kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 Тема: «Оказание помощи при изменениях кожи, слизистых оболочек, лимфоаденопатии, неврологическом синдроме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

               ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: «Оказание помощи при изменениях кожи, слизистых оболочек,

лимфоаденопатии, неврологическом синдроме»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 Тема: «Оказание помощи при изменениях кожи, слизистых оболочек, лимфоаденопатии, неврологическом синдроме»»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: «Оказание помощи при изменениях кожи, слизистых оболочек,

лимфоаденопатии, неврологическом синдроме»



Задание № 1

Пользуясь лекционным материалом


Составьте терминологичексий словарь, записав следующие медицинские термины:


1.Нейроинфекция –

2.Энцефалит-

3. Полиомиелит

4.Менингит-

5.Менингеальный синдром

6.«Гидроцефальный крик»

7.«Мозговая рвота»

8.Гиперстезия

9.Гиперакузия

10.Гипералгезия

11.Фотобия

12.Гиперосмия

13.Менингизм

14.Судороги

15.Судорожный синдром

16.Тонические судороги

17.Клонические судороги

18.Паралитический синдром

19.Лимфоаденопатия

20.Экзантема

21.Энантема

22.лимфоаденопатия





















Задание №2


Пользуясь лекционным материалом заполните таблицу


Название симптома


Опишите симптом

1. Верхний симптом Брудзинского 



Верхний симптом Брудзинского — непроизвольное сгибание ног и подтягивание их к животу при попытке пассивного сгибания головы. Впервые описан в 1909 году








2. Нижний симптом Брудзинского 





— при проверке с одной стороны симптома Кернига другая нога, сгибаясь в коленном и тазобедренном суставах, подтягивается к животу. Описан в 1908 году[.









3. Средний (лобковый) симптом Брудзинского —

— при давлении на лобок ноги сгибаются в тазобедренном и коленных суставах. Описан в 1916 году[2]

4. Щёчный симптом Брудзинского 



- при надавливании на щеку ниже скуловой дуги рефлекторно поднимаются плечи и сгибаются руки в локтевых суставах у больного или симптом « креста» Описан в 1916 году[4

5.Симптом Лесажа




6.Симптом одеяла




Задание №3

Пользуясь лекционным материалом ответьте на вопросы:

1.Для какого синдрома характерна данная поза и как она называется?

2.О каком течении заболевания можно судить ?

3.Опишите данную позу больного





Тяжелые поражения нервной системы обычно приводят к проявлениям со стороны всего организма.
Очень яркий пример этого – менингит. Раздражение мозговых оболочек приводит к множеству рефлекторных изменений, что отображается даже уже в самом положении больного.
При выраженном менингеальном синдроме для пациента характерна поза легавой собаки (синоним – поза взведенного курка). У больного происходит непроизвольное рефлекторное повышение тонуса мышц.

В результате чего положение тела следующее: голова запрокинута кзади (имеется выраженная ригидность затылочных мышц), туловище вытянуто (как будто легавая собака перед стартом), руки плотно прижаты к грудной клетке, ноги же подтягиваются к животу.

Поза легавой собаки говорит о тяжелом течении менингита и является прогностически неблагоприятным симптомом менингита.

Менингит

Возможно попадание менингококка в различные органы и ткани, но чаще он попадет в головной мозг — развивается менингит. Менингит — воспаление мозговых оболочек. Воспаление вещества мозга называется энцефалит.

Менингит также начинается остро с ознобом и лихорадкой. Характерные признаки менингита:

  • сильная головная боль,

  • повышенная чувствительность ко всем внешним раздражителям (свет, звуки, прикосновения). Любой звук, яркий свет причиняет боль.

  • рвота (из-за повышения внутричерепного давления), которая не приносит облегчения. (При пищевом отравлении после рвоты становится легче.)

  • нарушения сознания (сонливость, спутанность).

  • менингеальные симптомы (их определяет медработник) связаны с тем, что мышечная регуляция нарушается и начинает преобладать тонус разгибателей. Шея становится ригидной (то есть жесткой, твердой, ее трудно согнуть).



Задание №4

Решение ситуационных задач

Ситуация 1

Мужчина, рабочий строительной организации, пришел домой уставший, за ужином выпил рюмку спиртного и лег спать. Утром жена обратила внимание на то, что муж долго не встает с постели, лежит, отвернувшись к стене, просит его не беспокоить, убавить звук телевизора. Жалуется на сильную головную боль, озноб. Была рвота (из-за повышения внутричерепного давления), которая не приносит облегчения. Вызвали бригаду скорой помощи. При осмотре больной выражает протест, пытается завернуться в одеяло, на вопросы отвечает с запозданием, возбужден. Температура тела 39,9 гр. пульс учащен.

