1. В.А. Родичев. Тракторы. Учебник длс СПО/М: Изд. центр «Академия», 2019.-288 с.
Дополнительная:
1. Богатырев А. В. «Тракторы и автомобили». М. КолосС. 2017
Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 4.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
ПК 4.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
Место проведения занятия:
Учебная лаборатория.
Ход занятия (структура и содержание).
№
Элементы занятия и условные вопросы.
Методы
обучения.
Время
Приме-чание.
1.
Организационный момент.
Контроль посещаемости и готовности
студентов к уроку.
Диалогический.
3 мин.
2.
Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
Вопросы:
Классификация, общее устройство и принцип работы механических КПП. Основные детали и узлы механических КПП. и их назначение. Основные понятия и определения, принцип работы механических КПП..
Монологический.
2 мин.
3.
Актуализация опорных знаний
Монологический
с элементами
диалогического.
5 мин.
4.
Порядок изучения материала.
Самостоятельная работа.
Монологический.
Тихое обсуждение.
Элементы
диалогического.
Рассказ.
45 мин
5.
Закрепление изученного материала.
Опрос.
Громкое
обсуждение.
33 мин.
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Монологический.
Беседа.
1 мин.
7.
Задание на дом. ДИ 1. Стр. 37-41.
ЭОР 1, ЭОР 2
Рассказ.
1мин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛПЗ
Практическое занятие
Механические коробки передач тракторов
Цель: Сформировать практические навыки по частичной разборке, сборки и регулировке агрегатов трансмиссии. Закрепить теоретические знания.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1. Трактор МТЗ-82.
2. Комплект инструментов
3. Обтирочный материал.
4. Учебная литература.
Теоретический обзор.
Коробка передач МТЗ-80 и его модификаций четырёхвальная, с 9 передачами переднего хода и одной передачей заднего хода, с прямой 9 передачей и редуктором режимов. Кроме того, перед КПП установлен редуктором понижающего режима.
Первичный вал 6 и вторичный вал 5 вращаются на двух подшипниках. Первый подшипник вала 6 установлен в маховике.
Заодно с промежуточным валом 3, расположенным внизу корпуса, изготовлены косозубые зубчатые колеса 2, 17, 15 и прямозубое21. Зубчатые колеса 2, 17, 15 находятся в постоянном зацеплении соответственно с зубчатыми ' колесами 4 первичного вала и 16, 11, свободно посаженными на гладкой поверхности вторичного вала. Зубчатая каретка 13 включения I и II передач может перемещаться по шлицам вторичного вала. В задней части промежуточного вала расположено прямозубое зубчатое колесо 21 включения I передачи и заднего хода. В нижней части коробки передач свободно на оси установлен блок 14 зубчатых колес заднего хода.
При включении I—III передач момент передается с первичного вала через колеса 4 и 2 на промежуточный, а с него — на вторичный вал через колеса 14 и 13 (I передача), 15 и 77(11), 77 и 16 (III). Четвертую передачу (прямую) включают, соединяя зубчатой муфтой напрямую первичный и вторичный валы КП.
Механизм переключения передач. Скользящие блоки зубчатых колес (каретки) перемещают вдоль вторичного вала вилками, закрепленными на валиках 9. Валики передвигают рычагом 12, который установлен на шаровой опоре в крышке 8. Для включения заднего хода концом рычага сжимают пружину 20 и перемещают нижний (на рисунке) шток. Такое устройство предохраняет от ошибочного включения заднего хода вместо четвертой передачи.
КП имеет шариковые фиксаторы. Замковое устройство состоит из плунжеров 18. Плунжеры установлены в сверлениях, сделанных в приливах крышки, а штифты — в сверлениях валиков. В валиках сделаны боковые выемки, которые при нейтральном положении зубчатых колес расположены против плунжеров. Расстояние, равное сумме длины плунжера, длины штифта и глубины выемки, позволяет переместить рычагом только один шток.
Передаточные числа коробки передач: 1-6,55, II-3,09, III- 1,71, IV- 1, задний ход —7,77. В коробку заливают 3 л трансмиссионного всесезонного масла ТАП-15В.
Контрольные вопросы:
1. Каково назначение механической КПП?
2.Назовите детали и узлы механической КПП .
3. Покажите на общих схемах переключение передач. Какие детали смазываются под разбрызгиванием?