kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Публицистический стиль. Зарисовка. Её структура и стилистика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура и содержание зарисовки. Основные правила создания зарисовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Публицистический стиль. Зарисовка. Её структура и стилистика"»


Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

«Центр «Меридиан»

Теслевич Алевтина Ивановна

(г. Новокузнецк)


Конспект занятия.

Публицистический стиль. Зарисовка. Её структура и стилистика.


Цель: получение знаний о журналистском жанре, жанре зарисовки; создание зарисовки собственного сочинения.


Задачи:

  • раскрыть сущность и содержание понятия «зарисовка»;

  • объяснить процесс создания зарисовки;

  • создать условия для обогащения опытом коммуникативного общения.


Ход занятия:

1

Теоретическая часть.


Публицистический стиль — это функциональный стиль речи, который используется в общественно-политической литературе и различных средствах массовой информации: газетах и журналах, телевидении, радио, интернете, ораторской речи.

Зарисовка – это художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей.


Цель зарисовки – объективно отражать жизнь, а в жизни есть не только хорошее, но и плохое. Необходимо уметь не только быстро схватывать существо дела, но и видеть людей, вещи в их настоящем свете. Такая драгоценная для каждого газетчика способность называется наблюдательностью. В самом названии жанра – «зарисовка» – содержится заявка: зарисовать, изобразить событие, явление, ту или иную сторону нашей действительности.

Например: Дождливое лето. Много, много воды. Много, много серого неба, и робкий лучик солнца, пробивающийся сквозь массы тяжелых туч. Промокшие поля и переполненные влагой леса ждут, когда всемогущее светило проснется и обогреет их. Люди тоже ждут, ждут тепла и света.

От этой бесконечной сырости наступает ощущение безысходности. Кажется, что лето своим горячим дыханием никогда не прогреет этот насыщенный влагой воздух, никогда река своими светлыми прохладными струями не омоет разгоряченное на солнцепеке тело, будет лишь вечный дождь, вечная сырость и серость.
Но вот, словно по велению свыше утихает ветер, и все как будто замирает в ожидании долгожданного тепла, готовясь принять на себя солнечный шквал. Лоскуты синей бирюзы ослепляют на миг, и разноцветная радуга раскрашивает лица прохожих, как будто потускневших от долгих дней ожидания света.

И моя душа, поддавшись солнечным лучам, нежится словно кошка, подставляя то один промокший бок, то другой ярко желтому диску в голубой бездонной выси. И я понимаю, что очень люблю лето, люблю солнце, люблю эту переменчивую жизнь.


2

Теоретическая часть


Как написать зарисовку


Начать необходимо с самого главного в описываемом объекте.
Описывать необходимо только самое интересное, необычное, характерное.
Соблюдать последовательность в описании.
Язык зарисовки, по сравнению с языком других газетных жанров, художественный.

Отличительная черта – наличие тропов.


Само слово «зарисовка» пришло в филологию из живописи. Зарисовать – изобразить, показать. Только средствами языка.



Нужно стараться написать, в первую очередь, красиво, используя многочисленные эпитеты, описания, подробности, например, как голубоватое снежное кружево укутывает ветви деревьев.


Зачем это нужно в журналистике, которая имеет дело с жестким публицистическим фактом?


И вообще, имеет ли этот жанр право быть публицистическим?


Оказывается, да. Имеет. Если он не просто описывает какую-то картину природы или уголок города, но и несет в себе публицистический пафос, значимый для читателей смысл.


Например, зарисовка о любимом городе может подчеркнуть какие-то значимые для города явления, обнаружить неизвестные ранее детали факты, которые могут стать совершенно новыми и неожиданными для читателя. Она может включать в себя наблюдения за нравами жителей города, следовательно, нести в себе репортажные моменты и элементы диалога.

И, разумеется, информационым поводом для журналиста, пишущего зарисовку, обязательно будет не домашнее задание по литературе, а какая-то новость, событие, встреча, находка, неожиданное открытие.


Так информационным поводом опубликованной ниже зарисовки стало виртуальное знакомство с фотоработами фотографа, живущего в другом городе. На его фотографиях авторы неожиданно для себя Красноярск – такой, каким они его раньше никогда не видели, не обращали внимания. Это стало поводом пересмотреть свое отношение, попытаться увидеть новые детали, осмыслить новые открывшиеся факты.

Зарисовка – информационный жанр газеты, в котором представлено зримое впечатление о человеке, событии или явлении природы. Это один из наиболее распространенных жанров, особенно в районной и многотиражной печати.


Зарисовки особенно удаются тем журналистам, которые одинаково хорошо владеют художественным словом и профессиональной фотокамерой (например, В. Пескову из «Комсомольской правды» и Ю. Росту из «Литературной газеты»). То есть вершин мастерства в этом жанре добиваются те, кто имеет острый взгляд художника, наблюдательность.


Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информативностью. 

В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. 

На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров. 

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. 


Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка. 


Существуют следующие виды зарисовок: 

1. Пейзажная. 

2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях. 

3. Портретная - портрет человека, или местности, явления.

3

Практическая часть.


Ведущее слово педагога.

А теперь игра «Раз, два, три, мяч лови, про лето назови!»

(Для конкурса требуется мяч)

Кому кидают мяч, должен назвать слова, красивое словосочетание для зарисовки.

4

Практическая часть.

Ведущее слово педагога.


Сейчас мы поиграем в игру «Журналист-художник».

(Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участники рисуют словесную картинку прогулка по улицам Новокузнецка в весеннюю пору.

Побеждает тот, кто сможет ярче передать «эффект присутствия».)


Педагог: А теперь каждый из вас напишет зарисовку из школьной жизни.

5

Подведение итогов. 

Обучающиеся говорят, чья зарисовка им больше понравилась, объясняют, почему. Педагог проводит качественный анализ работ. Ребята показывают карточки красного, желтого или зеленого цвета, выражая свое эмоциональное состояние («Светофор»).


Список литературы:

  1. Деркач, О.А., Быков, В.В. 1000 заданий на смекалку. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2006. – 304 с.

  2. 500 замечательных детских игр /Сост. А.Г. Бочарова, Т.М. Гореева, В.Я. Окунь. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 384 с.

  3. Центр развития педагогики. [Электронный ресурс]. URL: www.prodlenka.com (дата обращения: 18.03.2023


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Публицистический стиль. Зарисовка. Её структура и стилистика"

Автор: Алевтина Ивановна Теслевич

Дата: 12.05.2023

Номер свидетельства: 631282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства