Рабочая программа курса «Праздники и обряды народов России» для 5 класса
Рабочая программа курса «Праздники и обряды народов России» для 5 класса
Рабочая программа по курсу «Праздники и обряды народов России» в 5 классе создана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы не только русского, но и других народов России. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления, традициями, обрядами разных народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Праздники и обряды народов России» для 5 класса»
МКОУ «Строевская СОШ»
Рабочая программа
Курса «Праздники и обряды народов России»
5 класс
2015 г.
Автор программы:
Васильева Сюзанна Гамлетовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Строевская СОШ».
Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «Строевская СОШ» ___________
Заместитель директора по УВР _____________ Г. Р. Комогорова
Утверждено.
Директор школы ______________ (О. В. Миневич)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Праздники и обряды народов России» в 5 классе создана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа данного курса предназначена для обучения учащихся 5 классов; рассчитана на 9 часов.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы не только русского, но и других народов России. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления, традициями, обрядами разных народов. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор в яркую и неповторимую историю народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения разных народностей, их характере, культуре, обычаях, традициях. Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой народов России. Анализ литературных произведений, знакомство с праздниками, обрядами народов России позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к устному народному творчеству, к традициям как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.
Курс «Праздники и обряды народов России» интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, географией и т.д.
Цели курса:
1.обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия народов России;
2.формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к истории, ценностям культуры народов России;
3.дать ученикам представление о фольклоре и художественной литературе разных народностей,
4.расширение их художественного и общекультурного кругозора.
Задачи:
1. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации. 2. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности. 3. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к традициям.
4. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Иметь представление
- о быте и развитии культуры в России;
- о влиянии духовных традиций, душевного устроения на литературу народов России;
- об основных обычаях, обрядах, праздниках народов России.
Знать
- историю происхождения народностей, об их древних сказаниях, праздниках, мифах;
- календарные обряды и обрядовый фольклор;
- быт русского и других народностей России, устои, традиции;
- особенности архитектуры городов и обустройство дома;
Уметь
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание, нравственную проблематику;
- анализировать и интерпретировать обрядовую поэзию с учетом её жанровой специфики, - применять полученные знания для углубленного изучения материала, полученного на уроках литературы.
Прогнозируемый результат: 1. Ученики знакомы с историей и культурой страны, её народностей. 2. Любят и хранят национальную культуру. 3. Знают основные обряды и обычаи народностей России.
4.Уважают культуру народов России.
Личностные результаты
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты
1) способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2) способность к сотрудничеству и коммуникации;
3) способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Принципы построения курса.
Основой построения курса являются принципы
- доступности в отборе литературных, литературно-критических и духовных произведений;
- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;
- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Методы и приемы.
С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.
Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.
Программа состоит из 9 занятий.
Типы уроков и формы проведения занятий.
Лекция, практикумы, работа с художественной литературой, игра, презентация работы, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности уч-ся при освоении материалов курса.
Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих письменных работ, защиты проектов на каждом уроке.
Учебно-тематический план курса «Праздники и обряды народов России»
№
Название темы
Виды учебной деятельности и формы её организации
1
Вводное занятие.
Наша Родина – Россия. Отличие одного народа от другого.
Установочная мини-лекция учителя. Комментированный просмотр слайдов. Рисунок на данную тему, его презентация.
2
Мифы о происхождении народностей. Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение. Праздники и традиции. Одежда. Игры. Русская кухня.
Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с мифологией, знакомством с народностями России). Беседа учителя об обрядах (рождение, взросление, свадьба и т.д.) Слайд-шоу. Выполнение творческих работ по данной теме.
3
Праздники и обряды народов России. Башкортастан. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Слайд-шоу. Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.
Татарстан. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Слайд-шоу. Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.
Народы севера России. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Слайд-шоу. Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и Слайд-шоу. групповая работа.
Народы Кавказа, средней Азии. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.
Итоговое занятие. Сочинение-рассуждение «Россия – наш общий дом»
Творческая работа: написание и презентация работ.
Содержание учебного предмета
Тема: Вводный раздел. Россия – наш общий дом
Ключевые понятия: “народ”, “народная художественная культура”. Многозначность понятия “народ”. Народ как этнокультурная общность, как синоним понятия “этническая группа” или “национальность” (русские, татары, марийцы, чуваши, эвенки, якуты и т.д.).
Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповедания, отражающееся в художественной культуре. Традиции взаимопонимания, взаимоуважения и взаимного интереса к культурам и художественному творчеству разных народов в нашей стране. Отличие одних народностей от других (четыре языковых семьи, в которые входит основная часть населения России: индоевропейская, алтайская, уральская и северокавказская. Основные языковые группы: славянская, тюркская и финно-угорская.
Православие (одно из направлений христианства) как наиболее распространенная в России религия. Старообрядчество и старообрядцы в России. Представители многих других религиозных конфессий (мусульмане, католики, протестанты, буддисты и другие), в России).
Тема: Мифы о происхождении народностей. Быт русского народа.
Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Понятия “миф” и “мифология”. Отражение в мифах картин мира древних народов. Олицетворение в мифах сил природы. Мифы древних славян о сотворении и устройстве мира. Жилище. Обустройство дома. Поселение. Праздники и традиции. Одежда. Игры. Русская кухня.
Тема: Праздники и обряды народов России.
Самобытные художественные традиции народов Поволжья, Сибири, Севера, Кавказа и других регионов. Обусловленность национальных традиций художественной культуры особенностями ландшафта, историей того или иного народа, его верой, национальным характером (менталитетом), представлениями о мире (национальными образами мира).
Автономные республики Российской Федерации (Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмурдская, Хакасская, Чиченская, Ингушская, Чувашская, Якутская) как центры сохранения и развития национально-культурных традиций коренных народов России.
Башкортастан.
Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Татарстан.
Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Народы севера России.
Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Народы Кавказа, средней Азии.
Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.
Тема: Игрушки народов России.
Художественная культура народа как коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт, как совокупность художественных ценностей того или иного народа, воплощенная в народном творчестве и профессиональном искусстве, а также так же форм и способов их создания, бытования, сохранения, распространения и развития.
Тема: Общее в художественной культуре народов России.
Общее в художественной культуре народов России: воплощение в художественных произведениях любовь народа к родной земле, родному очагу, матери, природе, детям, уважение памяти предков, интерес к своему культурно-историческому наследию.Необходимость уважительного отношения к художественным традициям, обычаям и другим национальным особенностям каждого из народов, проживающих в современной России.
Тема: Итоговое занятие. Сочинение-рассуждение «Россия – наш общий дом»
Список литературы и Интернет-источников:
Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006
Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995
Некрасова М. А.Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. М., 1983. Расы и народы. М.,1984 Русские. Этносоциологические очерки. М.,1992. Русская палеография. М., 1992
Федотов Г. П.Письма о русской культуре// Русская идея. 1992. С. 379-419. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.