kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса «Праздники и обряды народов России» для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа по курсу  «Праздники и обряды народов России» в 5 классе создана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
 Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной  культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы не только русского, но и других народов России. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления, традициями, обрядами разных народов.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Праздники и обряды народов России» для 5 класса»

МКОУ «Строевская СОШ»









Рабочая программа

Курса «Праздники и обряды народов России»

5 класс



















2015 г.

Автор программы:

Васильева Сюзанна Гамлетовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Строевская СОШ».













Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «Строевская СОШ» ___________

Заместитель директора по УВР _____________ Г. Р. Комогорова

Утверждено.

Директор школы ______________ (О. В. Миневич)
























Пояснительная записка

    Рабочая программа по курсу  «Праздники и обряды народов России» в 5 классе создана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа данного курса предназначена для обучения учащихся 5 классов; рассчитана на 9 часов.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной  культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы не только русского, но и других народов России. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления, традициями, обрядами разных народов. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор в яркую и неповторимую историю народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения разных народностей, их характере, культуре, обычаях, традициях. Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой народов России. Анализ литературных произведений, знакомство с праздниками, обрядами народов России позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к устному народному творчеству, к традициям как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.

Курс «Праздники и обряды народов России» интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, географией и т.д.

Цели курса:

1.обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия народов России;

2.формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к истории, ценностям культуры народов России;

3.дать ученикам представление о фольклоре и художественной литературе разных народностей,

4.расширение их художественного и общекультурного кругозора. 

Задачи:

1. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
2. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
3. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к традициям.

4. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.

                               В результате изучения курса учащиеся должны:

Иметь представление

- о быте и развитии культуры в России;

- о влиянии духовных традиций, душевного устроения на литературу народов России;

- об основных обычаях, обрядах, праздниках народов России.

Знать

- историю происхождения народностей, об их древних сказаниях, праздниках, мифах;

- календарные обряды и обрядовый фольклор;

- быт русского и других народностей России, устои, традиции;

-  особенности архитектуры городов и обустройство дома;

Уметь

- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание, нравственную проблематику;

- анализировать и интерпретировать обрядовую поэзию с учетом её жанровой специфики, - применять полученные знания для углубленного изучения материала, полученного на уроках литературы.

 Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой страны, её народностей.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают основные обряды и обычаи народностей России.

4.Уважают культуру народов России.

Личностные результаты

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Метапредметные результаты

1) способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

2) способность к сотрудничеству и коммуникации;

3) способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Принципы построения курса.

            Основой построения курса являются принципы

- доступности в отборе литературных, литературно-критических и духовных произведений;

- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;

- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.

Методы и приемы.

С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.

Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.

      Программа состоит из 9 занятий.

Типы уроков и формы проведения занятий.

     Лекция, практикумы, работа с художественной литературой, игра, презентация работы, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности уч-ся при освоении материалов курса.

     Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.

     Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих письменных работ, защиты проектов на каждом уроке.

               







Учебно-тематический план курса «Праздники и обряды народов России»

           Название темы

Виды учебной деятельности и формы её организации

1

Вводное занятие.

Наша Родина – Россия. Отличие одного народа от другого.

Установочная мини-лекция учителя.  Комментированный просмотр слайдов. Рисунок на данную тему, его презентация.

2

Мифы о происхождении народностей. Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение. Праздники и традиции. Одежда. Игры. Русская кухня.

Лекция учителя  (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с мифологией,  знакомством с народностями России). Беседа учителя об обрядах (рождение, взросление, свадьба и т.д.) Слайд-шоу. Выполнение творческих работ по данной теме.

3

Праздники и обряды народов России. Башкортастан. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Слайд-шоу. Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.


Татарстан. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Слайд-шоу. Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.


Народы севера России. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Слайд-шоу. Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и Слайд-шоу. групповая работа.


Народы Кавказа, средней Азии. Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.

4

Игрушки народов России.

Слайд-шоу. Творческая работа: изготовление игрушки.

5

Общее в художественной культуре народов России.

Лекция учителя. Обобщение изученного. Творческая работа: рефлексия.