Задание:

Какое заболевание описано в задаче?

Выявите проблемы пациента


Ситуация2            

Пациент С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом "Менингококковая инфекция. Менигококкцемия". Заболел остро. Подъем температуры до 40о С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД  60/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.

Эталон ответа

1. У пациента развился инфекционно-токсический шок II степени (субкомпенсированный); критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, снижение диуреза, бледность кожных покровов.

2. Алгоритм действий медсестры:

  • выполнять назначение врача;

  • уложить больного с приподнятым ножным концом;

  • дать увлажненный кислород через носовой катетер;

  • подготовить систему для внутривенного вливания, шприцы, лекарственные препараты (преднизолон для в/в введения, антибиотики: пенициллин, левомецитин - сукцинат);

  • по возможности, обеспечить доступ в вену лекарственных препаратов;

  • следить за гемодинамикой, АД, Рs, диурезом, состоянием сознания, предупреждать травматизацию больного.

3. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки на мениногококк согласно алгоритму манипуляции.






















Техника забора материала на менингококк из задней стенки глотки

Цель: выявить возбудителя заболевания.

Оснащение:

  • штатив со стерильной пробиркой, плотно закрывающейся ватно-марлевым тампоном, в который вмонтирован стержень с накрученным сухим ватным тампоном для забора материала;

  • шпатель стерильный в крафт-пакете;

  • флакон или пробирка с питательной средой, полученные в бактериологической лаборатории;

  • бикс с поролоном, грелка, термометр для укладки пробы и поддержания температуры в пределах 38°С в момент транспортировки.   

  • спецодежда для медсестры;

  • бланк-направление (учетная форма № 204/У);

  • штатив для пробирок с пробами;

  • стеклограф для маркировки пробирок.


 ЭТАПЫ   

ПРИМЕЧАНИЕ

 ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ

1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования и получить согласие.

Забор материала производят утром, натощак, до лечения.

2. Вымыть руки с мылом, надеть халат, маску и перчатки.

 

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления.

 

4. Установить пробирку в штатив.

 

 ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1. Налить в пробирку 3-5 мл питательной среды.

Соблюдать стерильность

2. Изогнуть стерильный ватный тампон о край пробирки под углом 135° на расстоянии 3-4 см от конца.

Можно взять готовый изогнутый стержень с тампоном.

3. Предложить пациенту широко открыть рот.

 

4. Надавить шпателем, который находится в левой руке, на корень языка.

 

5. Ввести тампон концом вверх под мягкое небо в носоглотку и осторожным движением собрать слизь.

Необходимо провести тампоном под мягким небом 2-3 раза.

6. Извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

 

7. Поместить в пробирку с питательной средой, не касаясь ее стенок.

 

8. Поставить пробирку в штатив для пробирок, затем штатив в бикс.

Проверить соответствие номера пробирки с номером направления и Ф.И.О. пациента.

9. Положить грелку в бикс, уплотнив поролоном, термометр для поддержания температуры в пределах 38 °С в момент транспортировки. Закрыть бикс на «замок».

Менингококк погибает при температуре ниже 37°С. На биксе имеются специальные приспособления для падежного укрепления крышки бикса.

 ОКОНЧАНИЕ ПРОЦВДУРЫ

 1. Снять перчатки, маску и погрузить их в дезинфицирующий раствор.

 

 2. Доставить взятый материал в биксе е направлением в бактериологическую лабораторию.

Биологический материал доставляется как можно быстрее, в течение 1 часа.






Задание 4

Пользуясь лекционным материалом продолжите выражение

Экзантемы делятся на ___________и _______________:

К первичным относятся:точетная сыпь_______________________________

к вторичным относятся_____________________________________

Опишите признаки сыпи, для каких заболеваний они характерны

Экзантемы

Розеола _________________________________________________

Пятно_______________________________________________

Эритема_______________________________________________

Геморрагии________________________________________________

Папула__________________________________________________________

  • Многие инфекционные заболевания сопровождается кожными высыпаниями (экзантемой), разнообразными по величине, форме, стойкости, распространению. Различают несколько вариантов сыпи. Экзантемы делят на первичные и вторичные.

  • К первичным относятся: точечная сыпь, розеола, пятно, эритема, геморрагии, папула, бугорок, пузырек, пустула, волдырь и др.; 

  • к вторичным - корка, пигментация, язва, рубец.

  • вариант пятнистой сыпи, размером до 2 мм, встречающийся при скарлатине

  • Розеола - пятнышко от бледно-розового до пурпурного цвета размером от 2 до 5 мм; при надавливании и растягивании кожи исчезает; характерна для сыпного и брюшного тифов, паратифов А и В

  • Пятно отличается от розеолы величиной (от 5 до 20мм); в зависимости от размеров элементов различаются мелкопятнистая (5-10 мм) и крупнопятнистая (более 10 мм) сыпь. Пятнистая сыпь характерна для кори, краснухи, клещевых риккетсиозов

  • Эритема - обширные участки гиперемированной кожи, образовавшиеся при слиянии крупных пятен (корь, клещевые риккетсиозы).

  • Геморрагии - кровоизлияния в кожу различной величины от точечных (петехии) до более крупных (пурпура - от 2 до 5 мм, экхимоз - больше 5 мм). Встречаются при геморрагических лихорадках, лептоспирозе, сепсисе, менингококковой инфекции, сыпном тифе

  • Папула - мягкий плоский узелок, слегка возвышающийся над кожей, размером от 3 до 5 мм, но может быть и больше; часто сочетается с розеолой(розеолезно-папулезная сыпь) или с пятном (корь).

  • Бугорок отличается от папулы наличием плотного образования в коже, часто изъязвляется, оставляя рубец.

  • Пузырек (везикула) - ограниченная полость размером от 1 до 5 мм, заполненная прозрачной серозной или кровянистой жидкостью; везикула часто превращается в пустулу (при этом содержимое пузырька мутнеет); может засыхать (корочка) или вскрываться (эрозия). Пузырьки после себя следов не оставляют. После пустул могут остаться рубчики. Такая сыпь наблюдается при натуральной и ветряной оспе, простом и опоясывающем герпесе.

  • Волдырь (уртика) - плотноватое возвышающееся над кожей образование розового или белого цвета с красной каемкой, величиной от 5 мм до нескольких сантиметров. Появляется и исчезает быстро и бесследно. Уртикарная сыпь характерна для сывороточной болезни, а также для аллергических реакций на лекарственные препараты.

Из вторичных экзантем диагностическое значение имеет шелушение кожи (скарлатина

Розеола - пятнышко от бледно-розового до пурпурного цвета размером от 2 до 5 мм; при надавливании и растягивании кожи исчезает; характерна для сыпного и брюшного тифов, паратифов А и В

Эритема - обширные участки гиперемированной кожи, образовавшиеся при слиянии крупных пятен (корь, клещевые риккетсиозы).

Геморрагии - кровоизлияния в кожу различной величины от точечных (петехии) до более крупных (пурпура - от 2 до 5 мм, экхимоз - больше 5 мм). Встречаются при геморрагических лихорадках, лептоспирозе, сепсисе, менингококковой инфекции, сыпном тифе

Первичные элементы сыпи на коже у инфекционных больных

1. Очаговая гиперемия кожи (исчезает при надавливании или растягивании кожи):

Розеолы – диаметром 2…5 мм, розового или красного цвета, чаще округлой формы.

Пятно мелкое – диаметром 6…10 мм.

Пятно крупное – диаметром 11…20 мм.

Эритема – диаметром больше 20 мм.

2. Кровоизлияния в кожу (не исчезают при надавливании или растягивания кожи):

Петехии первичные – диаметром (до 2 мм) на фоне нормальной кожи

Петехии вторичные – на фоне розеол.

Пурпура – размерами от 2 до 5 мм.

Экхимозы– размерами более 5 мм.

3. Сыпь, возвышающаяся над уровнем кожи:

Папула – поверхностный инфильтрат диаметром до 5 мм.

Узел – инфильтрат в глубоких слоях дермы диаметром от 1 до 5 см.

Волдырь – острый ограниченный отек кожи, бледный в центре, розовато-красный по периферии.

Везикула – пузырек диаметром до 5 мм с серозной или с серозно-геморрагической жидкостью.

Пустула – пузырек до 5 мм с гнойной жидкостью.

Пузырь – полостное образование диаметром от 5 мм до 10 см и более с серозным или серозно-геморрагическим содержимым.

Примечание: Возможные сочетания элементов сыпи (розеолезно-петехиальная, пятнисто-папулезная, па пулезно-везикулезная и т. п.).

























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаджиева Венера Шавкятовна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 356017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства