли из одних гитар.
Уход за инструментом
Гитару необходимо держать в футляре, так как это предохраняет ее от механических повреждений, а также от сырости, резких колебаний температур, вредно влияющих на дерево и лак. Инструмент не следует держать в близи отопительных приборов, у окна (на солнце) или открывать форточку, не закрыв предварительно его чехлом, так как от резкой перемены температуры и влажности его может покоробить, разорвать деки и обечайки.
Нужно принять за правило после игры тщательно протирать гриф, струны и корпус мягкой и сухой тряпкой, а перед игрой мыть руки. Это правило особенно необходимо соблюдать тем, у кого потеют пальцы, так как пот разрушительно действует на страны.
На академической гитаре обычно применяются синтетические струны 1-ая, 2-ая, и 3-я, которых напоминает леску, а 4-ая, 5-ая и 6-ая обвиты проволочной канителью Натянув струну, нужно следить за ровностью ее колебаний в открытом строе и за точностью октавы на 12-ом ладу, В случае, если струна колеблется не ровно, нужно попытаться перевернуть ее другим концом, Если это не поможет – струна не годится.
Соблюдение правил и ТБ при хранении и настройке инструмента
Следите, чтобы гитара находилась в чехле, или хранилась дома в недоступном от маленьких детей месте, висела или стояла на поставке.
Нельзя хранить гитару в сыром или очень сухом помещении.
При настройке инструмента, будьте осторожны при натягивании струн, при перетяжке струна может лопнуть и поранить руку, пальцы.
Советы начинающему гитаристу
Тот, кто готов отдать все свои силы и способности, чтобы работа была плодотворной, должен руководствоваться следующими правилами:
Необходимы систематические и правильные занятия.
Лучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю.
Все технические трудности преодолимы, но успех зависит только от тебя!
Следует избегать лишних и бесполезных усилий и движений.
Необходимо внимательно следовать указаниям педагога.
Надо постоянно вслушиваться в свою игру, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать исполнение.
Необходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, то исправить их будет трудно или даже невозможно.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
Краткие сведения из истории гитары
Гитара – струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. Слово «гитара» - санскритского происхождения (от слова «кутур», что означает «четырехструнный»).
История ее возникновения уходит вглубь тысячелетий и ведет свое начало от колыбели человеческой цивилизации – Древнего Востока. В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известным еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй (E, H, G, D, A) и название испанской гитары. Струны на ней были сдвоенными, и только первая оставалась иногда одинарной. Пятиструнная гитара начинает успешно конкурировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственниками. Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатуры – запись музыки, распространенная до начала XVIII века), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии, а также испанские песни и романсы. В конце XVIII века гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира. В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф.Шуберт, Г.Берлиоз, К.М.Вебер.
Гениальный скрипач Н.Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, и так как многие технические приемы перенес с нее на скрипку. Паганини написал для гитары 140 сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки. В это время выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей – виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для нее.
Устройство гитары
Нумерация струн идет с нижней, самой тонкой струны, и так вверх 1, 2, 3, 4, 5, 6. 6-я, соответственно, самая толстая. А параллельные металлические порожки делят гриф на лады, которые считаются от основания гитары. Эстрадная посадка при игре на гитаре
Не смотря на очевидные плюсы классической посадки в современной музыке она не прижилась, в основном из-за того, что в наше время гитарная музыка основана на пульсирующем ритме, а академическая посадка не располагает к экспрессивной манере игры
Суть эстрадной посадки заключается в том, что гитара лежит на правом бедре, при этом гриф уравновешивается левой рукой. В таком положении инструмента правая рука не напряжена, что позволяет без лишних усилий играть «боем». Больше всего она подходит поющим гитаристам.
Правильное положение левой руки обеспечивает легкость и независимость движения пальцев. Ее действия способствуют точности и протяженности звучания, а также быстроте смены звуков.
Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте (напротив нижнего порожка) и свесьте кисть вниз. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг – параллельны струнам. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке.
Теперь расставьте пальцы на струнах следующим образом: - безымянный палец - касается самым кончиком первой струны
(самой тонкой) - средний палец - касается самым кончиком второй струны - указательный палец – касается самым кончиком третьей
струны
Обозначение пальцев правой и левой руки Пальцы левой руки обозначаются цифрами: «1» - указательный; «2» - средний; «3» - безымянный; «4» - мизинец. Для обозначения пальцев правой руки используются латинские буквы: «p» - большой палец; «i» - указательный; «m»- средний; «a»- безымянный.
Музыкальный звук. Все звуки в природе делятся на музыкальные и шумовые (природные). Музыкальные звуки имеют характеристики: высота, длительность, громкость, тембр. По высоте звук делится на: высокий, средний, низкий регистр. Из двух разных звуков один всегда будет выше или ниже другого. К примеру, можно взять струну гитары, которая имеет высокий частотный диапазон, зависящий от ее натяжения. Высота музыкального звука повышается благодаря увеличению частоты колебаний струны, или же наоборот понижается, если частота колебаний уменьшается. Ноты, октавы. Нота - это графическое изображение музыкального звука. Обозначается овалом. А высота звука обозначается высотой ноты по вертикали. Внизу низкие ноты, вверху - высокие. Музыкальных звуков много, но для их обозначения существует всего семь нот, которые расположены на нотном стане следующим образом: У каждой из них есть название и буквенное обозначение, в основе которого лежит латинский алфавит. До =C, ре =D, ми =E, фа =F, соль =G, ля =A, си =H. Звукоряд строится из тонов и полутонов (2 тона, полутон, 3 тона, полутон). Нужно запомнить, что между ми и фа, си и до всегда полутон. В музыке есть три знака, которые изменяют звук:
Длительностью музыкальногозвука является отрезок времени, на протяжении которого происходит колебание струны гитары.
И размеры, и длительности тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм, который состоит из длинных и коротких звуков. Размер указывает в каком ритме исполняется произведение(вальс-3/4, песня 2/4, марш4/4) Источник: https://music-education.ru/notnaya-gramota/
Тембром музыкального звука называют его особую окраску. Любой звук в природе благодаря физическим законам имеет свои особенные призвуки. Именно с помощью тембровых окрасок мы с вами различаем голоса людей, ноты, музыкальные инструменты.
Силой звука является ничто иное как его громкость. Зависит она от определенной амплитуды или размаха колебаний струны. Естественно, чем больше амплитуда колебаний струны, тем громче звук.
Мажорный и минорный лад. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хора говорят: ладно поют. Слово "лад" означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, которые находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.
Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.
Что такое открытые струны на гитаре.
Звук открытой струны – это нота, которую дает гитара без зажатия ладов. Открытые струны составляют строй, и от их тона зависит расположение и построение аккордов.
На открытых (не зажатых) струнах можно сыграть 6 нот – Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми. Для остальных звуков необходимо зажимать струны на определенных ладах.
упражнение №1
Сядьте,возьмите инструмент в руки, струнами от себя. Левой рукой придерживайте гриф так, чтобы пальцы не задевали струны, а большим пальцем правой руки проведите по открытым струнам сверху-вниз, затем подушечкой указательного пальца снизу-вверх.
упражнение №2
Давайте поучимся извлекать звук. Левой рукой вы будете прижимать струны, а правой – играть. Зажмите любую струну на 1 ладу указательным пальцем левой руки. Зажимать струну нужно подушечкой пальца ближе к ногтю. Палец ставим ближе к металлическому порожку. Пальцем правой руки щипните эту же струну. Если звук звучит долго, значит вы молодец. Если же звук "бренчит" или его совсем нет, значит вы зажали струну не совсем сильно или поставили палец не правильно.
Выполните простое упражнение: положите палец на любой лад любой струны и начните играть по ней, одновременно прижимая. Как только она зазвучит – это сигнал к тому, чтобы прекратить прижимать ее. Немного попрактикуйтесь с этим, и вы сразу поймете, с какой силой нужно нажимать на струны.
Дальше добавляйте по пальцу в каждом последующем ладу. Потренируйтесь!
Существуют несколько способов исполнения аккорда.
Игра перебором(арпеджио) строится на четырех пальцах правой руки: большого, указательного, среднего, безымянного при этом большой палец отвечает за игру по верхним (басовым) струнам (шестой, пятой и четвертой), а указательный, средний и безымянный пальцы - по нижним струнам (первой, второй и третьей).
Игра боем осуществляться при помощи большого пальца и щелчка. Удары вниз делаются ногтями пальцев, вверх – подушечкой пальца. При этом удары должны быть спокойными, уверенными и сильными.
упражнение №3
Игра боем
Попробуйте сыграть простой ритм большим пальцем правой руки: ↓↑↓↑, ↓↓↑↑↓↑↓,
а теперь первый ритмический рисунок усложним щелчком ↓↑щ↑.
Отрабатывая бой, увеличивайте темп до среднего.
упражнение №4
Игра перебором
Большой палец играет вниз, остальные подцепляют струны снизу-вверх:
1 способ: струны 4, 3, 2, 1, 2, 3
обозначение р i m a m i
пальцы б у с без c у
Приобретя навыки игры боем и перебором, начинайте совмещать их при игре. Регулярная практика игры на гитаре поможет сформировать устойчивые навыки. Хотя бы 30 минут занятий в день помогут вам стать настоящим мастером в этом деле.
Сыграй ритм большим пальцем правой руки: ↓↑↓↑, ↓↓↑ ↑↓↑,
а теперь оба ритмических рисунка усложним щелчком ↓↑щ↑, ↓щ↑↑щ↑.
Отрабатывая бой, увеличивайте темп до среднего.
упражнение № 5
Игра перебором
Большой палец играет вниз, остальные подцепляют струны снизу-вверх:
Тренируйтесь – и уже через пару недель ваши пальцы будут резво «бегать» по струнам.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТЫХ И ЛЕГКИХ ПЕСЕН.
Сначала выбираем понравившуюся песню. Затем записываем её слова, запоминаем мелодию. Если есть возможность записать оригинал песни, то обязательно воспользуйтесь этим и пойте вместе с солистом, чтобы правильно выучить мотив.
Совет, как правильно петь песню под гитару.
Губы при пении должны шевелиться, а рот широко открываться
Проговаривай каждый день скороговорки, постепенно увеличивая темп.
Все согласные звуки в конце слова должны проговариваться.
Голос должен звучать громче гитары.
Упражнение «Зевок», «Горячая картошка».
Пропеть мелодию песни на звуки «а», «о».
Когда вы уверенно выучили песню, приступайте к разучиванию аккордов.
В изданиях песенной литературы наряду со словами песни указываются аккорды, которые размещаются над стихотворными строками. Смена аккорда ставится на том слоге слова, где меняется аккорд.
Для начала попробуйте петь песню в умеренном темпе и в нужном месте проигрывать аккорды одним ударом вниз. Получилось? Отлично!
Теперь с мелодией всё понятно. Но, к сожалению, не во всех сборниках указывают ритмический рисунок аккомпанемента. У новичков на начальном этапе с этим появляется проблема, которая легко решается при дальнейшем обучении. Приступаем к разбору темы: аккомпанемент.
Аккомпанемент
Для того, чтобы подобрать наиболее подходящий способ аккомпанирования, нужно хорошо чувствовать характер, темп песни, поэтические особенности стиха. Со временем опыт придет, и вы без труда будете подбирать свой собственный аккомпанемент. А пока, на начальном этапе будете пользоваться подсказками.
Для исполнения этой массовой песни подойдет игра боем: ↓щ↑↑щ↑. В скобках указывается сколько раз нужно проигрывать бой от аккорда до аккорда. Нельзя менять аккорд посередине боя и нельзя не доигрывать бой, то есть при смене аккорда правая рука должна заканчивать вверх. Помните, что начало боя всегда выпадает на ударный слог слова. Перед повтором аккорд A7(1р) будет проигрываться без слов.
«Звезда по имени Солнце»
Виктор Цой
В этой песне разучим прием, который автор часто применял в своих песнях. Гитара должна звучать жестко, все удары четкие, ритмичные.
Вступление: ↓↑ ↓↑ ↓↑ ↓↑ ↓↑ ↓↑ ↓↓↓↓(о)
Куплет: ↓↑ щ↑ ↓↑ щ
Как другой вариант подойдет разученный ранее бой: ↓↑щ↑
Am (4р) v
Белый снег, серый лед,
С(4р) v
На растрескавшейся земле
Dm(4р) v
Одеялом лоскутным на ней
G (4р) v
Город в дорожной петле.
Am v
А над городом плывут облака,
C v
Закрывая небесный свет.
Dm v
А над городом - желтый дым.
G v
Городу две тысячи лет,
Dm v
Прожитых по светом звезды
Am v
По имени Солнце….
Настройка гитары.
Колки – это место, куда крепятся струны, и которые нужно крутить для их настройки.
Тюнер – специальная программа, которая по колебанию воздуха вокруг струны считывает ее амплитуду, и определяет ноту, которую она дает.
Настройка гитары происходит с помощью вращения колков, которые регулируют натяжение струн. Со временем струны растягиваются, и строй инструмента сбивается, поэтому настраивать новые струны стоит перед каждым использованием пока струны примут нужное натяжение.
Для настройки рекомендуется воспользоваться тюнером или попытаться настроить на слух.
С тюнером все просто – находите специальную программу, подключаете к компьютеру микрофон, дергаете первую струну. Программа покажет высоту звука. Подкручивайте колок до тех пор, пока не получите нужное звучание.
Давайте попробуем настроить гитару по тюнеру двумя способами.
Настройка без тюнера предполагает наличие музыкального слуха. Вам нужно сыграть на каком-нибудь инструменте. А затем подстроить струны, чтобы они звучали с выбранными нотами в унисон.
НАСТРАИВАНИЕ ГИТАРЫ на СЛУХ.
Это, наверное, самый сложный способ отстроить гитару, и наименее надежный, особенно если у вас не очень хорошо развит музыкальный слух. Главная задача тут – это правильно состроить первую струну, Ми. В этом может помочь камертон, либо же звуковой файл с правильным звуком. На слух заставьте гитару звучать в унисон с файлом, и приступайте к отстройке дальше.
1. Итак, зажмите вторую струну на пятом ладу и одновременно дерните ее и еще открытую первую. Они должны звучать в унисон – то есть давать одну ноту(звук). Подкручивайте колки, пока не услышите нужный звук – но будьте аккуратнее, поскольку можно переусердствовать, и придется заниматься заменой струн на гитаре.
2. После этого на четвертом зажмите третью струну, и она должна звучать так же, как и открытая вторая. То же самое происходит и с настройкой третьей через второй – то есть зажимайте четвертый лад.
3. Все остальные струны должны на пятом ладу звучать также, как и открытая струна до настраиваемой.
Простой ответ на второй вопрос – начните с постановки левой руки. Это самое важное в данном вопросе. Главный критерий – она должна всегда оставаться максимально расслабленной.
Кроме того, сразу же начинайте следить за тем, как вы зажимаете аккорды. Струны не должны дребезжать и глушиться – они должны звучать все. Обязательно перед тем, как сыграть трезвучие, проверьте – все ли зажатые струны играются так, как должны.
Пальцы должны быть перпендикулярны грифу гитары. Подушечки при этом не касаются других струн. Найти нужную позицию – не очень сложная задача, просто нужна регулярная практика. Рано или поздно ваши мышцы запомнят, как расположить пальцы на грифе. Кроме того, очень желательно следить за состоянием вашей руки – она должны быть максимально расслаблена даже во время зажатия сложных аккордов. Напряжения почти не должно быть.
Обязательно при разучивании аккордов держите перед глазами их аппликатуру. Конечно, ваши пальцы скоро привыкнут к тому, как они ставятся, но до этого всегда смотрите на то, что играете.
Конечно, поначалу вам придется смотреть на то, что вы играете. Но со временем отучайте себя от этой привычки – вы должны научиться исполнять композиции несмотря на пальцы.
Старайтесь упражняться в аккордовой технике игры, исполняя аккорды из разных трезвучий – так обучение будет продвигаться гораздо быстрее.
Всегда уделяйте время гитаре, хотя бы по полчаса в день. Всегда следите за тем, как играют другие гитаристы, какие позиции они используют, как ставят пальцы – и тогда ваш навык будет расти очень быстро.
Всегда начинайте с техники игры, а не со скорости. Тренируйте именно ее, потому что все остальное придет. Старайтесь не напрягать руку сверх меры, а также заставляйте все аккорды звучать правильно.
Аккорды на открытых струнах
В эту категорию входят все аккорды для начинающих. Они ставятся на первых трех ладах, и их тоникой служит открытая струна.
Стоит отметить, что набор простых аккордов – это основной багаж гитариста. Благодаря этим знаниям, можно постепенно нарабатывать свои исполнительские и композиторские умения и удивлять слушателей необычными гармониями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Когда вы сможете уверенно зажимать струны и извлекать из них звуки, можно приступать к изучению аккордов.
Давайте научимся читать и ставить аккорды на грифе.
Перед вами аккордовая сетка. На странице представлен список основных аккордов, которые вы будете использовать во время игры.
Римскими цифрами указаны лады (I и III), который считается от начала грифа слева на право. В центре название аккорда. Точками указаны струны, которые нужно зажать на этих ладах. Если точки на какой-то струне нет, значит, она должна звучать в открытом виде. Арабскими цифрами указаны пальцы. Струны считаются снизу - вверх.
Аккорды довольно просты в изучении. Чтобы руки и пальцы привыкли к инструменту, чаще упражняйтесь, играя аккорды друг за другом в любом порядке.
Не торопитесь, следите за правильным нажимом и звучанием аккорда. Проверяйте аппликатуру. Тренируйте пальцы, чтобы они сразу все прыгали с аккорда на аккорд, а не переставлялись поочередно, это продлит вам время.
Упражнение 6
Отработка быстрого переставления пальцев с аккорда на аккорд: Dm-Am; Am –E ; Am- Dm; Dm –E. Правой рукой играем арпеджио в медленном темпе, чтобы прослушать каждое звучание струны.
Упражнение 7
Разучим новый ритмический рисунок: ↓↑щ↑ ↑щ ↑.
Соединим аккорды в цепочки последовательностей: Am- С – Am- A7-Am ;
Am- E– Am- A7- Dm - Am;
Am- E– Am- A7- Dm - G - C-E-Am.
Каждый аккорд играем боем по 2 раза. Помним, что переставление аккорда происходит всегда ↑. Если получилась, то теперь играем каждый аккорд боем 1 раз. Тренируемся до тех пор, пока аккорды будут переставляться без остановок. Не забываем про бас. Аккорд играется с басовой струны. Если это Am или A7, то бас играется с 5 струны, если E - то бас звучит с 6 струны, а если Dm- то бас с 4 струны. Обращайте, на это внимание, иначе аккорд будет звучать грязно.
Когда справитесь с первыми аккордами – можно осваивать и остальные. Они помогут вам украсить вашу игру, сделать ее более яркой и живой.
добавим три аккорда:
Упражнение 8
Соединим аккорды в цепочку последовательности: Em - Am - H7 - Em;
Em- Am - H7 - D - G - Em
Добавим ритмический рисунок: ↓↑щ↑ ↑щ ↑.
Каждый аккорд играем боем по 2 раза. Не забывайте переставлять аккорды на движении руки ↑. Аккорд играется с басовой струны. Если это Em, то бас играется с 6 струны, если H7 - то бас звучит с 5 струны, а если D- то бас играется с 4 струны. Не забывайте следить за тем, как звучит аккорд.
Если получилось, то теперь играем каждый аккорд боем 1 раз.
Тренируемся до тех пор, пока аккорды будут переставляться без остановок.
Дополнительные практические задания
Упражнения для развития ритма.
Разучи ритмические рисунки «боем», которые часто используются в песнях.
Размер 4/4 :
↓↓↓↓↓↓↓↓ - все удары делаем указательным пальцем вниз; акцент на 3 и 7 долю
^ ^
↓↑↓↑ Х↑↓↑ этот ритм называют «эстрадный»; Теперь акцент замени щелчком.
Б ^ ^
↓↓↓↓↓↓↓↓ - можно акцент заменить на «щелчок»; выделяем 1, 4 и 7 доли
^ ^ ^
↓↓↓↓↓↓↓↓ - выделяются 3, 6, 8 удары.
^ ^ ^
↓хх↑↓↑↓ - Х –означает паузу. Что бы легче было запомнить ритм, можно подставить слова «я пришел, а ты уходишь».
↓х х ↑ ↓ ↑ ↓
Я пришел, а ты у - ходишь
Размер 3/4: ↓↑щ смена аккорда ↓↑щ или ↓щ↑ ↓щ↑;
Размер 6/8: ↓↑↓↑↓ ↓↓↓ - весь ритмиграется указательным пальцем.
Разучи ритмические рисунки «перебором», которые могут использоваться в песнях.
Размер 4/4: бас, 3, 2,1-вместе, 3 или бас, 3,2,3,1,3,2,3; бас, 321 вместе- 3коротких раза
Размер 2/4: бас, 321-вместе, бас, 321 вместе; бас, 321 вместе- 3 раза
Размер3/4 432123 или ритм вальса бас,321 вместе -2 коротких раза.
РАСШИРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ФЕСТИВАЛЬНАЯ
Сл. и муз. О.Митяева
Am Dm E7 Am
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Dm G7 C
Струна осколком эха пронзит тугую высь...
A7 Dm G7 C
Качнется купол неба, большой и звездно-снежный...
Dm Am E7 F(Am) 2 раза
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет...
Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 2 раза
И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.
Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним...
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 2 раза
Билет №__
Какие части гитары обозначены знаком вопроса(?). Напишите из название.
К акие ноты изображены на нотном стане. Напишите их название.
Ноты какой длительности изображены ниже. Напишите длительность нот.
К акие аккорды изображены ниже. Напишите обозначение аккордов( буквенное или натуральное )
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
Тезаурус
Авторской, а также самодеятельной, а также туристской называют песню, которая поется под простую акустическую гитару хоpом или сольно. Можно добавлять сюда и другие инструменты, но в отличие от эстрадной, в этой песне главное значение придается словам, смыслу, содержанию, именно поэтому ее так любят туристы, геологи, альпинисты, студенты и представители других опасных профессий. Именно они, не профессионалы в музыке, и сочиняют эти песни и поют о том, что им близко, понятно и дорого, а слова и мелодии в них так просты, что их может петь любой, у кого есть хоть какой-то музыкальный слух. В этой же манере исполняются простые романсы, песни старых лет, многие песни из кинофильмов.
Аккорды - это сочетания нескольких звуков сразу. Каждая мелодия имеет свой характер звучания. Он может быть веселым или грустным, иногда - меланхоличным, но одноголосая мелодия плохо передает это звучание. Аккорды помогают украсить мелодию, а в аккомпанементе они также помогают поддержать нужный ритм, заполняют паузы. Обычно в аккорде бывает три или больше звуков. Три звука, это как будто три точки в геометрическом пространстве, они звучат объемно и красиво. Самые простые аккорды - это чистые трезвучия. Они бывают "мажорными", то есть веселыми и торжественными или "минорными", то есть грустными.
«Ансамбль» – это значит «вместе»
Задачи ансамблевого исполнения:
Развитие гармонического слуха, ритма, памяти, музыкального воображения.
Формирование навыков синхронного исполнения: темпа, метроритма, синхронности, уровня динамики, единого понимания работы со звуком, атаки звука, артикуляции (степень произношения мелодии, штрихов).
Развитие навыка восприятия не только своей партии, но и партии своего партнера.
Аппликатура — это способ расположения и порядок чередования пальцев. Распределение (расстановка) пальцев во время игры называется аппликатурой. Аппликатура обозначается в нотах цифрами.
Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотками, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях, где поют, в походах и у костра.
Список литературы
Литература для педагога.
Сборники:
1. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших глассов. – М., 1989.
4. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002.
5. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.
6.Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
7.Лихачев Ю.Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
8.Лихачев Ю.Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64
9.Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
Литература для детей
Сборники:
Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983
Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка», 2003
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 1970
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2000
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор», 1984
Литература для родителей
Аршавский И.Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 1993.
Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
Лопатина А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 352с.
Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004
Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с.
Ципоркина И. В., Кабанова Е.А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2007. – 384 с.