2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское делокраевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева» разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 502 от 12.05.2014 г., зарегистрированногов Минюсте России (рег. № 32766 от 18.06.2014 г.), Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 768н от 07.11.2017),Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 2н от 12.01.2016), с учетом требований WorldSkillsRussia по компетенции «Медицинский и социальный уход» (2018 г.)и на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) с учетом профиля получаемого профессионального образования,одобренной педагогическим советом техникума и утвержденной директором «___» ______________ 2018 г., протокол № ____.
Организация-разработчик: КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева».
Составитель: Ушакова Г. Г. преподаватель КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева».
Протокол № ___ от «___» ______________ 2018 г.
Протокол № ___ от «___» ______________ 2018 г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы по специальности 34.02.01 Сестринское дело«Психология» базовой подготовки.
Учебная программа дисциплины «Психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
У 1. эффективно работать в команде;(формулировка WS: работать в соответствии с данной информацией и ситуацией; за определенное время выполнить задания; обучить пациента на основе потребностей, определенных в задании)
У 2. проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе (формулировка WSсодействовать и помогать физическому, социальному и психологическому благополучию пациента соответственно заданию; выполните задачи по уходу в рамках практики, например первая помощь, уход за ранами, мониторинг артериального давления, пульса, температуры, уровня сахара в крови, боли и веса; организовать образовательные и реабилитационные мероприятия по удовлетворению потребностей взрослых пациентов различных возрастных групп; обеспечить безопасные и эргономичные методы работы; оказывать безопасную медицинскую помощь; использовать продукты эффективно и экологически утилизировать отходы)
У 3. осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения(формулировка ПС:Создавать комфортные условия пребывания пациента в медицинской организации), (формулировка WS:с уважением относиться к пациенту;оценить помощь, необходимую на основе данного модуля);
У 4. регулировать и разрешать конфликтные ситуации (формулировка WS: использовать навыки решения проблем; помочь с организацией требований гигиены, соответствующих задаче; выполнять домашние задания, например, подготовить конкретное питание по задаче; определить тип питания и рекомендовать соответствующие значения);
У 5. общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности(формулировка ПС:Получать информацию от пациентов (их родственников/законных представителей),(формулировка WS: ориентироваться в окружающей обстановке.планировать, как эффективно использовать ресурсы);
У 6. использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях(формулировка WS: определить навыки сотрудничества и коммуникации, которые используется между пациентом/клиентом и его семьей и Участником чемпионата;планировать помощь, которую конкурсанты будут оказывать на основе данного модуля;использовать терапевтические методы коммуникации в оказании медицинской помощи;соблюдать принципы Этического кодекса медицинских сестер России);
У 7. использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении;
З 1. основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
З 2. задачи и методы психологии;
З 3. основы психосоматики;
З 4. особенности психических процессов у здорового и больного человека;(формулировка WS: уважать пациента как личность;соблюдать действующие правила и предписания конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни при оказании медицинской помощи;соответствующие образовательные методики; обучать пациентов по вопросам общих лекарственных группы и их побочных эффектов, например, гипотензивных средств, анальгетиков.соблюдать стандартные меры предосторожности; выявлять и удовлетворять потребности пациента надлежащим образом);
З 5. психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
З 6. особенности делового общения(формулировка ПС: Правила общения с пациентами (их родственниками/законными представителями)
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1 - 4; ОК 6-8; ОК 10-11; ПК 1.1 - 1.3; ПК 2.1 - 2.4; ПК 2.7 – 2.8; ПК 3.1 - 3.3
самостоятельной работы обучающегося 62 час.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ | 40 | |
Тема 1.1. Методологические принципы современной психологии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Предмет, объект, задачи психологии. Развитие психологии.Возникновение психологии как науки. Отрасли психологии Методы психологии. Характеристика психологических методов | 2 | 2 |
Тема 1.2. Психические процессы Особенности психических процессов | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Понятие психика, принципы ее развития. Структура психики.Структура психических процессов. Виды психических процессов: познавательные, эмоциональные, волевые. (З4) | 2 | 2 |
Тема 1.3. Познавательные процессы | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Функции познавательных процессов. Классификация познавательных процессов. Принципы развития. Патология познавательных процессов: патогенез(З4) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 6 | |
№1 | Диагностика состояния познавательных процессов. Составление саморекомендаций по развитию познавательных процессов на основе данных диагностики (У5), | 2 |
№ 2 | Семинар-практикум «Основные методы коррекции нарушений познавательных процессов». Отработка навыков общения с пациентами (У5),(У2, У5, У6) | 4 |
Самостоятельная работа | |
- проработка конспекта лекций, учебной литературы и интернет источников; - подготовка сравнительного анализа развития психических процессов. - защита творческих работ: презентация - подготовка к практическим занятиям по теме «Психические и познавательные процессы»; | 6 |
Тема 1.4. Ощущения и восприятия в норме и патологии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Ощущения. Механизмы формирования ощущений. Классификация ощущений. Виды ощущений. Восприятие. Основные характеристики восприятия. Факторывлияющие на восприятие.(З4) | 1 | 2 |
2 | Нарушение процесса ощущения и восприятия. Развитие ощущений и восприятия как необходимый фактор профессионального роста(З4) | 1 | 2 |
Тема 1.5. Особенности внимания и памяти в норме и патологии | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Память. Виды и особенности памяти. Классификация памяти по времени сохранения материала, по характеру психической активности, преобладающей в деятельности. Теории памяти. Нарушения памяти. (З4)Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. Теории внимания. Нарушения внимания. (З4) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 3 | практикум «Определение уровня сформированности внимания» (У5),(У2, У5, У6) | 2 |
№ 4 | Отработка навыков общения с пациентами имеющими патологические нарушения внимания. (У5),(У2, У5, У6) | 2 |
Тема 1.6. Особенности мышления и интеллекта в норме и патологии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Мышление в структуре познавательных (когнитивных) процессов. Теории мышления. Мышление как процесс. Виды мышления. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь.(З4) | 1 | 2 |
2 | Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Креативное мышление (пластичное, подвижное, оригинальное). Нарушения мышления и интеллекта. Нарушения речи.(З4) | 1 | 2 |
Тема 1.7. Воображение как психический познавательный процесс | Практическое занятие | 4 | |
№ 5 | Воображение как познавательный процесс. Виды воображения. Способы создания новых образов. Значение воображения в профессиональной деятельности.Отработка способов упражнения и стимуляции воображения.Литературные приемы создания новых образов разными способами.(У5),(У5) | 4 |
Самостоятельная работа | |
- проработка конспекта лекций, учебной литературы и интернет источников; - Отработка приемов создания новых образов. - Подготовка презентации | 5 |
Тема 1.8. Эмоционально-волевая сфера | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятия эмоции и чувства. Понятия стресс, эустресс, дисстресс. Профессиональное выгорание. Постстрессовый синдром (ПТСР). Понятие психологической травмы Основные принципы реабилитации при ПТСР. Фазы развития стресса. Профилактика стресса. .(З4) | 1 | 2 |
2 | Понятия воля, волевое действие, волевые качества. Структура волевого действия. Развитие воли.(З4) Патология воли: особенности ухода и реабилитации. | 1 | 2 |
Практическое занятие | 8 | |
№ 6 | Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации. (У2), | 2 |
№ 7 | Определение нарушений эмоционального состояния пациента.Помощь пациенту и общение с пациентом, имеющим нарушение эмоционального состояния. (У2, У3), (У3) | 4 |
№ 8 | Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе. Решение ситуационных задач. (У2, У3), (У3) | 2 |
Самостоятельная работа | |
- проработка конспекта лекций, учебной литературы и интернет источников; - отработка навыков нервно-мышечной релаксации; - отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе | 5 |
Тема 1.9. Потребностно-мотивационная сфера | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятия потребность, мотив, мотивация, ценности, личностный смысл. Основные потребности личности (пирамида А. Маслоу). Соотношение интересов, мотивов, потребностей. | 1 | 2 |
2 | Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение» (З4), (З6) | 1 | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
№ 9 | Решение ситуационных задач. Работа с «ложными убеждениями» (З4) | 2 |
Самостоятельная работа | |
- проработка конспекта лекций, учебной литературы и интернет источников; - анализ собственных убеждений | 4 |
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ | 14 |
Тема 2.1. Психология личности | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Психологические особенности личности. Психологические типы личности. Характеристика типов личности.Понятие о характере. Структура характера. Черты характера как устойчивая система отношений личности и Акцентуации характера | 1 | 2 |
2 | Основные концепции темперамента. Психологическая структура темперамента. Основные психофизиологические свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. | 1 | 2 |
Практическое занятие | 6 | |
№ 10 | Практикум «Определение типа темперамента» | 2 |
№ 11 | Практикум «Определение типа личности (акцентуации)» | 2 |
№ 12 | Практикум «Составление психологического портрета литературных персонажей» | 2 |
Самостоятельная работа | |
- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса; - проработка конспекта лекции, учебной литературы и интернет источников; - подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебной и специальной литературы - подготовка творческих работ (презентация): описание ситуаций определяющих психологический тип личности | 7 |
Итого за семестр | 18/30/23 |
РАЗДЕЛ 3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | 12 |
Тема 3.1. Психология и возраст | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятия развитие, возраст. Принципы развития человека. Основные особенности онтогенеза психики человека. Психология и возраст. Этапы психического развития.Периодизация психического развития. Возрастные кризисы.(З4) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№13 | Семинар-практикум «Возрастные особенности человека: новообразования, ведущая деятельность и социальная ситуация развития в разные возрастные периоды». | 4 |
Тема 3.2. Психология жизненного пути | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Психическое развитие и жизненный путь. Психологический возраст и психологическое время. Саморегуляция личности. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 14 | Анализ факторов, влияющих на развитие человека. Отработка способов снижения влияния негативных факторов, влияющих на развитие человека. (У2) | 2 |
№ 15 | Особенности ухода за пациентами разного возраста.Составление рекомендаций для медицинских работников и/или родственников по уходу за пациентами разного возраста (возраст пациента по выбору обучающихся( У3) (У2) | 2 |
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |
Тема 4.1. Введение в социальную психологию. Личность и общество | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Предмет, методы социальной психологии. Социальная психология и смежные науки. Социальная психология и человеческие ценности. Основные направления социальной психологии. Социальная психология в медицине. | 1 | 2 |
2 | Социализация. Стадии процесса социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Функции социальной установки. Компоненты социальной установки. Личность в группе. Роль потребностей, мотивов, ценностей, социальных установок в психической регуляции социального поведения личности. | 1 | 2 |
Тема 4.2. Социальная психология групп | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Понятие и основные характеристики группы. Классификация групп. Структура групп: малая, большая .Виды групп: малая, большая. Виды психологического воздействия. Групповые процессы. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 16 | Семинар-практикум «Социально-психологические аспекты взаимодействия группы и личности». Анализ внутригруппового взаимодействия, структуры группы. Решение ситуационных задач. (У1) | 4 |
Тема 4.3. Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие об общении. Уровни общения. Деловое общение. Личностно-ориентированное общение. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. (З6) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 17 | Отработка способов вербальной и невербальной коммуникации. Анализ использования невербальной коммуникации в процессе общения. Общение в работе медсестры (отработка ситуаций)(У2) | 4 |
Тема 4.4. Межличностные конфликты и пути их разрешения | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Конфликтология, конфликт, конфликтная ситуация. Причины возникновения конфликтов: общие, частные. Стадии развития конфликтов. Структура конфликта: объект, цели, мотив, повод столкновения. Виды конфликтов. (У4) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 18 | Семинар-практикум «Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов». «Сферы проявления межличностных конфликтов». «Межгрупповые конфликты». Отработка приемов стили разрешения межличностных конфликтов. Правила поведения в конфликтной ситуации. (У4) | 4 |
Тема 4.5. Психология делового общения | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Психологический контакт и методы его установления. Психологическая структура диалога. Методы активного слушания. Организация совместной работы. Виды и особенности переговоров в работе медсестры. (З6) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 19 | Отработка приемов - ролевое общение медсестры: общение с коллегой; общение с врачом; со старшей медсестрой. Подготовка запланированного выступления. Подведение итогов. Незапланированное выступление.(У4) | 4 |
Самостоятельная работа | |
- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса; - проработка конспекта лекции, учебной литературы и интернет источников; - подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебной и специальной литературы -используя различные стратегии публичного выступления подготовка сообщения на любую тему из раздела «Социальная психология» | 6 |
Тема 4.6.Девиантное поведение. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Агрессия: причинение вреда себе и другим. Основные теории агрессии. Гнев и агрессивное поведение. Агрессия как проявление побуждения (мотивация причинения ущерба или вреда другим). Агрессия как приобретенный социальный навык. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | | |
- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса: - Когнитивные модели агрессивного поведения; - Агрессия как реакция на фрустрацию; Альтруизм. - подготовка докладов по изученным темам. | 6 |
РАЗДЕЛ 5. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |
Тема 5.1. Введение в медицинскую психологию. Основы психогигиены и психопрофилактики | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура медицинской психологии. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Основные признаки психического здоровья | 1 | 2 |
2 | Понятие о психогигиене. Психогигиена сестринского персонала. Психогигиена пациента. Понятие о психопрофилактике. Виды психопрофилактики. Психопрофилактические меры. | 1 | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
№ 20 | Анализ основных направлений психопрофилактической работы, тематики психопрофилактической деятельности. Составление аналитической таблицы «Психогигиена пациентов разных возрастных групп» (этиология, профилактика, коррекция). Синдром эмоционального выгорания. (У2, У3, У6) | 2 |
Самостоятельная работа | |
- проработка конспекта лекции, учебной литературы и интернет источников; - подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебной и специальной литературы; - анализ психического здоровья литературных персонажей или авторов произведений | 5 |
Тема 5.2. Психотерапия и психокоррекция в деятельности медицинской сестры | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Психокоррекция и психотерапия в деятельности медицинской сестры.Психологическая подготовка пациента к обследованию, проведению лечебных мероприятий. Поддержание у него уверенности. Способы снижения тревоги.(З6) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 21 | Проведение болезненных манипуляций. Отработка способов применения психологических приемов снижения у пациента болезненных ощущений. Уважение чувств пациента. Проявление у пациентов чувства стыда. Психологические особенности работы с обнаженным телом подростков, пациентов противоположного пола. (У2, У3, У6) | 4 |
Самостоятельная работа | |
- проработка конспекта лекции, учебной литературы и интернет источников; - подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебной и специальной литературы; - подготовка материалов по арттерапии, зоотерапии, аромотерапии и т.д | 6 |
Тема 5.3. Психосоматика | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Психосоматика: определение понятия. Конверсионные системы. Функциональные синдромы. Психосоматозы. Патогенез психосоматических расстройств. Психосоматические теории и модели. | 2 | 2 |
2 | Болезни органов дыхания. Сердечно-сосудистые заболевания. Болезни эндокринной системы. Кожные заболевания. Болезни опорно-двигательного аппарата. Желудочно-кишечные заболевания. Психосоматика пищевого поведения. Инфекционные болезни. Онкологические заболевания. Функциональные сексуальные расстройства. Психосоматические аспекты депрессии. (З6) | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 22 | Разработка рекомендаций пациентам, испытывающим психосоматические проблемы. (У2, У5) | 2 |
№ 23 | Отработка навыков общения с пациентами имеющими те или иные проблемы со здоровьем. Отработка приемов психологического воздействия на пациентов с психосоматическими заболеваниями.(У2, У5) | 2 |
Самостоятельная работа | |
- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса; - проработка конспекта лекции, учебной литературы и интернет источников; - подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебной и специальной литературы - подготовка творческих работ (презентация): составление психологического портрета пациента испытывающего психосоматические проблемы | 6 |
Тема 5.4. Психология аномального развития | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Параметры нормального и аномального развития. Классификация психическогодизонтогенеза. Понятие о внутренней картине болезни (ВКБ). Факторы, формирующие отношение к болезни. Типы реагирования на болезнь. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 24 | Практикум «Особенности психического взаимодействия медсестра-пациент у пациентов с различной внутренней картиной болезни». (У2, У5, У6) | 4 |
Тема 5.5. Психологические аспекты экстремальных ситуаций | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие экстремальной ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Особенности поведения пациентов и персонала в экстремальных ситуациях. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Диагностика ПТСР и поддержка пациента с ПТСР. Методы и приемы взаимодействия с человеком, находящимся в неустойчивом психологическом состоянии. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 25 | Отработка приемов оказания психологической помощи людям в экстремальных ситуациях. Взаимодействие с пациентом находящимся в неустойчивом психологическом состоянии (У2, У5, У6) | 4 |
Тема 5.6. Психологические особенности ситуаций переживания и горя | Практическое занятие | 2 |
№ 26 | Основные характеристики понятий переживание, утрата, горе. Психологические особенности горюющего человека. Помощь горюющему человеку. (У2, У5, У6) | 1 |
Практикум «Приемы работы с собственными переживаниями, как способы сохранения психического здоровья и профессиональной продуктивности» (У2, У5, У6) | 1 |
Тема 5.7. Психология семьи. Семья и здоровье. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Семинар. Понятие семья как системы. Жизненный цикл семьи. Функции семьи. Структура семьи. Нарушения структуры семьи. Стадии дисгармоничного воспитания: причины и последствия. Влияние болезни ребенка на семью. Семья и пациенты различных клиник. (З4) | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | | |
- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса; - проработка конспекта лекции, учебной литературы и интернет источников; - подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебной и специальной литературы - подготовка сообщения на одну из предложенных тем: - Психологические аспекты семейных отношений; - Функции семьи. Стили семейного воспитания; - Стрессоры семейной жизни; - Показатели функционального здоровья семьи; - Семейные стереотипы и правила взаимодействия. | 6 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 |
ИТОГО ЗА СЕМЕСТР | 32/ 44/29 |
ВСЕГО | |
Оборудование учебного кабинета: стол для совещаний,50 стульев, передвижная ученическая доска.
Технические средства обучения: ноутбук с программным обеспечением, мультимедиапроектор, видеоролики.
1. Островская И. В. Психология – «ГЭОТАР-Медиа», 2008
2. Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
3. Руденко А. М. Психология для медицинских специальностей.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
4. Спринц А. М. Медицинская психология- Санкт-Петребург, «СПЕЦЛИТ», 2005.
5. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология – Москва, «Форум-Инфра», М., 2005.
6. Творогова Н. Д. Медицинская психология, Москва, ВУНМЦ, 2002.
1. Андреева Г. М. Социальная психология, Москва, 2008.
2. Горянина В. А. Психология общения, Москва, «Академия», 2002
3. Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие.- 3-е изд., стер.-М.: «Ось-89», 2008.
4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов вузов. – 5-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
5. Карасева Л. А. Развитие сестринского персонала – необходимое условие качества медицинской помощи.//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч. 2. – Екатеринбург, 2009. – 392с., 191-193 с.
6. МайерсД. Социальная психология, Спб, Питер, 2007.
7. Организационная психология. / Под ред. П. К.Власова и др. – СПб.: изд-во СПб.университета, Харьков: Гуманитарный центр, 2008
8. Психология. Словарь, под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, Москва, 1990.
9. Самойленко В. В. Этические принципы сестринского дела/ В. В. Самойленко// Сестринское дело. - № 1.- 2009. – с 21-23.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по данной учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений обучающихся –знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных домашних и аудиторных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся.