1. В.А. Родичев. Тракторы. Учебник длс СПО/М: Изд. центр «Академия», 2021.-288 с.
Дополнительная:
1. Богатырев А. В. «Тракторы и автомобили». М. Колос С. 2020
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 4.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 4.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
Место проведения занятия:
Учебная лаборатория.
Ход занятия (структура и содержание).
№
Элементы занятия и условные вопросы.
Методы
обучения.
Время
Приме-чание.
1.
Организационный момент.
Контроль посещаемости и готовности
студентов к уроку.
Диалогический.
3 мин.
2.
Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
Вопросы:
Классификация, общее устройство и принцип работы тормозной системы. Основные детали и узлы тормозной системы и их назначение. Основные понятия и определения, принцип работы тормозной системы.
Монологический.
2 мин.
3.
Актуализация опорных знаний
Монологический
с элементами
диалогического.
5 мин.
4.
Порядок изучения материала.
Самостоятельная работа.
Монологический.
Тихое обсуждение.
Элементы
диалогического.
Рассказ.
45 мин
5.
Закрепление изученного материала.
Опрос.
Громкое
обсуждение.
33 мин.
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Монологический.
Беседа.
1 мин.
7.
Задание на дом. ДИ 1. Стр.50-57.
ЭОР 1, ЭОР 2
Рассказ.
1мин.
Практическое занятие № 9
Тормозная система трактора МТЗ-80.
Цель: Сформировать практические навыки по регулировке тормозных систем. Закрепитьтеоретические знания по устройству тормозных систем тракторов.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1. Трактор МТЗ-80.
2. Комплект инструментов
2. Обтирочный материал.
3. Плакаты по устройству изучаемых узлов
4. Учебная литература.
Теоретический обзор.
При эксплуатации трактора фрикционные накладки колодок или дисков тормозов изнашиваются, зазоры увеличиваются, ход педали тормоза возрастает.
Для восстановления нормальной величины зазоров и уменьшения хода педали необходимо регулировать тормоза (производить текущую регулировку).
Регулировать тормоза необходимо следующим образом:
1. Поднять домкратом колесо.
2. Вращая колесо вперед, постепенно повертывать эксцентрик передней колодки за шестигранную головку болтав нужном направлении до тех пор, пока колесо не затормозится.
3. Постепенно отпускать эксцентрик до тех пор, пока колесо при вращении вперед (без задевания барабана за колодки) не станет свободно поворачиваться.
4. Отрегулировать таким же образом зазоры между задней колодкой и барабаном.
5. Проделать указанные операции при регулировке тормозов остальных колес.
6. Проверить торможением на ходу трактора равномерность работы тормозов и отсутствие нагрева тормозных барабанов.
При правильной регулировке тормозов и отсутствии воздуха в системе гидравлического привода педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна опускаться более чем на половину хода, после чего должна ощущаться «жесткая» педаль.
При текущей регулировке ни в коем случае не следует вращать опорные пальцы, так как нарушится заводская установка колодок.
В случае переклепки фрикционных накладок или замены колодок отрегулировать установку колодок. Для этого необходимо:
1. Поднять колесо домкратом.
2. Ослабить гайки опорных пальцев и повернуть их в начальное положение.
3. Нажимая на педаль тормоза с постоянной силой, равной 12—16 кгс, повернуть так опорные пальцы в таком направлении, чтобы концы колодок со стороны пальцев упирались в тормозной барабан. Момент соприкосновения колодок с барабаном определяется по увеличению сопротивления при вращении: опорного пальца.
4. Затянуть в этом положении гайки опорных пальцев, следя за тем, чтобы пальцы при этом не повернулись.
5. Подвернуть регулировочные эксцентрики так, чтобы колодки упирались в тормозной барабан.
6. Отпустив педаль, повернуть регулировочные эксцентрики в обратном направлении, чтобы колеса стали вращаться свободно.
При установке новых колодок, пока фрикционные накладки еще не приработаны к поверхности барабанов, тормозные барабаны после регулировки установки колодок могут несколько нагреваться. Если нагрев их невелик (рука «терпит» при прикосновении к ободу барабана), то после нескольких торможений колодки приработаются и нагрев их прекратится. При более сильном нагреве тормозных барабанов необходимо регулировочными эксцентриками несколько отвести колодки нагревающегося тормоза от барабанов.
Как текущую регулировку, так и полную регулировку установки колодок необходимо проводить, когда барабаны полностью охладились и подшипники колес правильно отрегулированы.
Регулировка привода тормозов заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра. Зазор должен быть в пределах 1,5—2,5 мм, что соответствует свободному ходу педали тормоза 8—14 мм. Этот зазор необходим для обеспечения возврата поршня главного цилиндра в исходное положение при отпущенной педали тормоза до упора в шайбу во избежание перекрытия внутренней манжетойкомпенсационного отверстияглавного цилиндра. В результате этого обеспечивается полное растормаживание системы тормозов. Указанный зазор регулируют вращением толкателя.
Для регулировки зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра необходимо:
1. Разъединить педальтормоза и тягу, расшплинтовав и вынув палец.
2. Проверить положение педали, на которую действует оттяжная пружина. Педаль тормоза должна упираться в резиновый буфер, укрепленный под наклонным полом кабины трактора.
3. Ввернуть тягув толкатель (предварительно отвернув контргайку) таким образом, чтобы при крайнем переднем положении поршняось отверстия тягибыла смещена назад и не доходила бы до оси отверстия педали на 1,5—2,5 мм.
4. Не нарушая этого положения, застопорить соединительную тягув толкателеконтргайкой.
5. Совместить отверстия соединительной тягии педали, поставить палец и зашплинтовать его.
Контрольные вопросы:
Из каких деталей состоит тормозная система?
Какие регулировки есть у тормозная система?
3. В чем заключается техническое обслуживание тормозной системы.
4. Какие операции ТО проводят с тормозной системой?