6

Итоговое занятие. Сочинение-рассуждение «Россия – наш общий дом»

 Творческая работа: написание и презентация работ.

Содержание учебного предмета

Тема: Вводный раздел. Россия – наш общий дом

Ключевые понятия: “народ”, “народная художественная культура”. Многозначность понятия “народ”. Народ как этнокультурная общность, как синоним понятия “этническая группа” или “национальность” (русские, татары, марийцы, чуваши, эвенки, якуты и т.д.).

Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповедания, отражающееся в художественной культуре. Традиции взаимопонимания, взаимоуважения и взаимного интереса к культурам и художественному творчеству разных народов в нашей стране. Отличие одних народностей от других (четыре языковых семьи, в которые входит основная часть населения России: индоевропейская, алтайская, уральская и северокавказская. Основные языковые группы: славянская, тюркская и финно-угорская.

Православие (одно из направлений христианства) как наиболее распространенная в России религия. Старообрядчество и старообрядцы в России. Представители многих других религиозных конфессий (мусульмане, католики, протестанты, буддисты и другие), в России).

Тема: Мифы о происхождении народностей. Быт русского народа.

Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Понятия “миф” и “мифология”. Отражение в мифах картин мира древних народов. Олицетворение в мифах сил природы. Мифы древних славян о сотворении и устройстве мира. Жилище. Обустройство дома. Поселение. Праздники и традиции. Одежда. Игры. Русская кухня.

Тема: Праздники и обряды народов России.

Самобытные художественные традиции народов Поволжья, Сибири, Севера, Кавказа и других регионов. Обусловленность национальных традиций художественной культуры особенностями ландшафта, историей того или иного народа, его верой, национальным характером (менталитетом), представлениями о мире (национальными образами мира).

Автономные республики Российской Федерации (Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмурдская, Хакасская, Чиченская, Ингушская, Чувашская, Якутская) как центры сохранения и развития национально-культурных традиций коренных народов России.

Башкортастан.

Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Татарстан.

Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Народы севера России.

Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Народы Кавказа, средней Азии.

Быт, традиции и обычаи, одежда. Литература. Художественная культура.

Тема: Игрушки народов России.

Художественная культура народа как коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт, как совокупность художественных ценностей того или иного народа, воплощенная в народном творчестве и профессиональном искусстве, а также так же форм и способов их создания, бытования, сохранения, распространения и развития.

Тема: Общее в художественной культуре народов России.

Общее в художественной культуре народов России: воплощение в художественных произведениях любовь народа к родной земле, родному очагу, матери, природе, детям, уважение памяти предков, интерес к своему культурно-историческому наследию. Необходимость уважительного отношения к художественным традициям, обычаям и другим национальным особенностям каждого из народов, проживающих в современной России.

Тема: Итоговое занятие. Сочинение-рассуждение «Россия – наш общий дом»












































Список литературы и Интернет-источников:

  1. Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006

  2. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках  русского народа. М., 1995

  3. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008

  4. Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// http://www.bibliotekar.ru/karamzin/

  5. Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008

  6. Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997

  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005

  8. Ремизов А. М.  Кострома// Ремизов А.М. Посолонь. М, 1996 // http://www.vek-serebra.ru/remizov/kostroma.htm

  9. Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007

  10. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007

  11. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

  12. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

  13. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры.Ростов-на-Дону,1992.

  14. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

  15. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

  16. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.

  17. Каргин А.С. Народная художественная культура. М.,1997.

  18. Лурье А. Историческая этнология. М., 1998.

  19. Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров// Тезисы международной научно-практической конференции. М., 1994.

  20. Народы Европейской части СССР. М., 1964.

  21. Народы России: Энциклопедия. М.,1994

  22. Народы мира: историко - этнографический справочник. М.,1988.

  23. Народы и религии мира: Энциклопедия. М.,1998

  24. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. М., 1983. Расы и народы. М.,1984 Русские. Этносоциологические очерки. М.,1992. Русская палеография. М., 1992

  25. Федотов Г. П. Письма о русской культуре// Русская идея. 1992. С. 379-419. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

  26. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.,1997.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса «Праздники и обряды народов России» для 5 класса

Автор: Васильева Сюзанна Гамлетовна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 319086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства