1. В.А. Родичев. Тракторы. Учебник длс СПО/М: Изд. центр «Академия», 2019.-288 с.
Дополнительная:
1. Богатырев А. В. «Тракторы и автомобили». М. КолосС. 2017
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 4.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 4.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
Место проведения занятия:
Учебная лаборатория.
Ход занятия (структура и содержание).
№
Элементы занятия и условные вопросы.
Методы
обучения.
Время
Приме-чание.
1.
Организационный момент.
Контроль посещаемости и готовности
студентов к уроку.
Диалогический.
3 мин.
2.
Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
Вопросы:
Классификация, общее устройство и принцип работы двигателей. Основные механизмы, системы двигателей и их назначение. Основные понятия и определения, принцип работы дизельных двигателей.
Монологический.
2 мин.
3.
Актуализация опорных знаний
Монологический
с элементами
диалогического.
5 мин.
4.
Порядок изучения материала.
Самостоятельная работа.
Монологический.
Тихое обсуждение.
Элементы
диалогического.
Рассказ.
45 мин
5.
Закрепление изученного материала.
Опрос.
Громкое
обсуждение.
33 мин.
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Монологический.
Беседа.
1 мин.
7.
Задание на дом. ДИ 1. Стр. 105…128.
ЭОР 1, ЭОР 2
Рассказ.
1мин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛПЗ
Практическое занятие
Системы смазки и охлаждения дизеля.
Цель: Сформировать практические навыки по разборке и сборке масляного насоса и фильтров. Ознакомиться с общими схемами системы смазки дизельных двигателей. Изучить конструкции изучаемых узлов.
Поддоны картеров являются резервуарами для масел, заливаемых в двигатель. Для слива масел в нижнюю часть поддона ввернута пробка. Поддоны изготовляют штамповкой из стали или литьем из алюминиевого сплава (двигатель Д-240 и др.). Между поддоном и картером ставят уплотнительную прокладку. Уровень масла в поддоне проверяют масломерной линейкой.
При помощи масляных насосов создают давление нагнетаемого масла в систему смазки двигателя. Работа насоса основана на том, что шестерни 1 и 2 (рис, 1) вращаются, засасывая масло через входной канал 6, которое заполняет впадины между зубьями шестерен и переносится ими в нагнетательный канал 3. При увеличении давления масла в канале 3 открывается редукционный клапан 4 и масло сливается в поддон картера.
Производительность основной секции насоса СМД-62 составляет 70 л/мин, радиаторной— 18,5 л/мин. Насосы испытывают на стендах УСИН-2 или УСИН-3. Для подачи масла в систему" смазки перед запуском на двигателе СМД-62 предусмотрен насос предпусковой подкачки масла.
Масляные радиаторы применяют для поддержания температуры масла при работе двигателя в необходимых пределах (70... ...80°С). Масляные радиаторы расположены впереди радиатора системы охлаждения, на пути воздушного потока. Включение масляных радиаторов осуществляется специальным краником или автоматически клапаном-термостатом.
Работа фильтров заключается в следующем. В роторе 7, свободно вращающемся под действием реакций струй масла, которые выходят под давлением через два жиклера 3, тяжелые частицы, загрязняющие масло, отбрасываются на стенки колпака 8. Далее масло проходит через сетку 10, жиклеры 3 и стекает в поддон картера двигателя.
Задание.
1. Пользуясь плакатами, повторите устройство системы смазки.
2. Разобрать и собрать масляный насос и фильтр.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы.
1. Пользуясь схемами и плакатами, непосредственно на двигателях ознакомьтесь с размещением приборов и агрегатов систем смазки.
2. Внимательно прочитайте название всех приборов и агрегатов, указанные на схемах систем смазки, проследите пути масла из поддона к трущимся поверхностям сопрягаемых деталей.
Пользуясь рисунком 2, рассмотрите детали масляных насосов. На двигателях СМД-62 установлены двухсекционные насосы шестеренчатого типа. Отверните болты и снимите всасывающую трубку с маслозаборником 12. Отверните болты и снимите корпус 9 радиаторной секции, осмотрите шестерни радиаторной секции (ведущую 10 и ведомую 13). Если снять шестерни радиаторной секции и проставку 8, можно увидеть ведущую 7 и ведомую 14 шестерни основной секции насоса. Разберите предохранительный клапан 5 радиаторной секции (он регулируется на давление 0,25 МПа) и редукционный клапан 4 нагнетательной секции (он регулируется на давление 0,95 МПа). Обратите внимание на отверстия в корпусе 6 насоса. Проведите сборку насоса,
Рассмотрите рисунок 3, изучите детали фильтров. Обратите внимание на то, что конструктивно фильтры дизеля СМД-62 представляют собой полнопоточные центрифуги.
Разберите фильтр. Эффективность очистки масла зависит от частоты вращения ротора, поэтому разбирать фильтр следует осторожно.
Разберите центрифугу в такой последовательности. Отверните гайку-барашек 14 и снимите кожух 9. Отверните гайку 12, удерживая колпак 8 от вращения, и осторожно снимите колпак. Рассмотрите отверстия в корпусе и оси фильтра, а также состояние отверстий жиклеров 3. Соберите центрифугу в обратном порядке.
1. Каково назначение системы смазки двигателей внутреннего сгорания?
2.Назовите приборы и агрегаты системы смазки карбюраторного и дизельного двигателей.
3. Покажите на общих схемах системы смазки двигателей пути масла к трущимся поверхностям сопрягаемых деталей. Какие детали смазываются под давлением,а какие разбрызгиванием?
4. Как устроен масляный насос двигателя СМД-62?
5. Каково назначение масляных радиаторов?
6. Каково назначение масляных фильтров?
7. Как устроена и работает полнопоточная центрифуга?